ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы совершенствование системы профилактики конфликтов в образовательной организации
1.1. Теоретико-методическая основа совершенствования системы
профилактики конфликтов в образовательной организации 10
1.2. Модель совершенствования системы профилактики конфликтов в
образовательной организации 22
1.3. Педагогические условия совершенствования системы профилактики
конфликтов в образовательной организации 34
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по совершенствованию системы профилактики конфликтов в образовательной организации на примере МАОУ СОШ № 155
2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы 50
2.2. Методические аспекты совершенствования системы профилактики
конфликтов в образовательной организации 59
2.3. Итоги осуществления экспериментальной работы и их
интерпретация 65
Выводы по второй главе 73
Заключение 76
Библиографический список 80
Приложения 87
Актуальность. Основной целью реформирования образования сегодня является создание эффективной системы управления, обеспечивающей высокое качество образования, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности и общества. В связи с этим система образования должна способствовать снижению социальной напряженности и нестабильности в российском обществе через преодоление конфликтов в педагогическом процессе.
Анализ научной литературы (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Г.М. Болтукова, Н.А. Горбачева) показал, что в отечественной педагогике имеется научный потенциал и опыт практической деятельности, содержащие основы для разработки модели профилактики конфликтов в образовательной организации. Эти и другие исследования способствуют накоплению и систематизации знаний, а также обобщению педагогического опыта в русле исследуемой проблемы.
Проблема профилактики конфликтов детерминирована спецификой процесса воспитания, который по своей сути является коммуникативным и функционирует в рамках педагогического общения. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности в области управления конфликтами. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность межличностных отношений в учебной группе.
Исследования Т.Н.Мальковской показывают, что частыми причинами педагогических конфликтов являются следующие факторы: невыполнение главной социальной роли ученика (19,8% - мальчики, 15,7% - девочки); отношение к учителям (18,9% - мальчики, 11,3% - девочки); индивидуальные особенности ученика (9,5% - мальчики, 2,5% - девочки).
Таким образом, в настоящее время наблюдается неблагоприятная динамика педагогических конфликтов, которая достигает максимальной точки в подростковом возрасте. С 1-4 класс 13% (конфликтные учащиеся), 5-7класс 26%, 8-9кл. - 47%, 10-11кл. - 14%. Причинами проявления агрессивного
поведения ученые считают свободный доступ к информации в Интернете и СМИ; большое количество компьютерных игр, имеющих деструктивную направленность; различное финансово-экономическое положение социальных слоев населения и т.д. В связи с этим новая модель профилактики конфликтов в образовательной организации является одним из ведущих способов снижения агрессивного поведения учащихся.
Необходимо отметить, что Законом Российской Федерации «Об образовании» регулируется организация образовательного процесса: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов». Также конвенция о правах ребенка констатирует: «Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости». Результат этого процесса во многом определяется эффективностью мер профилактики, где содержание и характер значимых отношений между его участниками является залогом бесконфликтного взаимодействия [68].
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией направленности конфликтов между субъектами образовательного процесса и возможностью профилактики конфликтов в образовательной организации.
Анализ теоретических исследований в области профилактики конфликтов в образовательной организации позволили выявить следующие противоречия:
между необходимостью создания целостной модели профилактики конфликтов в образовательной организации и ее недостаточной теоретико-методической разработанностью.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы для нужд современной школы и педагогического образования послужили основанием для определения темы исследования: «Совершенствование системы профилактики конфликтов в образовательной организации».
Цель исследования: разработать модель профилактики конфликтов в образовательной организации, а также комплекс педагогических условий для ее эффективной реализации.
Объект исследования: процесс управления конфликтами.
Предмет исследования: процесс профилактики конфликтов в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, что
- обоснование и внедрение в образовательный процесс школы модели профилактики конфликтов в образовательной организации, которая включает цель образования, содержание, технологии обучения, результат, условия реализации модели и критерии эффективности, снизит уровень социальной напряженности (конфликтности) в данной образовательной организации.
- эффективность реализации модели профилактики конфликтов в образовательной организации должна зависеть от комплекса педагогических условий.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методический анализ состояния проблемы профилактики конфликтов в образовательной организации для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективы совершенствования.
2. Разработать модель профилактики конфликтов в образовательной организации.
3. Определить условия реализации модели профилактики конфликтов в образовательной организации;
4. Выявить и осуществить экспериментальную проверку комплекса педагогических условий эффективного функционирования модели профилактики конфликтов в образовательной организации.
Методологическая и теоретическая основа исследования опирается на общепедагогические подходы в философии образования и теории обучения (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.К. Чапаев и др.); теории конфликта (А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.А. Бондаренко, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, А.И. Шипилов и др.); теоретические основы содержания конфликтов в педагогическом процессе (К.В. Багмет, С.В. Баныкина, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); модели формирования конфликтологической компетентности (Б.С. Аминев, С.В. Баныкина, З.З. Дринка, Е.Е. Ефимова, Н.В. Самсонова и др.).
Сочетание теоретико-методического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.
Теоретические методы: изучение нормативно-правовых документов в области образования; теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ философской и психолого-педагогической литературы применялся для характеристики терминологического поля проблемы; моделирование использовалось для построения модели профилактики конфликтов в образовательной организации.
Эмпирические методы: организация констатирующего этапа экспериментальной работы по определению начального уровня профилактики конфликтов в образовательной организации; проведение формирующего этапа экспериментальной работы по практической реализации идей модели и апробации комплекса педагогических условий ее эффективной реализации наблюдение, анкетирование, тестирование.
Основные этапы и база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения Средней образовательной школы № 155 по адресу: г. Челябинск, ул. Октябрьская 3.
На первом этапе (2016г.) осуществлялось осмысление теоретико-методических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы профилактики конфликтов в образовательной организации в научной литературе и педагогической практике. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена философская, психолого-педагогическая, управленческая литература, а также диссертационные исследования по проблеме, определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.) и его понятийное поле, проводился констатирующий этап экспериментальной работы.
На втором этапе (2017г.) уточнялись задачи, гипотеза исследования, выявлялись специфика и особенности модели профилактики конфликтов в образовательной организации и комплекс педагогических условий ее эффективной реализации.
Третий этап (2018г.) включал экспериментальную работу, уточнение теоретико-поисковых выводов, итоговую обработку результатов экспериментальной работы, опубликование методико-технологических программ, рекомендаций и указаний в целях профилактики конфликтов в образовательной организации, а также их реализацию в педагогическую практику образования.
Научная новизна исследования определяется:
1. Спроектирована модель профилактики конфликтов в образовательной
организации, включающая следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно-исполнительный, оценочно-результативный и являющаяся основой совершенствования традиционного процесса управления.
2. Определен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию модели профилактики конфликтов в образовательной организации, и включающий: а) создание медиативной группы; б) повышение конфликтологической компетентности педагогов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
1. Исследована проблема профилактики конфликтов в образовательной организации на теоретико-методическом уровне, создающем прочную основу для его практического использования в условиях современного образования.
2. Эксплицированы такие основополагающие понятия, как «педагогическое управление конфликтами», «ученический конфликт», позволяющие определить их взаимосвязь и обеспечить дальнейшее теоретическое обоснование модели профилактики конфликтов в образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- в определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач развития профессиональной компетентности педагогов в области управления конфликтами в образовательной организации;
- полученные в результате исследования выводы могут быть использованы при составлении программ, разработке учебных пособий и дидактических материалов, при создании проектов по управлению конфликтами в образовательной организации, а также в системе повышения квалификации работников образовательной среды.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методической основой профилактики конфликтов в образовательной организации является: а) процесс реализации педагогической компетенции (когнитивная, психологическая, коммуникативная, профессиональная и др.), выполняющей образовательную, развивающую и конструктивную функции; б) влияние педагогов на разрешение значимых конфликтных ситуаций; совместное принятие и исполнение решений; диалогическое взаимодействие, основанное на паритетных началах; добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса; коллективная ответственность; в) актуализацию потенциалов саморазвития участников образовательного процесса.
2. Модель профилактики конфликтов в образовательной организации,
разработанная на основе принципов профессиональной направленности и субъектности, коммуникативности, совместной деятельности и диалогического общения, единства группового и индивидуального обучения, конгруэнтности, отражает взаимосвязь совокупности целевого, содержательного, организационно-исполнительного и оценочно-результативного компонентов.
3. Эффективность реализации модели совершенствования системы
профилактики конфликтов в образовательной организации обеспечивается комплексом педагогических условий, включающим: а) создание
медиативной группы; б) повышение конфликтологической компетентности педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия на научно-практических конференциях международного и Всероссийского уровней:
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Важнейшей проблемой на сегодняшний день является обеспечение безопасности образовательной системы и снижение тем самым негативных эффектов окружающей среды. Сегодня агрессивное, конфликтное поведение личности является одним из факторов возникновения критичных, опасных ситуаций в социуме.
Проблема профилактики конфликтов детерминирована спецификой процесса воспитания, который по своей сути является коммуникативным и функционирует в рамках педагогического общения. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности в области управления конфликтами. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность межличностных отношений в учебной группе.
Анализ педагогической, психологической и управленческой литературы позволил сформулировать цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и проектировании модели совершенствования системы профилактики конфликтов в образовательной организации.
Предметом нашего исследования является процесс профилактики конфликтов в образовательной организации МАОУ СОШ № 155.
Исследование теоретических основ проблемы профилактики конфликтов в образовательной организации позволило сделать следующие выводы:
- ученический конфликт - столкновение противоречивых позиций, мнений учащихся по какому-либо аспекту их жизнедеятельности, характеризующееся нарушением взаимосвязей поведенческого и личностного характера между ними, а также различными вариантами исхода, требующими своего решения.
- педагогическое управление конфликтами - целенаправленный полисубъектный процесс позитивного изменения межличностных отношений учащихся, состоящий в согласованной коррекции противоречий и формировании антиконфликтной направленности субъектов в ходе совместной деятельности. Основными функциями педагогического управления конфликтами в ученическом коллективе являются: функция организации, функция межличностной коммуникации, функция планирования и функция контроля.
Модель совершенствования системы профилактики конфликтов в образовательной организации, которая определяется взаимосвязью целевого, содержательного, организационно-исполнительного и результативного компонентов. При этом спецификой данной модели является содержательный компонент, определяющий интегративную структуру конфликтологической компетентности: управленческий блок (формирование знаний управления конфликтами; развитие мотивационно-ценностных отношений к процессу управления), психолого-педагогический блок (развитие способности устанавливать и перестраивать взаимоотношения; формирование умений определять и корректировать конфликтное поведение), технологический блок (развитие креативно-технологических знаний; формирование психолого-педагогических знаний в области управления).
- педагогические условия эффективного функционирования модели совершенствования системы профилактики конфликтов в образовательной организации, включают организацию медиативной группы; повышение конфликтологической компетентности педагога, по средствам реализации курса для учителей «Управление конфликтами в ученическом коллективе».
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования была проведена экспериментальная работа, которая заключалась в проектировании и апробации модели профилактики конфликтов в образовательной организации.
На основе цели экспериментальной работы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние системы профилактики конфликтов в образовательной организации;
2. Реализовать курс «управления конфликтами в коллективе» в
образовательной организации для повышения уровня конфликтологической компетентности учителей школы;
3. Организовать медиативную группу в образовательной организации;
В соответствии с целью и задачами экспериментальной работы мы осуществляли ее организацию, которая заключалась в следующих последовательных этапах:
a) Проведение диагностики уровня конфликтности педагогического коллектива образовательной организации;
b) Проведение диагностики уровня конфликтности среди учащихся;
c) Изучение существующей системы профилактики конфликтов в
образовательной организации;
d) Изучение уровня конфликтологической компетентности учителей школы.
e) Реализация курса для учителей «Управление конфликтами в коллективе»;
f) Организация медиативной группы;
g) Анализ результатов исследования;
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ № 155 г. Челябинска в период с 2016 по 2018 гг. В работе был задействован педагогический коллектив численностью 32 человека и 52 чел. учащихся 8 и 10 кл.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволяют отметить, что общий уровень конфликтологической компетентности у педагогов находится в среднем диапазоне и составляет 40% от общего количества. А диагностика уровня конфликтности среди учащихся позволяет констатировать: очень низкий уровень конфликтности составляет всего 3,8 % учащихся; 7,7 % составил низкий уровень конфликтности; уровень ниже среднего и ближе к среднему составляет 9,6% каждый; средний уровень, выше среднего - 13,5%; ближе к высокому - 23,07%; высокий по 15,4%; очень высокий уровень конфликтности учащихся - 1,9%.
Наблюдая данную тенденцию можно видеть необходимость реализации модели совершенствования системы профилактики конфликтов в образовательной организации.
Апробация педагогических условий эффективного функционирования модели совершенствования системы профилактики конфликтов в образовательной организации, включала повышение конфликтологической компетентности педагогов, по средствам реализации курса для учителей «Управление конфликтами в ученическом коллективе». На основе контрольного среза после завершения данного курса нами была организована медиативная группа из педагогов и психолога.
С целью подтверждения гипотезы исследования в ходе формирующего этапа экспериментальной работы были проведены два контрольных среза, определяющих динамику уровня конфликтности педагогического коллектива и учащихся образовательной организации, выявляющих эффективность выделенных нами условий реализации модели.
Сравнительный анализ начального и контрольного срезов показал, что уровень конфликтности достиг желаемого снижения.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что выдвинутое положение гипотезы исследования полностью подтвердилось и поставленные в соответствии с целью, предметом исследования задачи, определяющие личный вклад диссертанта в разработку проблемы, решены.
1. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров,
разрешения конфликтов [Текст] / В.И. Андреев. - М.: «Народное
образование», 2010. - 378 с.
2. Андрусевич, O.A. Формирование компетентности учащийсяов - психологов в разрешении конфликтов с использованием средств психотерапии [Текст] / О.А. Андрусевич // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. № 4. - С. 93-101.
3. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008.- 496 с.
4. Афанасьева, Е.А. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст]/ Афанасьева Е.А.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 159 с.
5. Багратиони, К. А. Причины конфликтов между сотрудниками:
психологический подход [Текст] / Багратиони К.А. //
Российское предпринимательство. - 2010. № 12. - Вып. 2. - С. 77 - 82.
6. Бадаева, О.Н. Конфликты в сервисных организациях: источники и пути их решения [Текст] / Бадаева О.Н., Предводителева М.Д., Решетникова К.В. // Маркетинг услуг. 2010. - № 1. - С. 66 - 78.
7. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность педагога [Текст]/ С.В. Баныкина. - Астрахань, 2009. - 122 с.
8. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте [Текст] / Н. Богатырева // Управление персоналом. 2008. - № 20. - С. 77 - 81.
9. Бухалков, М.И. Совершенствование организации и нормирование труда в современном производстве [Текст]: Учебное пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 123 с.
10. Геращенко, И. Педагогическая конфликтология [Текст] /И. Геращенко // Учитель. 2000. № 2. С.64-68.
11. Г ольцов, А. В. Методы снижения текучести кадров [Текст] // Маркетинг.
- 2006. - № 2. - С.39-43
12. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
13. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Электронный ресурс] / Р. дарендорф. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 152 с.
14. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов [Текст] /А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2011. - 320 с.
15. Егидес, А.П. Психология конфликта: учебное пособие [Текст] / Егидес А.П. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,
2013. - 320 с.
16. Ермохина, Н.Г. Конфликтология: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.Г. Ермохина. Челябинск: Образование, 2014. - 56 с.
17. Зеленков, М.Ю. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник/ Зеленков М.Ю.- Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2012.- 324 с.
18. Исследовательский центр порталаSuperjob [Электронный
ресурс] http://yyy. superjob.ru/research/articles/111893/tekuchest-kadrov-vyshe- vsego-sredi-sotrudnikov-front-ofisa-i-rabochih
19. Кащаев, А.Е. Управление социальным конфликтом: Учеб. Пособие [Текст] / А.Е. Кащаев. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2016. - 210 с.
20. Краянский, А.Ю. Философия конфликта: учебное пособие [Текст] / Краянский А.Ю.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 55 c.
21. Кибанов, А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Реламентация труда [Текст] - М.: ПРИОР, 2007. - 211 с.
22. Кибанов, А.Я, Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М; 2013. - 374 с.
23. Китайкин, К.В. Совершенствование качества системы управления персоналом на предприятиях общественного питания: автореф. дис. ... канд. тех. наук: 05.02.23 [Текст] /К.В. Китайкин. - М.:2009. - 178 с.
24. Клейн, Е. Д. Система управления человеческими ресурсами и ее совершенствование: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/Е.Д. Клейн. - СПб., 2010. - 175с.
25. Козлов, В.В., Козлова Ж А. Управление конфликтом. - М.: Эксмо, 2012.
- 224 с.
26. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник/ В.П. Ратников [и др.].
- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 543 с.
27. Конфликтология: учебник/ О.З. Муштук [и др.]. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.- 320 с.
28. Конфликтология: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Кармина А.С. - СПб.: Лань, 2010. - 444 с.
29. Кошелев, А.К, Иванникова НШ Конфликты: в организациях: виды; назначение, способы управления. - М.: «Альфа-Пресс», 2011. - 212 с.
30. Кузьмина, Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 64 с.
31. Лебедева, М.М. Технология ведения переговоров [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лебедева М.М.- Электрон. текстовые данные. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 192 с.
32. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст] / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005.- 236 с.
33. Ликсон, Ч. Конфликт: семь, шагов к миру [Текст] / Ч. Ликсон. - СПб.: Питер иаблишинг, 2017.- 160 с.
34. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе
руководителя [Текст] / Э.Э Линчесвский. - М.: Экономика, 2010. - 286 с.
35. Лукьяновская, О.В. Основы юридической конфликтологии и медиации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лукьяновская О.В., Мельниченко Р.Г.- Электрон. текстовые данные. - Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2011.- 96 с.
36. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [Электронный ресурс]: монография/ Лурия А.Р. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2002. - 527 с.
37. Манухина, С.Ю. Психология конфликта: хрестоматия. Учебно-методический комплекс [Текст] / Манухина С.Ю.- М.: Евразийский открытый институт, 2012.- 160 с.
38. Модели управления конфликтами и рисками [Электронный ресурс]/ С.А. Баркалов [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Воронеж: Научная книга, 2008.- 497 с.
39. Мельниченко, Р.Г. Медиация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельниченко Р.Г.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014.- 191 с.
40. Милюкова, А.Г. Практикум по конфликтологии [Текст]: Учебное пособие/ А.Г. Милюкова . - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 244с.
41. Морозов, A.B. Управленческая психология [Текст] / А.В. Морозов. - М.: Академический Проект, 2011. - 288 с.
42. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] - СПб.: Речь, 2004. - 234 с.
43. Никифорова, Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании [Текст] / Л. Никифорова // Кадровое дело. - 2013. № 2. - С. 48-59.
44. Овчинникова, Т.И., Гостева Г.В. Совершенствование
бесконфликтного корпоративного управлениям [Текст] / Т.И. Овчинникова // Материалы региональной конференции «Содержательные аспекты управления персоналом». - Воронеж: ВГТУ.-2011- С. 95-100.
45. Опросник для исследования удовлетворенности трудом [Электронный ресурс] -http://www.market-joumal.com/psihupravlenie/112.html
46. Профилактика и разрешение социальных конфликтов [Электронный ресурс]/ О.И. Андреева [и др.]. - Электрон. текстовые данные.- СПб.: Санкт- Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011.- 277 с.
47. Пахомова, Ю. А. Управление трудовыми конфликтами в организациях потребительской кооперации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Ю. А. Пахомова. - Курск, 2011. - 226 с.
48. Перцова, Н. Как управлять текучестью персонала [Текст] // Секрет фирмы. - 2008. - № 9.
49. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для учащийсяов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» [Текст] / Решетникова К.В.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 175 с.
50. Светлов, В.А. Словарь по конфликтологии [Электронный ресурс] / Светлов В.А.- Саратов: Вузовское образование, 2013.- 325 с.
51. Светлов, В.А. Современное введение в конфликтологию для бакалавров и специалистов [Текст] / Светлов В.А. - Саратов: Вузовское образование,
2014. - 391 с.
52. Свистунов, В. Современные подходы к оценке текучести персонала [Текст] / В. Свистунов, М. Тюленева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 6.
53. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2012. - 213 с.
54. Семина, Т.В. Социальное управление кадровым потенциалом в медицинских организациях системы здравоохранения РФ: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08/ Семина Т. В. - М.: 2011. - 150 с.
55. Скавитин, А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров [Электронный ресурс] // Управление персоналом -http://www.aup.ru/articles/personal/
56. Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Дж.Г. Скотт. - Киев: Изд. «Об-во «Везилин и Ко ЛТД», 1991. Вып. 2.
57. Соловьева, Ю.Ю. Регулирование текучести персонала в условиях нестабильной экономики: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05/ Ю.Ю.Соловьева. - Новосибирск, 2009. - 199 с.
58. Сурвилло, Е.Ю. Социальная технология урегулирования организационных конфликтов в коммерческих организациях розничной торговли: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08/ Е.Ю. Сурвилло. - СПб., 2009. - 170 с.
59. Сюй Цзиньли. Управление инновационными конфликтами в российских организациях: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Сюй Цзиньли. - Москва, 2010. - 126 с.
60. Таскаев, В.Н. Социальные конфликты: проявление и преодоление [Текст] / В.Н. Таскаев // Человек и труд. - 2008. - № 2. - С. 60 - 61.
61. Управление персоналом [Текст] / под ред. Т.Ю. Базарова.- М.: Академия, 2009. - 247 с.
62. Управление проектами: учебник для бакалавров [Текст] / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под ред. Е. М. Роговой. - М.: Юрайт, 2013. - С. 13-14.
63. Управление текучестью кадров и трудовой дисциплиной [Электронный ресурс] - http: //www. market-j ournal .com/psihupravlenie/61. html
64. Уткин, Э.А. Конфликтология: Теория; и практика [Текст]/ Э.А. Уткин. - М.: ЭКСМО, 2000. - 272 с.
65. Федоров, А.Ю. Актуальные виктимологические проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях корпоративных конфликтов: монография [Текст] / Федоров А.Ю. - Саратов: Вузовское образование, 2012.- 161 c.
66. Фомин, Т.П. Модели конфликтов [Текст] /Т.П. Фомин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6. С. 64-71.
67. Хасан, Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учеб.-метод. пособие для вузов [Текст] / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Мирос, 2001. - 176 с.
68. Хорни, К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Текст] / К. Хорни. - Спб.: Лань, 1997.
69. Чумиков, А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия [Текст] / А.Н. Чумиков //СОЦИС. 1995. № 3.
70. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. - М.: Юнити, 2010. - 368 с.
71. Шуклин, М.С. Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04/ М.С. Шуклин. - Екатеринбург , 2006. - 198 с.