Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА

Работа №80988

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА 7
1.1. История становления и развития женских казахских танцев . 7
1.2. Общие критерии классификации и принципы исполнения
женских казахских танцев 12
1.3. Костюм как компонент сценического образа женского
казахского танца 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА 29
2.1. Основные движения рук женского казахского танца 29
2.2. Основные ходы и движения ног женского казахского танца. 36
2.3. Методика изучения женского казахского танца в старшей
возрастной группе школьного ансамбля танца 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Традиционная культура казахов насчитывает богатое наследие фольклорных песен, танцев, игр, состязаний, культуры пантомимы и различных обрядов. Все это является неотъемлемой частью социальной сферы жизнедеятельности казахского народа. Несмотря на то, что духовная культура казахов с течением времени претерпела ряд изменений, а многие самобытные фольклорные песни и обрядовые танцы не дошли до наших дней, осталась основная сюжетная линия танцев, обрядов и традиций, которые по сей день свято хранятся, развиваются и поддерживаются казахским народом.
Исполнение народных казахских танцев изначально было присуще мужчинам. В исследованиях сценического театрального искусства упоминаются известные в народе комиков и плясунов: Ахмет Берсагимов, Рахим Асылбеков, Зарубай Кулсеитов, Курманбек Джандарбеков. Они были первыми исполнителями - профессионалами.
Становление и развитие женского казахского танца связано с Шарой Жиенкуловой. Ее танец «Келиншек» (молодуха) в музыкальном спектакле «Айман-Шолпан» в 1933 году был первой попыткой создания женской сценической хореографической лексики.
Современный женский казахский танец претерпел значительные изменения по сравнению с первыми сценическими вариантами. Прежде всего, эти изменения касаются техники исполнения. Она стала сложнее за счет обогащения движениями и элементами классического и народно- сценического танца. Казахские движения обрели большую широту, виртуозность, силу, пластичность. С одной стороны, это сделало казахский танец сценически более зрелищным и ярким.
Но с другой стороны, умения и навыки классического танца, стилизация во многом нивелируют самобытную колоритность казахских движений, придавая им излишнюю легкость, мягкость, стандартность.
Танцы становятся похожими друг на друга и отличаются порой только костюмами и музыкой. Во многих самодеятельных и даже профессиональных коллективах руководителей интересует больше чисто техническое мастерство, которое доставляет зрителям только эстетическое удовольствие. В результате казахский танец все более отдаляется от национальной манеры, свойственной народным исполнителям.
Поэтому, несмотря на увеличение в репертуаре коллективов новых казахских танцев, в целом мы наблюдаем некоторый спад интереса молодого поколения к плясовым традициям и, шире, к духовным богатствам своего народа. Постепенно угасает подлинное народное импровизационное плясовое творчество, забываются и не используются национальные, не менее интересные движения и приемы, разработанные Шарой Жиенкуловой, Сарой Кушербаевой, Тати Изимовой. Незаслуженно забыты воссозданные О. Всеволодской-Голушкевич этнографические сюжеты, движения и образы.
Сегодня по казахской хореографии создана достаточная теоретическая база. О национальных особенностях казахского танца, его становлении и развитии в разное время писали Д. Абиров, А. Исмаилов, Л. Сарынова, Г. Жумасеитова, Т. Кишкамбаев, Л. Мамбетова. Методику изучения казахского танца предложили А. Кульбекова, Г. Бейсенова, Г. Орумбаева. Казахский танец становится предметом обсуждения многочисленных конференций, круглых столов. Постоянно проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы по казахскому танцу. Все эти мероприятия направлены на решение задач сохранения и развития преемственности народных традиций, обеспечивающих естественный процесс развития плясового фольклора на современном уровне.
При всем многообразии женских казахских танцевальных движений, предлагаемых разными авторами для изучения, не существует единой методики в преподавании и не выработана единая терминология. Но, тем не менее, можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространенных элементов, которые являются своеобразным алфавитом, из которого складываются танцевальные «слова» и «фразы». Каждый такой элемент носит национальную окраску и раскрывает национальные особенности характера казахского народа. Транскрипция многих фольклорных движений на профессиональный хореографический язык может придать сценическим танцам оригинальный национальный характер.
Вопросы соотношения традиций и современности в казахской хореографии, послужили отправной точкой в выборе темы исследования: «Национальные особенности и методика изучения женского казахского танца».
Цель исследования - раскрыть национальные особенности женского казахского танца и показать методику его изучения.
Задачи исследования:
- проследить этапы становления и развития женского казахского танца через творчество народных и профессиональных исполнителей;
- показать тематическое многообразие женских казахских танцев;
- определить отличительные особенности исполнительской манеры женских казахских танцев;
- раскрыть методику изучения казахских движений, характерных для женского казахского танца.
Объект исследования - женский казахский танец.
Предмет исследования - отличительные особенности и методика преподавания женского казахского танца.
В исследовании мы опирались на труды этнографов, искусствоведов по теории и истории народной казахской культуры (А.В. Затаевича, И. Алтынсарина, У. Джанибекова, Р.С. Джунусовой, З.Б. Ажибековой); работы, раскрывающие проблемы развития казахской национальной хореографии (Л.П. Сарынова, Д.Т. Абиров, С.Б. Жукенова, А.А. Жолтаева); учебно-методические пособия по преподаванию казахского танца (Г. Бейсенова, С. Кульбекова, И. Тобагабылова, Ш. Салимбаева).
В работе над раскрытием темы мы использовали такие методы, как:
- изучение научной литературы по теме исследования;
- изучение и анализ программ и методических рекомендаций по преподаванию казахского танца;
- просмотр и анализ видеоматериалов с выступлениями самодеятельных и профессиональных артистов с целью выявления особенностей исполнения.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть полезны руководителям самодеятельных хореографических коллективов, педагогам дополнительного образования, постановщикам казахских танцев.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения. В конце работы представлен список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании мы рассмотрели наиболее распространенные в народе женские казахские танцы. Анализируя работы Д. Абирова, Л. Сарыновой, А. Исмаилова, О. Всеволодской-Голушкевич и др. по исследованию казахского танцевального фольклора, мы обнаружили большое количество названий, относящиеся к женскому исполнению.
Также мы выделили движения, на основе которых создавалась хореографическая лексика для женских сценических танцев. Все движения имеют глубокий смысл и внутренний психологический подтекст. В движениях отразились художественно-образное мышление народа, его древнейшие воззрения и мироощущения. Одни движения опоэтизировано передают манипуляции человека в процессе труда, другие описывают казахские орнаменты. Некоторые движения пластически воспевают явления природы или имитируют повадки птиц и зверей. Многие движения родились просто из особенностей одежды и обуви танцора.
Мы определили, что становление женского сценического казахского танца началось не с обработки танцевального фольклора, как это было с мужскими плясками, а создания заново. Первые женские сценические танцевальные образы принадлежат Шаре Жиенкуловой. Благодаря ее интерпретации и талантливому исполнению, заимствованные и стилизованные движения первых казахских танцев становятся подлинными средствами народной хореографии.
Яркими представителями женского исполнительского творчества, продолжателями традиций Шары, были А. Изидова, Л. Ходжикова, Г. Шарипова, Н. Тапалова, Г. Бейсенова, Т. Изимова.
Активное развитие женской казахской народно-сценической хореографии связано с творчеством таких балетмейстеров, как Ю. Ковалев, Д. Абиров, З. Райбаев, Б. Аюханов, М. Тлеубаев. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, принес и закрепил новые принципы в постановку казахского танца.
Сегодня женский казахский танец занимает достойное место в репертуаре профессиональных ансамблей: Государственный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат», молодежно-эстрадный театр танца «Гульдер» (чисто женский коллектив), народно-этнографический ансамбль танца «Алтынай», театр танца «Наз». Кроме этого, создано огромное количество ансамблей при областных филармониях, военные ансамбли, самодеятельные хореографические коллективы.
Просмотр концертных программ этих коллективов показал, что современный женский казахский танец сегодня значительно вырос в техническом (исполнительском) плане. Это связано, в первую очередь, с системой подготовки исполнителей народных танцев. В Казахстане существует ряд учебных заведений, выполняющих эту функцию: Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева, Республиканский колледж эстрадно-циркового искусства, Академия искусств, Национальная Академия хореографии, областные колледжи культуры и искусства Образовательный процесс в этих учебных заведениях, кроме общепринятых дисциплин - классический, народно-сценический танцы, композиция танца, основы музыки и т.д. - включает и изучение казахского танца как самостоятельной дисциплины.
Поэтому казахский танец получил развитие за счет обогащения движениями балетной техники, народно-сценической и современной хореографии, взаимосвязи с танцевальными традициями других народов. Активно применяются принципы стилизации.
С появлением сценических танцев была разработана новая форма женского танцевального костюма. В основном работа велась по пути облегчения традиционного народного костюма. Несмотря на многие исторические заимствования отдельных деталей у других народов, форма костюма, разработанная художниками А. Ненашевым и Г. Исмаиловой, становится общепринятой основой. Сравнивая старинный национальный и сценический современный костюмы, мы определили, что не изменился фасон костюма, сохранена общая композиционная симметрия, принцип метрического ряда орнамента при формировании вышивки, выдерживается подбор тканей и расцветка костюма, форма, назначение и образ головных уборов. Развитие костюма сегодня идет по пути стилизации - сохранения традиционных форм и поиска новых выразительных средств.
Отличительной особенностью казахских танцев, не только женских, является музыка, а именно метроритмическая структура. В европейской музыке метр обычно регулярный с одинаковыми тактами. В народной казахской музыке чаще встречается метр нерегулярный, с неодинаковыми тактами. Это может быть «свободный переменный метр», без определенного порядка, и «периодически-переменный» (с определенным порядком чередования разных тактов). Поэтому, приступая к обучению, необходимо сделать подробный анализ музыки. Знание и понимание музыки при разучивании отдельных движений и всего танца обеспечивает выполнение одного из основных правил - соблюдение точности ритмического рисунка движений и соответствие их характеру музыки.
Анализируя программы различных авторов, мы убедились, что все движения, характерные для женского казахского танца, объединены в группы по своей сложности и последовательности изучения:
1. Основные положения рук, корпуса, головы.
2. Основные движения рук.
3. Основные традиционные ходы.
4. Основные традиционные элементы танца.
Основные движения, которые делают женский казахский танец выразительным и непохожим на другие, это движения рук. Руки в одних случаях выражают какое-то бытовое действие или трудовой процесс, в других имеет ассоциативный, орнаментальный характер, в третьих - помогают раскрыть природу, повадки животных, настроение человека.
При всем разнообразии казахского плясового фольклора все движения одновременно передают чувства человека и имеют единые эстетические принципы танцевально-технологических приемов, которые воспитываются школой народно-сценического танца.
Актуальным вопросом по-прежнему остается методика преподавания. В своей практике при изучении мы пользуемся программой Г. Бейсеновой, она наиболее полно отражает традиционные танцевальные формы плясового фольклора. В процессе обучения мы стараемся не только точно и правильно выучить движения, но и добиться неповторимости, самобытности этих движений, чтобы технически исполненный элемент был синтезом национальных форм, ритмов, красок.
Сохранение и развитие казахского народного танца на высоком профессиональном уровне возможно при комплексном подходе к его обучению, опоре на традиции классической и народно-сценической хореографии.



1. Абиров Д. История казахского танца [Текст]: Учебное пособие / Д.Т. Абиров. - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.
2. Балтабаев, М.Х. Елим-ай: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие, хрестоматия для учителей / М.Х. Балтабаев, Д.А. Берденова, У.Ж. Серикбаева. - Алматы, 1994. - 210 с.
3. Бейсенова, Г.Н. Казахский танец [Текст]: программа по казахскому танцу для хореографических училищ, училищ культуры, школ искусств, факультетов по хореографии высших учебных заведений / Г.Н. Бейсенова.- Алматы, 1993. - 18 с.
4. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии [Текст] / Ю.В. Бромлей. - М., 1983. -277 с.
5. Валиханов Ч. Ч. Вооружение в древние времена. [Текст] / Ч.Ч. Валиханов // Соб.соч., т 1, А.,1961, с.464.
6. Всеволодская-Голушкевич О.В. Школа казахского танца.-
Алматы: Онер, 1994.-184 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1965.- 325.
8. Геращенко В.В. Педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях [Текст] /: Дис...канд.пед.наук.- М., 1985.- 208 с.
9. Горбачев, А.А. Проблемы и перспективы культурологического образования в вузах культуры Казахстана [Текст] / А.А. Горбачев // Проблемы и перспективы молодого вуза культуры: Тезисы докладов на межрегион. научно-практической конференции.- Уральск, 2014. - С.14-15.
10. Гусев, В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность [Текст] / В.Е. Гусев // Фольклор и художественная самодеятельность. - Спб., 2001. - С. 36-39
11. Дальгейм, А. Казахские танцы [Текст] / А. Дальгейм, А. Ескалиев. - Алматы: Онер, 1997. - 68 с.
12. Диваев А.А Из области киргизских верований [Текст] / А.А. Диваев. - Казань, 2011
13. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / У. Джанибеков.- Новосибирск, 2011. - 210 с.
14. Джанибеков, У. Айтысы и искусство танца: о взаимосвязях песенной импровизации и танца [Текст] / У. Джанибеков, О.В. Всеволодская-Голушкевич // Простор. - 1988. - № 1. - С. 24-27.
15. Джулумбетова, Г.А. Танцы народов Средней Азии и
Казахстана [Текст] / Г.А. Джулумбетова.- Алматы: Онер, 2004.- 102 с.
16. Ерзакович, Б.Г. Песенная культура казахского народа [Текст] / Б.Г. Ерзакович.- Алма-Ата: Наука, 1965. - 68 с.
17. Жиенкулова, Ш. Казахские танцы [Текст] / Ш. Жиенкулова.- Алматы: Онер, 1985. - 276 с.
18. Жиенкулова, Ш. Танцы друзей [Текст] / Ш. Жиенкулова. - Алматы: Мектеп, 1989. - 112 с.
19. Жиенкулова, Ш. Тайна танца [Текст] / Ш. Жиенкулова. - Алматы: Онер, 1980.- 280 с.
20. Жиенкулова, Ш. Би орнектери (на каз.яз.) [Текст] / Ш.
Жиенкулова. - Алматы, 2010. - 314 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://books.google.ru/books/about/(дата обращения 14.10.2017)
21. Жолтаева, А.А. Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Жолтаева. - М., 2012.- 167 с.
22. Жузбасов, К.Г. Казахи [Текст] / К.Г. Жузбасов. - Алматы: Казахстан, 1995.- 352 с.
23. Жукенова С Б Проблемы совершенствования подготовки руководителей самодеятельных хореографических коллективов в Казахстане. Тезисы докл.на межвуз.науч.конф.- [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books/about/(дата обращения 07.11.2017)
24. Жукенова, С.Б. Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / С.Б. Жукенова. - М., 1991.- 195 с.
25. Жукенова С.Б. Роль самодеятельного хореографического Ибраев Б. Космогонические представления наших предков //ДП.- 2003.№ 8.- 44
26. Иноземцева Г.В. Народный танец.- М.: Знание, 1971.- 48 с.
27. Казахи: учебное пособие для студ. ВУЗов / Б. Казыханова, Б. Ибраев; под ред. К.Г. Жусбасова. - Алматы: Казахстан, 1995.- 325 с.
28. Казыханова, Б. Эстетическая культура казахского народа.
[Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/about/(дата
обращения 07.11.2017)
29. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика.- М., 1988.
30. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством [Текст] / под ред. К.Г. Жусбасова. - Алматы, 2001.- 264 с.
31. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога- хореографа и его формирование:Дис.канд.пед.наук.- Пермь, 2013.-180 с.
32. Кульбекова, А.К. Казахский танец [Текст]: Учебно¬
методическое пособие / А.К. Кульбекова. - Уральск, 2010. - 87 с.
33. Методические материалы по специальности 06.04.00 "Хореография" под ред.Кульбековой А.К.- Уральск, 2010.- 81 с.
34. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи: Дис.канд.пед.наук.- М., 2004.-С.50.
35. Наумова, О.Б. Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана: автореф. дис. ...канд. ист. наук / О.Б. Наумова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/etaografia/sovremennye-jetaokultamye-processy-u-kazahov-v-mno gonacionalnyh-raj onah.html(дата обращения 11.11.2017)
36. Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика.- М., 1998.
37. Орумбаева, Г. Казахский танец. Методика его преподавания [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Г. Орумбаева, А. Калелова; под ред. Г. Бейсеновой. - Алматы: Респуб.изд.каб., 2015. - 160 с.
38. Основы педагогического мастерства: Учебно-метод.пособие для спец.высшихучеб.заведений.-М.: Просвещение, 1999.
39. Павлова А. Хореография в школе. Методические рекомендации.- Тамбов: Изд-БО ТГУ им.Г.Р.Державина, 1999.
40. Программа по казахскому народному танцу для факультетов
хореографии высших учебных заведений / под. ред. А. Кульбековой. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-
metodika-prepodavaniya-kazakhskogo-narodnogo-tantsa-v-vuzakh-kultury-i-iskusstv(дата обращения 23.09.2017).
41. Программа "Теория и методика преподавания казахского танца" по специальности 03.05. "Бакалавр хореографии" [Текст].- Алматы, 2005.- 16 с.
42. Сапарова, Ю.А. Становление и развитие художественной самодеятельности в Казахстане: дис. ...канд. пед. наук / Ю.А. Сапарова. - [Электронный ресурс] URL:http://www.dslib.net/kult-prosvet/stanovlenie-i-razvitie-hudozhestvennoj-samodejatelnosti-v-kazahstane.html(дата обращения 23.10.2017).
43. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
44. Сохранение и возрождение фольклорных традиций [Текст]: сборник / Сост. Бинин.- АлмаАта.-М., 2011. - 256 с.
45. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст] / И.В. Суханов.- М.: Политиздат, 1976.- 216 с.
46. Ткаченко Т.С. Народный танец [Текст] / Т.С. Ткаченко.- М.: Искусство, 2011.- 17.
47. Формирование национального балета в Казахстане [Электронный ресурс] URL:http://allrefs.net/c2/2sigt/(дата обращения 05.08.2017)
48. Хасанова Ж.С. Подготовка воспитателей к использованию казахской народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Ж.С. Хасанова // Автореф. дис...канд. пед. наук. - Алматы, 2003. - 21 с.
49. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис.канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006.
50. Шаханова, Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) [Текст] / Н. Шаханова. - Алматы, 1998.
51. Яценко, Н.П. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры в развитии самодеятельного хореографического творчества [Текст] / Н.П. Яценко. - М., 1996. - 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ