Введение 3
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития творческих способностей дошкольников
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
творческих способностей дошкольников 6
1.2. Характерные особенности развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Взаимодействие семьи и детского сада по развитию творческих
способностей дошкольников 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Исследование по развитию творческих способностей дошкольников на примере МКДОУ «Детский сад № 10» г. Карабаша
2.1. Анализ работы МКДОУ «Детский сад № 10» г. Карабаша по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей 33
2.3. Анализ результатов исследования в МКДОУ «Детский сад № 10» г. Карабаша по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список использованной литературы 47
Приложение
Развитие творческих способностей личности - актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки. При всем многообразии исследований и практических решений она остается неисчерпанной и привлекательной.
Известно, что дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом творческие способности происходят наиболее эффективно в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности, интересы, потребности, установки.
Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых членов семьи.
Семейное воспитание рассматривается в литературе не только как целенаправленная система воздействий родителя на ребенка, но и как фактор обращения с ним (А.И. Захаров). В любой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей.
Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Результаты творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
В настоящее время развитие творческого потенциала у детей и вовлечение родителей в образовательный процесс нашло отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) дошкольного образования, тем самым, объединив всех участников образовательного процесса для эффективного развития творчества дошкольника.
Однако проблемой является то, что далеко не все ДОО активно привлекают родителей к развитию творческих способностей детей, поэтому она является актуальной и это позволило сформулировать тему нашего исследования: «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: взаимодействие детского сада и семьи по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников.
2. Усвоить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить работу воспитателей ДОО, при взаимодействии с семьей по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ работы «Детский сад № 10» г. Карабаша по
развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и внедрить мероприятия, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей и доказать их эффективность.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если привлекать к нему семьи воспитанников.
Методологическую базу исследования составляют труды педагогов: Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Б. М. Теплов, А.В.Запорожеца, Н.Н. Поддьякова, Н.А.Ветлугина, О.М.Дьяченко, Е.Е. Кравцова, В.Т.Кудрявцева, Б.Л.Яворского, А.Н.Леонтьева, А.И. Захаров и др.
Методы исследования: наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование.
Практическая значимость: разработанные мероприятия взаимодействия детского сада и семьи по развитию творческих способностей дошкольников могут быть использованы руководителями и воспитателями ДОО, а также родителями дошкольников.
База исследования: МКДОУ «Детский сад №10» г.Карабаш, старшая группа «А», 21 ребёнок.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном образование ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Велика и роль семьи в воспитании и развитии ребенка.
Таким образом, в результате исследования нами были решены следующие задачи: проанализировав литературные источники по проблеме развития творческих способностей дошкольников, мы сделали вывод, что одним из основных требований, выдвигаемых в обучении творчеству дошкольников, является необходимость помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Убедились, что данный вопрос в настоящее время актуален. Так как современные условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в наших дошкольников качества творческого человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений, творческий потенциал дошкольников определяет его деятельность, и творческая активность развивается в деятельности.
Изучая характерные особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, убедились, что в процессе творческих способностей углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают творческими навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. И так же, что в целом, творческая способность оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка. Диагностика особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего этапа исследования позволила получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня: низкий, средний, высокий. Изучение опыта работы воспитателей ДОО при взаимодействия с семьей можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Что свидетельствует после проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Результаты творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.
Результат проведенного исследования на констатирующем этапе анализа работы «Детский сад № 10» г. Карабаша по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста показали, чтобы увеличить качественные характеристики творческих способностей дошкольников и рост повышения творческой деятельности детей, способствующие на развития творческих способностей дошкольников через взаимодействие семьи и детского сада, необходимо разработать мероприятия. Разработанные и внедренные нами мероприятия, направленные на взаимодействие детского сада и семьи, показали положительные результаты в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. В ходе анализа результатов исследования мы пришли к тому, что после проведенных мероприятий наблюдается динамика роста показателей творческих способностей дошкольников. Эти мероприятия могут использовать другие педагоги в своей педагогической деятельности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если проводить активную совместную работу с семьями воспитанников. Построение же и внедрение системы воспитания, отвечающей требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческих способностей.
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст] /М.К. Акимова; под ред. М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.
2. Андреева, Е.В. Творческие задания «Золотого ключика». — Самара, Центр развития образования, 2012 [Электронный ресурс] /Е.В. Андреева, Т.А. Лелюх, Н.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0264/index.shtml.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст]: учебник /А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Академия, 2008. - 56 с.
4. Арсентьева, В.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учеб. пособие /В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]: монография /Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 128 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 341 с.
7. Гульянц, Э.К. Поделки из природных материалов в детском саду [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Э.К. Гульянц. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МарТ, 2007. - 208 с.
8. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: методическое
руководство [Текст]. - СПб.: ИМАТОН, 1998. - 170 с.
9. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет [Текст] /В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2009. - 224 с.
10. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития. Сесиль Лупан. От 0 до 3 лет [Текст] /В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2009. - 224 с.
11. Дошкольная педагогика [Текст]. - М.: Приор-Издат, 2002. - 192 с.
12. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после [Текст] / О.М. Дьяченко //Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С.98 - 104.
13. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном
учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения
[Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 245 с.
14. Ефремова, О.С. Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] /О.С. Ефремова. - Режим доступа: http: //www.detsad179.ru/palitra5. html.
15.Зимонина, В.Н. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого,
организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым [Текст]:
программно-метод. пособие /В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
16. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] /Е.П. Ильин. - Режим доступа: http://lib100.com/book/common_psychology/psych_creat/.
17. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] /И. Ильницкая //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С.49 - 55.
18. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева; под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
19. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] /О.Н. Истратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 375 с.
20. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст]: метод.
пособие для специалистов /Т.Г. Казакова. - М.: Вест-Финанс;
Карапуз-дидактика; Сфера, 2006. - 191 с.
21. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие [Текст]: учеб. пособие /Ю.Е. Калугин. - Челябинск: ЧеРо, 1999. - 98 с.
22. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: словарь /Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 235 с.
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /С.А. Козлова. - 4-е изд. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
24. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]: кн. для педагогов дошк. учреждений /Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.
25. Концепция дошкольного воспитания [Текст] /под ред. В.В.
Давыдова. - М.: Академия, 2005. - 54 с.
26. Коротаева, Е. Творческая педагогика [Текст] /Е. Коротаева
//Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С.40 - 42.
27. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда; под ред. О.А. Шаграевой, С.А Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
28. Куцакова, Л.В. Воспитание ребёнка - дошкольника: развитого, культурного, активно-творческого: в мире прекрасного [Текст]: программно-метод. пособие /Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова. - М.: Владос, 2004. - 368 с. - (Росинка).
29. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду [Текст]: учебник /И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2011. - 144 с.
30. Малкова, Г.Л. Творчество детей — становление, саморазвитие, гармония личности [Электронный ресурс] /Г.Л. Малкова. - Режим доступа:
http: //pionerart.ru/about/obuchenie risovaniyu/tvorchestvo detei.
31. Мартынов, Д.Б. Способности [Электронный ресурс] /Д.Б. Мартынов.
- Режим доступа: http://h-sciences.ru/psychology/181-21-
sposobnosti.html.
32. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одарённость детей, её
выявление и развитие [Текст]: метод. пособие /А.А. Мелик-Пашаев.
- Дубна: Феникс+, 2006. - 112 с.
33. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] /А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
34. Немов, Р.С. Психология Кн. 2 Психология образования [Текст]: учебник для студ. вузов /Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2002.-608 с.
35. Носова, У.Н. Творчество [Электронный ресурс] /У.Н. Носова. - Режим доступа:http: //www.braintools.ru/creation.
36.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник /Л.Ф. Обухова. - М.: Пед. общ. России, 2001. - 422 с.
37. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов
/Л.А.Парамонова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
38. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] /О.В. Пастюк. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 196 с.
39. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»:
Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 112 с.
40. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Б.И., 1994. - 210 с.
41. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] /А.О. Прохоров. - М.: ПЕРСЭ, 2004.
- 176 с.
42. Психология развития [Текст] /под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
43. Романова, А.С. Методы и способы исследования творческой активности дошкольников [Электронный ресурс] /А.С. Романова. - Режим доступа: http://www.razumniki.ru/metod_issledovaniya_tvorcheskoy_aktivnosti.ht ml.
44. Ружникова, И.Г. Детское творчество как фактор развития личности [Текст] /И.Г. Ружникова //Детский сад от А до Я. - 2010. - №6. - С.4 - 9.
45. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие /О.П. Солодилова. - М.: Велби; Проспект, 2005. - 288 с.
46. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое [Текст] /Г. Спенсер; пер. с англ.; сост и отв. ред. Г.Б. Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека).
47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. /Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
48. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: программа, конспекты [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений /Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2007. - 143 с.
49. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /В. Штрасмайер; пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2002. - 240 с.
50. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.