Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №33525

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
599
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эколого - педагогической компетентности и организации взаимодействия с семьей по экологическому образованию дошкольников 7
1.1. Сущность понятия эколого - педагогической компетентности,
необходимость ее формирования у всех участников образовательного процесса детского сада 7
1.2. Психолого-педагогические исследования основ экологического
образования дошкольников 15
1.3. Технологии взаимодействия с семьей по вопросам экологического
воспитания детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по повышению эколого-педагогической компетентности родителей воспитанников старшей группы детского сада 33
2.1. Изучение уровней экологического развития детей старшего
дошкольного возраста и уровней эколого-педагогической компетентности их родителей 33
2.2. Планирование и организация работы по повышению уровня эколого -
педагогической компетентности родителей воспитанников экспериментальной группы 51
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 58
Выводы по главе 2 70
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение


Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологические проблемы взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стали очень острыми и приняли огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача каждой дошкольной образовательной организации. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Недаром 2017 год был объявлен в России годом экологии.
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении доступных экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Вместе с тем, начальные нравственные установки закладываются в семье.
Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Семья призвана заложить у ребенка отношение к природе как источнику уникальных материальных и духовных ценностей. А задача воспитателей детских садов - грамотно выстроить работу с родителями по экологическому воспитанию в семье.
Между тем, анализ современной практики семейного и общественного дошкольного образования показывает, что экологическое направление в работе с детьми не является приоритетным. Заказчики образовательных услуг дошкольных образовательных организаций - родители дошкольников озабочены, в первую очередь, подготовкой детей к школе. Поэтому, определяя дополнительные кружковые занятия для своих детей, родители не выбирают кружки экологической направленности.
Это определило выбор темы работы: «Повышение эколого-педагогической компетентности родителей как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: изучить теорию и практику взаимодействия детского сада с семьей по экологическому образованию дошкольников.
Объект исследования: формирование эколого-педагогической компетентности участников образовательного процесса детского сада.
Предмет исследования: организация взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения эколого-педагогической компетентности родителей.
Гипотеза исследования: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «эколого - педагогическая компетентность»;
2. Проанализировать психолого-педагогические основы экологического образования дошкольников;
3. Изучить уровни экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Спланировать и организовать работу по повышению экологопедагогической компетентности родителей экспериментальной группы.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по теме исследования; анализ проведенной работы и результатов исследования;
- эмпирические: наблюдение; анкетирование; опрос; беседа;
диагностическое обследование, анализ, тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 291» Московского района города Казани Республики Татарстан.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведённого нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы установили, что без сотрудничества детского сада с семьёй невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребёнка. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех мероприятий, а не просто сторонними наблюдателями.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является экологическое образование детей. Детский сад и семья призваны принимать самое активное участие в реализации задач экологического образования детей, целью которого является принятие дошкольниками экологических ценностей, овладение умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и повышение экологической культуры детей.
Для эффективного экологического развития дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия детского сада с семьёй. Такая система включает определённое содержание, технологии работы, а так же создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать эколого-педагогические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому образованию дошкольников.
Так как развитие дошкольников происходит в деятельности и именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир, то большое внимание следует уделять организации совместной экологической деятельности детей и взрослых. Активное вовлечение родителей в экологические праздники, походы, экскурсии, акции, проекты позволяет создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию задач экологического развития детей в детском саду и семье.
Разработанная нами система мероприятий по эколого-педагогическому просвещению родителей воспитанников и их во влечению в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, которая строилась на организации совместной практической деятельности (природоохранные акции, экологические проекты, праздники, развлечения, действующий родительский клуб, семинары-практикумы и т.д.), показала свою эффективность: число заинтересованных родителей экспериментальной группы вопросами экологического образования детей на контрольном этапе эксперимента оказалось значительно выше, чем на констатирующем этапе. Так если на начало эксперимента данное число родителей составляло всего 15 человек (60%), то на контрольном этапе эксперимента число родителей экспериментальной группы заинтересованных вопросами экологического образования детей возросло до 21 человека (84%). В то время как в контрольной группе родителей, где работа с родителями строилась в основном на использовании информационных и наглядных формах взаимодействия, число родителей заинтересованных вопросами экологического образования детей на начало эксперимента составляло 18 человек (72%) и данные показатели остались прежними и на контрольном этапе эксперимента.
Активное вовлечение родителей в процесс реализации задач экологического образования детей в детском саду и в семье, значительно способствовало повышению уровня экологического развития детей старшей экспериментальной группы. Так если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 5 детей (20%), то в контрольной группе это всего 2 ребёнка (8%); со среднего уровня на высокий поднялись 5 детей (20%) экспериментальной группы, а в контрольной группе этот показатель не изменился.
Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (48%), в контрольной группе 3 ребёнка (12%); на среднем уровне в экспериментальной группе 13 детей (52%), в контрольной группе 18 детей (72%); на уровне ниже среднего в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребёнка, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (16%).
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что системное эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников построенное на вовлечении их в процесс экологического образования детей в детском саду и в семье, способствует достижению старшими дошкольниками достаточно высокого уровня экологического развития.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: взаимодействие детского сада с семьей по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование данной работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- будут применены современные технологии организации взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию;
- родители активно участвуют в обогащении эколого-развивающей среды, в экологических акциях, экологическом театре, экскурсиях, походах и других эколого-педагогических мероприятиях детского сада.



1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание в детском саду - изд-е 2-е, испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104 с.
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 - С. 36-41
4. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. // Ребёнок в детском саду -№ 5, 2002. - С. 80-82.
5. Виноградова, Н.Ф. Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана - Граф, 2007.-144с.
6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
7. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
8. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб: «ДетствоПресс», 2008.-496 с.
9. Гончарова, Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов - на - Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.288 с.
10. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
11. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр.-метод. материалов / ред.- сост. Т. И. Оверчук. - М., 2004.-472 с.
12. Жерневская, Т.В., Мальтнова Л.А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников // Управление ДОУ - № 3, 2007.-С. 87-94.
13.Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методические аспекты - М.: ТЦ Сфера, 2005.-80 с.
14.Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание - 2000-№ 7.- С. 58-63.
15. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М: ТЦ Сфера, 2004.-56 с.
16. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
17. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для
студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2007-416 с.
18. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2014. - № 1. - С.46-48.
19. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
20. Лисина, М.И. Семья и формирование личности. - М., 2014. - 180 с.2. 5.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
21. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
22. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2014. - 240с.
23. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьёй//Управление ДОУ - № 2, 2014.-С. 78-83.
24. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 43-44.
25. Михеева, Е.В. Родителям об экологическом воспитании детей // Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегиональной научнопрактической конференции/ред. колл. Н.К. Зотова [и др.] - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.- С. 192-202.
26. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 28-31.
27. Мы - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2015.-240 с.
28. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 2014.-144 с.
29. Николаева, С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993.-64 с.
30. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2014.-208 с.
31. Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М.: Просвещение, 2001.-64 с.
32. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.-336 с.
33. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.-128 с.
34. Николаева, С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.- 132 с.
35. Оськина, Е.В. Современный руководитель детского сада и его роль в повышении качества дошкольного образования / Е.В. Оськина // Педагогические вести. - 2014. - №1
36.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / авт.-сост.: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. / под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 304 с.
37. Петров, К. М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: учебное пособие для вузов.изд. 3-е, испр. - СПб: Химиздат, 2000.-352 с.
38. Плешакова, А.А. От земли до неба. Атлас - определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение,2009.-224 с.
39. Пугал, Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.
40. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
41. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А.Рыжова. - М.: Линка-пресс, 2014.-192 с.
42. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, - № 9, 2000.- С.40-47.
43. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду - М.:
Карапуз, 2014. -241 с.
44. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - Н. Новгород: НГПУ, 2015.-136 с.
45. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание.-2014-№ 7.- С. 28-35.
46. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2014.- № 10. - С. 25-28.
47. Суркина, С.А.Экологическое образование дошкольников: учебное пособие- Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. -103 с.
48. Суркина, С.А.Экологическое образование дошкольников: учебное пособие- Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. -103 с.
49. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно
дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
50. Филюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Л.И. Филюшина. - М.: Аркти, 2003. -259 с.
51.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
52.Чернова, Н.И. Общая экология: учеб.пособие для вузов / Чернова Н.И., Былова А.М. - М.: Дрофа, 2014. -416 с.
53.Шилов, М.П. и др. Экологическое воспитание в семье: проблемы и перспективы // Дополнительное образование - № 8, 2015. - С. 28-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ