Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти младших школьников 10
1.1 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте... 10
1.2 Роль семьи в развитии познавательной сферы детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа работы педагога с семьей по развитию познавательной
сферы детей младшего школьного возраста 31
Выводы по 2 главе 41
ГЛАВА 3. Результат экспериментальной работы 43
3.1 Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 43
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 54
Выводы по 3 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти младших школьников 10
1.1 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте... 10
1.2 Роль семьи в развитии познавательной сферы детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Программа работы педагога с семьей по развитию познавательной
сферы детей младшего школьного возраста 31
Выводы по 2 главе 41
ГЛАВА 3. Результат экспериментальной работы 43
3.1 Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 43
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 54
Выводы по 3 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В этой связи одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.
Традиционное обучение рассматривает развитие познавательной сферы и как принцип, и как одну из своих основных целей. В то же время, как показывают исследования, более 38 % педагогов отмечают, что не владеют методикой развития познавательной сферы в учебном процессе, 56,8 % для повышения эффективности развивающей деятельности признают необходимость изменений в организации работы в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательных процессов детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах.
В нашем исследовании мы решили ограничить понятие познавательная сфера. Рассмотрим один из аспектов познавательной сферы, а именно - память.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, т.к. при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями знаниями, умения. Память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе обучения. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, в первую очередь, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. В этом случае важную роль в развитии памяти детей играет семья. Родителей необходимо знакомить с приемами развития памяти, обеспечивать методическими материалами для занятий совместно с детьми.
Проблемой памяти в отечественной и зарубежной психологии занимались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, У. Джеймс, П. Жане, П. И. Зинченко, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
Возрастные особенности психолого-педагогического развития памяти у младших школьников изучались в исследованиях Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, А. Н. Запорожца, Л.С. Леонтьева, Р. С. Немова, Л. В. Черемошкиной.
Актуальность нашего исследования можно сформулировать на трёх уровнях:
- на социальном уровне: государство и общество заинтересованы в развитии личности гражданина, способного к активной познавательной деятельности, а память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами;
- на научном уровне: значимость работы заключается в том, что несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста, на современном этапе актуальной становится практическая работа по взаимодействию учителя с родителями для совместной работы по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- на практическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей, направленным на развития памяти детей младшего школьного возраста.
Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент его учебно-познавательной деятельности. В школе обучающимся приходится запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить.
К сожалению, в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания формированию у школьников эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Это порождает противоречие между необходимостью развития памяти детей младшего школьного возраста как условия успешности обучения, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей с другой в данном направлении, с другой стороны. Кроме того, коллективный характер организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе противоречит индивидуальному по своей сути процессу развития познавательной сферы конкретной личности.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей для успешного развития памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста, особенностью которой является наличие рабочей тетради для совместной работы детей и родителей, то уровень развития памяти детей младшего школьного возраста повысится.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность рабочей программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и методической литературы, обобщение, сравнение, синтез, анализ, моделирование);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологической основой исследования стали:
- системный подход, позволивший организовать систематическую работу по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений работы по взаимодействию семьи и образовательного учреждения с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в анализе роли семьи в развитии памяти детей и определении направлений деятельности педагога с семьей по развитию памяти.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной нами программы в работе общеобразовательных учреждений по организации их взаимодействия с семьей, направленного на развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Базой для данного исследования являлась средняя общеобразовательная школа г. Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 2 А и 2 Б класса, в количестве 22 и 23 человека.
Этапы исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор методов и методик для проведения констатирующего этапа эксперимента. На данном этапе было выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста. Были подобраны методы и методики актуальные для младшего школьного возраста и темы исследования.
2. Экспериментальный этап: проведение констатирующего этапа экспериментальной работы, обработка и анализ полученных результатов и разработка программы сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей и ее внедрение в практику образовательной организации.
3. Контрольно-обобщающий этап: анализ, структурирование и обобщение результатов проведенного исследования, проверка гипотезы, составление рекомендаций, формулирование выводов.
Апробация работы осуществлялась путем:
1. Участия в конференциях различного уровня:
- V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» декабрь 2018 года. Секция «Психологические особенности младших школьников». Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019 год. Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» 18-19 апреля 2019 года.
2. Публикации результатов исследования:
- Янова Е. В. Особенности развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Россия, Челябинск, 18-19 апреля 2019 г. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - С. 395-398.
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ изучения развития памяти детей младшего школьного возраста // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 6(92). URL: https://sibac.info/journal/student/92/170968(дата обращения: 17.02.2020).
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ результатов внедрения программы развития памяти детей младшего школьного возраста // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки 2020. № 2(41). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/3February2020/ANALIZ%20REZULTATOV%20VNEDRENIYa%20PROGRAMMY%20RAZVITIYa%20PAMYaTI%20DETEY%20MLADShEGO%20ShKOLNOGO%20VOZRAS TA.pdf (дата обращения: 25.02.2020).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 3 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В списке литературы 34 источника, в тексте работы 18 таблиц и 10 рисунков.
Традиционное обучение рассматривает развитие познавательной сферы и как принцип, и как одну из своих основных целей. В то же время, как показывают исследования, более 38 % педагогов отмечают, что не владеют методикой развития познавательной сферы в учебном процессе, 56,8 % для повышения эффективности развивающей деятельности признают необходимость изменений в организации работы в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время особенно актуален запрос общества на развитие познавательных процессов детей для более эффективного обучения, что обозначено в государственных образовательных стандартах.
В нашем исследовании мы решили ограничить понятие познавательная сфера. Рассмотрим один из аспектов познавательной сферы, а именно - память.
Значение памяти как высшей психической функции достаточно велико, т.к. при помощи памяти человек запоминает, воспроизводит и оперирует определенными понятиями знаниями, умения. Память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе обучения. Сложность в том, что в начале обучения учебная деятельность возникает не сразу, основной вид деятельности ребенка меняется на новый.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, в первую очередь, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. В этом случае важную роль в развитии памяти детей играет семья. Родителей необходимо знакомить с приемами развития памяти, обеспечивать методическими материалами для занятий совместно с детьми.
Проблемой памяти в отечественной и зарубежной психологии занимались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, У. Джеймс, П. Жане, П. И. Зинченко, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
Возрастные особенности психолого-педагогического развития памяти у младших школьников изучались в исследованиях Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, А. Н. Запорожца, Л.С. Леонтьева, Р. С. Немова, Л. В. Черемошкиной.
Актуальность нашего исследования можно сформулировать на трёх уровнях:
- на социальном уровне: государство и общество заинтересованы в развитии личности гражданина, способного к активной познавательной деятельности, а память во многом определяет всю деятельность человека, т.к. находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами;
- на научном уровне: значимость работы заключается в том, что несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста, на современном этапе актуальной становится практическая работа по взаимодействию учителя с родителями для совместной работы по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- на практическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей, направленным на развития памяти детей младшего школьного возраста.
Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент его учебно-познавательной деятельности. В школе обучающимся приходится запоминать большой по объему материал, а потом его воспроизводить.
К сожалению, в практике школьного обучения не уделяется достаточного внимания формированию у школьников эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Это порождает противоречие между необходимостью развития памяти детей младшего школьного возраста как условия успешности обучения, с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия с семьей с другой в данном направлении, с другой стороны. Кроме того, коллективный характер организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе противоречит индивидуальному по своей сути процессу развития познавательной сферы конкретной личности.
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей для успешного развития памяти детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста, особенностью которой является наличие рабочей тетради для совместной работы детей и родителей, то уровень развития памяти детей младшего школьного возраста повысится.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность рабочей программы взаимодействия педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста в комплекте с рабочей тетрадью.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и методической литературы, обобщение, сравнение, синтез, анализ, моделирование);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологической основой исследования стали:
- системный подход, позволивший организовать систематическую работу по развитию памяти детей младшего школьного возраста;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений работы по взаимодействию семьи и образовательного учреждения с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в анализе роли семьи в развитии памяти детей и определении направлений деятельности педагога с семьей по развитию памяти.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной нами программы в работе общеобразовательных учреждений по организации их взаимодействия с семьей, направленного на развитие памяти детей младшего школьного возраста.
Базой для данного исследования являлась средняя общеобразовательная школа г. Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 2 А и 2 Б класса, в количестве 22 и 23 человека.
Этапы исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор методов и методик для проведения констатирующего этапа эксперимента. На данном этапе было выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста. Были подобраны методы и методики актуальные для младшего школьного возраста и темы исследования.
2. Экспериментальный этап: проведение констатирующего этапа экспериментальной работы, обработка и анализ полученных результатов и разработка программы сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей и ее внедрение в практику образовательной организации.
3. Контрольно-обобщающий этап: анализ, структурирование и обобщение результатов проведенного исследования, проверка гипотезы, составление рекомендаций, формулирование выводов.
Апробация работы осуществлялась путем:
1. Участия в конференциях различного уровня:
- V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» декабрь 2018 года. Секция «Психологические особенности младших школьников». Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019 год. Тема доклада: Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
- XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» 18-19 апреля 2019 года.
2. Публикации результатов исследования:
- Янова Е. В. Особенности развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Россия, Челябинск, 18-19 апреля 2019 г. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - С. 395-398.
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ изучения развития памяти детей младшего школьного возраста // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 6(92). URL: https://sibac.info/journal/student/92/170968(дата обращения: 17.02.2020).
- Янова Е. В., Жукова М. В. Анализ результатов внедрения программы развития памяти детей младшего школьного возраста // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки 2020. № 2(41). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/3February2020/ANALIZ%20REZULTATOV%20VNEDRENIYa%20PROGRAMMY%20RAZVITIYa%20PAMYaTI%20DETEY%20MLADShEGO%20ShKOLNOGO%20VOZRAS TA.pdf (дата обращения: 25.02.2020).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из 3 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В списке литературы 34 источника, в тексте работы 18 таблиц и 10 рисунков.
Результаты проведенного теоретического исследования и направленной работы педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы:
1. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развитию памяти детей младшего школьного возраста, в которой отражены особенности развития и формирования памяти детей младшего школьного возраста и направления деятельности педагога по развитию памяти данной возрастной категории.
2. В настоящей работе выявлена роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Был подобран необходимый диагностический и методический материал по проблеме исследования.
4. Примененные нами методики диагностики А. Н. Леонтьева и Р. С. Немова позволили провести диагностику учащихся и выявить их уровень развития памяти, проанализировать полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
5. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования был сделан вывод о том, что половина учащихся 2 класса нуждалось в развитии памяти.
6. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память».
7. Анализ полученных результатов исследования, произведенный на контрольном этапе эксперимента, позволил оценить эффективность разработанной программы.
8. Программа работы педагога по взаимодействию с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память» показала достаточно высокую эффективность.
9. Мы полагаем, что в целях дальнейшего усовершенствования программы возможны: разработка дополнительных профилактических мер, увеличение количества применяемых технологий.
10. Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень развития памяти у младших школьников повысится, если в образовательный процесс будет внедрена программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста, основанная на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах подтвердилась полностью. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
1. Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развитию памяти детей младшего школьного возраста, в которой отражены особенности развития и формирования памяти детей младшего школьного возраста и направления деятельности педагога по развитию памяти данной возрастной категории.
2. В настоящей работе выявлена роль семьи в развитии памяти детей младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников.
3. Был подобран необходимый диагностический и методический материал по проблеме исследования.
4. Примененные нами методики диагностики А. Н. Леонтьева и Р. С. Немова позволили провести диагностику учащихся и выявить их уровень развития памяти, проанализировать полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
5. На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования был сделан вывод о том, что половина учащихся 2 класса нуждалось в развитии памяти.
6. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память».
7. Анализ полученных результатов исследования, произведенный на контрольном этапе эксперимента, позволил оценить эффективность разработанной программы.
8. Программа работы педагога по взаимодействию с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста «Развитие памяти детей младшего школьного возраста» в комплекте с рабочей тетрадью для занятий с детьми «Развиваем память» показала достаточно высокую эффективность.
9. Мы полагаем, что в целях дальнейшего усовершенствования программы возможны: разработка дополнительных профилактических мер, увеличение количества применяемых технологий.
10. Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень развития памяти у младших школьников повысится, если в образовательный процесс будет внедрена программа взаимодействия педагога с семьей, направленная на развитие памяти детей младшего школьного возраста, основанная на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах подтвердилась полностью. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- Взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста на занятиях «Вокальное исполнительство» в ДМШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



