ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и основы понятия воспитательной работы студентов 7
1.2 Формы и методы воспитательной работы в профессиональной
образовательной организации 11
1.3 Организация воспитательной работы студентов профессиональной
образовательной организации 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 31
2.1 Характеристика базы исследования и анализ воспитательной работы
студентов в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 31
2.2 Мероприятия по совершенствованию системы воспитательной работы в
ПОУ «Челябинский юридический колледж» 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовно- нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства, утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования.
Российской системе профессионального образования нужен не узкий специалист-предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей обучающихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность обучающихся педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего учителя. Только на основе применения новейших образовательно-воспитательных технологий, разработке современных форм и методов внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в учреждениях высшего и среднего профессионального образования затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия обучающихся и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности -Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях -Е.В. Бондаревской, А.А. Грекова, И.А. Зимней, В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной деятельности обучающихся как факторе профессионально-личностного становления педагога (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ва-ниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная, С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Цель исследования: теоретическое обоснование разработка мероприятий по совершенствованию системы воспитательной работы со студентами профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: воспитательная работа в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: система воспитательной работы со студентами в ПОО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и основы понятия воспитательной работы студентов;
2. Рассмотреть формы и методы воспитательной работы студентов профессиональной образовательной организации;
3. Определить организацию воспитательной работы студентов профессиональной образовательной организации;
4. Охарактеризовать базу исследования НОУ СПО «ЧЮК» и проанализировать воспитательную работу студентов на базе исследования;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы воспитательной работы в НОУ СПО «ЧЮК».
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды известных специалистов в области организации воспитательной работы: Аветисова К.Г., Байбородова Л.В., Балашов В.В., Березина O.A., Богачкина H.A., Винниченко Н.Л., Гафурова Н.В. Дмитриев Д.А., Емельянова И.Н., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
- эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение учебной деятельности обучающихся в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов учебной деятельности обучающихся; беседа).
База исследования: основная исследовательская работа проводилась на базе ПОУ «Челябинский юридический колледж (находящегося по адресу: 454080, Челябинск, Пр. Победы 290В).
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, включающей теоретическую часть, вывода по первой главе, 2 главы, содержащей практическую работу по совершенствованию системы воспитательной работы студентов Челябинского юридического колледжа, выводы по второй главе, заключения и списка используемой литературы.
Рассмотренные в данной квалификационной работе особенности воспитания в профессиональном образовательном учреждении являются наиболее широко освещаемыми в педагогической литературе. Безусловно, формат квалификационной работы не позволяет охватить все возможные аспекты исследуемой тематики, но собранный и проанализированный материал дает достаточное представление о сущности правового воспитания и его актуальности на сегодняшний день.
В ходе исследования были определены основные положения концепции правового воспитания в профессиональном образовательном учреждении, выявлены принципы создания, цели и задачи непрерывного правового и гражданского воспитания и образования, раскрыты многие понятия и определения, необходимые для изучения темы, такие как правовая культура, правовое образование, правовое просвещение, правовое сознание и мышление и др.
Изучение и обобщение работ различных педагогов, работавших в данной сфере, так же выявило и ряд проблем, сопутствующих правовому воспитанию в Российской действительности. К основным следует отнести недостаточную разработанность методик, как на концептуальном, так и практическом уровне; отсутствие фундаментальной программы правового воспитания у современного общества; отсутствие квалифицированных кадров, способных разработать и запустить данную программу; нехватка учебных пособий и учебников по праву, написанных на понятном и доступном для студентов языке; бессистемный характер преподавания права в Российских колледжах.
Все эти проблемы продиктованы, прежде всего, слабым, либо вовсе отсутствующим интересом педагогов по отношению к системе правового воспитания и нежеланием ее реформировать. В настоящее время можно говорить только о необходимости ее кардинального изменения, а каких-либо положительных тенденций не наблюдается.
Современное образование в сфере правового и гражданского воспитания и обучения нуждается в реформировании, с направленностью на полную и радикальную модернизацию ныне существующих систем. Инициатива должна проявляться на всех уровнях - от разработчиков данных систем на концептуальном уровне и авторов методических пособий до рядовых учителей. Но вопрос, как их мотивировать к этому, остается открытым.
Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. На основе изучения состояния нормативно-правовой базы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже и анализа содержания опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности нами были сделаны следующие выводы:
1. Внеучебная воспитательная работа в юридическом колледже строится в соответствии с законодательными и нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Челябинской области, а также локальными актами образовательного учреждения.
2. Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практики, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по выведению практики организации вне- учебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.
3. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности реализовывались через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации; так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной деятельности.
4. Изменения педагогической системы колледжа были направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс и разработанной нами Концепции и Программы развития воспитания в колледже.
5. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности сущностных и процессуальных изменений в организации внеучебной воспитательной деятельности колледжа осуществлялось средствами педагогического мониторинга, выступающего системой сбора, обработки, анализа и хранения информации, обеспечивающего непрерывное отслеживание ее состояния, современную коррекцию и прогнозирование развития, который позволил глубоко и всесторонне исследовать динамику развития личности обучающихся в процессе участия в различных формах внеучебной воспитательной деятельности.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в настоящее время в ПОУ «Челябинский юридический колледж» сложилась четкая организация внеучебной воспитательной деятельности, которая предстает пространством для творческой самореализации обучающихся и их личностного развития и является важной сферой профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.
Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы.
1. Аветисова К.Г. Система приоритетов организации воспитательной работы в технических вузах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. -2008. № 13. - С. 63 -66.
2. Алексашина И.Ю. Гуманизация образования. Теория. Практика- СПб.: СПГУПМ, 1994.-96с.
3. Алтухов И.В., Лукина Г.В Организация воспитательной работы со студентами на энергетическом факультете // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. - № 37. - С.110-118.
4. Аношкина В. Л., Резванов C.B. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на- Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011.- 176с.
5. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. -М.: Социум, 2000. 175с.
6. Байбородова Л.В. Теория, методика и практика
взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография.
Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического
университета,2007. -319с.
7. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2014. - № 2. -С.15-22.
8. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. - 127с.
9. Балашов В.В., Дмитриев Д.А., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C., Тышковский A.B. Организационные и психологические проблемы воспитательной работы в вузе: Монография. М.: ГГУ - 2006. - 201 с.
10. Белошицкий A.B., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза//Педагогика2006.-№5.-С.60 - 66.
11. Березина O.A. Внеучебная работа со студенческой молодежью за рубежом: учебно-методическое пособие № 4 СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2009. - 95с.
12. Богачкина H.A. Актуальные проблемы адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук Саратов, 2000. -197с
13. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность
современного воспитания // Педагогика. -2007. № 3. - С. 2 -14.
14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.
15. Вак В.А. Формирование коллектива студенческой группы (на материале пед.вузов): автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1980. - 20с.
16. Винниченко Н.Л. Модель воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения // ВестникТГПУ. -2005. Выпуск 2 (46). Серия: Педагогика. С.21-25.
17. Винниченко Н.Л. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск. -18с.
18. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2016. -336с.
19. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. - № 6. - С. 102 -106.
20. Голубев Н.П., Пескова М.Г. Особенности организации воспитательной работы //.Среднее профессиональное образование. -2006. № 2. -С. 13-15.
21. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. -2007. № 1. - С. 90 -99.
22. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Гриценко Лариса Ивановна. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с
23. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. - №1. - С12-18.
24. Денисова Л.В. Поддержка студенческих общественных объединений как инновационная форма учебно-воспитательной работы // Высшее образование сегодня. 2010. - № 3. - С. 78 -81.
25. Дралюк И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов найти: автореф. дис. . канд. пед. наук.- Саратов, 2005. 21с.
26. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. -.208с.
27. Емельянова И.Н. Воспитательная функция университета в аспекте классической «идеи университета» // Педагогика 2007. -№3. - С .84 - 89
28. Жданов Р.П. Особенности адаптации учащихся в техникуме // Специалист. 1993. - №2 - С. 20 -21.
29. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дисс. . канд. социологи. Тюмень, 2007. - 28с.75
30. Зайцева В.Ф. Организация воспитательной работы в техническом вузе // Высшее образование в России. 2010. - № 7. - С. 69-12.
31. Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения)/ Боденко Б.Н., Морозова Н.А - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82с.
32. Ильинский И.И. Молодежь и молодежная политика: М.: Голос; Социум, 2001 -692с.
33. Зекеева 3. О. Организация воспитательной деятельности будущего педагога в пространстве образования университета // Высшее образование сегодня. 2008. - № 8. - С. 58 -60.
34. Компетентностный подход в высшем профессиональном
образовании. Хрестоматия-путеводитель. Автор-составитель: A.B.
Коваленко. (Под научной редакцией проф. М.Г. Минина): Томск: Изд-во ТПУ, 2007. -117с.
35. Кочетова A.A. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. 2006. - № 4. - С. 103 -105.
36. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание колледжейьников 2002 - № 4 - С. 19 -26.
31. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским
коллективом в деятельности классного руководителя // Воспитательная работа в колледжейе.- 2005. № 6 .- С.72 -88.
38. Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной ра-боты//Колледжейьные технологии. 2001. - № 4. - С.83-93.
39. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 184с.
40. Литвинова Т.А., Бобров С.В., Манвелидзе P.A. Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете//
41. Маленкова Л.И. Воспитание в современной колледжейе: Книга
для учителя-воспитателя- М.: Педагогическое общество России,
Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 299с.
42. Марисова Л.И. Студенческий коллектив: основы
формирования и деятельности. Киев: Издательство при Киевском госуд. уни- те изд-го объединения «Вища колледжейа», 1985. - 51с.
43. Мосягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. . канд. пед.наук . Астрахань, 2008. - 26с.
44. Муронов A.A. Воспитание как деятельность: опыт социально-философского анализа. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. - 160с.
45. Павозкова O.E. Характер взаимодействия преподавателей и студентов в контексте идей Болонского процесса // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. - №1. -С. 124-128.
46. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение 2008. - №1. - С. 106-110.
47. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дис. . док. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. 55с.
48. Правдина И.И. Самоуправление в студенческом коллективе. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. - 58с.
49. Проектирование воспитательной среды в основных
образовательных программах: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Р.У.Богдановой № 1.1. СПб.: Издательство Автономная некоммерческая
организация «Центр информатизации образования», 2011.-111с.
50. Резниченко А.В. Профессионально-нравственное
самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. - 196с.
51. Селиванов В.П., Федоров H.A. Студенческий коллектив // Коллектив и личность./ Под ред. К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, О.И.Зотовой. М,1975.
52. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. - № 7. - С. 79 -82.
53. Скалабан И. А. Социальное участие студенчества как метод формирования социальных компетенций в высших учебных заведениях // Философия образования. 2010 - № 3. - С. 184 -192.
54. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе: сб. докл. Per. науч.-практ. конф. (3 июня 2010 года) / Отв. ред.В. М. Ивойлов. Вып. 2. - Кемерово: КемГМА, 2010.- 195с.
55. Соколова Т.А. Роль куратора академической группы в формировании личности студента //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. - № 1. -. С. 69 -72.
56. Степашов Н.С. Воспитательное пространство вуза // Высшее образование в России. 2010. - № 1. - С. 120 -124.
57. Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: дис. . док. пед. наук. СПб., 1995. - 311с.
58. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе. Монография. / A.B. Пономарев, Е.В. Осипчукова, И.Ф. Кругленко. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 164с.
59. Фатов A.B. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2007.-23 с.
60. Фатхуллин Б.Э. особенности воспитательной деятельности в современной высшей колледжейе. // Казанский педагогический журнал.2009.-№ 11.-С. 142-149.
61. Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2010. - 23 с.
62. Шайденко H.A., Калинина З.Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. 2010. - № 6. - С. 44 -50.