Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности 6
1.1. Содержание понятия гражданская идентичность 6
1.2. Возрастные особенности личности младшего школьника 13
1.3. Содержание и организация внеурочной деятельности у младших
школьников 18
1.4. Деятельность педагога по формированию у младших школьников
гражданской идентичности 31
Выводы по I главе 40
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности 43
2.1. Организация и методы эксперимента 43
2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников гражданской идентичности 47
2.3. Результаты эксперимента 54
Выводы по главе II 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Россия - великая страна, а ее будущее - это наши дети. Дальнейшее развитие нашей страны полностью будет, зависит от выбора детей: какие жизненные ценности выбрали и каким примерам они будут следовать. В настоящий момент первую строчку в рейтинге формирования сознания и мировоззрения наших детей занимает средства массовой информации, т.к. в образовании они легко возмещают пробелы в воспитания в семье. Но не всегда успешно. Низкого качества литература и подозрительные программы телевидения неблагоприятно воздействуют на формирование личности ребенка, ослабляя гордость за свою страну, отрицательно воздействуют на формирование характера младшего школьника и ставят под угрозу многовековые моральные традиции.
В педагогике одной из новых проблем является гражданская идентичность. З.Н. Зангиева в своей статья считает, что под идентичностью подразумевается результат процесса сопоставления личности с другими людьми, т.е. с их внутренним миром, ценностями и гражданским социумом и т.д. При этом З.Н. Зангиева отмечает, что «идентичность» воплощает в себе единство индивидуальности конкретного человека и его пристрастие на социальное окружение [27].
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России для решения проблемы формирования гражданской идентичности особая роль отводится образованию. Авторы концепции Ф.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков утверждают: для того чтобы сформировать у младших школьников гражданскую идентичность возможно только когда он будет испытывать чувства гордости за свою Родину, причастность к будущему своей семьи, народу и страны [22].
Для решения проблемы по гражданской идентичности педагог может осуществлять работу в процессе обучения или внеурочной деятельности. Для лучшего формирования у младших школьников гражданской идентичности оптимальной является внеурочная деятельность.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) ежегодно проводят опрос по выявлению уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся школ. В январе 2018 года в опросе приняло более 1300 обучающихся из 81 субъекта России в возрасте от 13 до 18 лет. Результат опроса показал, что уровень сформированности российской гражданской идентичности составляет 72%. Однако, в июне 2017 года уровень сформированности достигал 78%.
Основываясь на выше сказанное, уровень гражданской идентичности идет на спад, и отсюда вытекает, что проблема гражданской идентичности является актуальной.
Противоречие исследования: с одной стороны, по ФГОС НОО педагогу необходимо сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по ее формированию.
Проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников?
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Объект исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучить возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучить содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучить деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провести диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработать и внедрить программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Гипотеза: если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования: МБОУ «Селезянская СОШ» с. Селезян. В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по формированию у младших школьников гражданской идентичности может быть использована в работе учителей начальных классов.
Формирование гражданской идентичности - это долгий и сложный процесс. По данным ОНФ уровень сформированности гражданской идентичности нестабилен, а в последние годы идет на спад. Безусловно, что педагоги могут сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, но нельзя забывать про семью, где в первую очередь происходит закладка ее основы. И если родители будут взаимодействовать с педагогами, то уровень гражданской идентичности будет формироваться значительно быстрее и эффективнее.
Если говорить про школу, то в работе по формированию у младших школьников гражданской идентичности необходимо использовать не только все возможности процесса обучения, но и возможности внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность раскрыть личностно и практико-ориентированные возможности для формирования у младших школьников гражданской идентичности.
В нашей работе была решена проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников? Также нами была достигнута цель исследования: мы теоретически изучили проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Для достижения поставленной перед нами цели мы выполнили ряд следующих задач:
1) изучили сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучили возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучили содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучили деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провели диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработали и внедрили программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Селезянской СОШ», расположенной в Еткульском районе в с. Селезян . В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Для диагностики по выявлению уровня сформированности нами была выбрана методика М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность».
На констатирующем этапе эксперимента результаты диагностики показали, что большая часть обучающихся четвертого класса (65%) имеет средний уровень сформированности гражданской идентичности. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности показали лишь двое младших школьников (10%). Стоит отметить, что данные младшие школьники осознают себя гражданами России и рады, что ими являются, также они имеют хорошо сформированное чувство гордости за свою страну. У остальных обучающихся - 25%, довольно низкий уровень сформированности гражданской идентичности. На основании всего выше изложенного мы выявили, что уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности достигал среднего уровня и требовал ее повышения.
Для целенаправленной работы по повышению и дальнейшему формированию у младших школьников гражданской идентичности нами была разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России».
После разработки и внедрения программы внеурочной деятельности, результаты диагностики на контрольном этапе показали, что средний уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности сократился на 15% и составляет 50%, низкий уровень достигает - 10%, а высоким уровнем сформированности гражданской идентичности обладают 40% младших школьников.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится, подтвердилась.
1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника [Текст] / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. - 2013. - № 25. - С. 68-72.
2. Аброксимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» [Текст] / К.А. Аброксимова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №5. - С. 42-45.
3. Агафонова, Е.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Агафонова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v
4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 3-11.
5. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: «Университет», 1990. - 560с.
6. Андреева, О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Текст] / О.В. Андреева // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 5. - С. 189-201.
7. Аникина, О.Н Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательного пространства школы [Текст] / О.Н. Аникина, О.М. Зорина, Е.Е. Сергеева // Пермский педагогический журнал. - 2015. - №7 -С. 139-142.
8. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше Социальные эффекты образовательной политики [Текст] / А.Г. Асломов // Лидеры образования. - 2007. - №6. - С. 4-10.
9. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности [Текст] / А.Г. Асломов // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
10. Безгина, Н.В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека [Текст] / Н.В. Безгина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 177-186.
11. Белякова, И.Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства [Текст] / И.Г. Белякова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2017. - №2 (50). - С. 98-105.
12. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / О.С. Богданова, В.И. Петрова - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
13. Бычкова (Мостяева), Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности [Текст] / Л.В. Бычкова (Мостяева) // Преподавание истории в школе. - 2015. - №2. - С. 14-21.
14. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников [Текст] / С.А. Винникова // Воспитание школьников. - 2013. - №5. - С. 14-15.
15. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям [Текст] / В. А. Веденяпина, В.В.Горшкова // Начальная школа. - 2011. -№2. - С. 55 - 59.
16. Водопажская, Т.В. Идентичность гражданская [Текст] / Т.В. Водопажская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6 - С. 140-142.
17. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы [Текст] /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3-7.
18. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход [Текст] / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. -2010. -№1 . - С. 10 - 20.
19. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»:
htt://government.ru/docs/21341
20. Гражданское образование [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. - Саранск, 2004. - 72 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/553/62553/32660?p_page=1
21. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2010. - С. 8-9.
22. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. — С. 23.
23. Даровских, И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях [Текст] // И.С. Даровских // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204
24. Деменева, Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» [Текст] / Н.Н. Деменева [и др.] // Начальная школа. - 2004. - № 2. - с.34-38.
25. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Н.Н. Деменева,
Ч.Р. Громова // Вестник Мининского университета. - 2014. - №4. - С. 6.
26. Дубинец, Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы [Текст] / Л.А. Дубинец // Молодой ученый. - 2015. - №1.2. - С. 13-16.
27. Зангиева, З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности молодёжи [Текст] / З.Н. Зангиева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4.
28. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности [Текст] /К.П. Зайцева //Начальная школа плюс До и После.- 2011. -№ 4. - С. 78-82.
29. Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения [Текст] / М.Б. Земш //Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 39.
30. Иванова, Н.Л. Гражданская идентичность и формирование гражданственности [Текст] / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова // Ученые записки педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. - 2010. - №4. - С. 11-20.
31. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях [Текст] / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.
32. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 495 с.
33. Иоффе, А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования [Текст] / А.Н. Иоффе / Преподавание истории в школе. - 2015. - №2. - С. 14-21.
34. Иоффе, А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника: моногр. / А.Н. Иоффе. - Москва 2010 - 190 с.
35. Иоффе, А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №9. - С. 12-25.
36. Канцедалова, Т.П. Факторы, определяющие формирование
гражданской идентичности школьников [Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL:
http: //sibac.info/archive/guman/1 (3 8).pdf
37. Как проетировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г Асломов [и др.]; под ред. А.Г. Асломова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
38. Караханова, Г.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников [Текст] / Г.А. Караханова, А.А. Панахова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2013. - №1(7). - С. 22-25.
39. Караханова, Г.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников [Текст] / Г.А. Караханова, Е.Е. Оруджалиева, А.А. Панахова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 151- 154.
40. Кожанов, И..В. Формирование Гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования [Текст] : автореф. на соиск. ученой степ. доктора пед. Наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Игорь Владимирович Кожанов - Уфа, 2018. - 44 с.
41. Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей [Текст] /А.Н. Кохичко //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 3-7.
42. Краснощекова, Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников [Текст] /Н.А. Краснощекова //Начальная школа плюс До и После.- 2011. - № 6.- С. 29-32.
43. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: учеб. пособие для кл. руководителей. - М.: Просвещение, 1983. - 223.
44. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / О.В. Лингевич // Символ науки. - 2016. - №9 - С. 80-82.
45. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 52-59.
46. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Т.М. Маслова // Начальная школа. - 2007. -№ 4 - С. 11-12.
47. Микрюков, В.Ю. Мотивационно-потребностный компонент гражданской идентичности [Текст] / В.Ю. Микрюков // Педагогика. - 2006. - №3 - С. 112-119.
48. Миронов, К.Г. Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / К.Г. Миронов, В.Ф. Ефимов // Начальная школа.-2014. - № 8.- С. 30.
49. Михайленко Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86— 89.
- URL https:ZZmoluch.ru/coni7pedZarchiveZ212Z11984Z
50. Михайленко, Т.М. Методика организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников [Текст] / Т.М. Михайленко // Дискусия - 2017. - №1 (75) - С. 133-138.
51. Монастырский, Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы [Текст] / Д.В. Монастырский // Гуманитарий Юга России. - 2017. - №1.
52. Наземкина, Е.А. Направления, виды, методы реализации внеурочной деятельности. Структура программы внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Наземкина. - Режим доступа: http://irooo.ru/images/3._Наземкина_ЕА.pdf
53. Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации [Текст]: письмо Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2007 г. № 03-519 ZZ Официальные документы в образовании. - 2007. - №10.
54. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-365 с.
55. Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс: методические указания / под ред. С.В. Тетерского, Т.В. Болотиной, Л.С. Пастуховой, С.Г. Тетерской. - Москва: Моковский Политех, 2017. - 207 с.
56. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.Н. Сапожникова; Департамент образования ЯО. Ярославль, 2011. - 71 с.
57. Самсонова, Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения [Текст] / Е.К. Самсонова // Вектор науки Тольяттинского государственного ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - №4 (15). - С. 171-173.
58. Санина, А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в
современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты [Текст] / А.Г. Санина // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2010. - №4. - С. 289-294.
59. Сапожникова, Р.Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания [Текст] / Р.А. Сапожникова // Вестник ТГПУ. - 2005. - №1 (45) - С. 13-17.
60. Слипченко, Ф. Ф. Профессия - гражданин России: как воспитать патриота [Текст] / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование.- 2010. -№4 . - С. 159 - 165.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fgos.ru
62. Чаусенко, Л.А. Возрастные особенности младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А. Чаусенко - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/01/31/vozrastnye-osobennosti-mladshikh-shkolnikov
63. Чепикова, Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - №8. - С.37 - 38.
64. Черкасова, Е.С. Становление и развитие внеурочной деятельности [Текст] / Е.С. Черкасова // Школа будущего. - 2015. - №2.
65. Шакурова, В.М. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников [Текст] / В.М. Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 58-72.
66. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования [Текст] / М. В. Шакурова // Классный руководитель. - 2014. -№1. - С. 44-57.
67. Шакурова, В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога [Текст] / В.М. Шакурова // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 83-10.
68. Шикова, Р.Ю. Гражданская идентичность молодежи в современной России / Р.Ю. Шикова // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. - Краснодар: КубГУ, 2010. - С. 91-97.
69. Шикова, Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) [Текст] / Р.Ю. Шикова //Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - № 1.