ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности 6
1.1. Содержание понятия гражданская идентичность 6
1.2. Возрастные особенности личности младшего школьника 13
1.3. Содержание и организация внеурочной деятельности у младших
школьников 18
1.4. Деятельность педагога по формированию у младших школьников
гражданской идентичности 31
Выводы по I главе 40
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности 43
2.1. Организация и методы эксперимента 43
2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников гражданской идентичности 47
2.3. Результаты эксперимента 54
Выводы по главе II 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности 6
1.1. Содержание понятия гражданская идентичность 6
1.2. Возрастные особенности личности младшего школьника 13
1.3. Содержание и организация внеурочной деятельности у младших
школьников 18
1.4. Деятельность педагога по формированию у младших школьников
гражданской идентичности 31
Выводы по I главе 40
Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности 43
2.1. Организация и методы эксперимента 43
2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников гражданской идентичности 47
2.3. Результаты эксперимента 54
Выводы по главе II 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Россия - великая страна, а ее будущее - это наши дети. Дальнейшее развитие нашей страны полностью будет, зависит от выбора детей: какие жизненные ценности выбрали и каким примерам они будут следовать. В настоящий момент первую строчку в рейтинге формирования сознания и мировоззрения наших детей занимает средства массовой информации, т.к. в образовании они легко возмещают пробелы в воспитания в семье. Но не всегда успешно. Низкого качества литература и подозрительные программы телевидения неблагоприятно воздействуют на формирование личности ребенка, ослабляя гордость за свою страну, отрицательно воздействуют на формирование характера младшего школьника и ставят под угрозу многовековые моральные традиции.
В педагогике одной из новых проблем является гражданская идентичность. З.Н. Зангиева в своей статья считает, что под идентичностью подразумевается результат процесса сопоставления личности с другими людьми, т.е. с их внутренним миром, ценностями и гражданским социумом и т.д. При этом З.Н. Зангиева отмечает, что «идентичность» воплощает в себе единство индивидуальности конкретного человека и его пристрастие на социальное окружение [27].
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России для решения проблемы формирования гражданской идентичности особая роль отводится образованию. Авторы концепции Ф.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков утверждают: для того чтобы сформировать у младших школьников гражданскую идентичность возможно только когда он будет испытывать чувства гордости за свою Родину, причастность к будущему своей семьи, народу и страны [22].
Для решения проблемы по гражданской идентичности педагог может осуществлять работу в процессе обучения или внеурочной деятельности. Для лучшего формирования у младших школьников гражданской идентичности оптимальной является внеурочная деятельность.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) ежегодно проводят опрос по выявлению уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся школ. В январе 2018 года в опросе приняло более 1300 обучающихся из 81 субъекта России в возрасте от 13 до 18 лет. Результат опроса показал, что уровень сформированности российской гражданской идентичности составляет 72%. Однако, в июне 2017 года уровень сформированности достигал 78%.
Основываясь на выше сказанное, уровень гражданской идентичности идет на спад, и отсюда вытекает, что проблема гражданской идентичности является актуальной.
Противоречие исследования: с одной стороны, по ФГОС НОО педагогу необходимо сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по ее формированию.
Проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников?
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Объект исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучить возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучить содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучить деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провести диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработать и внедрить программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Гипотеза: если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования: МБОУ «Селезянская СОШ» с. Селезян. В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по формированию у младших школьников гражданской идентичности может быть использована в работе учителей начальных классов.
В педагогике одной из новых проблем является гражданская идентичность. З.Н. Зангиева в своей статья считает, что под идентичностью подразумевается результат процесса сопоставления личности с другими людьми, т.е. с их внутренним миром, ценностями и гражданским социумом и т.д. При этом З.Н. Зангиева отмечает, что «идентичность» воплощает в себе единство индивидуальности конкретного человека и его пристрастие на социальное окружение [27].
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России для решения проблемы формирования гражданской идентичности особая роль отводится образованию. Авторы концепции Ф.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков утверждают: для того чтобы сформировать у младших школьников гражданскую идентичность возможно только когда он будет испытывать чувства гордости за свою Родину, причастность к будущему своей семьи, народу и страны [22].
Для решения проблемы по гражданской идентичности педагог может осуществлять работу в процессе обучения или внеурочной деятельности. Для лучшего формирования у младших школьников гражданской идентичности оптимальной является внеурочная деятельность.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) ежегодно проводят опрос по выявлению уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся школ. В январе 2018 года в опросе приняло более 1300 обучающихся из 81 субъекта России в возрасте от 13 до 18 лет. Результат опроса показал, что уровень сформированности российской гражданской идентичности составляет 72%. Однако, в июне 2017 года уровень сформированности достигал 78%.
Основываясь на выше сказанное, уровень гражданской идентичности идет на спад, и отсюда вытекает, что проблема гражданской идентичности является актуальной.
Противоречие исследования: с одной стороны, по ФГОС НОО педагогу необходимо сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по ее формированию.
Проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников?
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Объект исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучить возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучить содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучить деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провести диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработать и внедрить программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Гипотеза: если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования: МБОУ «Селезянская СОШ» с. Селезян. В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Практическая значимость исследования: разработанная программа по формированию у младших школьников гражданской идентичности может быть использована в работе учителей начальных классов.
Формирование гражданской идентичности - это долгий и сложный процесс. По данным ОНФ уровень сформированности гражданской идентичности нестабилен, а в последние годы идет на спад. Безусловно, что педагоги могут сформировать у младших школьников гражданскую идентичность, но нельзя забывать про семью, где в первую очередь происходит закладка ее основы. И если родители будут взаимодействовать с педагогами, то уровень гражданской идентичности будет формироваться значительно быстрее и эффективнее.
Если говорить про школу, то в работе по формированию у младших школьников гражданской идентичности необходимо использовать не только все возможности процесса обучения, но и возможности внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность раскрыть личностно и практико-ориентированные возможности для формирования у младших школьников гражданской идентичности.
В нашей работе была решена проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников? Также нами была достигнута цель исследования: мы теоретически изучили проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Для достижения поставленной перед нами цели мы выполнили ряд следующих задач:
1) изучили сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучили возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучили содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучили деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провели диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработали и внедрили программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Селезянской СОШ», расположенной в Еткульском районе в с. Селезян . В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Для диагностики по выявлению уровня сформированности нами была выбрана методика М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность».
На констатирующем этапе эксперимента результаты диагностики показали, что большая часть обучающихся четвертого класса (65%) имеет средний уровень сформированности гражданской идентичности. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности показали лишь двое младших школьников (10%). Стоит отметить, что данные младшие школьники осознают себя гражданами России и рады, что ими являются, также они имеют хорошо сформированное чувство гордости за свою страну. У остальных обучающихся - 25%, довольно низкий уровень сформированности гражданской идентичности. На основании всего выше изложенного мы выявили, что уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности достигал среднего уровня и требовал ее повышения.
Для целенаправленной работы по повышению и дальнейшему формированию у младших школьников гражданской идентичности нами была разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России».
После разработки и внедрения программы внеурочной деятельности, результаты диагностики на контрольном этапе показали, что средний уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности сократился на 15% и составляет 50%, низкий уровень достигает - 10%, а высоким уровнем сформированности гражданской идентичности обладают 40% младших школьников.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится, подтвердилась.
Если говорить про школу, то в работе по формированию у младших школьников гражданской идентичности необходимо использовать не только все возможности процесса обучения, но и возможности внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность раскрыть личностно и практико-ориентированные возможности для формирования у младших школьников гражданской идентичности.
В нашей работе была решена проблема исследования: как эффективно сформировать гражданскую идентичность у младших школьников? Также нами была достигнута цель исследования: мы теоретически изучили проблему формирования у младших школьников гражданской идентичности во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по ее формированию.
Для достижения поставленной перед нами цели мы выполнили ряд следующих задач:
1) изучили сущность понятия «гражданская идентичность» и ее характеристики;
2) изучили возрастные особенности личности младших школьников;
3) изучили содержание и организацию внеурочной деятельности у младших школьников;
4) изучили деятельность педагога по формированию у младших школьников гражданской идентичности;
5) провели диагностику по выявлению уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности;
6) разработали и внедрили программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников гражданской идентичности.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Селезянской СОШ», расположенной в Еткульском районе в с. Селезян . В эксперименте приняло участие 20 обучающихся четвертого класса.
Для диагностики по выявлению уровня сформированности нами была выбрана методика М.В. Шакуровой «Гражданская принадлежность».
На констатирующем этапе эксперимента результаты диагностики показали, что большая часть обучающихся четвертого класса (65%) имеет средний уровень сформированности гражданской идентичности. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности показали лишь двое младших школьников (10%). Стоит отметить, что данные младшие школьники осознают себя гражданами России и рады, что ими являются, также они имеют хорошо сформированное чувство гордости за свою страну. У остальных обучающихся - 25%, довольно низкий уровень сформированности гражданской идентичности. На основании всего выше изложенного мы выявили, что уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности достигал среднего уровня и требовал ее повышения.
Для целенаправленной работы по повышению и дальнейшему формированию у младших школьников гражданской идентичности нами была разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России».
После разработки и внедрения программы внеурочной деятельности, результаты диагностики на контрольном этапе показали, что средний уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности сократился на 15% и составляет 50%, низкий уровень достигает - 10%, а высоким уровнем сформированности гражданской идентичности обладают 40% младших школьников.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если целенаправленно использовать разработанную нами программу внеурочной деятельности «Я - гражданин России», то уровень сформированности у младших школьников гражданской идентичности повысится, подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИКУЛЬУТРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников во внеурочной деятельности по предмету
«Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017



