Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания
|
Введение 3
Глава 1. Общее понятие прокурорского надзора 7
1.1. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора в РФ 7
1.2. Общая характеристика надзорных направлений деятельности органов
прокуратуры в РФ 11
Глава 2. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами
предварительного следствия и дознания 18
2.1. Предмет и задачи прокурорского надзора за деятельностью органов
предварительного следствия 18
2.2. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами
дознаниями 22
Глава 3. Организация прокурорского надзора за органами предварительного следствия и органами дознания 27
3.1. Правовые средства прокурорского надзора за органами
предварительного следствия и дознания 27
3.2. Тактические особенности организации прокурорского надзора за
органами предварительного следствия и дознания 47
Заключение 58
Список литературы
Глава 1. Общее понятие прокурорского надзора 7
1.1. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора в РФ 7
1.2. Общая характеристика надзорных направлений деятельности органов
прокуратуры в РФ 11
Глава 2. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами
предварительного следствия и дознания 18
2.1. Предмет и задачи прокурорского надзора за деятельностью органов
предварительного следствия 18
2.2. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами
дознаниями 22
Глава 3. Организация прокурорского надзора за органами предварительного следствия и органами дознания 27
3.1. Правовые средства прокурорского надзора за органами
предварительного следствия и дознания 27
3.2. Тактические особенности организации прокурорского надзора за
органами предварительного следствия и дознания 47
Заключение 58
Список литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в Российской Федерации, в настоящее время продолжается развитие и дополнение концепции уголовно-процессуального права. В связи с этим меняется и процессуальное положение субъектов уголовного процесса.
Федеральным законом от 05.06.2007 №87-ФЗ были внесены изменения в УПК РФ, касающиеся положения прокурора на стадии досудебного производства и на стадии возбуждения уголовного дела. Например, изменения статьи 146 УПК РФ лишили прокурора права, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовное дело. В настоящее время данное полномочие находится у органов дознания, дознавателя, руководителя следственного органа и следователя, в пределах компетенции, установленной УПК РФ.
Впрочем, определяя правовую функцию прокурора в досудебном производстве, законодатель оказался не совсем последователен: максимально сократив в 2007 г. надзорные полномочия прокурора, в 2010 г. признал необходимость их расширения. Так, п. 5.1 ст. 37 УПК РФ наделяет прокурора правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела, а п. 6 ст. 37 УПК РФ позволяет отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания. Ст. 221 УПК РФ значительно расширены полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением .
Рассматривая проблемы процессуального положения прокурора в уголовном судопроизводстве я обратилась к статье ректора Академии Генеральной Прокуратуры Оксаны Сергеевны Капинус, которая была опубликована в журнале «Прокурор» и размещена на официальном сайте Генпрокуратуры 19 июля 2013 года. Так, О.С. Капинус, в своем материале отмечает, что законодатель, возложив на прокурора осуществление уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, т.е. выделив два самостоятельных направления его деятельности, имеющие собственные предмет, объект и содержание, четко не разделил эти направления и полномочия прокурора по их осуществлению. Разный объем предоставленных прокурору полномочий по отношению к органам дознания и органам предварительного следствия еще больше осложняет ситуацию, внося дополнительный элемент неопределенности в статус прокурора в досудебном производстве^].
Если обратиться к статистике основных показателей деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-апрель 2017 года, то всего выявлено нарушений законов - 1 692 946, в 2016 году, за аналогичный период выявлено 1 656 298 нарушений. Отменено постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела в 2017 году 778 735, отменено постановлений о прекращении уголовного дела - 10 251. Статистика за январь-июнь 2012 года показывает, что всего выявлено нарушений законов - 2 455 624, отменено постановлений об отказе в
возбуждении уголовного дела - 1 257 559, отменено постановлений о
прекращении уголовного дела - 13 797.
На основании статистических показателей можно наблюдать тенденцию к снижению роста нарушений законов на досудебной стадии уголовного производства.
Выбранная тематика в настоящее время является актуальной по тем причинам, что, необходимо выяснить являются ли эффективными внесенные
в УПК РФ изменения, какими полномочиями наделен прокурор и каких лишен на данном этапе времени, а также, каким образом это отражается при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Целью настоящего исследования является определение полномочий прокурора в досудебном производстве, правовые средства прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания, а также особенности организации прокурорского надзора за вышеуказанными органами.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие, сущность, признаки и значение прокурорского надзора;
- рассмотреть основные направления деятельности прокурорского надзора;
- изучить цели и задачи прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания;
- изучить материалы практики, касающиеся правовых средств прокурорского надзора.
Объектом исследования являются урегулированные
законодательством правовые отношения, которые складываются в процессе реализации надзорной функции за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Несмотря на то, что данная тематика была исследована многими процессуалистами, на мой взгляд, наиболее полно она рассмотрена в трудах таких авторов, как С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус, А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, Е.Р. Ергашев и других ученых.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и др.
Федеральным законом от 05.06.2007 №87-ФЗ были внесены изменения в УПК РФ, касающиеся положения прокурора на стадии досудебного производства и на стадии возбуждения уголовного дела. Например, изменения статьи 146 УПК РФ лишили прокурора права, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовное дело. В настоящее время данное полномочие находится у органов дознания, дознавателя, руководителя следственного органа и следователя, в пределах компетенции, установленной УПК РФ.
Впрочем, определяя правовую функцию прокурора в досудебном производстве, законодатель оказался не совсем последователен: максимально сократив в 2007 г. надзорные полномочия прокурора, в 2010 г. признал необходимость их расширения. Так, п. 5.1 ст. 37 УПК РФ наделяет прокурора правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела, а п. 6 ст. 37 УПК РФ позволяет отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания. Ст. 221 УПК РФ значительно расширены полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением .
Рассматривая проблемы процессуального положения прокурора в уголовном судопроизводстве я обратилась к статье ректора Академии Генеральной Прокуратуры Оксаны Сергеевны Капинус, которая была опубликована в журнале «Прокурор» и размещена на официальном сайте Генпрокуратуры 19 июля 2013 года. Так, О.С. Капинус, в своем материале отмечает, что законодатель, возложив на прокурора осуществление уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, т.е. выделив два самостоятельных направления его деятельности, имеющие собственные предмет, объект и содержание, четко не разделил эти направления и полномочия прокурора по их осуществлению. Разный объем предоставленных прокурору полномочий по отношению к органам дознания и органам предварительного следствия еще больше осложняет ситуацию, внося дополнительный элемент неопределенности в статус прокурора в досудебном производстве^].
Если обратиться к статистике основных показателей деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-апрель 2017 года, то всего выявлено нарушений законов - 1 692 946, в 2016 году, за аналогичный период выявлено 1 656 298 нарушений. Отменено постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела в 2017 году 778 735, отменено постановлений о прекращении уголовного дела - 10 251. Статистика за январь-июнь 2012 года показывает, что всего выявлено нарушений законов - 2 455 624, отменено постановлений об отказе в
возбуждении уголовного дела - 1 257 559, отменено постановлений о
прекращении уголовного дела - 13 797.
На основании статистических показателей можно наблюдать тенденцию к снижению роста нарушений законов на досудебной стадии уголовного производства.
Выбранная тематика в настоящее время является актуальной по тем причинам, что, необходимо выяснить являются ли эффективными внесенные
в УПК РФ изменения, какими полномочиями наделен прокурор и каких лишен на данном этапе времени, а также, каким образом это отражается при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Целью настоящего исследования является определение полномочий прокурора в досудебном производстве, правовые средства прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания, а также особенности организации прокурорского надзора за вышеуказанными органами.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие, сущность, признаки и значение прокурорского надзора;
- рассмотреть основные направления деятельности прокурорского надзора;
- изучить цели и задачи прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания;
- изучить материалы практики, касающиеся правовых средств прокурорского надзора.
Объектом исследования являются урегулированные
законодательством правовые отношения, которые складываются в процессе реализации надзорной функции за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Несмотря на то, что данная тематика была исследована многими процессуалистами, на мой взгляд, наиболее полно она рассмотрена в трудах таких авторов, как С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус, А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, Е.Р. Ергашев и других ученых.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и др.
Под прокурорским надзором за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания следует понимать самостоятельную отрасль прокурорского надзора, которая представляет собой вид государственной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов прокуратуры, от имени Российской Федерации. Данные лица, в свою очередь, наделены соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре», уголовно-процессуальным законодательством, перечень которых конкретизируется указаниями, приказами Генеральной прокуратуры, по наблюдению за точным и единообразным соблюдением и исполнением положений Конституции и действующих на территории РФ законов органами дознания и следствия.
До января 2011 года прокурорский надзор был отягощен властными функциями прокурора, связанными с возможностью расследования преступлений. Данное обстоятельство не позволяло максимально эффективно выполнять стоящие перед прокуратурой задачи по обеспечению законности в соответствующей деятельности.
В настоящее время прокурор наделен обширными полномочиями по надзору за органами предварительного расследования, несмотря на то, что последние получили определенную самостоятельность, после изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Обращаясь к статистике, можно заметить, что с каждым годом количество выявленных прокуратурой нарушений уменьшается, существенно меньше становится лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности. Следовательно, прокуратура с каждым годом все тщательнее и эффективнее осуществляет свои функции по надзору за органами предварительного расследования.
между большим количеством сотрудников, позволит максимально эффективно достигать поставленных задач.
До января 2011 года прокурорский надзор был отягощен властными функциями прокурора, связанными с возможностью расследования преступлений. Данное обстоятельство не позволяло максимально эффективно выполнять стоящие перед прокуратурой задачи по обеспечению законности в соответствующей деятельности.
В настоящее время прокурор наделен обширными полномочиями по надзору за органами предварительного расследования, несмотря на то, что последние получили определенную самостоятельность, после изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Обращаясь к статистике, можно заметить, что с каждым годом количество выявленных прокуратурой нарушений уменьшается, существенно меньше становится лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности. Следовательно, прокуратура с каждым годом все тщательнее и эффективнее осуществляет свои функции по надзору за органами предварительного расследования.
между большим количеством сотрудников, позволит максимально эффективно достигать поставленных задач.
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в прокуратуре районного звена (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019



