Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №80912

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа в классе фортепиано ДМШ 10
1.1. Развитие музыкального мышления как условие становления
исполнительской культуры музыканта 10
1.2. Роль предметов ДМШ в развитии музыкального мышления
учащихся 23
1.3. Потенциал чтения с листа в развитии музыкального мышления
учащихся класса фортепиано ДМШ 31
Выводы по главе 1 50
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа в классе фортепиано ДМШ 51
2.1. Анализ результатов диагностики развития музыкального мышления
учащихся класса фортепиано ДМШ 51
2.2. Разработка и апробация учебно-методического пособия по чтению
с листа «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано» 57
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Список литературы 70
Приложение

Актуальность исследования. Формирование музыкального мышления учащихся является одной из важнейших задач музыкально-образовательного процесса детской музыкальной школы. Именно музыкальное мышление дает возможность понимать музыкальный язык, постигать композиторский замысел и художественное содержание произведения.
Активную роль в процессах развития музыкального мышления играет исполнительская деятельность музыканта в различных ее формах. Опыт, приобретаемый в процессе игры на музыкальном инструменте, дает необходимую основу для различных музыкально-мыслительных операций. Особое значение в развитии музыкального мышления приобретает чтение с листа. «Сколько читаем - столько знаем» - эта старая истина актуальна и в контексте музыкального образования.
В чтении с листа не только интенсивно развивается музыкальное мышление, но активизируются музыкально-познавательные способности учащегося, актуализируется арсенал музыкальной памяти, внимания, слуха, исполнительских качеств, так как прочтение незнакомого текста в ограниченных временных рамках предъявляет повышенные требования к грамотному восприятию, осмыслению текста музыкального произведения и его воспроизведению на инструменте. Чтение нот с листа является оптимальным для пополнения фонда музыкальных представлений, расширения репертуарного кругозора, накопления музыкально-теоретических и исторических знаний, развития музыкальных способностей . Благодаря чтению с листа, музыкальное мышление вовлекается в сложную по структуре, широко разветвленную аналитико-синтетическую деятельность, способствуя совершенствованию музыкальной культуры и становлению исполнительского профессионализма учащихся-пианистов.
Чтение нот с листа - сложный вид деятельности, который воспитывается в течение длительного времени. Практическая значимость 3
умения читать с листа ноты подчеркивается во многих программно-методических материалах и научно-методических трудах.
В настоящее время значимость чтения с листа осознается музыкально- педагогической общественностью. Согласно Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, «результатом освоения программы является приобретение обучающимися в области музыкального исполнительства в том числе: навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений. ... Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» должны отражать ... наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм» [49].
В задачи предмета, согласно Примерной программе по учебному предмету «Специальность и чтение с листа», входит «обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа» [49]. Наряду с предметом «Специальность и чтение с листа» развитие навыка чтения с листа тесно осуществляется на других учебных дисциплинах: «Концертмейстерский класс», «Ансамбль», «Общее фортепиано» [46].
Несмотря на понимание всей значимости чтения с листа, зачастую этому в классе фортепиано современной музыкальной школы уделяется недостаточно внимания, и как следствие, владение навыками чтения с листа предстает как наиболее уязвимое место подавляющего числа учащихся- пианистов и «слабое звено» процесса исполнительской подготовки в ДМШ.
Невладение учащимися навыками чтения с листа вполне объяснимо его сложностью, необходимостью для осуществления, с одной стороны, навыков музыкально-аналитической деятельности на первом этапе, что требует знаний в области музыкально-языковых, фактурных, художественно¬стилевых особенностей, а, с другой стороны, сформированности 4
исполнительских навыков, основанных на автоматизации движений, свободной «ориентировке» на клавиатуре, умении «предугадывать» музыкальное развитие, распределять исполнительское внимание и «забегать вперед» исполняемого фрагмента.
Степень научной разработанности проблемы. Привлекая внимание зарубежных и отечественных музыкантов прошлого и современности, проблема чтения с листа на фортепиано нашла свое отражение в трудах и высказываниях многих выдающихся исполнителей, педагогов, композиторов и музыкальных деятелей - от Ф. Куперена и Ф.Э. Баха до А. Алексеева, Ф. Брянской и Г. Цыпина. Все музыканты рассматривали чтение с листа на фортепиано как прекрасную возможность знакомства с богатейшим музыкальным наследием - произведениями вокальной, инструментальной классики, шедеврами оперной, балетной, симфонической и, конечно же, фортепианной музыки.
Анализ методической и научно-исследовательской литературы, в области музыкальной педагогики, посвященной проблеме исследования, показал, что:
- музыкальному мышлению посвящены работы видных ученых-
музыковедов и психологов: Б.В. Асафьева, Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Ю.А. Кремлева, В.И. Петрушина, А.Н. Сохора, Ю.А. Цагарелли,
Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского и др.;
- методические аспекты работы в классе фортепиано ДМШ освещены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, А.Г. Каузовой, Б.Е. Милича, А.П. Щапова и др.;
- проблема чтения с листа рассмотрена в работах педагогов-практиков Ф.Д. Брянской, Т.Ю. Камаевой и А.Ф. Камаева и др.
Однако специальных работ, посвященных развитию музыкального мышления в процессе чтения с листа, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа
5
класса фортепиано ДМШ и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы научно¬теоретические основания и методическое обеспечение процесса развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа класса фортепиано ДМШ?
Тема исследования: «Развитие музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа в классе фортепиано детской музыкальной школы».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - анализ научно-теоретических оснований процесса развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа и разработка его методического обеспечения в условиях обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы.
Объект исследования - процесс фортепианного обучения в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - развитие музыкального мышления учащихся класса фортепиано в процессе чтения с листа.
Гипотеза исследования: развитие музыкального мышления учащихся класса фортепиано ДМШ будет осуществляться более эффективно:
- при организации фортепианного обучения с учетом процессуально¬содержательных особенностей чтения с листа на фортепиано, влияющих на развитие музыкального мышления учащихся;
- при внедрении в процесс фортепианной подготовки учащихся в ДМШ учебно-методического пособия «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику музыкального мышления как условия становления исполнительской культуры музыканта.
2. Рассмотреть роль предметов ДМШ в развитии музыкального мышления учащихся.
3. Раскрыть потенциал чтения с листа в развитии музыкального мышления учащихся класса фортепиано ДМШ.
4. Провести диагностику развития музыкального мышления учащихся класса фортепиано ДМШ.
5. Разработать и апробировать учебно-методическое пособие «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано» для учащихся класса фортепиано ДМШ.
Методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, концептуальные положения в области теории музыкального мышления (Б.В. Асафьев, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер и др.), теории фортепианного обучения (Д.К. Кирнарская, Г.М. Цыпин и др.), чтения с листа (Ф.Д. Брянская, Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев и др.).
Методы исследования. В процессе исследования использованы теоретические методы: общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения и др.; изучение литературных источников, интернет- материалов; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование,
тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД «ДМШ №13 Московского р-на г.Казани». В эксперименте приняли участие 17 детей, обучающихся в 2-4 классах; 2 педагога школы.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме
музыкального мышления учащихся; формировались базовые теоретико-методологические основания.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты проблемы развития музыкального мышления учащихся класса фортепиано ДМШ; разрабатывалось содержание методического обеспечения данного процесса и продумывалась программа опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая диагностическое исследование и
7
апробацию разработанного учебно-методического пособия «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано» для учащихся класса фортепиано ДМШ; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- расширены научные представления о развитии музыкального мышления учащихся класса фортепиано в процессе чтения с листа;
- разработаны концептуальные идеи методического обеспечения развития музыкального мышления в процессе чтения с листа учащихся класса фортепиано ДМШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыт потенциал чтения с листа на фортепиано в развитии музыкального мышления учащихся ДМШ;
- выявлены процессуально-содержательные особенности чтения с листа на фортепиано, влияющие на развитие музыкального мышления учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы, включая учебно-методическое пособие «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано», могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних, высших учебных заведениях музыкального и музыкально-педагогического образования, применяться в практике работы фортепианных классов детских музыкальных школ, школ искусств и других организаций дополнительного музыкального образования.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение на заседаниях методического объединения преподавателей фортепианного отделения МБОУ ДОД «ДМШ № 13 Московского р-на г. Казани» 27 декабря 2016 г., 30 марта 2017 г., 29 мая 2017 г.; были представлены на IV Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 12 мая 2017 г., 1 место).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические аспекты и проведя опытно-экспериментальное исследование проблемы развития музыкального мышления в процессе чтения с листа в классе фортепиано ДМШ, мы пришли к следующим выводам.
Музыкальное мышление - это сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения.
Исполнительская практика музыканта вводит в действие все механизмы и функции музыкального мышления. При освоении произведений актуализируется запас знаний об исторической эпохе, музыкальном жанре, структуре сочинения, понимание особенностей музыкального языка.
Чтение с листа - безостановочное исполнение по нотам незнакомого музыкального произведения без предварительного разбора на инструменте в темпе и характере, приближенным к требуемым.
В чтении с листа активизируются музыкально-познавательные способности учащегося, интенсивно развивается его музыкальное мышление, актуализируется арсенал музыкальной памяти, внимания, слуха, исполнительских качеств, так как прочтение незнакомого текста в ограниченных временных рамках предъявляет повышенные требования к грамотному восприятию, осмыслению текста музыкального произведения и его воспроизведению на инструменте.
Чтение с листа представляет собой процесс, состоящий из двух взаимосвязанных этапов: подготовительного этапа, основанного на
предварительном зрительном анализе нотного текста без инструмента и внутреннем слуховом воспроизведении его, и исполнительского этапа - непосредственной игры на инструменте.
Невладение учащимися навыками чтения с листа вполне объяснимо его сложностью, необходимостью для осуществления, с одной стороны, навыков музыкально-аналитической деятельности на первом этапе, что требует 66
знаний в области музыкально-языковых, фактурных, художественно-стилевых особенностей, а, с другой стороны, сформированности исполнительских навыков, основанных на автоматизации движений, свободной «ориентировке» на клавиатуре, умении «предугадывать» музыкальное развитие, распределять исполнительское внимание и «забегать вперед» исполняемого фрагмента.
Предвосхищение текста музыкального произведения, предугадывание его развития возможно в произведениях с «предсказуемым» музыкальным развитием, поостренных на классических основах формообразования, гармонии, фактуры, мелодики и т.п.
Чтение с листа, аналогично чтению словесного текста, осуществляется на сенсомоторном и семантическом уровнях, включая восприятие и осмысление музыкальной фактуры на разных «этажах» музыкальной грамматики (морфологии, лексики, синтаксиса).
Внимание читающего с листа на фортепиано на сенсомоторном уровне направлено на опознание в нотном тексте и последующее воспроизведение значимых языковых элементов, для чего необходимо умение ориентироваться в графических абрисах мелодического рисунка, интервальных и аккордовых изображениях, типовых формулах фортепианной фактуры (гамм, арпеджио разных видов, альбертиевых басов и т.д.).
Являясь одной из форм исполнительской практики, чтение с листа, как и исполнение подготовленной художественной программы, на семантическом уровне своего осуществления вводит в действие все механизмы музыкального мышления и его функции: выразительно - смысловую и конструктивно-логическую.
Главная задача, которая стоит перед педагогом, обучающим чтению с листа, - это раскрыть ученику закономерности построения звуковой ткани, научить проводить структурный и семантический анализ читаемого с листа текста и грамотно его исполнять.
Данный подход лег в основу учебно-методического пособия «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано». В рамках обучения по пособию учащимися последовательно осваиваются элементы музыкальной фактуры на разных уровнях: от простейшего уровня (аналога морфологии в лингвистике - звук, интервал, аккорд, интонация, ритмическая группа и т.п.) - до целостного - фразировочного, композиционного (уровне формы), стилевого. Развитое музыкальное мышление учащихся-пианистов проявляется на семантическом уровне чтения с листа, т.к. позволяет полноценно и эмоционально-образно осмысливать элементы музыкальной фактуры, а не просто механически воспроизводить их на фортепиано.
В увлекательной форме даются основы элементарной теории музыки, предлагаются упражнения на автоматизацию навыков исполнения элементов музыкальной фактуры, представлены оптимальные для чтения с листа пьесы с ярким образным содержанием. Форма подачи материала позволяет разделить сложную для ученика задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых. В ходе занятий активизируется внимание ученика и постепенно автоматизируется исполнение фактурных элементов, развивается «нотный глазомер», закладываются основы целостного восприятия текста.
Экспериментальная проверка эффективности пособия проводилась на базе МБОУ ДОД «ДМШ №13 Московского р-на г.Казани». В эксперименте приняли участие 17 детей, обучающихся в 2-4 классах; 2 педагога, выступивших в качестве экспертов.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях музыкально-образовательного процесса ДМШ. В ходе работы проводилась оценка сдвига значений исследуемого признака (развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа) на двух замерах одной и той же выборки испытуемых (без формирования контрольной группы).
Нами были определены критерии оценки развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа и его уровни.
Проведя констатирующий этап, мы пришли к выводу, что высоким уровнем развития музыкального мышления учащихся в процессе чтения с листа обладает наименьшее число учащихся - 11,8% детей, средним - 29,4%, низким - 58,8%.
В рамках формирующего этапа экспериментального исследования нами было апробировано учебно-методическое пособие по чтению с листа «Занимательные уроки чтения с листа на фортепиано».
Результаты контрольного этапа доказали эффективность проведенной работы с использованием учебно-методического пособия. Число детей, уровень развития навыков чтения с листа которых соответствовало низкому уровню, сократилось на 41,2%, а высокий уровень возрос на 23,6%.
Таким образом, развитие музыкального мышления учащихся- пианистов может эффективно осуществляться в процессе чтения с листа на фортепиано. Благодаря чтению с листа, музыкальное мышление вовлекается в сложную по структуре, широко разветвленную аналитико-синтетическую деятельность, способствуя совершенствованию музыкальной культуры и становлению исполнительского профессионализма учащихся-пианистов, что подтверждает гипотезу нашего исследования.



1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978. - 288 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
2. Алексеев, Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1986. - 240 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
3. Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления: сборник статей / Составитель и редактор М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
4. Асафьев Б.В. Музыкальна я форма как процесс. - М.: Музыка, 1971. - 376 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
5. Бах, Ф.Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире. - СПб.: Earlymusik publishing house, 2005. - 172 с.
6. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - 2-е изд., доп. - Л.:
Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1979. - 352 с. [Электронный
ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
7. Баренбойм Л.Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - М., Л.: Музыка, 1969. - 282 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
8. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика. - Москва: Классика- XXI, 2007. - 190 с.
9. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. - Изд. 2-е доп. - Л.: Музыка, 1985. - 238 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
10. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975.- 399 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
11. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Классика-XXI, 2008. - 352 с.
12. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М/Классика-XXI, 2005. - 68 с.
13. Брянская Ф.Д., Ефимова Л. , Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано: Для 3-4 классов / Под общ. ред. С. Ляховицкой. - Л.: Музыка, 1964. - 114 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
14. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. - М.:
Советский композитор, 1991. - 192 с. [Электронный ресурс]. URL:
www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
15. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 100 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства. - М: Искусство, 2013. - 362 с.
17. Гитлиц В. Пособие по чтению с листа на фортепиано. - М.: Музыка, 2012. - 126 с.
18. Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Для 1-2 года обучения. - Л.: Музыка, 2000. - 79 с.
19. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Просвещение, 2003. - 120 с.
20. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной
игре. - М: Композитор, 1961. - 320 с. [Электронный ресурс]. URL:
www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
21. Дыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. - К.: Муз. Украша, 1989. - 181 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
22. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Электронный
ресурс]. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 263 с. URL:
http://www.twirpx.com/ (дата обращения 5.02.2017)
23. Камаев А., Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. - М.: Классика XXI, 2007. - 100 с.
24. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
25. Каузова А.Г., Николаева А. Теория и методика обучения игре на фортепиано. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
26. Коган Г.М. Работа пианиста. - М.: Классика-XXI, 2004. - 203 с.
27. Коган Г.М. У врат мастерства. - М.: Классика-XXI, 2004. - 135 с.
28. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Классика XXI, 2003. - 124 с.
29. Курнавина О., Румянцев А. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. - СПб.: Композитор, 2007. - 112 с.
30. Либерман Е.А. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика - XXI, 2003. - 148 с.
31. Лейтес И. Умственные способности и возраст. - М: Просвещение, 2012. - 280 с.
32. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967. - 752 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
33. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М: Музыка, 1976. - 211 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
34. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / Сост.: М.А. Гурвич, Л.Г. Лукомский. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1963. - 91 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
35. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - М.: Композитор, 2005.
- 162 с.
36. Михайлов М.И. К проблеме стилевого анализа // Современные вопросы музыкознания. - М, 1971. - 234 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
37. Назайкинский Е.В. О психологии развития навыков чтения с листа.
- М.: Композитор, 2013. - 195 с.
38. Нейгауз Г.Г. Автобиографические записки // Размышления, воспоминания, дневники. - М.: Советский композитор, 1983. С. 17-81. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
39. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. -
4- е изд. - М., Музыка, 1982. - 130 с. [Электронный ресурс]. URL:
www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
40. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
41. Нота уку буенча хрестоматия:Татар музыкасына нигезлэнгэн: Балалар муз.мэкт.Б.сэнгать мэкт.фп.бул.ечен уку ярдэмлеге. Чыг.1. 1-2 с-лар / Тез.: В. Спиридонова, И. Ермичева. - Казан, 1995. - 136 б.
42. Нота уку буенча хрестоматия:татар музыкасына нигезлэнгэн: Балалар муз.мэкт.Б.сэнгать мэкт.фп.бул.ечен уку ярдэмлеге. Чыг.2. 3-4 с- флар / Тез.: В. Спиридонова, И. Ермичева. - Казан, 1996. - 110 б.
43. Нота уку буенча хрестоматия:татар музыкасына нигезлэнгэн: Балалар муз.мэкт.Б.сэнгать мэкт.фп.бул.ечен уку ярдэмлеге. Чыг.3. 5-7 с- флар / Тез.: В. Спиридонова, И. Ермичева. - Казан, 1998. - 112 б.
44. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.
45. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов.- 2-е изд. - М: Академический Проект; ТРИКСТА, 2008. - 400 с.
46. Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. «Концертмейстерский класс» [Электронный ресурс] // Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Предметная область ПО.01. «Музыкальное исполнительство» / Т.В. Казакова, О.Е. Мечетина; гл.ред. И.Е. Домогацкая. - М., 2012. -69 с. - М., 2012. - 24 с. URL: http://www.iroski.ru/node/1074 (дата обращения 01.11.2016)
47. Протопопова Е. Чтение с листа на фортепиано [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
48. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. Давыдова В.В. - М., 1990. - 190 с.
49. Федеральные государственные требования к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе. Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 163 [Электронный ресурс] // URL: http://www.iroski.ru/
node/1074 (дата обращения 01.12.2016)
50. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога: учеб. пособие для муз. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1975. - 110 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
51. Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. - М., 1958. - 332 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
52. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Художественные
возможности. Структура. Функции. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
[Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
53 Смиронова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей, родителей: методические рекомендации. -
74
Издательство ЦСДК, Москва, 1994. - 56 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
54. Соколова М.Г. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.4. - Музыка, 1976. - 205 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
55. Старчеус М.С. Слух музыканта. - М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. - 640 с.
56. Стоянов А.А. Некоторые проблемы фортепианной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М., Л.: Музыка, 1966.
57. Сулейманов Р.И. Как научиться читать с листа. - Казань: Институт экономики, управления и права, 1999. - 107 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
58. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М: Молодая гвардия, 1971. - 336 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
59. Тарасов К.В. Этногенез музыкальных способностей. - М.:
Педагогика 1988. - 173 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
60. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 378 с.
61. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - 2-е изд. - М.: Советский композитор, 1989. - 168 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
62. Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма. Учеб. для муз.училищ / Под общ. ред. Ю.Н. Тюлина. - М.: Музыка, 1974. - 358 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
63. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. - М., 1966. - 223 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
64. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: учебное пособие. - М.: Музыка, 1976. - 165 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
65. Ушакова Л.Г. Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета: дис. ... канд. псих. наук. - Иркутск, 2008. - 189 с.
66. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.
67. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 216 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
68. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1984. - 188 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
69. Чтение с листа: программа для фортепианных отделений детских музыкальных школ и школ искусств / Сост. В.М. Спиридонова. - 2-е изд., доп. - Казань, 1998. - 20 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
70. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2005. - 36 с.
71. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. - М.: Советский композитор, 1993. - 25 с. [Электронный ресурс]. URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.02.2017)
72. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ