Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №37359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава Г Теоретические основания развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ 9
11 Проблема развития художественно-образного мышления музыканта-исполнителя в контексте междисциплинарного исследования 9
1.2 Возрастные психологические и педагогические аспекты развития художественно-образного мышления учащихся ДМШ 25
1.3 Особенности развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ 35
Выводы но главе 1 47
Глава 2. Экспериментальное исследование развития художествен но - образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ 49
2.1 Учебно-методическое пособие «Музыкальные пейзажи; рисую - читаю - играю - творю» как средство развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ 49
2.2 Оценка эффективности развития художествен но-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ 61
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 81

Актуальность исследования проблемы развития художественно- образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДГИШ обусловлена тем, что современному обществу требуется креативная личность, с творческим потенциалом, умеющая анализировать, сопоставлять, мыслить образно и оперативно*
Социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, В связи с этим перед школой, а также учреждениями дополнительною образования встает задача развития творческого мышления подрастающего поколения. В развитии подрастающего поколения валеным звеном является система образования, целью которой, наряду с обучением, является и воспитание школьника. Именно воспитание позволяет сформировать духовную личность, характеризующуюся эмоциональной отзывчивостью, с устойчивой системой нравственных ценностей и норм морали.
Основной из приоритетных задач российской образовательной политики последних лет, обозначенной в законе об образовании, является «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры» [47], Достижению данной цели способствует искусство - изобразительное, музыкальное, театральное и т.д. Погружение в сферу прекрасною развивает в ребенке фантазию, воображение, и, как следствие, пробуждает его эмоциональную сферу. С этой целью в школах вводятся предметы эстетической направленности, а система общеобразовательных учреждений расширена системой учреждений дополнительного образования детей к которым относятся детские музыкальные школы и школы искусств, специализирующиеся на эстетическом развитии детей.
Потенциал музыкального искусства здесь очень высок, т.к, музыкальная деятельность является важным средством формирования и развития творческих, созидательных способностей ребенка, формирование культуры. К ним относится и способность к художественно-образному мышлению, развитие которого позволяет воспитать креативно-мыслящего чел о века-творца, умеющего находить нестандартные подходы к решению разного рода задач в постоянно меняющемся мире.
Музыкальное искусство является одним из главных средств, способствующих развитию художественно-образного мышления, Ведь основой музыки является художественный образ. Музыкальное произведение реализуется, существует в результате синтеза исполнителя, педагога, слушателя, и композитора. Связь между ними происходит непосредственно через образную сферу.
Развитию художественно-образного мышления уделяется большое внимание в реальной педагогической практике, однако обнаруживается отсутствие научно-методических разработок, в которых был бы освещен потенциал уроков фортепиано в ДМШ в развитии художественно-образного мышления младших школьников.
Перед педагогом-музы кантом встает комплексная проблема - сформировать у учащихся специальные умения и навыки, необходимые для конкретного вида исполнительской деятельности, а также развить у них художественно-образное мышление, без которого невозможно ее успешное осуществление. Решение этой проблемы заключается в разработке и применении различных методов педагогического воздействия на ученика, разработке методического пособия, способствующего эффективному развитию у них художественно-образного мышления вне отрыва от исполнительской деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что теоретические аспекты развития художественно-образного мышления раскрыты в работах таких авторов, как М.С. Алексеева, Л.Г. Арчажниковой, В.Ю. Борисова,
И.А. Хотенцевой, Г.М Цыпина и др.
Возрастные особенности развития художественно-образного мышления младших школьников освещены в трудах таких исследователей, как, Л.С. Выготский, О.Н. Колотило, А.А. Мелик-Пашаев,
МВ,Михайлова идр.
Вопросы развития художественно-образного мышления в музыкальнообразовательном процессе рассмотрены в работах таких ученых, как
Э.Б. Абдуллин, Л.Г, Арчажникова, Г,В. Байбикова, В.В. Медушевский,
Е,А. Морева, Е,В, Назайкинский, Т.И. Стражи икона, Н,В, Суслова,
Б.М, Теп лов и др.
Проблемы фортепианного обучения, раскрытия художественно-образного содержания произведения рассматривались такими пианистам и- педагогами, как: Г.Г. Нейгауз, Е,Я, Либерман, Г,М. Коган, А,Г. Каузова,
А.И. Николаева, Г,М, Цыпин и др.
Однако специальных работ, посвященных развитию художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между значимостью развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ и недостаточной научной н методической разработанностью данного вопроса.
Актуальность и необходимость изучения данной проблемы позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические и
методические основы развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Тема исследования: Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Цель исследования - анализ теоретических и методических оснований развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ. разработка и апробация учебно-методического пособия для учащихся младших классов ДМШ «Музыкальные пейзажи: рисую - читаю - играю - творю»-
Объект исследования - фортепианная подготовка учащихся младшего школьного возраста в ДМШ.
Предмет исследован ня - развитие художестве и но-образно го
мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.
Гипотеза исследован пи основывается на предположении о том, что развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ будет осуществляться более эффективно, если;
- процесс обучения в классе фортепиано будет осуществляться с учётом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- изучение фортепианного репертуара будет актуализировать потенциал интеграции искусств (музыки и изобразительного искусства, литературы) и осуществляться с использованием комплекса методов развития художествен но-образного мышления;
- в процессе фортепианного обучения будет использовано учебно-методическое пособие для учащихся младших классов ДМШ «Музыкальные пейзажи; рисую - читаю - играю - творю».
Задачи исследования:
1, Провести анализ проблемы развития художественно-образного мышления музыканта-исполнителя в контексте междисциплинарного исследования,
2, Раскрыть возрастные психологические и педагогические аспекты развития художестве! и го-образного мышления младших школьников в ДМШ, уделив особое внимание урокам фортепиано; разработать комплекс методов развития художественно-образного мышления.
3, Провести экспериментальное исследование эффективности развития художественно-образного мышления на уроках фортепиано в ДМШ, апробировать учебно-методическое пособие для учащихся младших классов ДМШ «Музыкальные пейзажи: рисую - читаю - играю - творю» и комплекс методов развития художественно-образного мышления,
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, личностно-деятельностный, комплексный подходы; труды исследователей, раскрывающих основы развития художествен но-образно го мышления (В,Ю, Борисова, Л.С. Выготский и др), формирования художествен но- образного мышления учащихся в музыкально-образовательном процессе (Э, Б. Абдуллин, Л .Г, Арчажникова, Е,В. Назайкинекий и др,), потенциала фортепианного обучения в развитии художественно-образного мышления (Г.Г, Нейгауз, Г.М. Цыпин и др,).
Методы исследования: теоретические методы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.; изучение научной литературы, нотных и учебно-методических изданий; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования. Работа проводилась на базе МАУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Набережные Челны. В работе приняли участие 12 учащихся младшего школьного возраста, 2 педагога.
Научная новизна работы состоит в том, что раскрыты сущность, структура художественно-образного мышления музы канта-исполнителя и особенности ее развития в младшем школьном возрасте, выявлен потенциал уроков фортепиано в ДМШ в данном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработала структура художественно-образного мышления младших школьников - учащихся класса фортепиано ДМШ, разработаны методы его развития в процессе фортепианного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, учеб но-методическое пособие для учащихся младших классов ДМШ «Музыкальные пейзажи; рисую - читаю - играю - творю», могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов вузов, обучающихся по направлениям музыкальн-опедагогического профиля, применяться в практической деятельности педагогов фортепиано в ДМШ.
Структура работы; введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Список литературы содержит 52 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие художественно-образного мышления является неотъемлемой частью обучения в ДМШ. Перед педагогом-музыкантом встает комплексная проблема - сформировать у учащихся специальные умения и навыки, необходимые для исполнительской деятельности, а также развить у них художественно-образное мышление, без которого невозможно ее успешное осуществление. Решение этой проблемы заключается в разработке и применении различных методов педагогического воздействия на ученика, разработке методического пособия, способствующего эффективному развитию у них художественно-образного мышления вне отрыва от практико-исполнительской деятельности.по
Художественно-образное мышление младших школьников является познавательно-творческим процессом восприятия музыки, искусства, позволяющим моделировать собственные новые художественные образы. Художественно-образное мышление является результатом аккумулирования воображения, фантазии детей; оно характеризуется ассоциативностью, эмоциональностью, в результате чего ребенок учится создавать художественные образы, оригинальные и нестандартные.
Под художественно-образным музыкальным мышлением понимается переосмысление и обобщение впечатлений от окружающей действительности, отражение в сознании человека музыкальных образов^ в единстве эмоционального и рационального компонентов.
Процесс формирования художественно-образного музыкального мышления должно быть основанного на понимании законов музыкального искусства, знании внутренних закономерностей музыкального творчества, при этом важным является осмысление разного рода средств выразительности, передающих художественно-образное содержание музыкального произведения.
Целью опытно-экспериментальной работы явилось исследование уровня развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Экспериментальное исследование проходило в МАУДО «Детская музыкальная школа №2» г. Набережные Челны. В работе приняли участие 12 учащихся младшего школьного возраста (В 11 лет), 2 педагога. На основе теоретической модели были разработаны критерии, показатели и уровни развития художественно-образного мышления младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ и проведена диагностика. Проведенная экспериментальная работа, включавшая апробацию учебно-методического пособия «Музыкальные пейзажи: рисую - читаю - играю - творю», показала его эффективность.
Исследование позволило прийти к выводу, что развитию художественно-образного мышления будут способствовать: включение в репертуар учащихся-пианистов разнообразный, яркий по художественно-образному содержанию репертуар; реализация межпредметных связей уроков фортепиано с предметами гуманитарного и эстетического циклов («Изобразительное искусство», «Литература» и др,); использование на уроках фортепиано разнообразных форм исполнительской деятельности (элементарной композиция, импровизация, подбор по слуху и др.), что будет не только развивать художествен но-образное мышление; обогащение теоретических знаний учащихся, развитие их музыкальной эрудиции в процессе устного обсуждения исполняемой программы.


1. Абдуллин Э,Б, Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е, В Николаева. - М,; Прометей, 2013, - 432 с,
2. Алексеева М.С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования / М.С. Алексеева // Наука и школа. - 2018.- №2. - С. 125-129.
3. Альтерман С.С, Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет / С.С Альтерман. - СПб.: Композитор, 1999. Т. 1 (1-26). - 51 с.; Т. II (27-40). - 46 с.
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. - М.: Сов. композитор, 1985.- 103 с,
5. Арчажникова Л. Г, Проблемы музыкального вое питания на
современном этапе реорганизации общеобразовательной школы / Л.Г, Арчажникова, С. Шаронова // Материалы Всероссийского совещания. - М.: Школа, 1991. - 17 с.
6Г Асафьев Е В, Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании I Б.В. Асафьев. -М.: Музыка, 1965. - 151 с.
7. Бабичева Т.А. Нотки-клавиши. Альбом для начинающих пианистов. Песенки, упражнения и ансамбли I Т.А. Бабичева, - Новосибирск: Окарина, 2010, - 48 с,
8. Байбикова Г.В, Особенности развития ассоциативно-образного мышления музыканта// Современные проблемы науки и образования. -
2017.- №5. - С. 1-7,
9. Бигус Н.В. Формирование художественно-образного мышления учащихся на основе синтеза искусств / Н.В, Бигус, Н.Н. Цалъ,
А.Н. Бигус//Наука и школа.-2015.-№6.-С. 155-163.
10, Богоявленская ДБ, Психология творческих способностей /
Д.Б. Богоявленская, - М.: Академия, 2014, -320 с.
П, Борисов В.Ю, Развитие художественно-образного мышления
школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А,И, Герцена. -2010. -№1.-С. 176- ISO.
12, Выготский Л.С. Психология искусства / Л,С, Выготский. - М,; ACT,
2018. -416 с.
13, Геталова О, В музыку с радостью / О, Геталова, И Визная, - СПб,; Композитор, 2014. - 176 с,
14, Глушенко М. Волшебный мир фортепиано / М. Глушенко, - СПб.: Композитор, 2005. - 52 с.
15, Иванова О.В. Новый музыкальный букварь для самых маленьких: учебно-методическое пособие / О.В. Иванова, И.А, Кузнецова. - РнД.; Феникс, 2015,-48 с,
16, Кирнарская Д.К, Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К, Кирнарская. - М.: Таланты-XXI век, 2014. - 496 с,
17, Колоти л о ОН, Развитие художественно-образного мышления младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, -2014. - С. 7-10.
18, Майлз Дж. С. Азбука игры на фортепиано / Под ред. Дж. Тзтчел. - М: Махаон, 1998, - 64 с.
19, Медушевский В В, О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976, - 254 с.
20, Мелик-Пашасв А,А, Как развивать художественное восприятие у школьников / А.А, Мелик-Пашаев, Г.П. Кудина, 3.11. Новлянская. - М,: Педагогика, 2012, - 38 с.
21, Мильштейн Я,И, Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Мнльштейн. -М.: Музыка, 1975.-472 с.
22, Мещеряков Б. Г, Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В П. Зинченко. -СПб,: Прайм-Еврознак, 2013, -632 с,
23, Михайлова М.В. Развитие художественно-образно го мышления детей 6- 7 лет средствами музыкально-драматической деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук / М.В. Михайлова. - М., 2010. - 25 с.
24, Морена Е.А., Крутикова Т В. Формирование образно-художественного мышления на уроках музыки // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №9. - С. 17-21.
25, Морозова Н.В. Интегративный подход в обучении как основа
профессиональной компетентности будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования / Н.В, Морозова// Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы межрегиональной научно-практической
конференции, - Пермь, Изд-во ПГИК, 2016, - С, 15-23,
26, Морозова Н.В. О развитии образного мышления школьников в процессе музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. -№4, - С. 28—44.
27, Назайкинекий Е.В, Стиль и жанр в музыке: Учеб, пособие для сгуд, высш. учеб, заведений / Е.В, Назайкинский, - М.: Туманнт. изд. центр ВЛАДОС, 2003, - 248 с.
28, Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: учебное пособие / Г Г. Нейгауз. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. - 264 с,
29, Под у ро ве кий В.М, Психологическая коррекция музыкально- педагогической деятельности / В.М, Подуровский, Н.В, Суслова - М,; Вдадос, 2014.-320 с.
30, Проблемы музыкального мышления / Под редакцией М.Г, Арановского* -М: Музыка, 2013. - 263 е.
31, Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост. ред. А.Е, Тарас, - М,; ACT; Мн,: Харвест, 2014, - 720 с,
32, Рябухина Н М. Давай поиграем! Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет / Н.М. Рябухи на - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 119с.
33, Смирнова Т.И, Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации / Т.И. Смирнова. - М.: РИФ Крипто-логос, 1992. - 72 с.
34, Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением / Н, Соколова, - Изд, 4-е. - Л,: Советский композитор, 1983.-72 с.
35, Стражи и ко ва Т.И. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки / Т.И. Стражникова, В,Г, Грошева И Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №87, - С. 1-10
36, Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников / Н.В. Суслова, В,М. Подуровский // Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.
- М,: Владос, 2012.-С. 6-114.
37, Суслова Н.В, Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: диссергация ... канд. пед. наук: 13.00,02. - Москва, 1997, - 200 с.
38, Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей I Б.М. Теплов. - М,: Наука, 2013. -379 с.
39. Ушанева Ю.С. Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике / Ю.С, Ушанева // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3, - С. 50-60.
40. Фейнберг С, Мастерство пианиста / С, Фейнберг. - М.: Музыка, 1978. - 208 с.
41. Холопов Ю.Н. Ладовая теория Б.Л. Яворского I Ю.Н. Холопов // Музыкально-теоретические системы. - М.: Композитор, 2006. — С. 375- 394.
42. Хотенцева ИА. Формирование художествен но-образно го мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано: дис.... канд, пед. наук; 13.00.02. — М„ 2009. - 195 с.
43. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - М,; Просвещение, 1984. - 76 с.
44,Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б, Эльконин. - М.: Академия,
2013. -377 с.
45. Яценко Л.В, Новая философская энциклопедия, В четырех томах, Т, IV / Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2010, - С, 20-21,
46. Яценко Т. Музыка для детей. Самоучитель игры на фортепиано и клавишных в сказках и картинках } Т, Яценко. - СПб.: Питер, 2015, - 176 с.
Электронные ресурсы
47. Закон об образовании [Электронный ресурс] . URL:
1i 11 ps: // fzak on. r LI/1 a ws/ federal ny y-^a k on-ol-2 9.12.2012-n-273-fz/ (Дата
обращения 3.03,2019)
48. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.01. Сольфеджио [Электронный ресурс] // Дополнительная предлрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Сольфеджио». Предметная область ПО.02. Музыкальное исполнительство / Разраб,: Г.А. Жуковская, Т, В, Казакова; гл.ред. И.Е. Домогацкая. - М., 2012. URL; http;//wmv.iroski.rii/nade/1074 (дата обращения 19.04,2019}
49, Проект примерной программы по учебному предмету ПО.01 УП.01, Музыкальная литература [Электронный ресурс| // Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальная литература». Предметная область ПО.01, Музыкальное исполнительство / Разраб.: Г.А. Жуковская, Т В. Казакова, А. А. Петрова: гл.ред. И.Е. Домогацкая. - М.,2012. URL: http://www.iioski.ru/node/1074
50. Проект примерной программы но учебному предмету П0.01.УП.01. Специальность и чтение с листа [Электронный ресурс] // Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Предметная область ПО,01, Музыкальное исполнительство / Разраб.; Т В. Казакова, О.Е. Мечетина; гл.ред. И.Е. Домогацкая. - М., 2012, URL: http;//w^v. iroski.ru/node/10 74 (дата обращения 19.04,2019)
51, Проект примерной программы по учебному предмету П0.01.УП.01. Слушание музыки [Электронный ресурс] // Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Слушание музыки». Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство / Разраб.: Н.А. Царева,; гл.ред. И.Е. Домогацкая. - М., 2012. URL: htip://www.iroski.ru/node/1074 (дата обращения 19,04.2019)
52. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения программе, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации от 12.03,2012 №163 [Электронный URL; Mtp://www,iroskLru/node/2 (дата обращения 1 06,2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ