Введение 3
Глава I. Теоретические основания развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев
1.1. Развитие чувства ритма как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития чувства ритма подростков 18
1.3. Потенциал испанских танцев в аспекте развития чувства
ритма 26
Глава II. Практический опыт развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев
2.1. Разработка комплекса упражнений по развитию чувства ритма
подростков в процессе освоения испанских
танцев 41
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса упражнений по развитию чувства ритма подростков и анализ ее результатов 63
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83
Актуальность исследования. Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует общую духовную культуру личности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, закладывает основы ценностных ориентаций человека. Согласно основополагающему документу в нашей стране в сфере культуры, искусства иэстетического воспитания «Концепции художественного образования РФ» (2001), основными задачами национальной политики являются: широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего
раскрытиютворческого потенциала детей и юношества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно - практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Танцевальное искусство представляет собой творческий процесс, в котором сочетаются музыка и движения, свобода тела и духа. Музыка является той составляющей танцевального искусства, которая позволяет наполнить его конкретным художественно-образным смыслом и определяется способностью танцора в соответствии со своими индивидуальными особенностями раскрыть заложенную в ней идею и настроение. Занятия танцами не только развивают музыкальность и чувство ритма, но и помогают раскрывать себя в творчестве, воспитывать внимание, волю и коммуникабельность.
Под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию,поэтому в данный период жизни становится важным приобщение молодежи к народным танцам, которые являются воплощением древнейших самобытных традиций народов и способствуют эстетическому развитию личности, ее художественного вкуса, расширению кругозора.В данном аспекте особый интерес подростков вызывают испанские танцы, вобравшие в себя многовековой жизненный опыт,эстетические идеалы,духовную красоту и богатство народа. Изучение данных танцев влияет и на физическое состояние подрастающего поколения: улучшается координация движений, укрепляется вестибулярный аппарат, повышается выносливость и работоспособность. Кроме того, испанские танцы помогают и в преодолении некоторых страхов у подростков, например, застенчивости или боязни прикосновения, то есть снимают психологические зажимы и способствуют раскрытию внутреннего потенциала подростка.
Испанские танцы способствуют развитию пластики и красоты движений, развивают индивидуальные способности подростков, формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в собственных силах, дают толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Эти танцы насыщенны сложными своеобразными ритмами, которые требуют особого внимания педагога и учащихся, поскольку именно музыкально¬ритмическое развитие танцоров определяет неповторимость творческого эмоционально-выразительного танцевального образа. Таким образом, проблема развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев представляется на сегодняшний день важной и актуальной.
Степень изученности проблемы. Проблемы развития чувства ритма не раз обсуждались в научной и методической литературе. Большой вкладв исследование чувства ритма внесли Э. Жан-Далькроз, К. Орф, А.Ф. Лобова, Б.М. Теплов, Т.Э. Тютюнникова, Ж.Е. Фирлеваи др.
Теория и методика хореографического искусства была подробно изучена в работах К. Блазис, Ж. Новер, М. Петипа, Г.П. Гусева, А.А. Климов, М. М. Фокин и др.
Об истории культуры, костюмах, обычаях испанского народа писали в своих книгах О.В. Горяинова, Ю.Б. Циркин, С.Я. Шевлюгаи др.
Об испанском танце и искусстве фламенко писали зарубежные исследователи, такие как С. Гаш, Ф. Каррерас Канди, Ф. Г. Лорка, А. Мерсе, Х. Отеро, Ф. Родригес, В. Эскудеро и др.
Однако, анализ литературы показывает, что проблема развития чувства ритма именно в процессе освоения испанских танцев изучена недостаточно. Таким образом, возникает противоречие между значимостью методического оснащения по данной проблеме и недостаточностью его разработки и внедрения в реальную педагогическую практику. Именно это обусловило выбор темы нашего исследования - «Развитие чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев».
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы по проблеме исследования,разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев.
Объект исследования: развитие подростков в процессе хореографического обучения.
Предмет исследования: процессразвития чувства ритма подростков при освоении испанских танцев.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой использование специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития чувства ритма в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности развития чувства ритма подростков;
3. Раскрыть потенциал испанских танцев в аспекте развития чувства ритма;
4. Разработать комплекс упражнений для развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации комплекса упражнений для развития чувства ритма подростков и обобщить ее результаты.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова), зарубежных педагогов (Э.Ж- Далькроза, К.Орфа и др.), раскрывающихдеятельностный аспект развития музыкальных способностей, в том числе и чувства ритма; исследования по методике и технологии обучения и воспитания профессиональных танцовщиков А.Я.Вагановой, Р.В.Захарова; работы профессиональных исполнителей и педагогов испанского танца фламенко таких авторов, как Ф. Альбайсин, С. Гаш, Т. Борруль, А.П. Кларамунт и др.
Методы исследования.Теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение результатов эксперимента. Практические: наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное учреждение культуры
Национальный культурный центр «Казань». В исследовании приняла участие подготовительная группа «Ансар» (25 человек) в возрасте 10-11 лет.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-октябрь 2016 года): сбор, изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2 этап (ноябрь-декабрь 2016 года): разработка комплекса упражнений для развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев.
3 Этап (январь-май 2017 года): проведение опытно¬
экспериментальной работы по реализации разработанного комплекса заданий
6
и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности; оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса упражнений для развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев, который показал свою эффективность в опытно¬экспериментальной работе.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны педагогам-хореографам народно-сценических танцев, профессиональным и любительским коллективам, а также студентам хореографических отделений средних и высших учебных заведений.
Ритм - это упорядоченное чередование звуков, чаще всего разной длительности. У каждого человека чувство ритма развито в различной степени. Чувство ритма развивается путем музыкально-ритмических упражнений.
Анализ особенностей развития ощущения ритма дал возможность утверждать, что ощущение ритма - природная особенность человеческого организма, и это ощущение присуще ребенку с первых дней его жизни. До школьного возраста эстетического ощущение ритма у детей достигает стойкую форму, они становятся способными решать образно- выразительные задания, в которых ритм приобретает функции способа выражения душевных переживаний и чувств (А. Бакушинский, Л. Гусева, Т. Козакова). Развитие чувства ритма у детей школьного возраста проходит непрерывно и в то же самое время неравномерно. Наиболее интенсивно чувство ритма развивается в младшем школьном возрасте, менее выраженными темпами его развитие проходит в среднем и в старшем школьном возрасте.В подростковом возрасте интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Чувство ритма у подростков воспитывается посредством экстероцептивных ощущений, прежде всего слуховых. Именно через слух возможно восприятие тех или иных метроритмических рисунков. Также ритмическое чувство у подростков находится в теснейшей зависимости от телесной моторики.
Развитие чувства ритма основано на единстве музыки и движений. Музыка как область искусства принадлежит к эстетическому воспитанию, а движения, физические упражнения являются составляющей частью физического воспитания. Таким образом, предметом ритмического развития имеются в наличии как эстетические, так и физические корни, которые находятся в тесном соединении и взаимодействии.
В развитии чувства ритма подростков большое значение имеют испанские танцы, на которых особенное значение имеет соотношение физических и духовных возможностей, взаимосвязь между временем и пространством, в процессе которого происходит музыкально-ритмическая деятельность. При помощи таких знаний личность подростка формируется целостно и гармонично.
Испанские танцы отличаются своей грациозностью, пластикой, сложной техникой исполнения и ритмической составляющей, а также обладают большим разнообразием направлений и групп (классический испанский танец, танцы ХУШстолетия, классический балет, фольклор и фламенко).
Каждый испанский танец обладает особой ритмикой. Танцевальные движения испанских танцев доступны для исполнения подростками. В процессе освоения танцев происходит развитие чувства ритма учащихся. Для повышения результативности данной работы был разработан комплекс упражнений для развития чувства ритма. Чтобы проверить его эффективность была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МУК НКЦ «Казань».
На констатирующем этапе эксперимента в результате диагностики чувства ритма подростков было определено, что у 7 учеников (28%) - средний уровень развития чувства ритма (5-6 баллов), у 14 (56%) учеников - уровень развития чувства ритма выше среднего (7-9 баллов), у 4 (16%) учеников - высокий уровень развития чувства ритма (10-12 баллов). Для того, чтобы улучшить данные результаты был проведен формирующий этап эксперимента. На данном этапе на занятиях (20 занятий по 45 минут) был внедрен комплекс специальных упражнений для развития чувства ритма учащихся. Комплекс состоит из упражнений, с помощью которых происходит разучивание двух испанских танцев, таких как танец фольклорной группы «Арагонская хота» и танец группы фламенко «Дуэнде».
Данные испанские танцы совершенно разные по исполнительской технике и у каждого танца имеется свой своеобразный и сложный ритм.
После работы над специальными упражнениями, был проведен контрольный этап эксперимента - диагностика чувства ритма подростков с помощью той же методики, что и на констатирующем этапе. В результате данного этапа было определено, что у всех учащихся наблюдается положительная динамика в развитии чувства ритма: у 10 учащихся (40%) развитие чувства ритма повысилось до уровня выше среднего (7-9 баллов), 15 учащихся (60%) - показали высокий уровень развития чувства ритма (10¬12 баллов).
Таким образом, эффективность разработанного комплекса упражнений для развития чувства ритма подростков в процессе освоения испанских танцев была доказана. Цель работы была достигнута, задачи решены.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Педагогика, 1991. - 405 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
3. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания.
Программа для высших педагогических учебных заведений. - М.:
Музыка,1991. - 309 с.
4. Баклай В.Е. Этническая хореография народов мира: учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 416 с.
5. Бакланова, Т.И. Народное художественное творчество. - М., 2000. - 85 с.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития
ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 416 с.
7. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. - М.: Просвещение, 1991. - 206 с.
8. Боттомер П. Уроки танца / пер.с англ. К. Молькова. - М.: Эксмо, 2003. -312 с.
9. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448 с.
10. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учеб. пособие / авт.- сост.: Т.А. Аникина, Т.Л. Зефиров, С.И. Русинова и др. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 135 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: детство, отрочество, юность. - М.: Академия, 2000. - 624с.
12. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для
студентов/ Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. - М.:
Просвещение, 1984. - 256 с.
13. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
14. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
15. Горшкова Е.В. О говорящих движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 79 с.
16. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для ВУЗов искусств и культуры.- М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
17. Жак-Далькроз Э. Ритм / авт. примеч. Ж. Панова. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Классика XXI, 2012. - 248 с.
18. Загорц М. Танцы / пер. со словен. И. Ругел. - М.: Ижица, 2003. - 79 с.
19. Зайфферт Д.Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебноепособие / пер. с нем. В. Штакенберг.- СПб : Лань, 2012.- 128 с.
20. Захаров, Р.В. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1979.-159с.
21. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа для общеобразовательных учебных заведений. - М: Педагогика, 2010. - 405 с.
22. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. - СПб.: Питер, 2005. - 316 с.
23. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: 2011. -463 с.
24. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. - СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с.
25. Курысь В. Н., Гзирьян Р. В. Ритм в музыке и ритмической гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2014. - № 5 (111). - С. 82-87.
26. Лаврова Е. В. Функциональная афония у подростков // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 2007. - № 5. - С. 79-84.
27. Марьенко, И.С. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания и его роль в формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения // Советская педагогика, 1979. - № 10. - С.125-128.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология
развития,детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
29. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология: Учебно¬методическое пособие. - М.: Олимпия Человек, 2010. - 48 с.
30. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурномразвитии личности. - Е.: Знание, 2001. - Том 6. - 145 с.
31. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430с.
32. Перфильева И.А. Три ипостаси музыкального мира и проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. Взгляд в XXI век // Материалы III Международной научно-практической конференции. - М.: Просвещение, 1996. - 505 с.
33. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб пособие / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
34. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 318 с.
35. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 362 с.
36. Ротт З.Я. Танцы в начальной школе. 2 часть. - М.: Сфера, 2006. - 228 с.
37. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. - СПб.: Гуманитарная академия, 2000. - 310 с.
38. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. -159 с.
39. Суслова Н. Расставьте акценты - получите ритм // Искусство в школе». - 2002. - №4. - С. 3 -13.
40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.,
Педагогика, 1988. - 176 с.
41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Наука, 2005. - Т. 1. - 328 с.
42. Ткаченко Т. Народный танец: Учебное пособие. - М.: Искусство, 1967. - 653 с.
43. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях. - М.: Юнити-Дана, 2014.-147 с.
44. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла
Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. - М.: АСТ, 2000. - 341 с.
45. Феликсдал Б. Ритм, тело и душа // Балет, 1996. - №2. - С. 52-54; № 4-5. - С. 62-64; №6. - С. 53-55.
46. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М.:
Музиздат,2001. - 353с.
47. Шенгели Г. Техника стиха. - М.: Педагогика, 1960. - 312 с.
48. Школяр Л.В. Принципы отбора содержания и методов работы на музыкальных занятиях. Музыкальное искусство 1-3 кл. Программа дляобщеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1995. - 1250 с.
49. Яворский Д. Р., Карчагин Е. В. Ритм: рождение концепта // Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю. Ю. Ветюнева, А. И. Макарова, Д. Р. Яворского. - СПб.:Алетейя, 2012. - С. 9-30.
Интернет-источники:
50. Каврева Е.Н. Развитие чувства ритма у детей на уроках ритмики
[Электронный источник] - Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:dLJjGgjQOUAJ:oktdshi. muzkult.ru/img/upload/1235/documents/kavreva.pdf+&cd=27 &hl=ru&ct=clnk&gl =ru
51. Ротерс Т.Т. Научно-педагогические основы развития чувства
ритма у школьников в процессе взаимодействия физического воспитания с эстетическим [Электронный источник] - Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:O0y5q6ThnfYJ:lib. sporte du.ru/Books/XXPI/2004N4/p77-82.htm+&cd=29&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
52. Средства и методыразвитиячувстваритма
[Электронныйисточник] - Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:sejzI2QASwEJ:www.mon ographies.ru/ru/book/section%3Fid%3D9716+&cd=31&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
53. http://kubanaboom.com/intriguyushhiy-tanets-ispanskiy-i-ego- vidyi.html
54. http://hispablog.ru/?p=584#i-2
55. http: //shahizar.narod.ru/spain. htm
56. https: //spanish-dance. ru/flamenko .php
57. http: //uz. denemetr.com/docs/768/index-60541-1.html
58. http: //v-ger.ru/rhythms-of-flamenco/