ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Феномен «конфликтного поведения» в психолого-педагогических
исследованиях 6
1.2. Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте . 12
1.3. Виды внеурочной деятельности по профилактике конфликтного
поведения младших школьников 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Содержание внеурочной деятельности по профилактике конфликтов у
младших школьников 30
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Приложения
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Представляя собой форму противоречия, конфликты являются важнейшей детерминантой активности человека. Конструктивное разрешение конфликта неизбежно ведет к качественно новым изменениям как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях.
Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его изменения вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к острым конфликтогенным ситуациям в современной школе. Это проявляется, во-первых, в том, что сложность, полифункциональность и многогранность образовательного процесса предполагают необходимость постоянного разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Во-вторых, современное общество находится в состоянии кризиса: ломаются стереотипы, изменяются приоритетные ценности и появляются различные противоречия во всех сферах жизни общества, особенно в духовной, все это находит свое отражение в педагогическом процессе. В-третьих, свойственное современной школе активное преодоление ранее сложившихся стереотипов, стремление к использованию новых педагогических технологий, появление инноваций приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса.
Преодоление вышеуказанных разногласий особенно актуально для начальной школы. Уже на этой ступени школьного образования ребенок начинает активно осваивать опыт разрешения ситуаций, в которых присутствуют конфликтные проявления. Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается желанием взрослых урегулировать поведение ребенка.
В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем такие же ситуации в отношениях взрослых.
Интерес к изучению конфликтного поведения детей и подростков в России (В.В. Ковалев, В.Е. Коган, В.Б. Тарабаева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.П. Караковский, и др.) и за рубежом (Э. Эриксон, М. Раттер,Б. Кирш, Х. Ремшмидт, Р. Байярд, Ф. Райе, и др.) обусловлен тем, что данный период очень важен в развитии и становлении личности. Работа по профилактике конфликтов между младшими школьниками отражена так же и в профессиональном стандарте педагога, что не маловажно.
Несмотря на повышающийся в последнее время интерес к становлению и развитию конфликтологии, в целом анализ научной литературы показал, что это проблема изучена недостаточно и остается актуальной.
Противоречие между необходимостью проводить профилактику конфликтов у младших школьников и недостаточным количеством методических разработок, в которых отражались бы основные виды внеурочной деятельности, направленные на профилактику конфликтов у младших школьников.
Проблема - каковы основные виды внеурочной деятельности для профилактики конфликтного поведения младших школьников.
Выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - профилактика конфликтного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности внеурочной деятельности в профилактике конфликтного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования - работа учителя по профилактике конфликтов у младших школьников будет проходить более эффективно, если в процессе организации внеурочной деятельности использовать комплекс тренинговых и игровых занятий в данном направлении.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен «конфликтного поведения» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Определить особенности проявления конфликтного поведения младших школьников.
3. Изучить виды внеурочной деятельности по профилактике конфликтного поведения младших школьников
4. Выявить признаки конфликтности младших школьников.
5. Подобрать и внедрить в образовательный процесс комплекс тренинговых и игровых занятий по внеурочной деятельности, направленный на профилактику конфликтов среди младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретический - анализ литературы по теме исследования;
2) Эмпирический - констатирующий эксперимент, опрос.
Базу экспериментального исследования составили учащиеся 3 классов МБОУ СОШ №4 г. Еманжелинска в количестве 40 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс занятий может быть использован в практике работы учителя по профилактике конфликтов у младших школьников.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Конфликт с неизбежностью присутствует во всех сферах межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывает разрушающее влияние на совместную деятельность людей, но в то же время он может быть направлен в продуктивное русло, конфликт, усугубляя возникшее противоречие, может способствовать выработке более целесообразного и осознанного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации расширяет его жизненный опыт в области межличностного взаимодействия.
Младший школьник - это человек, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой ровесников - являются одними из самых важных задач развития на этом возрастном этапе.
В педагогической деятельности конфликт легче предупредить, чем разрешить, также для формирования позитивного опыта поведения в случае возникновения межличностного конфликта, для снижения количества разрушительных межличностных конфликтов, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе.
Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий (психологической, психологической и педагогической коррекции, социально-психологической диагностики), которые направлены на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к началу межличностного конфликта.
Одними из основных направлений внеурочной деятельности по профилактике конфликтов у младших школьников являются:
- коррекционно-развивающие занятия с детьми по получению знаний о конфликте и представлениями о различных средствах коммуникации;
В исследовании приняли участие 40 учащихся МБОУ СОШ №4 г.Еманжелинска. 20 учащихся составили экспериментальную группу и 20 учащихся - контрольную группу
Результаты экспериментального исследования, позволили определить, что треть детей в обеих группах показывают высокий уровень конфликтности.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы подобрали комплекс занятий по профилактике конфликтного поведения.
Для доказательства того, что проведенная педагогическая работа является средством профилактики конфликтного поведения младших школьников, мы провели контрольный этап экспериментального исследования.
В экспериментальной группе выявлена значительная положительная динамика. В классе остались дети, показывающие высокий уровень конфликтности, но их количество значительно снизилось. В контрольной группе положительной динамики не выявлено.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.
Окружающий психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогам, социальный микроклимат - все это отражается на ребенке. И если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, если мы исключим отрицательное влияние на них, то мы можем быть уверены в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
Безошибочно организованные педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста, творческий и системный подход во внеурочной деятельности будут содействовать формированию:
- способности к реализации творческого потенциала в социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше», духовному развитию;
- представления младших школьников о ценности человеческой жизни, формирование умения бороться в пределах своих возможностей с действиями и влияниями, представляющими угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- развитие понимания и сопереживания другим людям, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
В соответствии с ФГОС НОО это является основными требованиями к результатам образовательного процесса.