Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности

Работа №80874

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Феномен «конфликтного поведения» в психолого-педагогических
исследованиях 6
1.2. Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте . 12
1.3. Виды внеурочной деятельности по профилактике конфликтного
поведения младших школьников 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Содержание внеурочной деятельности по профилактике конфликтов у
младших школьников 30
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Приложения

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Представляя собой форму противоречия, конфликты являются важнейшей детерминантой активности человека. Конструктивное разрешение конфликта неизбежно ведет к качественно новым изменениям как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях.
Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его изменения вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к острым конфликтогенным ситуациям в современной школе. Это проявляется, во-первых, в том, что сложность, полифункциональность и многогранность образовательного процесса предполагают необходимость постоянного разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Во-вторых, современное общество находится в состоянии кризиса: ломаются стереотипы, изменяются приоритетные ценности и появляются различные противоречия во всех сферах жизни общества, особенно в духовной, все это находит свое отражение в педагогическом процессе. В-третьих, свойственное современной школе активное преодоление ранее сложившихся стереотипов, стремление к использованию новых педагогических технологий, появление инноваций приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса.
Преодоление вышеуказанных разногласий особенно актуально для начальной школы. Уже на этой ступени школьного образования ребенок начинает активно осваивать опыт разрешения ситуаций, в которых присутствуют конфликтные проявления. Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается желанием взрослых урегулировать поведение ребенка.
В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем такие же ситуации в отношениях взрослых.
Интерес к изучению конфликтного поведения детей и подростков в России (В.В. Ковалев, В.Е. Коган, В.Б. Тарабаева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.П. Караковский, и др.) и за рубежом (Э. Эриксон, М. Раттер,Б. Кирш, Х. Ремшмидт, Р. Байярд, Ф. Райе, и др.) обусловлен тем, что данный период очень важен в развитии и становлении личности. Работа по профилактике конфликтов между младшими школьниками отражена так же и в профессиональном стандарте педагога, что не маловажно.
Несмотря на повышающийся в последнее время интерес к становлению и развитию конфликтологии, в целом анализ научной литературы показал, что это проблема изучена недостаточно и остается актуальной.
Противоречие между необходимостью проводить профилактику конфликтов у младших школьников и недостаточным количеством методических разработок, в которых отражались бы основные виды внеурочной деятельности, направленные на профилактику конфликтов у младших школьников.
Проблема - каковы основные виды внеурочной деятельности для профилактики конфликтного поведения младших школьников.
Выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - профилактика конфликтного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности внеурочной деятельности в профилактике конфликтного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования - работа учителя по профилактике конфликтов у младших школьников будет проходить более эффективно, если в процессе организации внеурочной деятельности использовать комплекс тренинговых и игровых занятий в данном направлении.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен «конфликтного поведения» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Определить особенности проявления конфликтного поведения младших школьников.
3. Изучить виды внеурочной деятельности по профилактике конфликтного поведения младших школьников
4. Выявить признаки конфликтности младших школьников.
5. Подобрать и внедрить в образовательный процесс комплекс тренинговых и игровых занятий по внеурочной деятельности, направленный на профилактику конфликтов среди младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретический - анализ литературы по теме исследования;
2) Эмпирический - констатирующий эксперимент, опрос.
Базу экспериментального исследования составили учащиеся 3 классов МБОУ СОШ №4 г. Еманжелинска в количестве 40 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс занятий может быть использован в практике работы учителя по профилактике конфликтов у младших школьников.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конфликт с неизбежностью присутствует во всех сферах межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывает разрушающее влияние на совместную деятельность людей, но в то же время он может быть направлен в продуктивное русло, конфликт, усугубляя возникшее противоречие, может способствовать выработке более целесообразного и осознанного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации расширяет его жизненный опыт в области межличностного взаимодействия.
Младший школьник - это человек, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой ровесников - являются одними из самых важных задач развития на этом возрастном этапе.
В педагогической деятельности конфликт легче предупредить, чем разрешить, также для формирования позитивного опыта поведения в случае возникновения межличностного конфликта, для снижения количества разрушительных межличностных конфликтов, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе.
Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий (психологической, психологической и педагогической коррекции, социально-психологической диагностики), которые направлены на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к началу межличностного конфликта.
Одними из основных направлений внеурочной деятельности по профилактике конфликтов у младших школьников являются:
- коррекционно-развивающие занятия с детьми по получению знаний о конфликте и представлениями о различных средствах коммуникации;
В исследовании приняли участие 40 учащихся МБОУ СОШ №4 г.Еманжелинска. 20 учащихся составили экспериментальную группу и 20 учащихся - контрольную группу
Результаты экспериментального исследования, позволили определить, что треть детей в обеих группах показывают высокий уровень конфликтности.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы подобрали комплекс занятий по профилактике конфликтного поведения.
Для доказательства того, что проведенная педагогическая работа является средством профилактики конфликтного поведения младших школьников, мы провели контрольный этап экспериментального исследования.
В экспериментальной группе выявлена значительная положительная динамика. В классе остались дети, показывающие высокий уровень конфликтности, но их количество значительно снизилось. В контрольной группе положительной динамики не выявлено.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.
Окружающий психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогам, социальный микроклимат - все это отражается на ребенке. И если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, если мы исключим отрицательное влияние на них, то мы можем быть уверены в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
Безошибочно организованные педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста, творческий и системный подход во внеурочной деятельности будут содействовать формированию:
- способности к реализации творческого потенциала в социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше», духовному развитию;
- представления младших школьников о ценности человеческой жизни, формирование умения бороться в пределах своих возможностей с действиями и влияниями, представляющими угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- развитие понимания и сопереживания другим людям, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
В соответствии с ФГОС НОО это является основными требованиями к результатам образовательного процесса.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2003. -123 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2012. - 230 с.
3. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. - М.: Флинта, 2013. - 142 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, Шипилов А.И.. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 551 с.
5. Анцупов, А.Я. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель / А.Я. Анцупов. - М.: ГАВС, 2006. - 230 с.
6. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. / А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
7. Березин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - с. 2 - 5.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2009. - 453с.
9. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. - Ч.2. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
11. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2010. - 320 с.
12. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. - М.: Просвещение, 2013. - 215 с.
13. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240 с
14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. / Г.И. Козырев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 340 с.
15. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии. / Х. Кэдьюсон, И. Шеффер. - СПб.: Питер, 2000. -150 с.
16. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения /
A. А. Лобанов. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
17. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
18. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005. - 342 с.
19. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2003. - 640 с.
20.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2011. - 466 с.
21.Овчаренко, В.И. Психоаналитический глоссарий / В.И. Овчаренко. - М.: Высшая школа, 2009. - 307с.
22. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения. / М.Ф. Панфилова - М.: ТОО «ИнтелТех», 2012. - 89 с.
23. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. /Под общей редакцией
B. С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: Март, 2012. - 240 с.
24. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогич. поиск, 2000. - 370 с.
25. Покусаев, В.Н. Управление конфликтной ситуацией в учебно-воспитательном процессе / В.Н. Покусаев // Вестник СНО. - № 13. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 39-41.
26. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология. Учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2002. - 298 с.
27. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе: Метод. реком./ Сост. В.Н. Покусаев. - Волгоград: Перемена, 2011. - 36с.
28. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. - М.: Генезис, 2013. - 367 с.
29. Рогов, Е.И. Психология общения. / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во «Владос», 2012. - 415 с.
30. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2013 - 361 с.
31. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с
32. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб.пособие / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
33. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону, 2014. - 672 с.
34. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 2009. - 168с.
35. Шумилин, А.П. Межличностные конфликты в младшем школьном возрасте / А.П. Шумилин - М.: МГУ, 2006. - 121 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ