Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративно-прикладное искусство как средство формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности

Работа №80854

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Основные понятия и их сущностная характеристика 8
1.2 Особенности формирования интереса у младших школьников к
художественно-творческой деятельности 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности
средствами декоративно-прикладного искусства 24
2.1 Цель, задачи и диагностический инструментарий исследования 24
2.2 Анализ результатов исследовательской работы 29
2.3 Содержание программы внеурочной деятельности по
формированию интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства
Выводы по главе 2 50
Заключение 53
Список использованных источников 55


В настоящее время приобрела актуальность такая задача, как развитие творческой личности младших школьников. Данную задачу подтверждает ряд государственных документов Российской федерации, таких как Закон Российской Федерации «Об Образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Содержание данных документов подчеркивает значимость образования обучающихся, у которых формируется мотивация к учебной и творческой деятельности, развиваются творческие умения и творческий потенциал в различных видах учебной деятельности. Данные документы ставят перед педагогами необходимую задачу, в ходе которой через данный процесс ребенок развивает творческие способности, у него пробуждается инициатива и самостоятельность принимаемых решений. Именно поэтому в образовательной сфере на сегодняшний день особое внимание уделяется проблеме формирования интереса художественно-творческого развития у младших школьников.
Формирование познавательного интереса - один из ключевых вопросов, который стоит перед педагогом. Грамотно подобранное содержание учебного материала, потребность разнообразия творческой работы школьников различными приемами художественной деятельности, учет возрастных особенностей младших школьников - все без исключения данное следует с целью предоставления эффективного формирования начала творческой атмосферы у младших школьников.
Фундамент в художественно-творческом закладывается непосредственно в начальной школе. Поскольку искусство - «мир воплощенных ценностей», к которым стремиться человек в любом школьном возрасте, как в младшем, так и в старшем.
Включенность детей в занятия художественного творчества делает познавательную деятельность младших школьников положительной,
эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Творческое чувство формирует в ребенке особое эмоционально-психическое состояние, пробуждает интерес, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и прочие психические процессы, именно поэтому младший школьный возраст-наиболее благоприятное время для воспитания всесторонне-развитой, творческой личности. Все перечисленные особенности, а также потребность в самореализации, самоутверждении и желание ребёнка выразить свои эмоции и чувства в действии будут являться стимулирующими факторами его активного включения в художественно-творческую деятельность.
Проблема формирования интереса у младших школьников нашла свое отражение в исследованиях таких психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Б. М. Неменский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и некоторых других. Они утверждают, что формирование интереса в младшем школьном возрасте-основа художественно-творческой деятельности.
Художественная необходимость выступает движущей силой с целью формирования интереса. Базой элемента творческого развития личности младшего школьника является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.
Эстетическое развитие декоративно-прикладным искусством считается обязательной составляющей воспитания гармоничной личности. Ознакомление с художественной культурой предоставляет возможность совершенствовать творческие способности, увеличивать умственные способности, формировать высокие эстетические вкусы.
Большой вклад в решение проблем художественно-творческого развития внесли такие ученые, как: Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и другие. Они считают, что художественное творчество способствует развитию художественного мышления, наблюдательности, творческого воображения и памяти ребенка.
Актуальность данной работы обусловлена:
- на социальном уровне - необходимостью развития художественно-творческой личности, эстетических познаний и художественного вкуса;
- на научном уровне - необходимостью поиска эффективных методов приобщения детей к художественному творчеству;
- на практическом уровне - недостаточным методическим обеспечением, направленным на формирование интереса к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Актуальность темы повлекла за собой противоречие: между необходимостью формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности и недостаточным методическим обеспечением данного процесса средствами декоративно-прикладного искусства.
Проблема исследования: какие формы организации внеурочной деятельности целесообразно использовать для формирования интереса младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства?
Актуальность и проблема обусловили выбор темы исследования: «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы исследования, разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: формирование интереса к художественно-творческой деятельности у младших школьников будет более эффективней, если в процесс обучения будут включены фрагменты разработанной программы, направленной на формирование интереса у младших школьников с использованием декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия: «художественно-творческая
деятельность», «интерес», «декоративно-прикладное искусство»; рассмотреть их сущностную характеристику.
2. Рассмотреть особенности формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности.
3. Подобрать диагностические методики и проверить уровни сформированности интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности.
4. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической
литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МАОУ «СОШ №30 г. Челябинска». Участие приняли 26 детей, в возрасте 10-11 лет.
Практическая значимость: разработанная программа внеурочной деятельности, направленная на формирование интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства, может быть использована в работе учителями начальных классов.
Апробация результатов исследования проходила путем участия в следующих конференциях:
1. VI Международной научно-практической конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра»; (г. Челябинск, ЮУрГГПУ, 25 ноября - 2 декабря 2019).
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников. В работе содержится 7 таблиц и 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было изучение проблемы формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства и разработка программы внеурочной деятельности в целях стимулирования интереса.
В рамках решения задач нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и школьной практике.
Проведенный теоретический анализ исследований и исследование по проблеме формирования интереса к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства у детей младшего школьного возраста позволил решить стоящие перед нами задачи:
1. Изучены основные понятия. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении проблемы наше внимание акцентировалось на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении особенностей ее формирования в образовательном процессе.
2. Рассмотрены особенности формирования интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
3. Подобраны диагностические методики и проверены уровни сформированности интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности.
4. Разработана и апробирована программа внеурочной деятельности, направленная на формирование интереса у младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства, которая может быть использована учителями начальных классов в работе.
Критериями сформированности интереса младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства, а именно художественно-творческой деятельности являются: владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками, развитие художественно-образного восприятия окружающего мира, художественно-творческая активность ребенка. Выявленные критерии и показатели позволили проследить положительную динамику формирования интереса и могут быть использованы учителями начальных классов.
Эффективность работы обеспечивается соблюдением следующих условий:
- наличие развивающей художественно-эстетической среды в роли движущей силы в целостном процессе становления детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности;
- партнерское взаимодействие с педагогом на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования интереса;
- поэтапная реализация уроков, с применением разнообразных форм и методов обучения, с учетом возрастных и психологических особенностей;
- индивидуальный подход в процессе обучения.
Таким образом, можно сказать, что поставленная нами цель и задачи решены, гипотеза подтвердилась. Реализуя полноценное формирование интереса к художественно-творческой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает ценностное становление, самореализацию, самовыражение, саморазвитие учащихся в достижении ими высоких результатов в творчестве.



1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников [Текст]: учебное пособие для вузов / Алексей Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000 - 384 с.
2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества [Текст] / Светлана Астраханцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009 - 347с.
3. Вертякова, Э. Ф. Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов [Текст] / Э. Ф. Вертякова, Н. В. Геращенко, Н. В. Черушева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - №5. - С. 35-41.
4. Власов, В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие [Текст] / Виктор Власов. - Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2012. - 156 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Лев Выготский. - Москва : Просвещение, 2014. - 99 с.
6. Гальперин, П. Я. Психология творческого мышления [Текст] / Петр Гальперин. - Москва : Просвещение, 2013 - 260 с.
7. Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] / Е. С. Голубева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
8. Губанова, Е. Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства и трудового обучения [Текст] / Е. Н. Губанова // Начальная школа. - Москва, 2004. - № 7. - С. 86-88.
9. Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала [Текст] / авт.-сост. О. Н. Маркелова. - Волгоград : Учитель, [2009]. - 91 с. - (Дополнительное образование).
10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст] / [Б. М. Неменский,
Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - 5е изд.
- Москва : Просвещение, 2015. - 128 с.
11. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Тамара Комарова. - Москва : Мозайка-Синтез, 2015. - 160с.
12. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Тамара Комарова. - Москва : Карапуз, 2009. - 354 с.
13. Лепская, Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика 5 рисунков [Текст] / Наталия Лепская. - Москва : научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1955. - 54 с.
14. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова // Педагогика и психология. - 1979. -№ 2.
15. Психология дошкольника [Текст] : учеб. пособие / Валерия Мухина. - М.: Просвещение, 1995. - 237 с.
16. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Борис Неменский. - Москва : Просвещение, 2000. - 148с.
17. Неменский, Б. М. Педагогика искусства [Текст] / Борис Неменский. - Москва : Просвещение, 2015. - 128с.
18. Неменская, Л. А. Каждый народ - художник: учебник для начальной школы [Текст] / Лариса Неменская. - Москва : Просвещение, 2002. - 148 с.
19. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Роберт Немов. - Москва : КноРус, 2014. -718 с.
20. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В. Н. Шацкой. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1995. - 183с.
21. Паньшина, И. Г. Декоративно-прикладное искусство [Текст] /
Ирина Паньшина. - Москва : 1975. - 112с.
22. Педагогическое наследие: Коменский Я. А., Локк Дж., Руссо Ж. Ж, Песталоцци И. Г. [Текст] / сост. В. М. Кларин,
A. И. Джуринский. - Москва : Педагогика, 1999. - С. 416.
23. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе [Текст] / Галина Перевертень. - Москва : Просвещение, 1985. - 112с.
24. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Яков Пономарёв. - Москва : Изд-во «Наука», 2012 - 320 с.
25. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; / под ред. В. А. Горского. - Москва : Просвещение, 2013. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Сергей Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 403с.
27. Рубинштейн, С. Л. О природе мышления и его составе [Текст] / Сергей Рубинштейн. - Москва : Наука, 2013. - 250 с.
28. Смирнова, Н. М. Творчество, смысл, толкование / Наталия Смирнова. - Москва: ИФ РАН, 2016. - 139с.
29. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. / Наталья Сокольникова. - Москва : Академия, 1999. - 390 с.
30. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации [Текст] / авт.-сост.: Л. В. Горнова [и др.]. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 250 с.
31. Толстых, В. И. Эстетическое воспитание [Текст]/
B. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. - Москва : Высшая школа, 1970. - 384 с.
32. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. -2-е изд. - Москва : Просвещение, 2015 - 254 с.
33. Ушкова, Н. В. Размышление об эстетическом воспитании [Текст]/ Н. В.Ушкова // Молодой ученый. - 2012. - № 10 (45). - С. 392-394.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - Москва: Просвещение, 2010. - 251 с.
35. Федотова, И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические
взгляды К. В. Ельницкого [Текст] / Ирина Борисовна Федотова. -
Пятигорск: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 2000. - 200 с.
36. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе: уч. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. пед. учеб. заведения [Текст] / Людмила Школяр. - Москва : Академия, 2001. - 232 с.
37. Шпикалова, Т. Я. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - Москва : Просвещение, 2009. - 98 с.
38. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст] / Тамара Шпикалова. - Москва, 1979. - 196 с.
39. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Галина Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. - 97с.
40. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Галина Щукина. - Москва : Педагогика, 2012. - 208 с.
41. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Галина Щукина. - Москва : Просвещение, 1971. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ