Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития навыков самостоятельной работы обучающихся в среднем профессиональном образовании 6
1.1 Характеристика педагогических методов по развитию навыков
самостоятельной работы обучающихся в профессиональной образовательной организации 6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы обучающихся 15
1.3 Цели, содержание и условия организации самостоятельной работы
студентов в среднем профессиональном образовании 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Практикум по формированию развития навыков самостоятельной работы обучающихся средствами наглядных пособий 27
2.1 Изучение самообразовательной деятельности как компонента
самостоятельной работы студентов педагогического колледжа 27
2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа 30
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение
Актуальность. Одной из важных задач среднего профессионального образования является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладевать знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Однако многие преподаватели на практике испытывают трудности в организации самостоятельной работы студентов. Это связано с несовершенством самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Руководителями образовательных учреждений не в полной мере осознана необходимость в обеспечении доступа каждого студента к библиотечным фондам и базе данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, необходимость наличия методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио, видеоматериалов. В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает совершенствование организации самостоятельной работы. Постановке и решению данной проблемы способствуют имеющиеся сегодня научные предпосылки.
Современный специалист должен владеть современными информационными технологиями, обладать коммуникативными способами, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, усвоение студентами, в том числе и педагогических колледжей, определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося. Реализация этой цели предполагает, что в современном педагогическом колледже учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современному обществу и производству.
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов - целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
Цель работы — разработать методы организации по развитию навыков самостоятельной работы в среднем профессиональном образовании.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
-Рассмотреть понятие и виды самостоятельной работы студентов.
-Изучить особенности самостоятельной работы студентов в профессиональном образовании.
-Провести анализ продуктов деятельности студентов;
- Разработать методические рекомендации по улучшению организации самостоятельной работы в колледже.
Объект исследования - учебный процесс в колледже.
Предмет исследования — разработка методов по развитию самостоятельной работы студентов колледжа в процессе обучения.
Методы исследования. Теоретические: анализ, сравнение, обобщение теории и практики.
Работа структурирована следующим образом: введение, двух глав, выводов к главам, заключение, список использованной литературы, приложения. Основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав.
Практическая значимость исследования: предлагаемая методика может быть использована в практике работы другими мастерами производственного обучения в условиях СПО.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем непосредственно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов.
Как показало изучение специальной литературы, сущность самообразования студентов педагогического следует определить как целенаправленную систематическую познавательную деятельность.
Самообразование протекает на основе самодеятельности личности студента, в соответствии с её индивидуальными возможностями. Особенностями организации образовательного процесса в педагогике и спецификой будущей профессиональной деятельности.
Цель самообразования состоит в расширении знаний, умений, навыков студентов в сфере педагогики. Она определяет личное самосовершенствование, основанное на самоконтроле; овладение знаниями по теории и организации профессиональной деятельности на основе глубоких, перспективных внутренних мотивов и собственной инициативы.
Естественно, что самообразовательная деятельность студентов педагогического должна иметь педагогическое руководство. А педагогическое руководство этим процессом должно быть направлено на развитие внутренних мотивов у студентов к самообразованию; формирование цели самообразовательной деятельности; определение основных способов самообучения и самостоятельной подготовки; развитие уверенности в своих силах и способностях в процессе самообразования.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результатами. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.
В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и тому подобное), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.
В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает, во-первых, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов; во-вторых, организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно; в- третьих, создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; в-четвертых, доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума; в-пятых организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов; в-пятых, отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.
1. Алексеев В.П. Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров / В.П. Алексеев, В.В. Степаньян// Концепт — 2015. — №12( декабрь) — с.1-9.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении / В.А. Артемов — М.: Просвещение — 2014. — с.113.
3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном вопросе [Электронный ресурс] - Режимдоступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/881/881177.htm(Дата обращения: 15.10.2016).
4. Ахмедов А. Р. Значение и роль наглядных средств обучения в учебно- тренировочном процессе /А. Р. Ахмедов // Молодой ученый. — 2016. —
№8. — с. 1286.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nashol.com/2012091266960/optimizaciya- processa- obucheniya-babanskii-u-k-1977.html (Дата обращения: 16.10.2016).
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение. [Электронный ресурс] - Режимдоступа: http://www.studfiles.ш/preview/3397114/(Дата обращения: 15.10.2016).
7. Виды наглядных пособий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studopedia.ru/15_90006_vidi-naglyadnih-posobiy.html(Дата обращения:
15.10.2016) .
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/3836290/(Дата обращения:
16.10.2016) .
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2651523/page:5/(Дата
10. Гиль А.С. Современные наглядные средства в учебном процессе / А.С. Гиль // Метод. пособие для препод. — Ульяновск— 2016 — с.71.
11. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность / А. А. Гин - М.: Вита-Пресс. — 2001.— с.88.
12. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. — М.: Народное образование. — 2012. — с.1- 10.
13. Гусев С.С. Неоднородность языка научных описаний и «технологическое мышление» / С.С.Гусев // Epistemology &Philosophy of Science — 2012 —№ 1— с.141-156.
14. Даниленко О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. — Орск: Издательство ОГТИ — 2005.
15.Зеер Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога //Психологическая диагностика в инженерно-педагогическом вузе: Сб.науч.тр. — Свердловск — 2012. —с.3-15.
16.Зубайраев В. М. Методы использования наглядных пособий на уроках технологии / В. М. Зубайраев, З. В. Зубайраев // Иннов. пед. техн.: материалы III междунар. науч. конф.— Кзн: Бук. —2015. — с. 91-94.
17. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках третьих махмутовских чтений) / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик//
Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society). — 2011. —
№ 1— с. 375-379.
18. Кобякова М.В. Технологическое мышление. [Электронный ресурс] Режим доступа http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%DI%82%DО%B5.(Дата обращения: 16.10.2018).
19. Кобякова М.В., Развитие технологического мышления студентов технического ссуза средствами информационно-коммуникационных технологий /М.В.Кобякова// Вестник Брянского государственного университета. —2011. —№1 — с.134-139.
20. Кобякова М.В. Определение развития технологического мышления студентов технического ссуза средствами информационно¬коммуникационных технологий / М.В.Кобякова // Вестник Брянского государственного университета. Серия: педагогические и психологические науки. — 2011. —№10 (29). — с.115-123.
21. Кобякова М.В. О технологическом мышлении будущего техника
/М.В.Кобякова // Интеллектуальные технологии в образовании- 2008: сборник материалов V международной научно - практической конференции. — Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография- издво им. Е. А. Болховитинова» — 2008. — с. 90-93.
22. Кобякова М.В. Заданный подход как средство развития технологического мышления студентов технического ссуза / М.В. Кобякова // Образование и наука— 2011. —№ 10 — с.133-143.
23. Коджаспироа Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров // — М.: Академия —
2002. — с.256.
24. Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения / А.Ф. Корниенко // Научный диалог —2014. — №3— с.47-72.
25. Крашенинников В.В. Инновационные аспекты технологического образования / В.В.Крашенинников// Вестник Новосибирского госуд. пед. унив.— 2013. — № 6 (16) — с.30-37
26. Леонтьев А.Н. Мышление [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2651523/page:4/(Дата обращения: 15.10.2016).
27. Владимирова Н.А. Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления / Н.А .Владимирова // Свердловский колледж искусств и культуры — Екатеринбург — 2017. — с. 29.
28.Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: монография/ В.П. Овечкин. — М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика» — 2012.— с.220.
29. Овечкин В.П. Интердисциплинарный подход к формированию общепрофессиональной технологической компетенции студентов / В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Вестник ИжГТУ — 2012.— № 2— с. 184-186.
30.Овечкин В.П. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в ВУЗе/ В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Педагогическое образование, — 2012.—№3— с. 137-143.
31.Оршанский Л.В. Проблема проектирования содержания технологического образования / Л.В. Оршанский, М.В. Пагута// Научные записки Тернопольского национального педагогического университета. — 2016. —№2 — с. 264-269.
32. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С. Поляков — М.: Центр Педагогический поиск — 2007. — с. 176.
33. Роль наглядных пособий в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ytchebnik.ru/model/posobiya/(Дата обращения:
23.10.2016) .
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/(Дата обращения:
18.10.2016) .
35. Рубцова Е.Т. Технологическая культура в высшем педагогическом образовании / Е.Т.Рубцова // Вестник Адыгейского госуд. унив. Серия 3: Педагогика и психология — 2012. —№10 — с. 53-60.
36. Самсонова И.Г. Формирование творческих умений будущих учителей технологии и предпринимательства в учебной деятельности: Дис. на соиск. уч. степини. канд. пед. наук: 13.00.08/ И.Г. Самсонова — Ч.: Челяб. государ. пед. унив. —2005. — с. 36.
37. Сангаджиева Д.О. Формирование технологического мышления будущих технологов-конструкторов швейных изделий / Д.О Сангаджиева // Элек. научно-образов. журнал ВГСПУ "Грани познания"—2016. — №1— с.69-73.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5765122/(Дата обращения: 18.10.2016).
39. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. —М.: Вентана- Граф. —2013. — с.42-203.
40. Скачкова Н.В. Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности / Н.В. Скачкова // Вестник Томского гос. пед. унив. —2014 —№12— с.46-51.
41. Тихомиров О.К. Психология мышления. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zoopsi.ru/tixomirov-myshlenie.html(Дата
обращения: 16.10.2016).
42. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ / Е.В. Ткаченко // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. — 2015. — с.21-31.
43. Турсуналиев М.Т. Роль наглядных пособий при проведении занятий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nbisu.moy.su/load/m_t_tursunaliev_rol_nagljadnykh_posobij_pri_prov edenii_zanjatij/21-1-0-1702 (Дата обращения: 23.10.2016).
44. Фролова В.Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин / В.Д.Фролова // Вологодские чтения — 2013. — с.96-99.
45. Хамантгалеева Г.А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развитие технологической культуры учащихся
/ Г.А. Хамантгалеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2014. — с.65-69.
46. Хотунцев Ю.Л. Система технологического образования школьников в Российской Федерации / Ю.Л.Хотунцев — М.: —2013 — № 7— с.9-12.
47. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика / Ю.Л.Хотунцев —2013— №4 — с.10-15.
48. Хотунцев Ю.Л. Связь системного технологического мышления и технолгической культуры / Ю.Л. Хотунцев, А.Ж. Насипов, П.А. Якушкин // Технологическое образование и устойчивое развитие региона — 2013.— № 10 — с. 48-51.
49.Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе /Е.В. Чащин// Вестник Челябинского государственного университета — 2012. — №35. — с. 51-55.
50. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной
информационной образовательной среде / С.В. Чернобай — М.: Просвещение — 2012.— с. 58.
51.Чернышёв Ю.В. К проблеме развития конструктивно пространственного мышления студентов дизайнеров в процессе обучения проектному рисунку/ Чернышёв Ю.В. — Наука. Искусство. Культура — 2015 — №2 — с.261-265.
52. Ширигина Т. Г. Информационно-технологическая культура как критерий профессионализма преподавателя вуза в рамках международных образовательных программ / Т.Г. Ширигина, Д.А. Ширин// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого — 2014. —№79 — с. 81-83.
53. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / Штурбина Н.А. — М.: Чистые пруды — 2012. — с.136.
54. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. — М.: Академический
проект, 2005. — с.49