ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития старших дошкольников в игре как этапа создания детского танца детей 7
1.1 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Значение игры, в развитии старших дошкольников 17
1.3 Роль танца в развитии творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 30
Выводы 39
Глава 2 Проектное обоснование программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца, в танцевальном коллективе «Бэби Денс» Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» (г.Челябинск) 40
2.1 Анализ деятельности государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования «Областной Центр дополнительного
образования детей» по развитию творческих способностей 40
2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца 51
Выводы 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Приобщать маленького человека к миру прекрасного. Учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта, - задача чрезвычайно важная и столь же сложная. Но она достигаема и особенно это хорошо прослеживается на поприще обучения детей танцу.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллектуального развития и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально- духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Проблема дипломного исследования: Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Эта проблема и является основой нашего исследования. Этому помогут театрализованные игры, ассоциативные танцы, которые пользуются у детей неизменной любовью.
Поэтому актуальность темы состоит в том, что в данное время необходимо эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство, умению общаться.
Объектом данного исследования является процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном коллективе.
Предметом являются игровые формы в процессе развития творческих способностей.
Исходя из существующей проблемы нашего исследования, вытекает его цель: изучить игровую деятельность как этап в обучении хореографии и создании детского танца с детьми старшего дошкольного возраста.
В качестве рабочей гипотезы мы приняли предположение о том, что игра как этап создания детского танца значительно повысит степень развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе реализации поставленной цели были определены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития старших дошкольников в игре как этапа создания детского танца детей;
- выявить особенности развития детей старшего дошкольного
возраста;
- определить значение игры, в развитии старших дошкольников;
- указать роль танца в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ;
- сделать анализ деятельности государственного бюджетного
учреждения дополнительного образования «Областной Центр
дополнительного образования детей» по развитию творческих способностей;
- разработать программу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца.
Практическая и теоретическая значимость данного исследования состоит:
1. Знакомство с педагогическим опытом, связанным с развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Знакомство с методическими разработками, пособиями и методиками по данной проблеме исследования.
3. Изучение теоретических вопросов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведение экспериментального исследования в детском танцевальном коллективе дошкольного возраста.
5. Определение путей развития творческих способностей через игру в танцевальном коллективе старшего дошкольного возраста.
Методическую базу данной работы составили труды таких исследователей как Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В., Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., Горшкова Е.В., Федорова Г.П., Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Давидчук А.Н., Чурилова Э.Г.
Практической базой исследования явилась группа обучающихся старшего дошкольного возраста танцевального коллектива «Бэби Денс» Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе работы, раскрываются теоретические аспекты развития старших дошкольников в игре как этапа создания детского танца детей, рассматриваются особенности развития детей старшего дошкольного возраста, определяется роль танца в развитии творческих способностей детей и значение игры, в развитии старших дошкольников.
Во второй главе, приводится проектное обоснование программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца, делается анализ деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» по развитию творческих способностей, разрабатывается программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца.
Теории и методике игр для детей дошкольного возраста на уроках хореографии посвящена общим закономерностям, определяющим содержание и формы построения физического, эстетического и нравственного развития, как педагогически организованного процесса, включенного в общую систему воспитания личности ребенка.
Игра — часть общей культуры человека, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека. В трудах ученых давно сформировались новые подходы к содержанию образования, позволяющие не только обогатить ребенка знаниями, но и предоставить ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. Однако на практике они используются весьма ограниченным кругом образовательных учреждений.
Игры на уроках хореографии успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей. Их обязательно включают в каждое занятие. Выполнение игровых заданий доставляет малышам большую радость. Играя, они овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными, смелыми. Однако не всеми видами движений дошкольники овладевают в игре одинаково успешно.
Главное назначение игры на уроках хореографии — достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъема детей, добиться наиболее высокой на протяжении всего занятия физиологической нагрузки. Поэтому для занятия лучше подбирать игры, требующие интенсивных действий всех детей одновременно. Желательно, чтобы такие игры были уже знакомы малышам. Это исключает необходимость длительных объяснений и экономит время.
Игры, которые применяются во вводной и заключительной частях на уроках хореографии, имеют разное назначение. Если первые должны возбудить у детей интерес к занятию, вовлечь в коллективную деятельность, то вторые должны несколько снизить нагрузку, заданную в основной части занятия, успокоить детей.
На протяжении всего занятия воспитатель поддерживает хорошее настроение детей. Это достигается игровыми приемами, постоянным общением педагога с воспитанниками.
Важно с самого начала занятия создать у детей положительное отношение к нему. Поэтому хорошо уже во вводной части дать игровое действие, возбуждающее интерес малышей. Например, воспитатель предлагает не просто походить по залу, а походить тихо-тихо, как ходит кошка, чтобы мышки не услышали, или изобразить мишку косолапого, который ходит вперевалочку.
Похвала педагога, его поощрение тоже способствуют созданию хорошего настроения, вызывают у ребенка желание выполнить движение как можно лучше. Недопустим на занятиях раздраженный тон воспитателя.
Подбирая игры для занятий, чрезвычайно важно предусмотреть условия, в которых они будут проходить: в помещении или на открытой площадке. В последнем случае следует ориентироваться на время года и состояние погоды, наличие инвентаря и необходимой одежды. От этого зависят содержание и методика подвижных игр на уроках хореографии.
Для занятий лучше использовать известные игры, а также игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми. Готовясь к занятию, педагог продумывает приемы активизации детей в игре (выделение на ответственные роли, размещение играющих, индивидуальный подход и др.). Во время игры воспитатель тактично направляет взаимоотношения детей, приучает их играть дружно.
Воспитатель использует преимущественно те формы работы, которые позволяют упражнять сразу возможно большее количество детей, конечно, в тех случаях, когда это позволяет характер движений.
Оценка достижений детей должна быть объективной и краткой. Лучше, если она имеет индивидуальную окраску: результат каждого ребенка сопоставляется с его же предшествующими достижениями, отмечается улучшение качественных сторон его движений.
Подбор и методика игр зависят от места проведения, от задач и содержания занятия. Готовясь к занятию, педагог продумывает приемы воспитания детей в игре, пути достижения активности всех играющих.
Ребенок может выразить в движениях характер музыкально-игрового образа (мишки, лошадки, бабочки). Он умеет достаточно четко начинать и заканчивать движения, согласовывая их с началом и окончанием музыки, менять вид движения, его направление в соответствии с изменением характера музыки, степени громкости ее звучания.
У дошкольников поддерживают интерес к двигательным импровизациям под музыку громкую, тихую, плавную и в быстром темпе, а также ритмичную в современном стиле. Простейшие связки упражнений ритмической гимнастики проделываются детьми в течение примерно 3 мин.
Значительное место на занятиях продолжают занимать имитационные движения. Воспитатель побуждает детей разнообразить образы, которым они подражают, наиболее полно привлекать впечатления от окружающей жизни, а также знания и представления, полученные при чтении сказок, рассказов, рассматривании картин. Он поощряет самостоятельность в поисках новых средств для передачи образа.
На защиту выносятся:
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Значение игры, в развитии старших дошкольников.
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности старшего дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра - наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Роль танца в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Формирование танцевальных умений старших дошкольников происходит под влиянием специально создаваемых в процессе воспитания условий, которые реализуются в образовательном учреждении на музыкальных занятиях. Но, как показывает практика, к сожалению, общеобразовательные учреждения, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры у старших дошкольников, не в полной мере используют возможности танцевальной деятельности. Детские танцы не всегда выразительны, эмоциональны, передача характера произведения зачастую схематична. Детские лица скованы, невыразительны, движения выполняются механически, неосознанно. Часто дети не успевают за темпом музыки, у них отсутствует самостоятельность при выполнении танца, и педагогу приходится подсказывать последовательность выполнения рисунка танца.
Анализ деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» (г.Челябинск) по развитию творческих способностей
Направления работы ГБУДО «ОЦДОД» выполняет следующие функции:
1 .Развлекательную.
2 .Стимулирующую.
3 .Коммуникативную.
4. Информационно-методическую.
5.Обучающую.
6 .Физкультурно-оздоровительную.
В ГБУДО «ОЦДОД» дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами.
Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста являются кружки, секции и студии.
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре посредством танца, в танцевальном коллективе «Бэби Денс» Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» (г.Челябинск).
Цели программы:
- показать основные этапы создания хореографического коллектива;
- раскрыть потенциал учебно-воспитательной работы по формированию творческой активности детей в хореографическом коллективе.
Новизна программы заключается в том, что социальная значимость целей и разработанные танцевально-пластические упражнения с использованием разнообразных форм, средств (с учетом возрастных и физических особенностей старших дошкольников), является положительным фоном всей деятельности детей и отработкой основных двигательных навыков, овладения музыкальными понятиями и умениями бережного и внимательного отношения друг к другу, созданию положительных эмоций, повышает культуру поведения, а главное, развивает их творческие способности.
1. Альтшуллер, Г.С. Коллективно-творческая деятельность / Г.С.Альтшуллер. М.: Литера, 2010. - 256с.
2. Амосова, Р.Г Формирование творческих способностей
дошкольников / Р.Г. Амосова // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 50-58. - с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития /
В.И.Андреев. Казань: КГУ, 2013. - 167с.
4. Арзямова, Г.В. Творческие способности и их развитие у
старших дошкольников / Г.В.Арзямова. М.: Наука, 2009 . - 287с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. М.: Норма, 2010. - 198с.
6. Ахромеева, Л. Э. Игра искусство в детском саду / Л. Э. Ахромеева //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 42-43.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогический эксперимент / Ю.К.Бабанский. М.: Инфра, 2013. - 325с.
8. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения творческих способностей младших школьников / Ю.К.Бабанский. М.: Статут, 2009. - 276с.
9. Белякова, Е. Г. Творческое развитие ребенка: психологический аспект / Е. Г. Белякова. - Тюмень: 2009. - 358с.
10. Березина, В.Г. Психология творческой личности / В.Г.Березина. СПб.: Высшая школа, 2014. - 327с.
11. Берхин, Н.Б. Специфика коллективной творческой деятельности дошкольников / Н.Б. Берхин // Педагогика. - 2014.- № 2. - С.12-16.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 269с.
13. Божович, Л.И. О творческом развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С.18-25.
14. Боришевский, М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации / М.И. Боришевский // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 41-48.
15. Бреслав, Г.М. Развитие ребенка в игре / Г.М. Бреслав // Вопросы психологии. 2013. № 1. - С. 42-47.
16. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2014. - 379с.
17. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду/ Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2015. - 486с.
18. Буров, А.И. К вопросу о системе коллективной творческой деятельности / А.И.Буров. М.: Статут, 2009. - 176с.
19. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина. М.: Просвещение, 2011. - 326с.
20. Виноградова, Н.Ф. Игра в ДОУ / Н.Ф.Виноградова. - М.: Академия, 2016. - 526с.
21. Выготский, Л.С. Психология и педагогика дошкольников / Л.С.Выготский. М.: Инфра, 2009. - 237с.
22. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. М.: Гном и Д, 2012. - 156с.
23. Грязева, В.Г. Творческое развитие личности / В.Г.Грязева. Челябинск: Печатный двор, 2013. - 276с.
24. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. М.: Наука, 2013. - 326с.
25. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н.Емельянова. - Тюмень: ТГУ, 2016. - 326с.
26. Зверева, В.И. Образовательная программа ДОУ / В.И.Зверева. М.: Высшая школа,2013. - 327с.
27. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы коллективной творческой деятельности / Н.И.Киященко. М.: Высшая школа,2010. - 327с.
28. Киященко, Н.И. Развивающее творчество / Н.И.Киященко. М.: Статут, 2008. - 267с.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова. - М.: Академия, 2008. - 285с.
30. Крупник, Е.Л. Отношение дошкольников к творчеству и типологические особенности их личности / Е.Л.Крупник. М.: Инфра, 2009. - 347с.
31. Крупник, Е.Л. Социально-педагогические проблемы
формирования коллективной творческой деятельности дошкольников / Е.Л.Крупник. М.: Наука, 2010. - 276с.
32. Крылова, Н.Б. Ребенок в творческом пространстве /
Н.Б.Крылова. М.: Литера,2013. - 356с.
33. Кудрявцев, В.Т. Психологическое развитие ребенка /
B. Т.Кудрявцев. М.: 2008. - 367с.
34. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А.Левин. М.: Наука, 2009. - 327с.
35. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т.Лихачев. М.: Инфра, 2009. - 276с.
36. Лихачев, Б.Т. Теория коллективно-творческого воспитания дошкольников / Б.Т.Лихачев. М.: Статут, 2014. - 368с.
37. Масина, Р.Д. Основы дошкольной педагогики / Р.Д.Мосина. - М.: Просвещение, 2015. - 389с.
38. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В.Петерина. - М.: Педагогика, 2013. - 452с.
39. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А.Петровский. - М.: Речь, 2016. - 542с.
40. Пономаренко, Т. О. Программы по музыке и танцу в ДОУ / Т. О. Пономаренко. - М.: Статут, 2015. - 326с.
41. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек у детей /
C. Я.Рубинштейн. - М.: Владос, 2013. - 476с.
42. Русанова, В.С. Система творческого развития дошкольников / В.С.Русанова. М.: Статут, 2009. - 287с.
43. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Д.В.Сергеева. - М.: Просвещение, 2012. - 327с.
44. Сергеева, Д.В. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Д.В.Сергеева. - М.: Академия, 2009. - 269с.
45. Субботский, Е.В. Формирование игровых действия у ребенка / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 47-55.
46. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева. - М.: Владос, 2014. - 398с.
47. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П.Усова. - М.: Просвещение, 2013. -385 с.
48. Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей» г.Челябинск.
49. Ялин, А.Д. Художественная деятельность в ДОУ: программы и методики / А.Д.Ялин. - М.: Норма, 2008. - 368с.
50. Яурина, А.Я. Программы дополнительного художественного образования детей / А.Я.Яурина. - М.: Статут, 2012. - 432с.
51. Яцин, Р.Д. Психология дошкольников / Р.Д.Яцин. - М.: Литера, 2008. - 455с.