ВВЕДЕНИЕ 6
1 КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
1.1 Учебный план и программа обучения 9
1.2 Понятие учебно-методического обеспечения образовательного
процесса 15
1.3 Структура РПД 18
1.4 Средства обучения 20
1.5 Этапы разработки РПД 2,4
2 ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА" ПО МОДУЛЮ "ДЕТАЛИ МАШИН" 36
2.1 Характеристика дисциплины «Техническая механика» 36
2.2 Проектирование занятия с использованием мультимедийных
технологий
2.3 Методика разработки плана-конспекта современного урока с
использованием мультимедийных технологий
2.4 План-конспект урока по дисциплине "Техническая механика" по
модулю "Детали машин" с использованием мультимедийных технологий
2.5 Подготовка преподавателя и учащихся к занятию 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Характерными чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения. Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен образовательный процесс в учебном заведении [21].
Предметные (цикловые) комиссии проводят значительную методическую работу, направленную на создание учебно-методических материалов, позволяющих:
- преподавателю применять более эффективные, оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;
- студентам эффективно выполнять учебную деятельность (изучить «трудный» вопрос или тему, быстрее провести расчеты, готовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.);
- учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов [1].
Учебно-методическое обеспечение (УМО) образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход.
44.03.04. 2017. 489195. ПЗ
Это означает, что УМО специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
- отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
- содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
- представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
- максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов. [21]
Цель работы заключается в разработке учебно-методического обеспечения лекционных занятий по дисциплине «Техническая механика» в профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. раскрыть сущность понятия «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»;
3. раскрыть структуру учебно-методического комплекса;
4. разработать план-конспект занятия с использованием мультимедийных технологий по модулю «Детали машин» дисциплины «Техническая механика»;
5. разработать мультимедийную презентацию по модулю «Детали машин» дисциплины «Техническая механика».
Результаты работы могут быть использованы для преподавания данной дисциплины в профессиональных учебных заведениях.
При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности занятия.
Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:
- На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.
- На этапе изучения нового материала - разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.
- На этапе контроля усвоения знаний - возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.
- На этапе отработки и закрепления навыков - возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.
Но применение презентации на занятии не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Если занятие по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет - от неё лучше отказаться и провести занятие с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации на занятии предполагает применение
Лист таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на занятии, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).
Этапами конструирования занятия является:
• Постановка целей и задач занятия.
• Конкретизация базовых знаний.
• Поэтапное конструирование занятия и выбор форм, методов и дидактических средств.
• Информационное наполнение занятия.
• Подготовка дидактических материалов, чертежей, рисунков и т.п. Опыт проведения занятий показывает, что электронные лекции
воспринимаются студентами значительно лучше, чем лекция с использованием доски и мела.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГТК.
Педагогический эксперимент - это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания физического воспитания и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.
Диагностика уровня усвоения материала возможна как посредством анализа оценок студентов, так и специально организованного тестирования, включающего вопросы из раздела дисциплины профессионального цикла.
Для изучения уровня усвоения материала студентам был предложен тест по теме. По результатам теста определялся уровень усвоения материала.
Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе уровень усвоения материала становится лучше.
Таким образом, можно говорить о том, что использование мультимедийного комплекса может быть способом повышения эффективности обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессорско- преподавательскому составу вузов необходимо осваивать и совершенствовать умения использовать презентации на занятиях. А это значит, что должна быть разработана система обучения преподавателей новым информационным и коммуникационным технологиям, широкое внедрение которых в учебный процесс неизбежно.
В результате работы решены следующие задачи:
1. - проведен анализ существующих видов и форм проведения занятий в профессиональных образовательных организациях;
2. проведен анализ мультимедийных технологий;
3. изучена методика обучения технологиям создания мультимедийной презентации;
4. разработан план-конспект занятия с использованием мультимедийных технологий по модулю «Детали машин» дисциплины «Техническая механика»;
5. разработана мультимедийная презентация по модулю «Детали машин» дисциплины «Техническая механика».