Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика»»

Работа №28265

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
686
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические основы преподавания дисциплины «Информатика» 12
1.1 Специфика дисциплины «Информатика» 12
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика» 17
2 Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика» 31
2.1 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения ... 31
2.2 Разработка учебно-методического обеспечения лекционных занятий 34
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения лабораторных занятий.... 41
2.4 Разработка фондов оценочных средств 46
3 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 51
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 51
3.2 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 64
3.3 Экспертиза электронного обучающего курса «Информатика» и анализ ее
результатов 76
Заключение 88
Список использованных источников 90
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Информатика» 95
Приложение Б Диск с материалами ВКР

В настоящее время в системе высшего образования России происходят глубокие перемены, обусловленные, прежде всего, социокультурными изменениями. В высшем образовании наиболее заметным и значимым процессом является реализация принципов Болонской декларации, подписанной Россией в 2003 г.
Современная система российского образования находится в стадии существенных преобразований в соответствии с принятыми: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367, «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», Национальной доктриной образования в Российской Федерации РФ до 2025г. № 751 и многими другими нормативными документами и нормативно-правовыми актами в области образования. Одной из главных целей этих программ является: «Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий».
Новые информационные и образовательные технологии получают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. На первый план выходит возможность интеллектуального саморазвития человека посредством информационных технологий, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения информационных технологий, обеспечивающий методологией и практикой их разработки и использования, направленный на реализацию психологопедагогических целей обучения и воспитания (И.В. Роберт). Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности обучаемых, повышения уровня креативности их мышления, формирования практических умений и навыков, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества учебного процесса, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте, в том числе и подготовка самих преподавателей.
Соответствующие положения нашли отражение в разработанной Государственной программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе и Законе об образовании.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Для функционирования в современном обществе человеку очень важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.
В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды.
Эти факторы приводят к необходимости активного использования Интернет ресурсов в образовании. Информатизация образования непосредственно связана со становлением единой компьютерной системы средств массовой информации, объединяющей компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи, которые позволяют создавать локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы.
Рассмотрением вопросов методических основ изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий занимались С.Т.Атанасян, Ю.С. Брановский, Я.А.Ваграменко, С.Г. Григорьев, А.Г. Гейн и др.
В современных условиях массового высшего образования традиционная образовательная среда во многом утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции. С целью обеспечения соответствия новым, более современным требованиям, дидактика высшей школы вырабатывает новые подходы к формированию учебно - методического обеспечения процесса обучения в системе высшего образования.
Для этого будущие преподаватели должны владеть необходимыми знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебнометодической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально - ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач.
Все вышесказанное позволило определить цель нашего исследования: педагогически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Объект исследования - учебный процесс по дисциплине «Информатика».
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Информатика».
2) Определить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика».
3) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Информатика».
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Информатика» и проанализировать ее результаты.
- теоретический метод, который включает анализ научной литературы по психолого-педагогическим аспектам, анализ научной литературы по информационным аспектам, анализ научной литературы по методическим аспектам, анализ научной литературы по специальным аспектам, касающимся образования, и анализ нормативно-правовых документов в области образования;
- эмпирический метод состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по экспертизе электронного обучающего курса «Информатика» в учебном процессе с последующей обработкой результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая первую задачу, была раскрыта специфика дисциплины «Информатика», цели преподавания дисциплины, задачи изучения дисциплины, определены компетенции, которые формируются после изучения этой дисциплины.
Решая вторую задачи, нами были проанализировали понятия педагогических технологий, их виды и классификации. За основу мы взяли классификацию педагогических технологий по Г.К. Селевко.
Для формирования компетенций, обозначенных в учебной программе, нами были выделены следующие педагогические технологии:
- информационная технология;
- игровая технология;
- проблемная технология;
- проектная технология;
- технология КСО.
Решая третью задачу, нами были раскрыты понятия учебно-методического обеспечения различных авторов. За основное мы взяли определение П.И. Образцова - совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. Также в рамках работы мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и лабораторных работ, фонд оценочных средств по дисциплине «Информатика» в полном объеме. (определили цель, задачи ФОС).
Решая четвертую задачу, нами были проанализированы понятия педагогических программных средств Горлушкиной Н.Н., Роберта И.В. и других авторов. За рабочее понятие нами было взято понятие Горлушкиной Н.Н, которая рассматривает педагогические программные средства как технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. Проанализировали виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР), данные в положении об ЭОР (СФУ) и определили, что наш электронный образовательный ресурс относится к электронному обучающему курсу. Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Решая пятую задачу, мы проанализировали теоретические основы проведения опытно-экспериментальной работы, которая заключается в методе экспертных оценок:
Метод экспертных оценок — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты
высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
Проанализировав результаты экспертного оценивания, мы доработали электронный обучающий курс, учитывая полученные замечания.



1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" [Электронный ресурс].: Режим доступа:
http://base. garant.ru/70291362/
2 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" [Электронный ресурс].: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244216
3 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016 - 2020 годы [Электронный ресурс].: Режим доступа:
http://MHHo6pHavKH^AaoKVMeHTbi/5930^afin/4787/FCPRQ na 20162020 gody.pdf
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября
2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс].: Режим доступа:
https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"" [Электронный ресурс].: Режим доступа: https://rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html
6 Божко, В.П. Информационные технологии управления / В.П. Божков, Д.В. Власов, М.С. Гаспариан,. М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008. 120 с.
7 Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия ИЦ, 2002.
8 Машбиц, Е.Ю. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Машбиц, Е.Ю. - Москва: Педагогика, 2010
9 Воройский, Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003
10 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]: Приказ от 1 октября 2015 г. N1085 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)- Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1420
11 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М., 2014. -192 с.
12 Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся / В.М. Монахов,. - М., 2014. - 192 с.
13 Программа Юнеско «Информация для всех» / - М.: 2016
14 Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования / Б.Т. Лихачев - М.: Владос, 2014. - 336 с.
15 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко,. М.: 2005
16 Савельев, А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / [А.Я. Савельев, Л.Г. Семушина, В.С. Кагерманьян]. - М., 2005. - 72 с.
17 Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
18 Шмаков, С.А. Игры шутки - игры минутки - М.: Новая школа, 1996. -112 с.
19 Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко Челябинск: Два комсомольца, 2011.
20 Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. - Режим доступа:
http: //distant.ioso .ru/proj ect/meth%20project/metod%20pro .htm
21 Епишева, О.Б. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: Учебник / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора О.Б. Епишевой. Тюмень: Издательство ТюмЕНЕУ, 2009
22 Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.
23 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Валуева Н.В. М.: Оникс, 2010.
24 Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография / П.И. Образцов. - Орел, 2013.
25 Сопин, В.И., Варковецкая Е.Н. Профессиональное становление специалиста в процессе непрерывного образования / В.И. Сопин - Санкт- Петербург, 2013.
26 Бабко, Е.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования (Методические рекомендации для преподавателей вузов) / Е.И. Бабко - Ми.: РИВШ, 2003
27 Колычев, Н.М. Лекция о лекции: учеб. пособие / Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Е.Е. Левкин, Е.В. Сосновская. - Омск: Омская областная типография, 2014. - 80 с.
28 Кругликов, Е.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
29 Положение о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9157
30 Кухтин, Д.В. Электронное обучение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/author/kuhtin pv-232467
31 Еорлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Еорлушкина Н.Н. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,2004.
32 Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / Роберт И.В. - Москва: Школа-Пресс, 2013.
33 Положение «Электронные образовательные ресурсы» Сибирский
федеральный университет [Электронные ресурс]: Режим доступа:
http://about. sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/521154
34 Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. / Б.С. Гершунский. -М., 1998.
35 Гафурова, Н.В. Лекции по дисциплине "Педагогические программные средства"/ Н.В. Г афурова Красноярск 2008.
36 Орлов, А. И. Теория принятия решений/А.И. Орлов - М.: Издательство «Март», 2004
37 Методы психологического исследования / сост. З.А. Киреева. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.
38 Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учеб. Пособие/ А.И. Орлов. - М.:2002.
39 Забуга А. А. Теоретические основы информатики: для бакалавров и специалистов: учебное пособие по дисциплине "Информатика" для студентов вузов/А. А. Забуга. - 2014.
40 Макарова Н. В. Информатика: учебник для вузов по направлениям подготовки бакалавров "Системный анализ и управление" и "Экономика и управление" / Н. В. Макарова, В. Б. Волков. - СПб.: Питер, 2011. - 573 с.
41 Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы информатики. / Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2011 г.
42 Информатика: Учебник для вузов. / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2013.
43 Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - 3-е изд. Доп. - М.: Финансы и статистика, 2013.
44 Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2010. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. - М.: Вуз и школа, 2010. - 636с.
45 Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов /
А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2013
46 Информатика [Электронный ресурс]: электронный обучающий курс / сост.: А.Н. Пупков // Система электронного обучения СФУ http://e.sfu-kras.ru. - Красноярск, 2014. - Режим доступа: http://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=1575.
47 Сайт Национального открытого университета ИНТУИТ [Электронный ресурс]: - Режим доступа, открытый, www.intuit.ru.
48 Сайт Евразийского открытого института [Электронный ресурс]: - Режим доступа, открытый, http://www.eoi.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ