Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Работа №80804

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование творческих способностей детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Жанры в музыкальном фольклоре 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА... 16
2.1. Организация и содержание исследования 16
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования 25
2.3. Разработка уроков по развитию творческих способностей
младших школьников средствами музыкального фольклора 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Развитие творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной традиционной культуре как универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений (дети - преемники опыта родителей), этнических и межличностных связей (объектный закон самосохранения этносов в их исторически обусловленных взаимосвязях).
Возрастающий интерес к фольклору и этнографии обусловлен своеобразием и исторической глубиной местных народных традиций. Каждое учебное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые формы и методы работы учреждений культуры. В целях внедрения фольклорных материалов в работу культурных и образовательных заведений подготавливаются фольклорно-этнографические сборники, в которых представлены обрядово-праздничные традиции и образцы народной песенной культуры.
Практика показывает, что укрепление у молодого поколения национального иммунитета, укоренение его в собственной истории и культуре является одним из наиболее действенных средств преодоления сегодняшних резко негативных тенденций, развивающихся в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни: преступности, наркомании, проституции, социальной пассивности, потребительского отношения к жизни.
Возвращение к историческим корням своей культуры - это путь к возвращению нашей жизни в русло естественных процессов развития. Задачи учреждений - обеспечить восстановление связей прошлого с настоящим, а через него с будущим.
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей, а также возрастающим интересом к фольклору и этнографии определила тему исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора».
Цель: определить и проверить условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника средствами музыкального фольклора.
Объект: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора.
Гипотеза: посредством музыкального фольклора, процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более эффективен.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Определить роль музыкального фольклора в развитии творческих способностей младших школьников.
3. Определить и проверить в экспериментальном режиме психолого - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностических методов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
К началу 90-х годов фольклорное движение приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.
В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.
В своей исследовательской работе мы опирались на опыт ученых- исследователей в области фольклора: А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др.
Целью работы явилось теоретическое и практическое обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влиянии на творческие способности младшего школьника. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение. В первой главе мы рассмотрели вопрос развития использования фольклора в практике образовательного учреждения, дали определение «фольклор», «способности», «творчество», рассмотрели его жанровую специфику.
Рассмотрев категорию «фольклор», мы выяснили, что она выступает как некая система взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении многих сотен лет.
Во второй главе проанализировали содержание и формы работы в период педагогической практики. Мы видим, что за последние годы в области наметились большие позитивные сдвиги в сторону использования традиционной народной культуры и фольклора.
Рассмотрев содержание, формы фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста, мы пришли к выводу.
Для развития духовно-нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.
Воспитание детей на основе народной культуры очень велико для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.
Состояние психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством музыкального фольклора, занимает особое место в психолого-педагогической науке. Данная проблема не нова, но является труднорешаемой.
Особенности развития творческих способностей младших школьников посредством музыкального фольклора определяются уровнем развития творческих, познавательных процессов у младших школьников с учетом их индивидуальности.
Эксперимент проводился в три этапа: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) обобщающий.
При анализе гибкости мышления в контрольной и экспериментальной группе, преобладал низкий уровень мышления, по 50% в каждой, средний составлял 30% и 25% соответственно, а высокий уровень мышления составлял всего лишь 20 и 25% соответственно. После проведения занятий по развитию творческих способностей младших школьников посредством музыкального фольклора, низкий уровень мышления в экспериментальной группе снизился до 10%, а с высоким уровнем мышления стало 60%. Такую же картину мы наблюдаем при исследовании уровня творческих способностей младших школьников.
Исследование уровня познавательного интереса показало, что в начале эксперимента преобладали средний (40%), низкий (20%) и очень низкий уровни (10-15%), по окончанию эксперимента в экспериментальной группе с очень низким и низким уровнем не оказалось ни одного человека, со средним - 20%, а с высоким и очень высоким по 50% и 30% соответственно.
Анализ опыта работы учителей начальных классов и средней школы, научной психолого-педагогической литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречием между, с одной стороны, возрастающей потребностью в совершенствовании системы преподавания музыкального фольклора, в формировании творческих способностей младших школьников, а с другой - недостаточной определенностью теоретических, практических и методических вопросов содержательной стороны дополнительного образования при формировании творческой активности у детей младшего школьного возраста.
В свою очередь, это противоречие обусловлено несоответствием между:
- необходимостью в формировании творческих способностей младших школьников посредством музыкального фольклора, с одной стороны, и существующими традициями в системе начального дополнительного образования, с другой стороны;
- постоянно увеличивающимся потоком информации, изменением содержания стороны процесса обучения и имеющимся уровнем развития способностей учащихся эффективно ее усваивать и применять в своей деятельности;
- потребностью внедрения определенных форм и методов обучения для формирования творческих способностей младших школьников, гарантирующих качественную работу педагогов, и отсутствием разработанной системы музыкального фольклора.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с.
2. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. - М., 1998.
3. Альтшуллер, Г.С. Музыкальный фольклор в
общеобразовательной школе. М., 2010.
4. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
5. Арзямова, Г.В. Творческие способности и их развитие у младших школьников// Г.В. Арзямова, Г.И. Ратгауз, Е.М. Горшилова/ М., 2009.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности. Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
7. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения творческих способностей младших школьников. - М., 2009.
8. Бабенко, Л.С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста. - М., 1999.
9. Балашова, С.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. - М., 1993.
10. Берхин, Н.Б. Специфика народного творчества в начальной школе // Педагогика. 2005. - № 2.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
12. Буров, А.И. Фольклорное творчество на уроках музыки. - М., 2009.
13. Васильева, Е.Е. О возможностях анализа музыкальной формы песенного фольклора. - М.,1990.
14. Виноградов, Г.С. Этнография и современность / Г.С. Виноградов // Сибирская живая старина. - 1923. - Вып. 1. - С. 3-21.
15. Выготский, Л.С. Психология и педагогика начальных классов. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
16. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2006. - 544 с.
17. Зверева, В.И. Образовательная программа школы. - М., 2006. - 175 с.
18. Калугина, Т.Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея. - Челябинск, 2009.
19. Киященко, Н.И. Народное творчество. - М., 2010.
20. Киященко, Н.И., Лейзеров Н.Л. Развивающее творчество. - М., 2008.
21. Крупник, Е.Л. Социально-педагогические проблемы
преподавания народной деятельности младшим школьникам. - М., 2010.
22. Крылова, Н.Б. Ребенок в творческом пространстве. - М., 2006.
23. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор: Программа и
методические материалы для уроков музыки. М., 2001.
24. Лихачев, Б.Т. Теория коллективно-творческого воспитания школьников. - М., 2005.
25. Мехнецов, А.М. Традиционная народная культура: программа сохранения, защиты и возрождения // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. в 2-х ч. - М.: Госуд. республиканский центр русского фольклора, 1993. - Вып. 2. Ч. 1. - С. 142-146.
26. Осорина, М.В. Детский фольклор. - М., 2002.
27. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. Российская академия наук. - СПб., «Наука», 1994. - 239 с.
28. Русанова, В.С. Система творческого развития младших школьников / Под ред. С.А. Герасимова. - М., 2009.
29. Соколова, Г.Б. Фольклор как культура устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе. - М., 2005.
30. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
31. Шамина, JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. - М., 2010.
32. https://slovari.yandex.ru/ (Российский гуманитарный
энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.)
33. https://ru.wikipedia.org/wiki/
34. http://etmus.ru/tag/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ