Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 8
1.1. Феномен ситуативной тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 33
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 39
ГЛАВА III. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКО КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 47
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 47
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 57
3.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников
с ЗПР 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 127
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 8
1.1. Феномен ситуативной тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 33
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 39
ГЛАВА III. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКО КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 47
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 47
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 57
3.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников
с ЗПР 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 127
В последнее время, не только в отечественной, но и в зарубежной науке приобретают важное социальное, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение вопросы изучения детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции, такие как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых психологических норм.
Типичной особенностью в эмоциональном развитии ребенка с ЗПР является появление эмоциональных расстройств: он чувствуют тревожность, страх, склонен к импульсивности и аффективным действиям. Также такие дети испытывают сложности в учебе, общении с учителями, сверстниками, взрослыми, родителями из-за нестабильности своей эмоционально-волевой сферы. Многим детям с ЗПР свойственны частые колебания настроения, эмоциональная ранимость и повышенная впечатлительность.
Из-за нестабильности своего эмоционального состояния у детей с ЗПР может развиться тревожность. Тревожность - это переживание чувства психологического дискомфорта, связанное с ожиданием неприятности, несчастья, опасности и угрозы для благополучия личности [45].Не входящая в рамки нормы, тревожность может повлиять на способности ребят обучаться, социализироваться, адекватно оценивать собственные способности, возможности и становиться всесторонне развитыми личностями. Поведение тревожных детей характеризуется частыми проявлениями беспокойства, тревоги, напряженности, большим количеством страхов, угрозы, чувства, что они в любой момент могут столкнуться с неудачами, так как они очень чувствительны к своим неудачам и остро реагируют на них. Дети с тревожность имеют низкую самооценку и испытываю трудности при контакте с окружающими.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возраста и особенно с младшими школьниками с ЗПР, так как именно их эмоциональная сфера наиболее чувствительна и ранима. Связано это с необходимостью адаптации ребят к изменениям социально- общественных условий жизнедеятельности. Г.Ю. Мартьянова считает, что тревожность младших школьников начинается формироваться в дошкольном возрасте, а к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью [44].
Проявления, связанные с конкретной внешней ситуацией, называют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Высокотревожные личности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [35].
Существует ряд факторов, влияющих на появление ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР. Наиболее часто источником являются детско-родительские и внутрисемейные отношения - неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, нехватка любви и ласки, гиперопека, завышенные требования к ребенку от родителей. Вследствие у детей возникает тревожность - состояние необходимости в надежности, безопасности со стороны значимых взрослых и отражает неудовлетворение непосредственно данной необходимости, которую следует рассматривать в этом возрасте как основную. Фрустрация значимой потребности ведет к деформации эмоциональной сферы ребенка, который растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Поэтому, необходимо с помощью профилактики и коррекционной работы предотвратить развитие неадекватной тревожности в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.
Все вышеизложенное, обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР снизится при реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен ситуативной тревожности в психолого-
педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты
констатирующего эксперимента.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий
эксперименты, тестирование, проективный метод.
Использованы следующие методики:
- тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки;
- методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
- проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.
3. Математико-статический метод - Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан. В роли экспериментальной группы приняли участие 6 учащихся (мальчики) 4 класса в возрасте 10-11 лет.
Типичной особенностью в эмоциональном развитии ребенка с ЗПР является появление эмоциональных расстройств: он чувствуют тревожность, страх, склонен к импульсивности и аффективным действиям. Также такие дети испытывают сложности в учебе, общении с учителями, сверстниками, взрослыми, родителями из-за нестабильности своей эмоционально-волевой сферы. Многим детям с ЗПР свойственны частые колебания настроения, эмоциональная ранимость и повышенная впечатлительность.
Из-за нестабильности своего эмоционального состояния у детей с ЗПР может развиться тревожность. Тревожность - это переживание чувства психологического дискомфорта, связанное с ожиданием неприятности, несчастья, опасности и угрозы для благополучия личности [45].Не входящая в рамки нормы, тревожность может повлиять на способности ребят обучаться, социализироваться, адекватно оценивать собственные способности, возможности и становиться всесторонне развитыми личностями. Поведение тревожных детей характеризуется частыми проявлениями беспокойства, тревоги, напряженности, большим количеством страхов, угрозы, чувства, что они в любой момент могут столкнуться с неудачами, так как они очень чувствительны к своим неудачам и остро реагируют на них. Дети с тревожность имеют низкую самооценку и испытываю трудности при контакте с окружающими.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возраста и особенно с младшими школьниками с ЗПР, так как именно их эмоциональная сфера наиболее чувствительна и ранима. Связано это с необходимостью адаптации ребят к изменениям социально- общественных условий жизнедеятельности. Г.Ю. Мартьянова считает, что тревожность младших школьников начинается формироваться в дошкольном возрасте, а к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью [44].
Проявления, связанные с конкретной внешней ситуацией, называют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Высокотревожные личности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [35].
Существует ряд факторов, влияющих на появление ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР. Наиболее часто источником являются детско-родительские и внутрисемейные отношения - неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, нехватка любви и ласки, гиперопека, завышенные требования к ребенку от родителей. Вследствие у детей возникает тревожность - состояние необходимости в надежности, безопасности со стороны значимых взрослых и отражает неудовлетворение непосредственно данной необходимости, которую следует рассматривать в этом возрасте как основную. Фрустрация значимой потребности ведет к деформации эмоциональной сферы ребенка, который растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Поэтому, необходимо с помощью профилактики и коррекционной работы предотвратить развитие неадекватной тревожности в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР.
Все вышеизложенное, обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР снизится при реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен ситуативной тревожности в психолого-
педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции
ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты
констатирующего эксперимента.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий
эксперименты, тестирование, проективный метод.
Использованы следующие методики:
- тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки;
- методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
- проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.
3. Математико-статический метод - Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан. В роли экспериментальной группы приняли участие 6 учащихся (мальчики) 4 класса в возрасте 10-11 лет.
Ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР - одна из типичных проблем, c которыми сталкиваются учителя начальных классов и школьный психолог, так как данное состояние является ярчайшим признаком школьной дезадаптации и отрицательно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Однако, следует учитывать, что ситуативная тревожность также является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как негативное состояние. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного, то есть креативного, творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
У детей с ЗПР снижается самооценка, уверенность в себе, решительность и изменяется уровень притязаний личности. Они редко проявляют инициативу, так как постоянно испытывают чувство страха. Такие дети затрудняются в выражении своих чувств и эмоций. Учащиеся скованны, пассивны, самокритичны и плохо усваивают учебную программу. Однако, учеными доказано, что можно преодолеть этот недуг, если своевременно начать работу с ребенком.
Исследование проходило в три этапа: поисково-подготовительного, опытно-экспериментального и обобщающего этапов. Были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и проективный метод. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан с помощью теста тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, методики диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса и проективной методики «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф. В исследовании приняли участие 6 учащихся с ЗПР.
В результате диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки выявили высокий уровень ситуативной тревожности у 66,7 % (4 чел.) и средний уровень у 33,3% (2 чел.).
По методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса были получены следующие результаты: у 33% (2 чел.) - высокий уровень школьной тревожности; у 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности; у 17% (1 чел.) - низкий уровень школьной тревожности.
По проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф выяснилось, что у 83,3% (5 чел.) есть признаки тревожности.
В опытно-экспериментальной работе также была реализована программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР и проведена повторная диагностика по методикам, ранее использованным в констатирующем эксперименте.
По результатам повторной диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки после проведения коррекционной программы высокий уровень тревожности понизился на 33,4% и составил 33,3% (2 чел.), а средний уровень тревожности, который считается нормой, повысился на 33,4% и составил 66,7% (4 чел.). Низкого уровня тревожности в группе испытуемых не было выявлено.
По результатам повторной диагностики по методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса количество учащихся с высоким уровнем школьной тревожности снизилось на 33% и составило 0% (0 чел.). У 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности, а низкий уровень школьной тревожности повысился на 33% и составил 50% (3 чел.), то есть половину выборки.
По результатам проведенной проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф после коррекции признаки тревожности понизились на 16,6% и составили 66,7% (4 чел.), а у 33,3% (2 испытуемых) не было выявлено этих признаков.
Проанализировав и обработав полученные результаты с помощью Т- критерия Вилкоксона по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки удалось установить эффективность реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута — теоретически обоснована и экспериментально проверена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР; задачи исследования решены в полном объеме. В результате исследования гипотеза была доказана - ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР снизится при реализации психолого-педагогической коррекции.
Однако, следует учитывать, что ситуативная тревожность также является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как негативное состояние. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного, то есть креативного, творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
У детей с ЗПР снижается самооценка, уверенность в себе, решительность и изменяется уровень притязаний личности. Они редко проявляют инициативу, так как постоянно испытывают чувство страха. Такие дети затрудняются в выражении своих чувств и эмоций. Учащиеся скованны, пассивны, самокритичны и плохо усваивают учебную программу. Однако, учеными доказано, что можно преодолеть этот недуг, если своевременно начать работу с ребенком.
Исследование проходило в три этапа: поисково-подготовительного, опытно-экспериментального и обобщающего этапов. Были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и проективный метод. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан с помощью теста тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, методики диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса и проективной методики «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф. В исследовании приняли участие 6 учащихся с ЗПР.
В результате диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки выявили высокий уровень ситуативной тревожности у 66,7 % (4 чел.) и средний уровень у 33,3% (2 чел.).
По методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса были получены следующие результаты: у 33% (2 чел.) - высокий уровень школьной тревожности; у 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности; у 17% (1 чел.) - низкий уровень школьной тревожности.
По проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф выяснилось, что у 83,3% (5 чел.) есть признаки тревожности.
В опытно-экспериментальной работе также была реализована программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР и проведена повторная диагностика по методикам, ранее использованным в констатирующем эксперименте.
По результатам повторной диагностики по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки после проведения коррекционной программы высокий уровень тревожности понизился на 33,4% и составил 33,3% (2 чел.), а средний уровень тревожности, который считается нормой, повысился на 33,4% и составил 66,7% (4 чел.). Низкого уровня тревожности в группе испытуемых не было выявлено.
По результатам повторной диагностики по методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса количество учащихся с высоким уровнем школьной тревожности снизилось на 33% и составило 0% (0 чел.). У 50% (3 чел.) - средний уровень школьной тревожности, а низкий уровень школьной тревожности повысился на 33% и составил 50% (3 чел.), то есть половину выборки.
По результатам проведенной проективной методике «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф после коррекции признаки тревожности понизились на 16,6% и составили 66,7% (4 чел.), а у 33,3% (2 испытуемых) не было выявлено этих признаков.
Проанализировав и обработав полученные результаты с помощью Т- критерия Вилкоксона по тесту тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки удалось установить эффективность реализации программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута — теоретически обоснована и экспериментально проверена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР; задачи исследования решены в полном объеме. В результате исследования гипотеза была доказана - ситуативная тревожность младших школьников с ЗПР снизится при реализации психолого-педагогической коррекции.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЗАЖЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023



