ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИИ БУДУЩИХ ПОВАРОВ
1.1 Интерес к профессии как научно-психологическая
проблема 7
1.2 Современные педагогические средства - основа формирования
интереса к профессии будущих поваров 19
1.3 Особенности использования кружковой работы для формирования
интереса к профессии студентов 37
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИИ БУДУЩИХ ПОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формированию интереса к профессии будущих поваров посредством кружковой работы в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» 43
2.2 Разработка программы кружковой работы на базе ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» 54
2.3 Контрольный этап опытно-поисковой работы по формированию интереса к профессии студентов ГБПОУ «Челябинский техникум
промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» в процессе кружковой работы 65
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Приложение
Успех обучения, развития и воспитания студентов профессиональных образовательных организаций сегодня зависит не только от грамотности и квалифицированности педагога. Чтобы процесс обучения имел как можно большую эффективность, необходимо пробудить у студентов интерес к процессу в целом и изучаемым предметам в частности. Обучение, развитие и воспитание подростка возможно только в том случае, если он принимает непосредственное участие в деятельности, проявляет активность и инициативу. Во многом, достижению этой цели способствует организация кружков по предметам профессионального цикла, где студенты меняют роль объекта обучения на роль субъекта.
Проблему организации и внедрения кружков в своих работах рассматривали И.П. Подласый, Н.Е. Щуркова, В.С. Пель, Н.К. Крупская.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает следующее положение: «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования». Достижению этой цели способствует внедрение кружков профессионального цикла в образовательный процесс [60].
Не смотря на то, что значимость кружковой деятельности на теоретическом уровне определена многими отечественными и зарубежными учеными, а так же современными законодательными актами, в практике многие педагоги игнорируют идею организации кружковой работы с целью повышения интереса студентов к предметам профессионального цикла.
Вопросы формирования интереса к профессии у студентов различных специальностей рассматривались в работах И.Д. Кожевникова, Е.Г. Крылова, Н.В. Воловик, Е.Н. Землянской, А.Ф. Эсаулова, В.И. Семенова, П.Б. Гурвич, В.М. Постоева и др.
Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный интерес к профессии является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у студента устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания учебного заведения по избранной профессии - одно из важных направлений педагогического процесса. Интерес к профессии выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Однако в целом проблема формирования интереса студентов всесторонне не исследована. Мы попытались решить данную проблему на основе организации кружковой работы в условиях профессиональных образовательных организаций.
В педагогической теории и практике возникает потребность в разработке теоретических и методических основ формирования интереса к профессии студентов, но число фундаментальных исследований по данной проблеме незначительно. Причиной этого является недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования интереса к профессии студентов в условиях среднего профессионального учебного заведения.
На основе вышеизложенного можно сформулировать противоречие между необходимостью формирования интереса к профессии будущих технологов с применением кружковой работы как средства повышения интереса студентов к предметам профессионального цикла, и тем фактом, что данная форма обучения не находит широкого применения среди преподавателей профессиональных образовательных организаций.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, послужила необходимым основанием для выбора темы исследования: «Развитие интереса к профессии у студентов профессиональной образовательной организации при изучении специальных дисциплин».
Цель исследования: разработка и апробация программы кружковой работы в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», а также экспериментальная проверка ее эффективности для развития интереса к профессии студентов.
Объект исследования: процесс формирования профессионального интереса студентов ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Предмет исследования: организация кружковой работы как фактор на формирование интереса к профессии будущих поваров.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования интереса к профессии у будущих технологов в области общественного питания как важнейшего компонента их профессиональной подготовки будет проходить наиболее эффективно, если в образовательный процесс внедрить программу кружка «Поваренная книга», ориентированную на реализацию целей формирования интереса к профессии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме формирования профессионального интереса будущих технологов;
2. Охарактеризовать кружковую работу как средство формирования
профессионального интереса;
3. Разработать программу кружковой работы и экспериментально проверить эффективность ее использования для развития интереса к профессии студентов в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; анализ научно-методической литературы по теме исследования; обобщение опыта работы практических работников и преподавателей; наблюдение за процессом преподавания специальных дисциплин; беседа, тестирование, наблюдение; педагогический эксперимент.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Квалификационная работа состоит их введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проблема организации кружковой работы в современных условиях обучения и воспитания подрастающего поколения является архиактуальной. По данной проблеме ведутся активные дискуссии, в работе таких авторов как В.А. Березина, С.Н. Краснова, В.С. Пель представлен широкий опыт организации кружковой работы. Вместе с тем, проблема остается не достаточно изученной с теоретической позиции, а так же внедрение кружковой работы в практическую деятельность является достаточно затруднительным. Сказанное предопределяет актуальность данной темы.
В работе предпринимались попытки решения следующих задач:
• проанализировать научную литературу по проблеме использования кружковой работы с целью формирования профессиональных компетенций обучающихся
• дать понятие и характеристику кружковой работы, определить функции и содержание
• выделить состав компетенций, которые формируются в процессе кружковой работы
• разработать программу кружка профессионального цикла.
В ходе анализа научной литературы были изучены такие произведения как «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко, а так же работы Л.Н. Толстого, Н.К. Крупской и других авторов-теоретиков, неоднократно изучавших проблему организации кружковой работы и описавших методику ее организации и роль в формировании профессионального интереса.
Было изучено понятие кружковой работы, рассмотрена сущность кружковой деятельности и определены её функции.
Под кружковой работой понимают групповое взаимодействие обучающихся с целью формирования того или иного навыка, углубления знаний и их практического закрепления.
Сущность кружковой работы заключается в том, что определенный вопрос или программа изучаются на основе самодеятельности учебной группы, а так же каждого ее участника.
В ходе написания работы был сформулирован критериально-оценочный аппарат. Для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций были выделены уровни сформированности компетенций (высокий, средний и низкий) и методы оценки сформированности компетенций, к которым относятся наблюдение, анализ выполненной работы, экспертная оценка и прочие.
Нами была разработана программа кружка профессионального цикла «Поваренная книга», предположительно, способствующая повышению уровня профессионального интереса студентов и внедрена на базе ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего».
Для проверки эффективности кружка «Поваренная книга» нами была проведена опытно-поисковая работа. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы был выявлен исходный уровень интереса к профессии у студентов и сформулирован вывод, что профессиональный интерес студентов находится, в основном, на среднем уровне.
По завершении формирующего этапа опытно-поисковой работы, состоялся контрольный этап, который показал, что кружковая работа позволила получить положительную динамику формирования профессионального интереса. Опытно-экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу о том, что организация кружковой работы позволит иметь положительную динамику формирования профессионального интереса студентов.
1. Акмалов, А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности студентов старших классов на предметах гуманитарного цикла / А.Ю. Акмалов. - Челябинск, 2003. - 231с.
2. Анфимова, Н.А. Кулинария: Учеб. для сред. проф.-техн. уч-щ / Н.А. Анфимова, Т.И. Захарова, Л.Л. Татарская. - 2-е изд., перераб.- М.: Экономика, 2012. - 366 с.
3. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Л. И. Анцыферова. - М., 1978. - 144 с.
4. Афанасьев, В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 2013. - 431 с.
5. Бакшеева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшеева, А.А. Вербицкий; Под ред. Н.А. Бакшеевой. - М.: Колос, 2011. - 368с.
6. Белгородский, В.С. Роль инновационного образования в развитии российского общества / В. С. Белгородский // Философия образования. -
2011. - № 2, - с. 22-27.
7. Богданов, И.В. Психология и педагогика: учебное пособие / И.В. Богданов, С.В. Лазарев, С.М. Ануфриенко, И.П. Усольцева, Н.Д. Калинина. - М.: «Академия», 2012 г. - 267 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. // В кн. «Психологические исследования интеллектуальной деятельности» / Под ред. О.К. Тихомирова. - М., 2012. - 261 с.
9. Болдырева, Н.Н. Формирование у студентов умений организации учебно-познавательной деятельности / Н.Н. Болдырева // Специалист. -
2012. - №5. - с.30-32.
10. Болтянский, В. Г. Наглядность и понятие модели / В. Г. Болтянский // Новые исследования в педагогических науках. - 2013. - №5. - с. 3-7.
11. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С.А. Кузнецова. - СПб: Норинт, 2014. - 1536 с.
12. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ! века.: учеб. пособие для самообразования / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 512с.
13. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 88с.
14. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. - 2013. - №2. с. 22-24.
15. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практики обучения / В.К. Дьяченко. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2011. - 185 с.
16. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире / В.К. Дьяченко. - М.: Школьные технологии, 2015. - 512 с.
17. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова - М.: Русский язык, 2011.
18. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. / Л. В. Занков. — М.: Дом педагогики, 2013. — 608 с.
19. Здобнов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий / А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко. - М.: ИКТЦ «Лада», 2014. - 680 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2011. - 384 с.
21. Ивлева, И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования / И.А. Ивлева, В.П. Панасюк, Е.К. Чернышева. - СПб.: Институт профессионального образования РАО, 2012. - 152 с.
22. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 200с.
23. Кириленко, Г.Г. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. — М. : изд «Слово, АСТ», 2012. — 480 с.
24. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов классических и педагогических вузов России / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2011. - 239 с.
25. Ковалев, Н.И. Технология приготовления пищи / Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, В.А. Кравцова. - М.: Издательский дом «Деловая литература»,
2013. - 480с.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Р-н-Д, 2012. - 176с.
27. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии / З. А. Литова // Внеклассная работа по технологии. - 2011. - № 8, - с. 20-25.
28. Макаренко, А.С. Педагогические поэмы / А.С. Макаренко. - М.: Издательство «ИТРК», 2013.
29. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / В.Н. Мезинов. - Елецк: изд. «ЕГУ им. Батурина», 2015 - 91 с.
30. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек и сувениров / О.С. Молотобарова. - М.: Издательство «Просвещение», 1990.
31. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности, Уч. изд. / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Изд-во «Мастерство», 2012. - 324 с.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Издательская группа «АСТ», 2013.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 3-е издание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Аз, 1996. - 928 с.
34. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высш. и сред. пед. заведений / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2011. - 512 с.
35. Пель, В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М.: 2013. - 49 с.
36. Петухов, М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: учебное пособие / М.А. Петухов под.ред А. П. Беляевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2011 г. - 199 с.
37. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М. Л. Портнов - М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2012. - 184 с.
38. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. - 704 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 368 с.
40. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
41. Похлебкин, В.В. Тайны хорошей кухни / В.В. Похлебкин. - М.: Издательство «Эксмо», 2013.
42. Прессман, Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе / Л.П. Прессман. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
43. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г.М, Романцев. - Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-т,
2012. - 333 с.
44. Рябов, В.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов
средних учебных заведений / В.М. Рябов. - М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 2012.
45. Семушина, Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведения / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - Мн.,
2013. - 438с.
46. Скакун, В.А. Методическое пособия для преподавателей профессиональных учебных заведений: учебно-методическое пособие / В.А. Скакун. - М., 2011. - 216с.
47. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун. - М.: Изд Форум. Профессиональное образование, 2012. - 336с.
48. Соленик, А. Как заниматься самообразованием / А. Соленик. - Спб.: Издательство «Прибой», 1929.
49. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2012. - 239 с.
50. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А.В. Хуторский. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
51. Чахоянц, В.Е. Современные требования к уроку производственного обучения / В.Е. Чахоянц. - М.: Высш. шк., 2014 - 42с.
52. Шапоринский, С.А. Вопросы теории производственного обучения: Профтехпедагогика / С.А. Шапоринский. - М.: Высш. шк., 1981. - 208 с.
53. Щепотин, А.Ф., Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях: методические рекомендации / М.А, Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцев. - М.: ИПР СПО, 2012.
54. Щурнова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щурнова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 112 с.
55. Щурнова, Н.Е. Педагогические технологии / Н.Е. Щурнова. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.
56. Энциклопедический словарь в 86 т. Репр.воспр.изд. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». — СПб.: «ПОЛРАДИС», 2013.
57. Энциклопедия профессионального образования в 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. - Т.1. - 586 с.; Т.2. - 440 с.; Т. 3. - 488 с.
58. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия,
2014. - 160с.
Электронные источники
59. Кружковая работа на уроках технологии на примере темы «Вышивание атласными лентами» [Электронный ресурс] / Биржа курсовых и дипломных проектов. - Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=67024. - Дата обращения - 1.06.2015.
60. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3«Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим
доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn- Дата обращения - 24.05.2015.
61. Юлбарисова, Л.М. Организация кружковой работы в ДОУ
[Электронный ресурс] / Л.М. Юлбарисова. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/18/organizatsiya- kruzhkovoy-raboty-v-dou. - Дата обращения - 2.06.2015.