Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Работа №80738

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Состояние проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогических и психологических исследованиях 7
1.1 Терминологическое пространство феномена
«патриотическое воспитание» 7
1.2 Современные практики патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3 Совокупность способов работы по патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 27
Глава 2 Апробация способов патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Реализация формирования и оценивания патриотичности у
детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Анализ и интерпретация результатов патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по главе 61
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения

Актуальность выбранной темы доказывает исторический опыт становления и развития нашего Отечества. Он говорит о том, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из основных направлений в области образования.
В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, уверен Президент Владимир Путин. Глава государства не впервые говорит о патриотизме. Так, в июне 2015-го на церемонии вручения госпремий он заявил, что идеалы патриотизма в стране «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы», а в ноябре 2014-го президент поделился мнением, что чем проще человек, тем больше у него ответственности за Родину. В декабре 2012 года, после того как российский лидер озвучил послание Федеральному собранию, в обиход вошло словосочетание «духовные скрепы». «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи» [51].
При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо создавать условия для патриотического воспитания детей c учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по воспитанию патриотических чувств должна проводиться в тесном контакте с родителями.
В дошкольный период происходит формирование культурно - ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная программа формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает множество вопросов в том числе: что включает в себя содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Проблемой патриотического воспитания занимались: Т. Н. Доронова, С. Н. Николаева, Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева. Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста познание ими Родины-России.
Во ФГОС ДО определены задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю (семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к национальным особенностям своего и других народов;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других конфессий, этносов; к сверстникам и взрослым [59].
Анализ исследований и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
- между необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;
- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса к собственной культуре;
- между стремлением воспитания толерантности и проявлениями высокомерия, унижения чужой культуры;
- между необходимостью начинать воспитание патриотизма
с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.
Выявленные противоречия определили тему нашего исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - определить содержание и организацию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования в работе выступает процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является совокупность способов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: совокупность способов патриотического воспитания обеспечивает увеличение патриотичности детей, если в нее включены инструменты:
А) формирования; Б) оценивания патриотических компетенций с участием родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические, педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать способы включения родителей в оценивание патриотических компетенций детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить опытно-экспериментальным путем эффективность
способов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов апробирования.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС № 364 г. Челябинска».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (65), приложений (2), таблиц (10), рисунков (2).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий.
- Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
- Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
- Работу направленную на увеличение патриотичности детей проводить, используя инструменты формирования, которые включили в себя работу с детьми, создание развивающей предметно-пространственной среды и работу с родителями, а также инструмент оценивания патриотических компетенций детей родителями.
- Осуществление логической последовательности этапов работы:
передача детям знаний о родной стране в деятельностном ключе (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);
формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого
эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;
организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).
- Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.
- Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого
и настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению материала.
- Тесное сотрудничество с семьей.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - определить содержание и организацию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что совокупность способов патриотического воспитания обеспечивает увеличение патриотичности детей, если в нее включены инструменты:
А) формирования; Б) оценивания патриотических компетенций с участием родителей.



1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: учеб. метод. пособие / под ред. Н. В. Алешиной. - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 238 с.
3. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва: Сфера, 1999. - 111 с.
4. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 64 с.
5. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ! - 2005. - №1. - С . 16-24.
6. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей ( программы, конспекты занятий, методические рекомендации) / сост. Ю. Е. Антонов и др. - Моска: АРКТИ, 2003. - 168 с.
7. Бабаева Т И., Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т И. Бабаева, Т А. Березина, Л. С. Римашевская, науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 256 с.
8. Бабунова, Е. С. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс / Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, В. И. Турченко. - Челябинск: АБРИС, 2014. - 56 с.
9. Белят, Ю. Формула патриотизма в молодежной среде
[Электронный ресурс]. // Союзное вече: сетевое СМИ, газета парламентского собрания союза Беларуси и России [электронная версия]. - 2013. - 37(510). Режим доступа: http://www.souzveche.ru/articles/community/21224/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Бесова, М. А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей / М. А. Бесова, Т А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 235 с.
11. Бударина, Т Д. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. Т Д. Бударина и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 393 с.
12. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / авт.: А. Я. Ветохина и др. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. - 190, [1] с.
13. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987.- 327 с.
15. Гамаль, Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические
рекомендации по изучению государственной символики / Е. В. Гамаль. - СПб.: Полиграфуслуги, 2006. - 64 с.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/., Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/.
17. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. -
2009. - N 2. - С. 21-26.
18. Ежкова, Н. С. Приобщаем дошкольников к социокультурным ценностям / Н. С. Ежкова, П. Е. Ежкова, А. Е. Кулинич // Дошкольная педагогика Изд-во: Детство-пресс. - 2016. - № 10 (125). - С. 4 - 9.
19. Ежкова, Н. С. Приобщение дошкольников к ценностям: Теория и методика / Н. С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. - 120 с.
20. Жуковская, Р И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 268 с.
21. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
22. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольников / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 186 с.
23. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва: Мозаика-Синтез,
2010. - 110 с.
24. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Москва: Издательство Скрипторий 2010. - 109с.
25. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург: Детство- Пресс, 2002. - 300 с.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
27. Колчина, Н. И. Использование ментальных карт в
образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика Изд-во: Детство-пресс. - 2016. - № 10 (125). - С. 10 - 13.
28. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет:
методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М.:
Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.
29. Кондыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
30. Кондрыкинская, Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2010. - 158 с.
31. Корецкая, Т Л. Земля Уральская: энцикл. для детей / Т Л. Корецкая. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 125 с.
32. Корецкая, Т. Л. История Урала в рассказах для детей: кн. для чтения / Т Л. Корецкая. - Челябинск: Край Ра, 2013. - 101 с.
33. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине: насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 90-94.
34. Красная книга Челябинской области: Животные. Растения. Грибы. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 448 с.
35. Ксенда, О. Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников / О. Г. Ксенда, О. Д. Нечай. - Мозырь: Белый Ветер, 2004. - 69 с.
36. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу / Л. В. Лобынько. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 280 с.
37. Лысова, Л. Н. Психолого-педагогические проблемы
дошкольников / Л. Н. Лысова. - М.: Айрис Пресс Рольф, 1983. - 267 с.
38. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек
(ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования: пособие для кураторов
академических групп вузов / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2013. - 64 с.
39. Молчанов, С. Г. Ребенок-билингв - новый феномен дошкольного образования: обучение и воспитание / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я, № 3 (81), 2016.- С. 6-26., с. 23
40. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-Л) и оценивания социализованности (ОС-Л) в летней социализационно-образовательной организации. Пособие для специалистов в области воспитания, социализации и дополнительного образования / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Академия гуманитарных наук, 2016. - 30 с.
41. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
42. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2011. - № 3 (16). - С. 52 - 63.
43. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 1 (22). - С. 66 - 76.
44. Молчанов, С. Г. Евразийское понимание гражданственности, социализированности и патриотизма / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 4 (82). - С. 16 - 36.
45. Москвичёва, Л. Л. Экологические компетенции в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Л. Л. Москвичёва, Т. А. Лёвина, С. Г. Старлытова, Е. В. Варданян, Н. А. Потапова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 6(84). - С. 87 - 92.
46. Натарова, В. И. Моя страна: возрождение национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие / сост. В. И. Натарова и др. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
47. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 214 с.
48. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный Закон
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. В кн.: Новый Закон «Об
образовании в Российской Федерации». - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
49. Панченко, Л. Согреем памятью сердца! / Л. Панченко // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 34-35.
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (п.5 1.6.)
51. Путин В.В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. Российская газета, № 282 (6258), от 13 декабря 2013 г., с. 2 - 4.
52. Путин, В. В. Россия на рубеже тысячелетий / В. В. Путин // Независимая газета. - 1999 - 12 декабря. - С. 19 - 20.
53. Ривина, Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи / Е. Ривина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 37-51.
54. Сотникова С. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / С. В. Сотникова, А. С. Белкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 286-287.
55. Тезисы к научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи / Сост. Н. С. Артемьев. Курган, 2015. - 68 с.
56. Тихонова, О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: пособие для воспитателей детского сада / О. Г. Тихонова. - М.:АРКТИ, 2006. - 75 с.
57. Тонкова, Ю. М. Формы работы с родителями в ДОУ // II Международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова. Пермское кн. Изд-во, 2016. - С.339 - 342.
58. Троцкий, Е. С. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Сб. статей / Под ред. Е. С. Троцкого. - М.: Прогресс, 1996. - 200 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
60. Филиппова, О. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе народной культуры / О. Н. Филиппова, Н. С. Москворецкая, И. Н. Васильченко, Т Е. Пухлякова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 6(84). - С. 87 - 92. С. 57 - 65.
61. Хабибулина, И. 3. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 07 / И. 3. Хабибулина. Набережночелн. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 23 с.
62. Чурикова, И. А. Технология воспитательных дел в ДОУ / Под ред. И. А. Чурикова. - Чебоксары, 2015. - 68 с.
63. Шорыгина, Т А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2014. - 75, [2] с.
64. Шпикалова, Т. Я. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 212 с.
65. Якобсон, П. М. Психология чувств: научное издание / под ред.
Е. М. Борисовой. - М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ