Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ НА ОЗЁРАХ ВОСТОЧНОГО СКЛОНА ЮЖНОГО УРАЛА

Работа №80731

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЁННЫЕ В ДАННОЙ РАБОТЕ 7
1.1 Применённые методы 7
1.2 Развитие подходов к организации полевых практик
географического цикла 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРИЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ 15
2.1 Географическое положение территории, как фактор организации
полевых исследований на практике 15
2.2 Тектоника, геология и рельеф как фактор организации полевых
исследований на практике 16
2.3 Климат как фактор организации полевых исследований
на практике 18
2.4 Гидрография как фактор организации полевых исследований на
практике 19
2.5 Почвенно-растительный покров, как фактор организации полевых
исследований на практике 20
2.6 Антропогенное влияние, как фактор организации полевых
исследований на практике 21
Выводы по второй главе 23
ГЛАВА 3. АРГАЗИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ КАК МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ 26
3.1 История формирования водохранилища 26
3.2 Краткая физико-географическая характеристика Аргазинского
водохранилища 29
3.3. Преимущества и недостатки мест проведения географических
практик на водохранилище Аргази 35
3.3.1. Транспортная доступность 37
3.3.2. Безопасность 40
3.3.3. Ориентирование на местности 41
3.3.4. Особенности организация быта на стоянке лагеря 42
3.3.5. Проведение исследовательской части практик 44
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Важной составной частью обучения студентов бакалавров специальностей естественно-научной направленности являются полевые практики. Комплекс учебных и полевых практик выполняет ряд задач, которые отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. В ходе полевых практик закрепляются теоретические знания студентов, формируются умения наблюдать природные явления и процессы, усваивается методика полевых исследований природных и социально-экономических систем, развивается географическое мышление, формируются навыки исследовательской работы и научного творчества (прил. 1). Наряду с общими задачами, каждый вид практик имеет свою специфику и вносит определенный вклад в формирование профессиональных умений студентов [1].
Студент бакалавр должен быть подготовлен к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития территорий различного уровня. Также одной из профессиональных задач, которую решает в ходе своей профессиональной деятельности бакалавр естественно-научной направленности, является проведение комплексных исследований под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников [41].
Южный Урал богат разнообразными ландшафтами. На относительно небольшой территории встречаются горные хребты, реки и озера, разнообразные по происхождению. Только озёр в Челябинской области насчитывают более 3 тысяч. Многие из водоемов являются настоящими природными достопримечательностями.
В связи с этим возникает следующая проблема: с одной стороны, разнообразие природных объектов даёт возможность в полной мере изучить природные особенности родного края; с другой стороны, не все природные объекты доступны для изучения.
Объектом исследования является географическая полевая практика у студентов бакалавров естественно-научной направленности.
Предмет исследования - специфика организации географических полевых практик у студентов бакалавров на озеровидных водоёмах.
Цель магистерской диссертации - выявить особенности и обосновать эффективность проведения географических полевых практик для студентов бакалавров на озёровидных водоёмах восточного склона Южного Урала.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить степень изученности проблемы.
2. Выделить факторы эффективности проведения полевых
географических практик на восточном склоне Южного Урала.
3. Выявить преимущества и недостатки Аргазинского водохранилища как места проведения географических полевых практик.
Научная новизна. В данной работе впервые рассмотрено изменение подхода к географическим полевых практикам, начиная с 20-х годов 20 века и по наши дни; выделены факторы, влияющие на организацию полевых географических практик в восточных предгорьях Южного Урала в пределах Челябинской области.
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы преподавателями ВУЗов при подготовке и проведении географических полевых практик на территории Челябинской области. Представленные в работе критерии значительно облегчат выбор места для проведения практики, организации мест стоянки лагеря и его быта (прил. 2). Данная работа будет полезна не только студентам и преподавателям, но и учителям географии, биологии, экологии, естествознания, готовящих с детьми исследовательские работы по родному краю.
Материалы магистерской диссертации были представлены на конференциях «Географическое пространство: сбалансированное развитие природы и общества» и «Проблемы географии Урала и сопредельных территорий» (прил. 3) [24,57].
Структура работы. Магистерская диссертация имеет 68 страниц, состоит из введения, 3 глав и заключения, списка используемых источников из 59 наименований, 6 рисунков (из них 5 картосхем), 1 таблицы и приложения на 6 листах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проделанной работы выявлено:
1. Анализ литературных источников показал, что тема полевых практик по естественно-научным дисциплинам широко освещена, тем не менее, современные методические пособия на конкретных объектах родного края единичны.
2. Подход к написанию методических пособий с течением времени изменился. Начиная с 20-х годов 20 века, прослеживаются 3 периода, отличающихся друг от друга по способу описания методических рекомендации по проведению географических полевых практик.
3. Сравнивая методические пособия прошлого века с недавно изданными руководствами по организации полевых практик, можно проследить преемственность и отметить, что предыдущие методические пособия лежат в основе современных.
4. Экспедиционные исследования в совокупности с анализом теоретических данных позволили выделить факторы, влияющие на эффективность организации и проведения полевой географической практики на территории восточных предгорий Южного Урала в пределах Челябинской области. Выявлено, что эффективность исследовательской части практики напрямую зависит от организации экспедиционного быта и вида закрепляемой географической дисциплины.
5. Рассмотренные особенности Аргазинского водохранилища позволяют сделать вывод о том, что эффективно организовать на нём полевую практику позволяют такие преимущества этого озёровидного водоёма, как: хорошая транспортная доступность, возможность безопасной организации лагеря, наличие условий для комфортного быта и возможность проводить разнодисциплинарные географические исследования.
6. Разнообразие ландшафтов территории восточного склона Южного Урала способствует организации на ней географических полевых практик различной дисциплинарной направленности. Эффективность организации и проведения полевой географической практики напрямую зависит от максимального разнообразия литогенной основы, гидролого-климатических особенностей и почвенно-растительного покрова. Только в этом случае будет обеспечена достаточная эффективность формирования соответствующих компетенций у студентов бакалавров естественно-научного профиля, предусмотренных ФГОС ВО.
7. В связи с тем, что Челябинская область является краем голубых озёр, наиболее удачным объектом для проведения полевых практик по географии на территории восточного склона Южного Урала является озеро или озеровидный водоём, а так же их прибрежная территория. В данном случае - Аргазинское водохранилище.
8. Из пяти предложенных мест проведения полевых географических практик, территория в Юго-западном заливе Аргазинского водохранилища представляется наиболее подходящей для отработки максимального количества практических навыков.



1. Александрова, Е.Н. Роль полевых практик в формировании профессиональных умений будущих учителей [Текст] / Е.Н. Александрова,
А.В. Хвостова // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III международной конференции / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2009. - С. 232.
2. Алехин, В.В. Методика полевых ботанических исследований. [Текст] / В.В. Алехин, Д.П. Сырейщиков // Отв. ред. Ю.М. Семенов. - Вологда: Изд-во Слово, 1926. - 200 с.
3. Алпатьева, А.М. Полевая практика по географии [Текст] / Алпатьева А.М., Архангельский А.М., Гордеева Т.Н. - Москва: Изд-во Просвещение, 1964. - 206 с.
4. Андреева, М. А. Озера Среднего и Южного Урала [Текст] / М. А. Андреева. - Челябинск: ЮУКИ, 1973. - 270 с.
5. Архангельский, А.М. Полевая практика по географии [Текст] / Архангельский А.М., Васильев В.Г., Гордеева Т.Н. - Москва: Изд-во Просвещение, 1964г. - 198 с.
6. Баранский Николай Николаевич (1881—1963) // Институт
географии и его люди: К 90-летию со дня образования / Ред.-сост. Т. Д. Александрова; Отв. ред. В. М. Котляков; Рецензенты: В. А. Снытко, А. Л.Чепалыга; Институт географии РАН. — М.: Наука, 2008. — с. 131—132.— 680 с.
7. Безопасность // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. I. А—И. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
8. Брагина, Т.М. Полевая практика по прикладной биологии с основами почвоведения [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Брагина, М.А. Ильяшенко; КГПИ. - Костанай: КГПИ, 2011. - 92 с.
9. Брагина, Т.М. Практикум по прикладной биологии с основами почвоведения [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Брагина, М.А. Ильяшенко; КГПИ, ест.-мат. фак., каф. биологии и географии. - Костанай: КГПИ, 2013.
- 111 с.
10. Даванков, А. Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов [Текст] / А. Ю. Даванков. - Екатеринбург: изд-во УрОРАН, 1998. - 232c.
11. Давыдова, М. И. Комплексная полевая практика по физической географии [Текст] / Давыдова М. И., Каменский А. И., Тушинский Г. К. - Москва: Изд-во Учпедгиз, 1962г. - 278с.
12. Данилевская, В. Б. Учебно-исследовательская практика по
ботанике как форма развития исследовательской деятельности бакалавров естественнонаучного образования [Электронный ресурс] / В. Б. Данилевская // Научная электронная библиотека disserCat. - М.: ООО "Алфавит", 2009. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/uchebno-issledovatelskaya-praktika-po-botanike-kak-forma-razvitiya-issledovatelskoi-deyatel-0,свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 06.10.2017г.)
13. Дерягин, В.В. Учебно-методический комплекс по краеведению и туризму (полевая практика: учебная и рабочая программы и методические материалы) [Текст] / В.В. Дерягин - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008 - 15 с.
14. Дерягин, В.В. Полевая практика по геоморфологии в виде экспедиционного маршрута на админинстративной территории г. Карабаш [Текст] / В.В. Дерягин - Челябинск: Абрис, 2010 - 76 с.
15. Дерягин, В.В. Отклик донных отложений Аргазинского водохранилища на техногенное загрязнение / В.В. Дерягин, К.Г. Аминова,
В.В. Сотников // Современные проблемы водохранилищ и их водосборов: Качество воды. Геоэкология. - Пермь: ПГНИУ, 2017. - С. 57-63.
16. Захаров, С.Г. Дальняя комплексная практика по физической и экономической географии. Учебно-методический комплекс. [Текст] / С.Г. Захаров - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003 - 18 с.
17. Захаров, С.Г. Комплексная географическая практика 3: рабочая
программа учебной практик для студентов направления: 44.03.05. Педагогическое образование, уровень образования: бакалавриат,
Профильная направленность: Экономика. География/ С.Г. Захаров.- Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Кафедра географии и методики обучения географии, 2014.-27с.
18. Захаров, С. Г. Озера Челябинской области: учеб. пос. [Текст] /
С. Г. Захаров. - Челябинск: АБРИС, 2010. - 128 с. - (Познай свой край. Уроки краеведения + CD).
19. Захаров, С.Г. Полевая практика по общему землеведению (гидрология): Метод. Рекомендации для студентов пед. вузов. [Текст] / С.Г. Захаров - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003 - 50 с.
20. Исаченко, А. Г. Физико-географическое картирование, ч. III [Текст] / А. Г. Исаченко - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1961 - 168с.
21. Кашина, В. Б. Принципы организации исследовательской
деятельности бакалавров естественно-научного образования на полевой практике по ботанике [Электронный ресурс] / В. Б. Кашина, //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2007. - М.: Открытая наука. - 2007. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-organizatsn-issledovatelskoy-deyatelnosti-bakalavrov-estestvenno-nauchnogo-obrazovaniya-na-polevoy-praktike-po-botanike,свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 16.07.2018г.)
22. Комплексная полевая практика по дисциплине естествознание
с методикой преподования и основы селькохозяйственных знаний [Текст] / Рабочая программа Специальности: 050146 - «Преподавание в начальных классах», «Миасский педагогический колледж» - Миасс: Изд-во МПК, 2013. - 11с.http://gbou-mpk.ucoz.ru/Praktika/polevaja praktika.pdf(Дата
обращения 09.01.2019г.)
23. Куликовских, Е.С. Анализ состояния водных объектов
Челябинской области, используемых для водоснабжения. [Текст]/ Е.С Куликовских, //Выпускная квалификационная работа магистра ЮУРГУ- 08.04.01.2017.305-04.169 ПЗ группы АС-260: Челябинск.- ЮУрГУ (НИИ)- 2017., 75с
http://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/14290/2017_260_kulikovs kikhes.pdf?sequence=1&isAllowed=y
24. Куроченко, А.А. Особенности выбора места для
географических полевых практик на восточном склоне Южного Урала [Текст] / А.А. Куроченко, К.И. Нестерук, А.В. Шундеева // Географическое пространство: сбалансированное развитие природы и общества;
Материалы V заочной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России. / АБРИС. - Челябинск, 2017г. - С. 68-71.
25. Ландшафтный фактор в формировании гидрологии озер Южного Урала [Текст] / И.И. Великорецкая, К.Н. Купецкая, Н.В. Мирошниченко и др.; Отв. ред. Г.В. Назаров. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 248 с.
26. Левит, А. И. Южный Урал: География, экология,
природопользование. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. [Текст] / А. И. Левит. - Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 2005. - 246 с.
27. Лиходумова, И.Н. Комплексная географическая практика 1:
рабочая программа учебной практик для студентов направления: 44.03.05. Педагогическое образование, уровень образования: бакалавриат,
Профильная направленность: Экономика. География/ И.Н. Лиходумова. - Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Кафедра географии и методики обучения географии, 2014.-17с.
28. Лиходумова И.Н. Природные и природно-антропогенные
ландшафты: рабочая программа учебной практики по получению
первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности для
студентов направления: 05.03.06 Экология и природопользование, уровень образования: бакалавриат, Профильная направленность:
Природопользование / И.Н. Лиходумова.- Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» Естественно - технологический факультет Кафедра географии и методики обучения географии, 2016.-17с.
29. Лютин, А. А. Комплексная полевая практика по географии [Текст] / А.А. Лютин, Н.Я. Таскаева // Отв. ред. Ю.М. Цемен. - Пермь: Изд-во Пермск. гос. пед. ин-т, 1947. - 248 с.
30. Матвеев, Н.П. Полевые практики по гидрологии [Текст] / Н.П. Матвеев, Н.А. Сараев - Москва: Высшая школа, 1963. - 146 с.
31. Методика полевых физико-географических исследований: Учебное пособие для университетов и педвузов [Текст] / А.М. Архангельский, В.Г. Васильев, Т.Н. Гордеева и др.; Отв. ред. А.М. Архангельского. - М.: "Высшая школа", 1972, 304 с.
32. Напарах.сот. Отчет по учебной полевой практике по инженерной геологии [Электронный ресурс]. - Челябинск.: 2011. - Режим доступа: . https://naparah.com/geologiya/04101137.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 06.01.2019г.)
33. Никитин, Н.Д. Полевая практика по топографии: Учеб.пособие пособие для студентов-заочников геогр. ф. пед. ин-тов./ Н.Д. Никитин МГЗПИ: - Москва: Просвещение, 1969 - 143 с.
34. Оборин, А. И. Почвенные исследования в Пермском
университете: в 179 т. Биология. Учёные записки Пермского
государственного университета [Текст] / А.И. Оборин. - Пермь: И-д-во Перм. Ин-та, 1969 С. 41-51.
35. ОГУ "ООПТ Челябинской области. [Электронный ресурс]. - Челябинск.: 2015. - Режим доступа: "oopt74.ruсвободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 24.08.2018г.)
36. Панина, М.В. Комплексная географическая практика 2: рабочая программа учебной практик для студентов направления: 44.03.05.
Педагогическое образование, уровень образования: бакалавриат,
Профильная направленность: Экономика. География/ М.В. Панина. - Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Кафедра географии и методики обучения географии, 2016.-16с.
37. Пекин В.В. Зимняя комплексная ландшафтная практика: рабочая
программа учебной практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности для студентов направления: 05.03.06 Экология и природопользование, уровень образования: бакалавриат, Профильная направленность: Природопользование / В.В. Пекин.- Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» Естественно -
технологический факультет Кафедра географии и методики обучения географии, 2016.-16с.
38. Полевые практики по географическим дисциплинам: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по геогр. Спец. [Текст] / Под ред. В.А. Исаченкова. - Москва: Просвещение, 1980. - 224 с.
39. Природа Челябинской области [Текст] / 2-е изд., испр. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 269 с.
40. Полевая практика по общему землеведению, картографии и
топографии: Рабочая программа [Текст] / Автор-составитель: ст.
преподаватель каф. ботаники А.Г.Орлова. - Пермь: Изд-во ПГСА имени академика Д.Н.Прянишникова, 2008. - 54с.
41. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - М., 2019. - Режим доступа:http://fgosvo.ru, свободный. - Загл. с экрана.
42. Рахимбеков, Р.У. Научно-исследовательская деятельность САГУ (1920-1931 гг.) [Электронный ресурс] / Р.У. Рахимбеков // Из истории изучения природы Средней Азии. - 1970. - Ташкент, 2013-2019. - Режим доступа: https: //collectedpapers .com.ua/ru/nature of central asia/naukovo-doslidna-diyalnist-sadu-1920- 1931-rr, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 12.05.2018г.)
43. Райков, Б. Е. Естественно-историческое образование в СССР. [Текст] / Под общей ред. проф. Б. Е. Райкова. - Ленинград: Мысль,924. 386 с.
44. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая
изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 2. Тобол/ Под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 240 с
45. Румянцева, А. Я. Климат Челябинской области [Текст] / А. Я. Румянцева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1988. - 84 с.
46. Сайт Европейского союза [Электронный ресурс]. - ST.: 2019. -
Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/policies/higher-
education/bologna-process-and-european-higher-education-area en ,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 19.01.2018г.)
47. Сайт федерального агентства водных ресурсов
(Росводресурсы) Москва [Электронный ресурс]. - М.: 2003. - Режим доступа: http://www.som.pu.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Отдел водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Челябинской области. (Дата обращения 17.01.2019г.)
48. Самойлов, Н. А. О постановке учебной практики по методике полевых ландшафтных исследований на географическом факультете МГУ [Текст] / Н.А. Самойлов - М.: «Вопросы географии», сб. 16, Географгиз, 1952.
49. Серегин И. А. Пруд или озеро:[Аргазинское водохранилище] [Текст] / Серегин И. А. - [Б. м. : б. и.]. - Б.ц. Источник: Край родной. Челябинск,1967.
50. Студопедия. [Электронный ресурс]. - Челябинск.: 2011. -
Режим доступа:https://studopedia.ru/2_20831 _transportnaya-obespechennost-i-dostupnost.html,свободный. - Загл. с экрана. Транспортная обеспеченность и доступность. (Дата обращения 08.01.2019г.)
51. Тессман, Н.Ф. Учебно-полевая практики по основам общего землеведения: Учеб.-мет. пособие для студентов-заочников геогр. ф. пед. ин-тов./ Н.Ф. Тессман МГЗПИ: - М.: Просвещение, 1975. - 136с.
52. Учебная (полевая) практика по географии [Текст] / Рабочая
программа Специальности: 050102.65 - «Биология с дополнительной
специальностью «География», 050103.65 - «География» «Пермский
государственный педагогический университет» - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2008. - 42с.
53. Фирсенковой В. М. Учебно-исследовательская практике по геоморфологии [Текст] / В. М. Фирсенковой, К. В. Михайлова // Отв. ред. к.г.н. А.Н. Маккавеев, д.г.н. Д. А. Субетто. - С.-П.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 36 с.
54. Фонотов, М. С. Голубые зеркала Каменного пояса [Текст] : М. С. Фонотов. - Челябинск: Взгляд, 2004. - 254 с.
55. Челябинская область. Краткий географический справочник/ авт.сост. М.С. Гитис, С.Г. Захаров, А.П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. - Челябинск: АБРИС, 2011. - 176 с. - (Познай свой край).
56. Шундеева А. В. Зарастаемость некоторых озер Челябинской области [Текст] / А.В.Шундеева//Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы географии Урала и сопредельных территорий» 22 - 25мая 2012 года - Челябинск, 2012. - с. 220 - 224.
57. Шундеева А. В. Географический слёт - одна из форм проверки
сформированности компетенций у студентов-бакалавров естественно- научной направленности [Текст] / А.В.Шундеева//Материалы
Международной научно-практической конференции «Проблемы
географии Урала и сопредельных территорий» 26 - 28 сентября 2018 года - Челябинск «Край Ра», 2018. - с. 90 - 93.
58. NaUrale.com на Урале [Электронный ресурс]. - Челябинск.: 2011 - 2019. - Режим доступа: "http://www.naurale.comсвободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения 28.06.2018г.)
59. FB.RU. [Электронный ресурс]. - Екатеринбург.: 2007. - Режим
доступа: http://fb.ru/article/260537/ozera-urala-opisanie-proishojdenie-
raspolojenieсвободный. - Загл. с экрана. Озера Урала: описание, происхождение, расположение. (Дата обращения 17.04.2017г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ