Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей младших школьников . 8
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей
младших школьников 16
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников 27
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКАДЕМИЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» 38
2.1. Цель, задачи и описание констатирующего этапа эксперимента 38
2.2 Курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» . 49
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей младших школьников . 8
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей
младших школьников 16
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников 27
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКАДЕМИЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» 38
2.1. Цель, задачи и описание констатирующего этапа эксперимента 38
2.2 Курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» . 49
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
Актуальность исследования. Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является художественно-эстетическое развитие. Данное направление обеспечивает раскрытие и развитие способностей учащихся, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, приобщение к изобразительному искусству и народной культуре.
Необходимость формирования художественно-творческих способностей учащихся обусловлена, во-первых, тем, что ведущей идеей образования, основанной на гуманистических традициях отечественной педагогики, является уважение к самобытности и индивидуальности каждого обучаемого, признание важности его творческого самовыражения в целом и в искусстве, и в художественном творчестве в частности (Т. Амбайл, М. Н. Баринова, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. М. Лебедев, Т. Рибо, Е. Н. Шульга и др.). Во-вторых, «творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях» (В. Н. Дружинин). Художественно-творческие способности распространяются не только на сферу искусства, но и на многие другие области человеческой активности.
Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей. Однако в прошлом потребности в постижении творчества людей у социума не появлялось. Таланты возникали, словно сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: совершались научные открытия, изобретались новые вещи, которые удовлетворяли тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация основополагающим образом изменилась и развитие творческих способностей младших школьников - главная задача современной школы, поскольку данный процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, порождает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Все разнообразнее и сложнее становится жизнь в эпоху научно-технического прогресса. И она стала требовать от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем разной сложности.
На сегодняшний момент ко многим педагогам приходит осознание того, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие изобразительных навыков, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Отсутствие творческого начала, как правило, часто становится неодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. В школе, особенно начальной, необходимо учить творчеству, следовательно, творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки. С другой стороны, существующие возможности основной общеобразовательной программы не подразумевают организацию глубокой работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся, тем самым, не создается базис в дальнейшем для развития воображения и творческих навыков, нестандартного мышления обучающихся.
Нами выявлено противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности сопровождением процесса.
Проблема заключается в поиске эффективного методического обеспечения процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности “Академия юного художника”».
В связи с этим целью нашего исследования является изучение теоретических аспектов проблемы развития художественно-творческих способностей обучающихся начальной школы и разработка программы развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «художественно - творческие способности».
2. Охарактеризовать особенности развития художественно -
творческих способностей у младших школьников.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников.
4. Выявить уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников.
5. Разработать программу курса внеурочной деятельности «Академия юного художника».
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение, констатирующий эксперимент, диагностические методы: тест дивергентного мышления Торренса, тест личностных творческих характеристик Вильямса, опросник креативности Джонсона.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ «Саккуловская СОШ». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Практическая значимость: разработанная нами программа курса внеурочной деятельности «Академия юного художника» может быть использована учителем начальных классов во внеурочной деятельности.
Необходимость формирования художественно-творческих способностей учащихся обусловлена, во-первых, тем, что ведущей идеей образования, основанной на гуманистических традициях отечественной педагогики, является уважение к самобытности и индивидуальности каждого обучаемого, признание важности его творческого самовыражения в целом и в искусстве, и в художественном творчестве в частности (Т. Амбайл, М. Н. Баринова, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. М. Лебедев, Т. Рибо, Е. Н. Шульга и др.). Во-вторых, «творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях» (В. Н. Дружинин). Художественно-творческие способности распространяются не только на сферу искусства, но и на многие другие области человеческой активности.
Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей. Однако в прошлом потребности в постижении творчества людей у социума не появлялось. Таланты возникали, словно сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: совершались научные открытия, изобретались новые вещи, которые удовлетворяли тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация основополагающим образом изменилась и развитие творческих способностей младших школьников - главная задача современной школы, поскольку данный процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, порождает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Все разнообразнее и сложнее становится жизнь в эпоху научно-технического прогресса. И она стала требовать от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем разной сложности.
На сегодняшний момент ко многим педагогам приходит осознание того, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие изобразительных навыков, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Отсутствие творческого начала, как правило, часто становится неодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. В школе, особенно начальной, необходимо учить творчеству, следовательно, творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки. С другой стороны, существующие возможности основной общеобразовательной программы не подразумевают организацию глубокой работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся, тем самым, не создается базис в дальнейшем для развития воображения и творческих навыков, нестандартного мышления обучающихся.
Нами выявлено противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности сопровождением процесса.
Проблема заключается в поиске эффективного методического обеспечения процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности “Академия юного художника”».
В связи с этим целью нашего исследования является изучение теоретических аспектов проблемы развития художественно-творческих способностей обучающихся начальной школы и разработка программы развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «художественно - творческие способности».
2. Охарактеризовать особенности развития художественно -
творческих способностей у младших школьников.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников.
4. Выявить уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников.
5. Разработать программу курса внеурочной деятельности «Академия юного художника».
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение, констатирующий эксперимент, диагностические методы: тест дивергентного мышления Торренса, тест личностных творческих характеристик Вильямса, опросник креативности Джонсона.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ «Саккуловская СОШ». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Практическая значимость: разработанная нами программа курса внеурочной деятельности «Академия юного художника» может быть использована учителем начальных классов во внеурочной деятельности.
В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено изучение особенностей развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника». По итогам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты.
Под понятием художественно-творческих способностей следует понимать комплекс индивидуально-психологических, мотивационно-регулятивных и интеллектуально-когнитивных компонентов, которые позволяют личности осуществлять наблюдение и творческую интерпретацию окружающей действительности, и формировать собственные впечатления и личностный опыт в виде продукта творческой деятельности, который отвечает критериям новизны, нетрадиционности формы и вида, лаконичности и логичности содержания. Художественно - творческие способности доступны для развития каждому из людей, однако в большей степени зависят от качества внешних факторов, которые применяются на этапе дошкольного и младшего школьного детства для их развития и дальнейшего совершенствования.
Этап младшего школьного возраста - наиболее сензитивный для развития специальных, творческих, изобразительных умений и действий ребенка с кистью и рисунком. Постоянно развивающиеся психические процессы, зрительный аппарат, образное мышление и воображение, а также совершенствование при этом регуляционной сферы делают для детей данного возраста доступными не только изучение и знакомство с ключевыми сюжетами изобразительного творчества, но также разрабатывают те мыслительные механизмы, которые в дальнейшем эффективно скажутся на развитии абстрактного и пространственного мышления, логики ребенка. Соответственно, занятия рисованием в данном возрасте позволят внести множество положительных изменений в психику и личностное развитие ребенка.
Сложившаяся практика развития художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности среди обучающихся младшего школьного возраста реализует, преимущественно, фронтальный подход к организации работы, и использует комбинированные занятия для развития изобразительных способностей учеников. Вместе с тем, практика преподавания ориентируется на личностное развитие детей, при котором приобретение изобразительных навыков позволит им самовыразиться, закрепить свое восприятие окружающей действительности, и найти источник для постоянного самосовершенствования в условиях внеурочной деятельности в пространстве начальной школы.
Полученные результаты на констатирующем этапе позволили определить наличие выраженного среднего уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников. Среди обучающихся присутствует выраженный средний уровень дивергентного мышления, средние показатели творческих характеристик, средний уровень креативности. В целом, обучающиеся способны к созданию оригинальных художественных образов, но в процессе работы не руководствуются творческим поиском, не стремятся проявлять свою творческую самостоятельность, многие образы копируют друг друга и представляются в упрощенном варианте. Все это указывает на необходимость организации качественной формирующей работы в направлении преобразования художественно-творческих способностей обучающихся.
Разработанный курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» представляет собой курс, создающий условия для развития художественно-творческих способностей младших школьников при освоении следующих разделов изобразительной деятельности: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, беседы об искусстве и история мировой художественной культуры. В процессе освоения курса младшие школьники знакомятся с основами художественно-творческой деятельности, знакомятся с композицией, цветоведением, основными жанровыми характеристиками изобразительной деятельности. Для развития художественно-творческих способностей обучающихся предлагаются словесные, практические виды деятельности, а также выставочная деятельность по результатам освоения отдельных тем.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Разработанный курс внеурочной деятельности может быть предложен для внедрения в деятельность учителя изобразительного искусства с учетом выдвинутых рекомендаций.
Под понятием художественно-творческих способностей следует понимать комплекс индивидуально-психологических, мотивационно-регулятивных и интеллектуально-когнитивных компонентов, которые позволяют личности осуществлять наблюдение и творческую интерпретацию окружающей действительности, и формировать собственные впечатления и личностный опыт в виде продукта творческой деятельности, который отвечает критериям новизны, нетрадиционности формы и вида, лаконичности и логичности содержания. Художественно - творческие способности доступны для развития каждому из людей, однако в большей степени зависят от качества внешних факторов, которые применяются на этапе дошкольного и младшего школьного детства для их развития и дальнейшего совершенствования.
Этап младшего школьного возраста - наиболее сензитивный для развития специальных, творческих, изобразительных умений и действий ребенка с кистью и рисунком. Постоянно развивающиеся психические процессы, зрительный аппарат, образное мышление и воображение, а также совершенствование при этом регуляционной сферы делают для детей данного возраста доступными не только изучение и знакомство с ключевыми сюжетами изобразительного творчества, но также разрабатывают те мыслительные механизмы, которые в дальнейшем эффективно скажутся на развитии абстрактного и пространственного мышления, логики ребенка. Соответственно, занятия рисованием в данном возрасте позволят внести множество положительных изменений в психику и личностное развитие ребенка.
Сложившаяся практика развития художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности среди обучающихся младшего школьного возраста реализует, преимущественно, фронтальный подход к организации работы, и использует комбинированные занятия для развития изобразительных способностей учеников. Вместе с тем, практика преподавания ориентируется на личностное развитие детей, при котором приобретение изобразительных навыков позволит им самовыразиться, закрепить свое восприятие окружающей действительности, и найти источник для постоянного самосовершенствования в условиях внеурочной деятельности в пространстве начальной школы.
Полученные результаты на констатирующем этапе позволили определить наличие выраженного среднего уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников. Среди обучающихся присутствует выраженный средний уровень дивергентного мышления, средние показатели творческих характеристик, средний уровень креативности. В целом, обучающиеся способны к созданию оригинальных художественных образов, но в процессе работы не руководствуются творческим поиском, не стремятся проявлять свою творческую самостоятельность, многие образы копируют друг друга и представляются в упрощенном варианте. Все это указывает на необходимость организации качественной формирующей работы в направлении преобразования художественно-творческих способностей обучающихся.
Разработанный курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» представляет собой курс, создающий условия для развития художественно-творческих способностей младших школьников при освоении следующих разделов изобразительной деятельности: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, беседы об искусстве и история мировой художественной культуры. В процессе освоения курса младшие школьники знакомятся с основами художественно-творческой деятельности, знакомятся с композицией, цветоведением, основными жанровыми характеристиками изобразительной деятельности. Для развития художественно-творческих способностей обучающихся предлагаются словесные, практические виды деятельности, а также выставочная деятельность по результатам освоения отдельных тем.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Разработанный курс внеурочной деятельности может быть предложен для внедрения в деятельность учителя изобразительного искусства с учетом выдвинутых рекомендаций.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



