Таможенные платежи и таможенная стоимость в таможенной процедуре «Переработка вне таможенной территории» и при ее завершении (Налоги и таможенные платежи)
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы таможенной процедуры переработки вне таможенной территории 6
1.1 Понятие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, ее экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование 6
1.2 Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработка вне таможенной территории 13
Глава 2. Анализ применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в ЕАЭС 22
2.1 Особенности использования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в условиях ЕАЭС 22
2.2 Проблемные аспекты и перспективные направления совершенствования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории 28
Заключение 38
Список использованных источников 41
Внешнеэкономическая деятельность субъектов не может существовать вне правового поля. Регламентация вопросов таможенных процедур, в том числе выбранной для исследования в рамках настоящей работы, важна в аспекте построения отношений, взаимодействия с государством и иными субъектами данной деятельности, в том числе государственными органами. Достаточно распространенным является воззрение, согласно которому переработка вне территории таможенного органа как самостоятельная таможенная процедура является ключевой среди иных закрепленных в нормах закона таможенных процедур.
Объект настоящего исследования представлен общественными отношениями, связанными с применением таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Предмет исследования представлен механизмом таможенных платежей и таможенной стоимости в исследуемой таможенной процедуре, на основе нормы законодательства, регулирующего ее применение.
Цель настоящей работы, исследование и комплексный анализ механизма применения таможенных платежей и таможенной стоимости в таможенной процедуре «Переработка вне таможенной территории» и при ее завершении.
В соответствии с данной целью, были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, ее экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование;
определить условия помещения товаров под таможенную процедуру переработка вне таможенной территории;
выявить особенности использования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в условиях ЕАЭС;
проанализировать проблемные аспекты и перспективные направления совершенствования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Методология исследования. При выполнении данной курсовой работы были использованы, главным образом, общенаучные и частно-научные методы исследования. В данной работе использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и анализ научной литературы, логический и иные методы исследования.
Нормативно-теоретическую базу данной работы составили: действующее таможенное законодательство ЕАЭС, а также учебная и научная литература.
Теоретическая значимость темы данной работы заключается в необходимости изучения особенностей и проблем применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории и разработки научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Практическая значимость темы исследования заключается в том, что научно-практические рекомендации, разработанные по результатам данной работы, могут быть использованы в практике Евразийского экономического союза.
Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящем исследовании, и состоит из: введения, основной части, в состав которой вошли две главы, заключения и библиографического списка использованных источников.
Первая глава настоящего исследования, посвящена теоретическим и нормативно-правовым основам таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, рассматривается понятие указанной таможенной процедуры, ее экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование, а также, условия помещения товаров под исследуемую таможенную процедуру.
Во второй главе работы, проведен анализ применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в ЕАЭС. Уделено внимание особенностям использования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в условиях ЕАЭС, исследуются проблемные аспекты и перспективные направления совершенствования таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, с выработкой рекомендаций по совершенствованию действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Таможенные процедуры переработки, являясь одними из форм организации внешнеэкономической деятельности, определяют специфику в области расчета и уплаты таможенных платежей. Вместе с тем механизм применения таможенных платежей в данных таможенных процедурах сталкивается с проблемами, обусловленными особенностями переработки товаров, определением таможенной стоимости продуктов переработки и отходов, а также отклонением фактического выхода продуктов переработки от его установленного нормативного значения.
Экономический смысл переработки вне таможенной территории, состоит в обеспечении возможности участникам внешнеэкономической деятельности размещать производственную цепочку в рамках ряда стран.
Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории заключаются в том, что товары должны вывозиться за пределы территории Союза в целях их переработки, а продукты переработки должны быть ввезены обратно на территорию Союза. Ввозимые продукты переработки подлежат обложению ввозной таможенной пошлиной и внутренними косвенными налогами. Ввозная таможенная пошлина должна уплачиваться исходя из стоимости переработки вывезенных товаров, а если ее установить невозможно, то она должна определяться в виде разности между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров, которые были помещены в переработку.
Условием помещения под процедуру переработки вне таможенной территории является предоставление таможенному органу документа об условиях переработки товара. Этот документ должен содержать все необходимые сведения, указанные в ТК. Среди них должны быть указаны технологические операции и сроки их выполнения. Кроме того, необходимо указать возможность идентификации в продуктах переработки, вывезенный товар. Если предусмотрена замена на идентичный иностранный товар, то идентификация не требуется. Для однозначного определения товара предусмотрено использование: печатей, штампов, различных способов маркировки, описаний и фотографий. Как способ идентификации можно использовать сравнение проб и образцов, а также имеющихся нанесенных серийных номеров. Условием также является соблюдение установленного срока помещения под процедуру.
Специфика применения таможенных платежей в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории заключаются в том, что товары должны вывозиться за пределы территории Союза в целях их переработки, а продукты переработки должны быть ввезены обратно на территорию Союза. Ввозимые продукты переработки подлежат обложению ввозной таможенной пошлиной и внутренними косвенными налогами. Ввозная таможенная пошлина должна уплачиваться исходя из стоимости переработки вывезенных товаров, а если ее установить невозможно, то она должна определяться в виде разности между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров, которые были помещены в переработку. При этом должны использоваться те ставки, которые действовали в день помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Обращаясь к вопросам совершенствования законодательства, отметим наличие в нем некоторых недочетов, нуждающихся в устранении, в частности, это касается и используемого применительно к исследуемым вопросам, понятийного аппарата.
Учитывая изложенное, при внесении дополнений и корректировок в действующую редакцию ТК ЕАЭС, можно предложить возобновить использование привычного и понятного большинству субъектов таможенных правоотношений и обычных граждан понятия «таможенное оформление» и дать следующее его определение: таможенное оформление - это действия субъектов таможенных правоотношений, совершаемые с целью обеспечения надлежащего декларирования и выпуска товаров в соответствии с их предназначением.
Кроме того, представляется целесообразным не применять в таможенном законодательстве словосочетание «таможенные операции», а слово «операция» использовать в качестве синонима слову «действие» с надлежащими в конкретной ситуации уточнениями (например, «операции по обеспечению сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем», «операции, направленные на обеспечение достоверного декларирования товаров» и т.д.).
Далее обратим внимание, что п. 35 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС гласит, что таможенное декларирование есть заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. По нашему мнению, предлагаемая дефиниция не совсем удачна. Всвязи с этим, предлагается следующая корректировка определения рассматриваемого понятия: декларирование товаров и транспортных средств - это заявление в установленной форме сведений, необходимых для принятия таможенным органом решения о применении мер тарифного и нетарифного регулирования в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Таким образом, внесение указанных изменений в ТК ЕАЭС позволит сделать понятийный аппарат современного таможенного дела более точным, простым и понятным для субъектов таможенных правоотношений
1. Официальный правой портал Евразийского экономического союза. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс] – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/tk_eaes.aspx (дата обращения: 30.10.2021).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 № 203 (ред. от 06.04.2021) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур». Официальный правой портал Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс] – URL: https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s={e1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda}&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l={8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91}&EntityID=20267 (дата обращения: 30.10.2021).
4. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 № 11 «О разработке и принятии в 2017 году решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза». Официальный сайт Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс] – URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 30.10.2021).
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 22.08.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5082.
6. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 14.09.2021) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 36. – Ст. 4582.
7. Приказ ФТС России от 16.04.2021 № 306 «Об утверждении Порядка уведомления лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории для осуществления операций по гарантийному (безвозмездному) ремонту, об отказе в выдаче разрешения на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами». Официальный интернет-портал правовой информации // [Электронный ресурс] – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.10.2021).
8. Приказ ФТС России от 13.04.2011 № 778 (ред. от 13.08.2014) «Об утверждении форм отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории» // Российская газета. – 2011. – № 113.
9. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.2021 № Ф07-3740/2021 по делу № А42-541/2020. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс 2021.
10. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 № 01АП-1266/2021 по делу № А43-29959/2020. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс 2021.
11. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-4716/2018 по делу № А51-6121/2018. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс 2021.
12. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015). Утратил силу // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.
13. Алексеев С.С. Общая теория права : учебник / С. С. Алексеев. - 2-е изд. - Москва : Проспект, 2008. – 565 с.
14. Золина О.В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. – 27 с.
15. Недосекова Е.С. Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности // Таможенное дело. – 2019. – № 2. – С. 26-28.
16. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме правового регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011. – С. 29.
17. Сеничев В.А., Шевцов А.В. Механизм однократного представления сведений при совершении таможенных операций с ввозимыми товарами // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 3. – С. 47-55.
18. Таможенное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко ; [отв. ред Н. И. Химичева]. - Москва : Юристъ, 2017. – 504 с.
19. Таможенное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / [М. М. Рассолов и др.]; под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2019. – 383 с.
20. Толковый словарь русского языка Ушакова // [Электронный ресурс] – URL: http://slovar.cc (дата обращения: 30.10.2021).
21. Чермянинов Д.В. «Таможенные правоотношения» и «таможенная граница»: соотношение и взаимосвязь понятий // Законодательство Республики Казахстан в условиях нового политического курса: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Ин-та законодательства Республики Казахстан. 31 мая 2013 г. Астана, 2013. – С. 323-327.
22. Чермянинов Д.В. О классификации и сущности таможенных операций // Таможенное дело. – 2018. - № 3. – С. 20-24.
23. Чермянинов Д.В. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: вопросы терминологии // Российский юридический журнал. – 2018. – № 2. – С. 142-147.