ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические вопросы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . 5
1.1 Понятие «монологическая речь» в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.4 Особенности развития монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Организация и содержание экспериментального изучения
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Состояние монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.3 Коррекционная работа по развитию монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических
занятиях 35
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
Глава 1. Теоретические вопросы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . 5
1.1 Понятие «монологическая речь» в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.4 Особенности развития монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Организация и содержание экспериментального изучения
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Состояние монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.3 Коррекционная работа по развитию монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических
занятиях 35
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку овладение монологической речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе.
В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное, логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.
По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью.
Значительные трудности формирования монологической речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном слухе и интеллекте.
На третьем уровне речевого развития отмечается наличие связной речи, но с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Данный уровень характеризуется недостаточностью понимания изменения значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; присутствуют трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; затруднено понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные связи. Присутствуют сложности при проектировании своего высказывания и при подборе языковых средств, способствующих его реализации (С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва и др.).
Несформированность монологической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации. Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция позволяет ребенку развить способность к монологической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где планирование и реализация речевого высказывания играет большую роль.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, обращают внимание на то, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР III уровня формирование монологической речи имеет особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса, которая требует долговременной и тщательной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка.
В связи с выше сказанным исследование формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной проблемой.
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.
Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы, методов и приемов формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить методы и приемы логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их включение в логопедические занятия.
Методы исследования:
Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анализ различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база: МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное, логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.
По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью.
Значительные трудности формирования монологической речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном слухе и интеллекте.
На третьем уровне речевого развития отмечается наличие связной речи, но с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Данный уровень характеризуется недостаточностью понимания изменения значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; присутствуют трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; затруднено понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные связи. Присутствуют сложности при проектировании своего высказывания и при подборе языковых средств, способствующих его реализации (С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва и др.).
Несформированность монологической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации. Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция позволяет ребенку развить способность к монологической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где планирование и реализация речевого высказывания играет большую роль.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, обращают внимание на то, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР III уровня формирование монологической речи имеет особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса, которая требует долговременной и тщательной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка.
В связи с выше сказанным исследование формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной проблемой.
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.
Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы, методов и приемов формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить методы и приемы логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их включение в логопедические занятия.
Методы исследования:
Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анализ различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база: МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Развитие уровня состояния монологической речи играет главенствующую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает ведущее место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В формировании монологической речи можно чётко проследить взаимосвязь умственного и речевого развития детей, развития их восприятия, мышления, наблюдательности. Прослеживаются умения отбирать и анализировать основные качества и свойства, характерные для конкретной ситуации, определять о каком предмете или событии говорится в рассказе, устанавливать между явлениями и предметами те отношения, которые являются необходимыми для построения связного высказывания (временные, причинно-следственные).
Анализ специальной литературы показал, что дети, имеющие третий уровень речевого развития, могут пользоваться развернутой фразовой речью, но имеют место быть фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.) У старших дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются трудности языкового оформления развернутых речевых высказываний и программирования их содержания. Особенностями различных видов рассказов и пересказов детей являются: смысловые пропуски, нарушение последовательности и связности изложения, выраженная фрагментарность и ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Проведенное нами обследование состояния монологической речи изучаемой категории детей, позволяет говорить о том, что дети испытывают особые трудности при выполнении заданий на создание замысла рассказа с опорой на предметные изображения и наименее сформированы навыки ориентировочных возможностей детей, обусловленные различиями в способах ориентировочной деятельности. Наиболее сформированным оказался навык составления связного рассказа с опорой на заданную программу.
На основе данных, полученных в ходе эксперимента, мы можем отметить, что логопедическая работа по коррекции монологической речи у изучаемой группы детей должна быть направлена на: преодоление трудностей в языковой реализации замысла; исправление ошибок, связанных с употреблением предлогов, глагольных форм; устранение незавершенности речевых сообщений, невыразительности, использования преимущественно простых предложений.
Логопедические занятия по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны реализовываться с учётов выделенных нами направлений последовательной работы, посредством обозначенных в исследовании методов и приёмов.
Таким образом, в ходе проведенного нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнуты поставленные цели. Материалы данного исследования могут использоваться логопедами, работающими в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и ДОУ комбинированного типа.
Анализ специальной литературы показал, что дети, имеющие третий уровень речевого развития, могут пользоваться развернутой фразовой речью, но имеют место быть фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.) У старших дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются трудности языкового оформления развернутых речевых высказываний и программирования их содержания. Особенностями различных видов рассказов и пересказов детей являются: смысловые пропуски, нарушение последовательности и связности изложения, выраженная фрагментарность и ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Проведенное нами обследование состояния монологической речи изучаемой категории детей, позволяет говорить о том, что дети испытывают особые трудности при выполнении заданий на создание замысла рассказа с опорой на предметные изображения и наименее сформированы навыки ориентировочных возможностей детей, обусловленные различиями в способах ориентировочной деятельности. Наиболее сформированным оказался навык составления связного рассказа с опорой на заданную программу.
На основе данных, полученных в ходе эксперимента, мы можем отметить, что логопедическая работа по коррекции монологической речи у изучаемой группы детей должна быть направлена на: преодоление трудностей в языковой реализации замысла; исправление ошибок, связанных с употреблением предлогов, глагольных форм; устранение незавершенности речевых сообщений, невыразительности, использования преимущественно простых предложений.
Логопедические занятия по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны реализовываться с учётов выделенных нами направлений последовательной работы, посредством обозначенных в исследовании методов и приёмов.
Таким образом, в ходе проведенного нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнуты поставленные цели. Материалы данного исследования могут использоваться логопедами, работающими в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и ДОУ комбинированного типа.
Подобные работы
- Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня посредством аппликации и
макетирования
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



