Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №80704

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические вопросы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . 5
1.1 Понятие «монологическая речь» в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.4 Особенности развития монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Организация и содержание экспериментального изучения
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Состояние монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.3 Коррекционная работа по развитию монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических
занятиях 35
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения

Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку овладение монологической речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе.
В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное, логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.
По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью.
Значительные трудности формирования монологической речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном слухе и интеллекте.
На третьем уровне речевого развития отмечается наличие связной речи, но с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Данный уровень характеризуется недостаточностью понимания изменения значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; присутствуют трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; затруднено понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные связи. Присутствуют сложности при проектировании своего высказывания и при подборе языковых средств, способствующих его реализации (С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва и др.).
Несформированность монологической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации. Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция позволяет ребенку развить способность к монологической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где планирование и реализация речевого высказывания играет большую роль.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, обращают внимание на то, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР III уровня формирование монологической речи имеет особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса, которая требует долговременной и тщательной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка.
В связи с выше сказанным исследование формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной проблемой.
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.
Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы, методов и приемов формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить методы и приемы логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их включение в логопедические занятия.
Методы исследования:
Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анализ различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база: МБДОУ «ДС № 426 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие уровня состояния монологической речи играет главенствующую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает ведущее место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В формировании монологической речи можно чётко проследить взаимосвязь умственного и речевого развития детей, развития их восприятия, мышления, наблюдательности. Прослеживаются умения отбирать и анализировать основные качества и свойства, характерные для конкретной ситуации, определять о каком предмете или событии говорится в рассказе, устанавливать между явлениями и предметами те отношения, которые являются необходимыми для построения связного высказывания (временные, причинно-следственные).
Анализ специальной литературы показал, что дети, имеющие третий уровень речевого развития, могут пользоваться развернутой фразовой речью, но имеют место быть фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.) У старших дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются трудности языкового оформления развернутых речевых высказываний и программирования их содержания. Особенностями различных видов рассказов и пересказов детей являются: смысловые пропуски, нарушение последовательности и связности изложения, выраженная фрагментарность и ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Проведенное нами обследование состояния монологической речи изучаемой категории детей, позволяет говорить о том, что дети испытывают особые трудности при выполнении заданий на создание замысла рассказа с опорой на предметные изображения и наименее сформированы навыки ориентировочных возможностей детей, обусловленные различиями в способах ориентировочной деятельности. Наиболее сформированным оказался навык составления связного рассказа с опорой на заданную программу.
На основе данных, полученных в ходе эксперимента, мы можем отметить, что логопедическая работа по коррекции монологической речи у изучаемой группы детей должна быть направлена на: преодоление трудностей в языковой реализации замысла; исправление ошибок, связанных с употреблением предлогов, глагольных форм; устранение незавершенности речевых сообщений, невыразительности, использования преимущественно простых предложений.
Логопедические занятия по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны реализовываться с учётов выделенных нами направлений последовательной работы, посредством обозначенных в исследовании методов и приёмов.
Таким образом, в ходе проведенного нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнуты поставленные цели. Материалы данного исследования могут использоваться логопедами, работающими в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и ДОУ комбинированного типа.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.:Академия, 1999. - 160 с.
3. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного
речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03/
Барменкова Татьяна Дмитриевна. - Москва, 1996. - 177 с.
4. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. - 103 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: Астрель ; Транзиткнига, 2006. - 158 с.
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
8. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
9. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
10. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
11. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Владос, 1998. - 680 с.
12. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи. [Текст] / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. - 386 с.
13. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова . - М.: А.П.О., 1993г. - 36- 43 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т.1. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 488 с.
15. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
16. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и
профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и
дефектологов. / И.А. Смирнова. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 315 с.
17. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 400 с.
18. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1984. - 296 с.
19. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1980. - 413,с.
20. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О.С. Ушакова.-М. : Изд-во Института психотерапии: Институт
дошкольного воспитания и семейного образования, 2001. - 240 с.
23. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М. : Дрофа, 2009 - 189 с.
24. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: 1993. - 103 с.
25. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
26. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей. [Текст]/
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1993.
27. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
28. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
29. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для пед. вузов дефект. фак [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
30. Щербак, С.Г. Коммуникативно-когнитивный подход к формированию коммуникативно-речевых навыков монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] //Сборник научных статей VII Международной конференции. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; Российская ассоциация дислексии, 29 мая 2015г., - СПб: Изд-тво: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва). - М., 2017. - ISBN
31. Щербак, С.Г. Особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. - Челябинск, 2016.
32. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи
детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 02.06.11 /
Щербак Светлана Геннадьевна. - Москва: Институт коррекционной педагогики, 2011. - 159 с.
33. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин- М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
34. Ядэшко, В.И., Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин. - М. :Просвещение, 1978. - 344 с.
35. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский // Отв. ред. А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1986. - С. 17-58. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ