Введение 3
Глава 1. Социокультурная ситуация Советского общества
в 1953-1964 гг 7
1.1 Изменение в общественно-политической и повседневной жизни
советского человека 7
1.2. Понятие свободного времени в советском трудовом
законодательстве 10
Глава 2. Формы проведения свободного времени 15
2.1. Традиционные формы проведения досуга 15
2.2. Новые формы проведения досуга 26
2.3. Организация досуга в эпоху оттепели в челябинской области 32
Глава 3. Изучение проблемы досуга как аспекта повседневности в школьном курсе истории 37
3.1 Отражение проблемы повседневности в нормативной, методической и
учебной литературе (анализ историко-культурного стандарта, ФГОС,
современных учебников) 37
3.2 Методическое приложение 44
Заключение 55
Список источников и литературы
Сегодня актуальность изучения культуры повседневности в СССР обусловлена, прежде всего, возрождающимся интересом к историческому прошлому общества. Каждая историческая эпоха формирует свои доминирующие модели поведения и именно в их анализе лежит принцип воссоздания неповторимого колорита прошедшего времени. Изучение отдельных аспектов общесоюзных явлений и процессов через призму повседневной жизни отдельно взятого региона пропитывает историческую науку новейшими материалами и фактами. Важно выделить то, что региональные исследования в современной историографии начинают приобретать все большее значение.
Советскую культуру повседневности 60-х гг. ХХ в. исследователи выделяют в качестве особого исторического рубежа. Этот период считается переломным в ходе исторического развития, который повлиял на культурно-досуговую деятельность всего советского народа.
В отечественной историографии традиционно признается важность реформ 1950-1960-х годов, к важным относятся работы Л. Брусиловской и Н. П. Лукаш.
Наиболее существенными для понимания исследуемой эпохи стала совместная монография Лебиной Н.Б., Чистикова А.Н. В ней даны яркие картины повседневной жизни хрущевского десятилетия, что позволяет сделать выводы об участии государства в формировании быта советских людей.
Так же погрузиться в атмосферу 1960-х годов, описать нравы, образ жизни советского человека и стиль эпохи позволяет исследование П. Вайля и А. Гениса «Мир советского человека» . Авторы полагают, что в эти годы ярко проявился «феномен советского человека» и люди стали свободно и охотно выражать свое мнение на разные темы.
Немаловажным пластом литературы являются работы, касающиеся проблемы юношества, их деятельности и внешнего вида в советском обществе, а также различных молодежных девиаций. Наиболее полные работы по данному вопросу относятся уже к более современному периоду. Например, в монографии Федченко М.Н на основе научной литературы, архивных источников, письменных и устных воспоминаний современников освещается повседневная жизнь простых советских людей после окончания Великой Отечественной войны и до распада СССР .
Интересным видится исследование профессора Чикагского университета Ш. Фицпатрик о повседневности сталинской эпохи, которая рассматривается в пространстве «интернационалистско-патерналистского мифа» с его такими непременными компонентами, как «светлое будущее», «проклятое прошлое», «дружба народов» и «враждебное окружение».
Таким образом, изучение проблематики повседневности советского общества эпохи «оттепели» в исторической науке началось относительно недавно, основной акцент в исследованиях сделан на сравнительном анализе двух режимов - «сталинском» и периоде Н.С.Хрущева.
Целью исследования является комплексный анализ культурно-досуговой деятельности в контексте реалий советской повседневности 50¬60-х гг. XX века.
Объект исследования: советская повседневность эпохи оттепели.
Предмет исследования: анализ культурно-досуговой деятельности в период оттепели.
Для достижения цели был сформулирован ряд задач исследования:
1. Проанализировать изменение в общественно-политической и повседневной жизни советского человека.
2. Рассмотреть понятие свободного времени в советском трудовом законодательстве.
3. Проанализировать традиционные формы проведения досуга.
4. Проанализировать активизацию новых форм досуга в 50-60-е гг. ХХ вв.
5. Изучить проблему организации досуга в Челябинской области
6. Изучение проблемы досуга как аспекта повседневности в школьном курсе истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период деятельности Н.С. Хрущёва на посту генерального секретаря ЦК КПСС (1953-1964 гг.), который вошел в историю как период «Оттепель».
Источниковую базу исследования составили опубликованные источники, которые мы разбили на группы.
В первую группу составили официальные документы советской эпохи законы и указы, а также постановления ЦК КПСС и совета министров СССР.
Во вторую группу вошли материалы периодической печати, в которых содержится разнообразная информация. В газетах «Челябинский рабочий», «Уральский рабочий», «За коммунизм» были выявлены сведения об организации отдыха, досуга, кинообслуживания, проведению праздников, состоянию культурно-бытовых учреждений Челябинской области. Статьи из журналов «Работница» и «Крестьянка» позволили определить социальные и культурные проблемы свободного времени .
Работа написана с учетом актуальных направлений современной исторической науки, так как история повседневности как специальная область культурно-исторических исследований была обозначена и стала популярной относительно недавно. Категория и тема частной жизни оставалась за кадром исследований в отечественной науке: частной жизни в нашем обществе как бы не существовало, она приносилась в жертву государству, политике, власти. Ситуация изменилась в последние десятилетия, это нашло отражение как в отечественной, так и в западной философии, социологии, культурологии. Сегодня имеется достаточно большое количество монографий и статей как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных повседневности.
В работе применялись общенаучные методы такие как: анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, историко-генетический метод
Научная новизна исследования заключается в разработке одного из важнейших аспектов социальной истории и истории повседневности - свободного времени. Установлена взаимосвязь между изменениями материальной базы свободного времени, уровнем доходов людей и моделями их поведения. Выявлен гендерный дисбаланс, особый вектор формирования мужской модели поведения женщины в семье, когда в процессе изменения социальной роли сокращалась сфера ее свободного времени. Определены тенденция урбанизации традиционных взглядов селян и перехода от коллективно-массовых форм досуга к индивидуально-семейным.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы позволяют использовать их в преподавании школьного курса истории
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Разоблачения культа личности Сталина в стране повлияло на демократизацию всех сфер общественных отношений, значительные перемены, происшедшие в жизни советского общества, повлияли на увеличение свободного времени. В первую очередь, это было связано с изменениями в трудовом законодательстве. Практически во всех сферах производства произошел перевод рабочих и служащих на семи-восьми часовый рабочий день. Необходимо отметить, всеобщий характер реформы, поскольку ее введение коснулось и сельской местности. Нормированный характер труда способствовал появлению большего количества свободного времени, которое каждый советский человек использовал по своему усмотрению.
В системе проведения досуга мы обнаружили две тенденции: организованный и неформальный досуг. В период «оттепели» проведение свободного времени контролировалось государством через систему комсомольских мероприятий и специализированных культурно- просветительских учреждений (дворцы культуры). Подобная организация контроля носила, безусловно, регламентирующий характер, и позволяла достаточно эффективно управлять личной сферой советского человека. Однако, в результате обновления политической системы, меняется наполнение и содержание досуговой жизни, о чем свидетельствуют фильмы, конкурсы тех лет. Уходит в прошлое излишняя идеологизированность, яркой приметой повседневности 1960-х годов становится открытость, готовность людей к общению, заострение на актуальных социальных проблемах.
Повседневная жизнь советского человека была насыщенной и разнообразной в культурном плане. Новые возникшие формы коммуникации дали толчок к оживлению самодеятельности. Особенностью неформального досуга стало появление массовых по популярности форм его проведения (туризм, творческие встречи поэтов и писателей на открытых площадках - стадионах, площадях). Как правило, такие мероприятия носили спонтанный характер, и не были санкционированы властями. Необходимо отметить, что данная черта носила повсеместный характер, что было нами рассмотрено на местном материале. К массовому досугу также следует отнести народные гуляния (такие как, масленичные гуляния или Сабантуй).
Заполнение свободного времени в Челябинской области происходило в тех же направлениях, что и по всей стране. Уровень проведения досуга значительно возрастает. Активную роль в этом процессе играли технические новшества и средства массовой информации. Особенно наглядно эта черта проявила себя в сельской местности. С каждым годом количество потребителей ТВ, радио- коммуникаций будет только возрастать. Высвобождение свободного времени способствовало росту строительства новых киноплощадок, театров. Таким образом, в регионе получает государственную поддержку развивающий досуг, призванный с одной стороны, поднять культурный уровень населения, и сгладить разницу между городом и селом, с другой. Таким образом, происходило взаимопроникновение городского и сельского пространства, постепенное смешение и взаимная интеграция культурно-бытовых границ. В рамках государственной политики происходит унификация досуга в городе и деревне.
Изменения в структуре досуга, привели не только к насыщению и разнообразию свободного времени, но и значительно подняли общий культурный уровень населения. Несмотря на регламентацию досуговой сферы, появились альтернативные формы проведения свободного времени, ставшие яркой приметой эпохи шестидесятников.
Смена идеологических парадигм в середине XX века предсказуемо ведет к сравнению двух советских эпох. Такая методика является неизбежной и закономерной, позволяет наглядно и достаточно глубоко проследить результативность реформ Н.С.Хрущева. Сравнительный анализ особенно актуален в процессе изучения этой темы в школе. Новая идеология и концепция ФГОС ориентирует учителя истории на использование междисциплинарного подхода, что меняет тематику и содержательную основу уроков по истории XX века. Основные акценты расставлены на изучение повседневного мира человека, анализ которого дает возможность увидеть специфику общественно-политического развития изнутри. В этой связи представленные материалы нашей работы можно использовать в различных аспектах, как в урочной, так и во внеурочной работе. Междисциплинарность как новация стандарта ориентирует современного учителя активно использовать в своей деятельности межпредметные связи. Данное требование и подход к преподаванию реализован в нашем исследовании на примере разработанного внеурочного мероприятия, в котором, помимо собственно исторического материала, привлечены знания по мировой художественной культуре, литературе и музыке.
1. Постановление Совета Министров СССР от 29.08.53 г. // http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 4906. htm
2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.04.56 г. // http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 5077. htm
3. Постановление секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов о дежурствах на предприятиях и в учреждениях от 02.04.54 г. //http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 4945.htm
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.08.1955 г. об
отпусках и условиях труда подростков //
http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 5024. htm
5. Закон о государственных пенсиях 1956 г. //
http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 5105.htm
6. О программе КПСС. Доклад Н.С.Хрущева на XXII съезде КПСС 18.02.1961 г. //http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/12169/1/0016329.pdf
7. Устав ВЛКСМ 1968 г. //http: //www.libussr.ru/doc ussr/usr 5 810. htm
Материалы периодической печати
1. Газета «Челябинский рабочий» за 1961 г.
2. Газета «Уральский рабочий» (электронный архив) //http: //iarchive.info/
3. Журнал «Работница» за 1957 г. //http: //j oumal-club.ru/?q=image/tid/1304
4. Журнал «Крестьянка» за 1959 г. //http://j ournal-club.ru/?q=image/tid/1313
Литература:
1. Андреева И.Н. Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социум. 1989, № 4.
2. Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж. 1992, № 2.
3. Безбородов А.Б. Вузовская молодежь Москвы и "Хрущевская оттепель". Предыстория диссидентского движения в СССР // Молодежь и общество на рубеже веков. Ч. 1. М., 1998.
4. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни //
Культурология: Дайджест. 2004, № 3
5. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М., 2002
6. Болелов А.А. Социализация молодежи в условиях администрирования. Зерноград, 1991
7. Бордов Р. Новый экономический курс Советского Союза (1953-1960). М., 1960
8. Боффа Дж. История Советского Союза. М.: Международные отношения, 1990. Т. 2
9. Бромлей Н.Я. Уровень жизни в СССР. 1950-1965 // Вопросы истории. 1966, № 7. С. 3-18
10. Брусиловская Л. «Московский Бродвей», «джаз на костях», «пожар в джунглях» // Родина. 1998, № 8
11. Брусиловская Л. Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля. / Диссс. к. культурол. н. М., 2000
12. Вайль П. Генис А. 60-Е мир советского человека. М., 1988
13. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни, М.: Новое литературное обозрение, 2005
14. Верт Н.И. История советского государства. 1990-1991. М., 1992
15. Вишняк А.И. Социальные проблемы советской молодежи // Философская и социологическая мысль. 1989, № 8.
16. Волков C.B. Интеллектуальный слой в советском обществе. М., 1999.
17. Галаган А.А. Некоторые страницы истории: О «белых пятнах» и «черных дырах» истории Ленинского комсомола. Саратов, 1989
18. Голубев A.B. Запад глазами советского общества: Основные тенденции формирования внешнеполитических стереотипов в 30-х годах // Отечественная история. 1996, № 1.
19. Гончарук Г.К. Роль комсомольского политического просвещения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. Киев- Одесса. 1984
20. Гордон Л.А., Левин Б.М. Пятидневка: культура и быт. М., 1967.
21. Горинов М.М., Данилов A.A., Дмитренко В.П. История России. М., 1994
22. Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических исследованиях. Вып. I. М., 1993
23. Данилов A.A. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. Уфа, 1995
24. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д, 1999.
25. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964 гг. М., 1993
26. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг.. М., 1999
27. Иконникова С.Н, Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970
28. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996
29. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991
30. История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.). М., 1964
31. Калкутин Д.Л. Деятельность молодежной оппозиции в СССР. М., 2001
32. Клуб вечной молодости / сост. М. А. Пинхасик, А. И. Аврус, В. А. Митрохин. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 2012
33. Ковалева А.И., Луков В.И. Социология молодежи. М., Социум. 1999
34. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М., 1996
35. Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. Социокультурный анализ. Н. Новгород, 1998
36. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003
37. Леванов Е.Е. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития // Глобус. 1988, № 3
38. Лукаш Н.П. Повседневная культура советских шестидесятых // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. 2007, № 48 С. 124
39. Манкевич М. Бардзо щличне // Советская женщина. 1967, № 11. С. 29.
40. Медведев Р. А. Трагическая статистика // Аргументы и факты. 1989, № 5(434).
41. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня, а завтра? М., 1988; Неформалы. М., 1990
42. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
43. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и
социологический аспекты становления, М., 2008
44. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 гг. М.,1998.
45. Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
46. Платонов А. Из записных книжек // Новый мир. 1991, №9. С. 35
47. Полканов В.Д. Жизненная позиция? Активная! Роль ВЛКСМ в формировании активной гражданской позиции молодежи Сибири. - Красноярск, 1988
48. Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Вопросы истории. 2000, №3
49. Поляков Ю.А., Писаренко Э.Е. Исторические аспекты изучения советского образа жизни // Вопросы истории. 1978, № 6.
50. Попов Г. Два цвета времени, или Уроки Хрущева // Огонек. 1989, № 42.
51. Пушкарева Н.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история: Ежегодник. М., 2008.
52. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. М., 1990. Вып. 1.
53. Славный путь Ленинского комсомола. М., 1978.
54. Соколов А.К., Курс советской истории. 1941-1991. М.: Высшая школа, 1999
55. Соколов В.И. Молодежное движение в России: история,
современность, перспективы и проблемы (В 3 частях). Рязань, 1994 (Ч.3).
56. Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941-1991. М., 2009
57. Федченко М.Н. Повседневная жизнь советского человека (1945-1991). Курган, 2009
58. Харитонова А.Е. Основные этапы жилищного строительства в СССР // Вопросы истории. 1965, № 5
59. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988, №2.