РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и этапы формирование коммуникативных навыков в
дошкольном возрасте 6
1.2 Своеобразие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 9
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных навыков у детей 14
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. Организация исследования развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.1 Изучение состояния коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 34
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и этапы формирование коммуникативных навыков в
дошкольном возрасте 6
1.2 Своеобразие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 9
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных навыков у детей 14
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. Организация исследования развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.1 Изучение состояния коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 34
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Данная работа посвящена изучению особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками и т.д.
Общение, являясь одной из основных категорий психологии и педагогики, рассматривается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, обуславливаемый потребностями совместной деятельности, в том числе обменом информацией, выработкой единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми.
Проблема коммуникации находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается на его психическом развитии, в первую очередь, происходит ограничение возможностей познания окружающего мира, замедление процесса овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретном ребенке.
Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. В общении, у ребенка развивается сфера его эмоциональных переживаний,
познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.
Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.
В специальной педагогики и психологии накоплен значительный опыт формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушениями слуха. Это вклад таких авторов как: Р.М. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Ф. Рау, П. А. Авилова, Л. А. Головчиц и другие. Обучение языку детей с нарушениями слуха в отечественной сурдопедагогике осуществляется в условиях коммуникативно-деятельностной системы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова и др.). Она позволяет осуществлять работу по овладению ребенком с нарушенным слухом, речью по принципу речевого общения, на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка. Разные авторы изучали эту проблему, мы привели только несколько из них, в работах которых было наиболее полно описана данная проблема, и были написаны возможные пути реализации этой проблемы. Основываясь на этих трудах, можно создать наиболее успешную и комфортную работу с этими детьми.
Актуальность проблемы определило тему нашего исследования.
Цель исследования: Теоретически и эмпирически изучить особенности развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 470 г. Челябинска. В работе приняло участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы.
Общение, являясь одной из основных категорий психологии и педагогики, рассматривается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, обуславливаемый потребностями совместной деятельности, в том числе обменом информацией, выработкой единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми.
Проблема коммуникации находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается на его психическом развитии, в первую очередь, происходит ограничение возможностей познания окружающего мира, замедление процесса овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретном ребенке.
Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. В общении, у ребенка развивается сфера его эмоциональных переживаний,
познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.
Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.
В специальной педагогики и психологии накоплен значительный опыт формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушениями слуха. Это вклад таких авторов как: Р.М. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Ф. Рау, П. А. Авилова, Л. А. Головчиц и другие. Обучение языку детей с нарушениями слуха в отечественной сурдопедагогике осуществляется в условиях коммуникативно-деятельностной системы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова и др.). Она позволяет осуществлять работу по овладению ребенком с нарушенным слухом, речью по принципу речевого общения, на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка. Разные авторы изучали эту проблему, мы привели только несколько из них, в работах которых было наиболее полно описана данная проблема, и были написаны возможные пути реализации этой проблемы. Основываясь на этих трудах, можно создать наиболее успешную и комфортную работу с этими детьми.
Актуальность проблемы определило тему нашего исследования.
Цель исследования: Теоретически и эмпирически изучить особенности развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 470 г. Челябинска. В работе приняло участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы.
На сегодняшний день проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха является актуальной, так как с каждым годом число детей с данной патологией увеличивается. В ходе работы мы дали определение понятию коммуникативных навыков с точки зрения педагогики, психологии, специальной педагогики и специальной психологии. Выделили основные этапы развития коммуникативных навыков у детей, а также рассмотрели особенности коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха. В ходе изучения психолого - педагогической литературы мы описали три группы детей с нарушениями слуха, и отметили авторов, занимающихся вопросом изучения особенностей коммуникативных навыков у детей в дошкольном возрасте с нарушениями слуха, это Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, Л.П. Розанова и другие.
Во второй части нашей работы, нам необходимо было выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Для этого мы использовали такие методики как: «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Левая и правая стороны», Ж. Пиаже. Исследование проводилось на базе МБДОУ №470 г. Челябинск. В экспериментальной группе было восемь слабослышащих детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
По результатам исследования, мы пришли к выводу, что уровень коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, является низким.
Для успешного развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха, мы подобрали комплекс сюжетно-ролевых игр, так как именно она является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В процессе игры дети вовлекаются в разнообразные контакты между собой,
тем самым они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих сверстников. Основными задачами сюжетно-ролевых игр являются:
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Комплекс сюжетно-ролевых игр, который мы подобрали, содержит именно те игры, которые включают в себя развитие совместной деятельности, умение договариваться и приходить к общему решению, а также взаимопомощь и положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности. Игры представлены в порядке усложнения сюжета, именно так мы рекомендуем их проводить, для того что бы дети наиболее успешно повысили свой уровень коммуникативных навыков.
Таким образом, поставленные задачи в нашей работе были выполнены. Цель реализована.
Во второй части нашей работы, нам необходимо было выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Для этого мы использовали такие методики как: «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Левая и правая стороны», Ж. Пиаже. Исследование проводилось на базе МБДОУ №470 г. Челябинск. В экспериментальной группе было восемь слабослышащих детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
По результатам исследования, мы пришли к выводу, что уровень коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, является низким.
Для успешного развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха, мы подобрали комплекс сюжетно-ролевых игр, так как именно она является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В процессе игры дети вовлекаются в разнообразные контакты между собой,
тем самым они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих сверстников. Основными задачами сюжетно-ролевых игр являются:
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Комплекс сюжетно-ролевых игр, который мы подобрали, содержит именно те игры, которые включают в себя развитие совместной деятельности, умение договариваться и приходить к общему решению, а также взаимопомощь и положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности. Игры представлены в порядке усложнения сюжета, именно так мы рекомендуем их проводить, для того что бы дети наиболее успешно повысили свой уровень коммуникативных навыков.
Таким образом, поставленные задачи в нашей работе были выполнены. Цель реализована.
Подобные работы
- Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с системным недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с системным недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018



