Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №80667

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие и этапы формирование коммуникативных навыков в
дошкольном возрасте 6
1.2 Своеобразие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 9
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных навыков у детей 14
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. Организация исследования развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.1 Изучение состояния коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха 23
2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 34
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение


Данная работа посвящена изучению особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками и т.д.
Общение, являясь одной из основных категорий психологии и педагогики, рассматривается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, обуславливаемый потребностями совместной деятельности, в том числе обменом информацией, выработкой единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми.
Проблема коммуникации находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается на его психическом развитии, в первую очередь, происходит ограничение возможностей познания окружающего мира, замедление процесса овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретном ребенке.
Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. В общении, у ребенка развивается сфера его эмоциональных переживаний,
познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.
Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами. Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, приложив к этому определенные усилия.
В специальной педагогики и психологии накоплен значительный опыт формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушениями слуха. Это вклад таких авторов как: Р.М. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Ф. Рау, П. А. Авилова, Л. А. Головчиц и другие. Обучение языку детей с нарушениями слуха в отечественной сурдопедагогике осуществляется в условиях коммуникативно-деятельностной системы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова и др.). Она позволяет осуществлять работу по овладению ребенком с нарушенным слухом, речью по принципу речевого общения, на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка. Разные авторы изучали эту проблему, мы привели только несколько из них, в работах которых было наиболее полно описана данная проблема, и были написаны возможные пути реализации этой проблемы. Основываясь на этих трудах, можно создать наиболее успешную и комфортную работу с этими детьми.
Актуальность проблемы определило тему нашего исследования.
Цель исследования: Теоретически и эмпирически изучить особенности развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 470 г. Челябинска. В работе приняло участие 8 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха является актуальной, так как с каждым годом число детей с данной патологией увеличивается. В ходе работы мы дали определение понятию коммуникативных навыков с точки зрения педагогики, психологии, специальной педагогики и специальной психологии. Выделили основные этапы развития коммуникативных навыков у детей, а также рассмотрели особенности коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха. В ходе изучения психолого - педагогической литературы мы описали три группы детей с нарушениями слуха, и отметили авторов, занимающихся вопросом изучения особенностей коммуникативных навыков у детей в дошкольном возрасте с нарушениями слуха, это Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, Л.П. Розанова и другие.
Во второй части нашей работы, нам необходимо было выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Для этого мы использовали такие методики как: «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Левая и правая стороны», Ж. Пиаже. Исследование проводилось на базе МБДОУ №470 г. Челябинск. В экспериментальной группе было восемь слабослышащих детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
По результатам исследования, мы пришли к выводу, что уровень коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, является низким.
Для успешного развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха, мы подобрали комплекс сюжетно-ролевых игр, так как именно она является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В процессе игры дети вовлекаются в разнообразные контакты между собой,
тем самым они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих сверстников. Основными задачами сюжетно-ролевых игр являются:
- расширение представлений об окружающем мире;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Комплекс сюжетно-ролевых игр, который мы подобрали, содержит именно те игры, которые включают в себя развитие совместной деятельности, умение договариваться и приходить к общему решению, а также взаимопомощь и положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности. Игры представлены в порядке усложнения сюжета, именно так мы рекомендуем их проводить, для того что бы дети наиболее успешно повысили свой уровень коммуникативных навыков.
Таким образом, поставленные задачи в нашей работе были выполнены. Цель реализована.



1. Андреева, Е. Л. Игры, направленные на социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. Л. Андреева, Т. Ю. Сироткина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 7. - С. 1-16.
2. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
3. Бекетова, Е. С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Е. С. Бекетова // Наука и социум : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 21 нояб. 2017 г. / Отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Частн. учреждение дополнит. проф. образования Сибир. ин-т практ. психологии, педагогики и социал. работы, 2017. - С. 10-13.
4. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая // Специальное образование. -2011. - № 4 (24). - С. 6-13.
5. Богданова, Т.С. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений [текст] / Т.С.Богданова - М . : Изд.центр Академия, 2002./ - 224с.
6. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха [текст] / Р.М.Боскис - М . : Просвещение, 1975./ - 143с.
7. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [текст] /
Р.М.Боскис - М . : 1963./ - 31с.
8. Вдовина, Н. А. Игра как средство формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н.
А. Вдовина, А. О. Винокурова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения», Саранск, 02-03 июня 2016 г.
9. Венгер, А.А., Выгодская, Г.Л., Леонгард, Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [текст] / - М . : Просвещение, 1972./ - 143с.
10. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм [текст]/ Г.Л.Выгодская. - М . : Просвещение, 1975./ - 174с.
11. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
12. Гордина, Н. А. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Г ордина , О. Г. Селиванова // Научные горизонты.- 2018. - № 12 (16). - С. 15-20.
13. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 67-69.
14. Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В. В. Заболтина. - Москва, 2007. - 166 с.
15. Запорожец, А. В. Особенности различных видов деятельности и их роль в психическом развитии ребенка [текст] //Избр. психолог. труд. В 2-х т. М.: Педагогика. 1986.
16. Зотова, И. В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста / И.
В. Зотова, В. С. Дурицкая // Достижения науки и образования. - 2018. - № 4 (26). - С. 49-52.
17. Каратаева, И. М. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / И. М. Каратаева // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф., Борисоглебск, 23 мая 2017 г. / Отв. ред. Е. А. Кудрявцева ; Каф. педагогики и современ. образоват. технологий. - Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2017. - С. 30-33.
18. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология [текст] / Б.Д. Карвасарский. -М . : Просвещение, 2004./ - 43с.
19. Кашкин, В. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие / В. Кашкин, 2013. - 450 с.
20. Коваленко, А. И. Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста / А. И. Коваленко, А. Л. Коблева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - № 1 (1). - С. 57-59.
21. Королева, И. В. Учусь слушать и говорить играя [Электронный ресурс] : сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И. В. Королева. - Электрон. текстовые данные. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 88 с.
22. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. -2006. - № 4. - С. 84-92.
23. Кочелаева, И. Ю. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно¬ролевой игре / И. Ю. Кочелаева // Научный альманах. - 2016. - № 3-2 (17). - С. 199-203.
24. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [Текст]: Курс лекций. 2002
25. Левитов, Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет [текст] / Н. Д. Левитов // Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964. - С.55-76 (88.8 Л-36 657641ч/з)
26. Лисина, М. И. О механизме смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни [текст] // Вопросы психологии. - 1978. - №5. -
С. 72 -78.
27. Макарова К.В., Таллина О.А. — Психология человека [Текст]:
- 2011
28. Маркович, М. М. Особенности извлечения информации для общения с дошкольниками с нарушенным слухом / М. М. Маркович // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 60-67. - (Обсуждаем проблемы интеграции). - Библиогр.: с. 67 (7 назв.).
29. Недозрелова, М. А. К вопросу о формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / М. А. Недозрелова // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 12 дек. 2017 г.: в 3 ч. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - Ч. 3.
- С. 141-143.
30. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова -- М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика).
31. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 687с.
32. Привалова, С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства / С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 213-217.
33. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой ; НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1991. - 174 с. : ил. - (Образование. Педагогические науки. Дефектология). - Библиогр.: с. 165-173.
34. Ромаева, М. В. Исследование коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха / М. В. Ромаева [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012.
35. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. - 2006.
36. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед.[Текст]: учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 655 с. - (Коррекционная педагогика).
37. Урунтаева, Г. А. Развитие игровой деятельности в
дошкольном возрасте [Текст]:/ Г. А. Урунтаева // Урунтаева, Г. А.
Дошкольная психология. - М., 1999. - С. 64-85.
38. Чумаков, Н. А. Формирование коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Чумаков, Л. А. Беляева // Наука в современном информационном обществе : материалы XIV междунар. науч.-практ. конф., North Charleston, USA, 23-24 янв. 2018 г. / Н.-и. ц. «Академический». - [USA]: Издательство: CreateSpace, 2018. - С. 42-47.
39. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М., 2007. - С. 105-135.
40. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / Д. Б. Эльконин // - С. 317-338.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ