ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО
ПРОБЛЕМАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Задачи, принципы, виды и уровни самостоятельной работы 7
1.2. Наглядное пособие как средство организации самостоятельной работы
студентов 13
1.3. Виды современных наглядных пособий и методика их применения 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ» 26
2.1. Анализ наглядных пособий по дисциплине «Методика обучения
продуктивным видам деятельности с практикумом» и методика работы с наглядными средствами 26
2.2. Разработка наглядного пособия по дисциплине «Методика обучения
продуктивным видам деятельности с практикумом» 31
2.3. Апробация наглядного пособия для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с
практикумом» 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение-целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В настоящее время, когда все стремительно развивается, порой бывает очень трудно сфокусировать внимание обучающихся на изучении предметов. Необходимо подходить творчески к объяснению материала, но также не забывать про современные технологии наглядности. Поэтому и была выбрана тема для дипломной работы «Разработка наглядного пособия по дисциплине: «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».
Средства обучения далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове. В связи с бурным развитием таких процессов, как рост информации, политехнизация и технологизация общества, идет рост технического обеспечения школ, колледжей, вузов.
Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.
Применение наглядности повышает интерес обучающихся к изучаемой дисциплины, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления обучающихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного. Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Выпускникам данной профессией предстоит в будущем работать с учениками. Поэтому обучающимся студентам данной профессии нужно, не только изучить технологию, но также уметь применять их, для этого на занятиях необходимо использовать наглядные пособия.
Основной проблемой, является то, что некоторые преподаватели не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно. Методисты советуют более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на учебных занятиях наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. Для усиления наглядности преподаватели стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы, проекторы. С развитием техники наглядные средства обучения стали еще более интересны и доступнее для понимания учащимися учебного материала. В то же время преподаватели иногда слышат и предостережения: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, преподаватель должен иметь в виду, что это острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести обучающихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». Советский психолог А. Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения. Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень усвоения материала, уровень овладения знаниями, умениями и навыками по предмету определяется не только интеллектуальными возможностями обучающихся, манерой подачи материала, но и разработкой методики работы преподавателя с наглядными пособиями на занятии.
Для обучающихся, образовательной организации по специальности «44.02.02 Преподавание в начальных классах» в первую очередь необходимы наглядные пособия, которые будут стимулировать мыслительный процесс. В настоящее время, в основном на занятиях используются пособия, которые дают представления о начальных этапах работы. Для улучшения процесса усвоения программы, а также для развития творческого подхода в работе, нужно применять опосредованную, мыслительную наглядность (Жуков Г.Н., Зайцев В.С., Кудряшева Л.А., Островский Э.В.) [8][11][15][24].
Студент получает не только знания, предусмотренные программой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний так, чтобы суметь оценить, что мы знаем, откуда мы это знаем и как этого знания мы достигли. Ко всему этому приходят через собственную самостоятельную работу (Абасов З., Асаналиев М. К.,Виштак О. В., Градусова Т. К., А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова)[1][2][3][5][34].
Объект исследования - процесс обучения по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Предмет исследования -применения наглядных пособий по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» профессионального модуля как эффективное средств обучения.
Цель исследования проанализировать качество наглядных пособий в образовательной организации, разработать наглядное пособие по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы проанализировать методику работы с наглядными пособиями, а также проблемы, связанные с изготовление наглядных пособий.
2. В условиях базы исследования, выявить особенности применяемых наглядных пособий.
3. Разработать и внедрить наглядные пособия по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».
База исследования: Челябинский педагогический колледж №1.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: теоретический и сравнительный анализ научной, педагогической, психологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового опыта; анализ результатов практической деятельности студентов.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Усвоение учебного материала, как правило, начинается с его восприятия обучающимися. Психологической основой восприятия, как компонента познавательной деятельности обучающихся, являются процессы ощущений - отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на его мозг через органы чувств, а также психического процесса целостного отражения в сознании результатов ощущений - восприятия.
Восприятие создаёт только основу для усвоения знаний, формирования умений. Усвоение - сложный психический процесс, включающий, наряду с восприятием, такие взаимосвязанные элементы познания, как понимание, осмысление, запоминание изученного, сохранение его в памяти, готовность в любое время воспроизвести полученные знания и умения, применить их для решения учебных и практических задач.
Формирование и развитие способностей обучающихся к обобщениям и систематизации, развитие и совершенствование научных и технических понятий происходит непрерывно, на всех этапах обучения и отражает всё более глубокое проникновение в суть предмета.
Усвоение понятия предполагает сознательное, осмысленное уяснение его сущности. Совместная с обучающимися работа по разбору смысла определений, правил, законов, анализу допускаемых ошибок в их формулировании и обосновании является эффективным средством чёткого раскрытия сущности явления, процесса, отражённого в изучаемом понятии.
Исходя, из имеющихся в литературе теоретических положений и данных экспериментальных исследований отношение к учению рассматривается как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности» с определенной стороной объективной действительности (с учебной деятельностью), понимая под отношением личности целостное структурное образование, представляющее собой единство определенным образом взаимосвязанных различных компонентов.
Интерес к познанию не подкрепляется положительной оценкой, а следовательно, не вызывает чувства удовлетворенности учением. Познавательные мотивы для большинства учащихся с низкой успеваемостью выступают не как реально побуждающие, а как «знаемые».
Все многообразие средств, применяемых в учебном процессе для демонстрации изучаемых объектов, воздействия на эмоции обучаемых, обеспечения связи мышления с изучаемыми явлениями, подразделяется на следующие группы: учебно-наглядные, вербальные и технические средства обучения (ТСО).
Содержание образования является не только знаковой системой, но и предметом деятельности студентов. При этом знания усваиваются в контексте деятельности и выполняют функции ориентировочной основы деятельности - функции форм воссоздания усваиваемого содержания.
Задача изучения дисциплин профессионального цикла (или одной интегрированной, синтетической дисциплины), являющихся основой профессионального блока теоретического обучения, - приобретение обучающимися знаний и практических умений, развитие творческого мышления, подготовка к профессиональной деятельности. При этом у студентов формируются способности ориентироваться в современном образовательном процессе, умения решать конкретные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий или специальностей.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наглядность имеет несколько методических функций. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию. Методической целью наглядности является формирование образа изучаемого объекта, которое происходит постепенно от простых представлений к более сложным. Большую ценность имеет применение различных цветов в рисунках элементов устройств и их конструкций, в графиках и векторных диаграммах.
2. С помощью средств обучения происходит воздействие на все познавательные процессы, воспринимающие репрезентативные системы. Оптимально подобранный комплекс средств обучения позволяет педагогу более эффективно представлять учебный материал, а обучающимся - боле эффективно запоминать его и уметь им воспользоваться. Педагог может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для обучающихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению.
3. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов даёт возможность педагогу творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Проанализировав теоретическую литературу по теме работы, определив роль и функции наглядных средств обучения в образовательном процессе, в практической части работы было разработано учебно- методическое пособия для самостоятельной работы студентов по циклу тем по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» и апробированно на базе Челябинского педагогического колледжа №1.
1. Абасов, З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 81-84.
2. Асаналиев, М. К. Технология измерения результатов самостоятельной познавательной деятельности студентов [Текст] / М. К. Асаналиев // Открытое образование. - 2006. - № 1. - С. 64-68.
3. Виштак, О. В. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов [Текст] / О. В. Виштак / / Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 151-153.
4. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
5. Градусова, Т. К. Самостоятельная работа студентов как важный элемент профессионального становления специалиста [Текст] / Т.К.Градусова, А. В. Новоклинова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2003. - Вып. 1. - С. 57 - 59.
6. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. - 80 с.
7. Евплова Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. - Челябинск, 2015.
8. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 с.
9. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 с.
10. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - в 2-х книгах. - Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ, 2012.
11. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - в 2-х книгах. - Книга 2. - Челябинск, ЧГПУ, 2012.
12. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности [Текст]: монография / под общ. ред. Е.Ю. Никитина. - М.: Владос, 2013.
13. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 с.
14. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 с.
15. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 с.
16. Латышина, Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 394 с.
17. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
18. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.- метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 с.
19. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 с.
20. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 с.
21. Методика работы с наглядными пособиями, [Электронный ресурс]: https://studbooks.net/1279406/pedagogika/metodika_raboty_naglyadnymi_posobi yami
22. Научная электронная библиотека, [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/maintenance.asp
23. Околелов, О.П. Педагогика высшей школы: Учебник / О.П. Околелов. - М.: Инфра-М, 2016. - 219 с.
24. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 с
25. Образовательный стандарт, [Электронный ресурс]:
ЬЬр://магпк.рф/4о’№п1оаЬз/оЬгагоуаше/44.02.02%20Преподавание%20в%20нач альных%20классах.pdf
26. Рындак, В.Г. Педагогика: Учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченкоидр. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.
27. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2015. - 207 c.
28. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 366 с.
29. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: Учебник / С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, О.М. Шевченко, Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 286 c.
30. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 с.
31. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
32. Самосадова Е. В. Мотивация учебной деятельности подростков / Е. В. Самосадова, В. В. Крапчетова, Т. И. Киреева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. - С. 297-301.
33. Сарсенбаева Б. И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя / Б. И. Сарсенбаева: диссер. ... док. пед. наук: 13.00.08. - М., 2006. - 416 с.
34. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / [А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
35. Сахарова С. П. Проблемы формирования учебной мотивации / С. П. Сахарова // Символ науки. - 2019. - № 4. - С. 126-127.
36. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
37. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2016. - 478 c.
38. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
39. Цыварева, М. А. Система самостоятельной работы студентов и ее контроля [Текст]: монография / М. А. Цыварева ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Поморский университет, 2008. - 113 c.
40. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / Н. О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. - 279 с.