Введение 4
1. Теоретические основы исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей
1.1 Понятие культуры и кросс-культуры 7
1.2 Сравнительная характеристика методов исследования кросс-
культурных особенностей поведения потребителей 18
1.3 Особенности рынка туристских услуг 27
2. Анализ влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг
2.1 Разработка методического подхода к исследованию влияния кросс-
культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг 47
2.2 Анализ результатов исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг 57
3. Разработка рекомендаций операторам рынка туристских услуг
3.1 Рекомендации операторам рынка туристских услуг на основе проведенного исследования в рамках элементов комплекса маркетинга:
продукт, цена, персонал и физическое окружение 73
3.2 Рекомендации операторам рынка туристских услуг по персоналу,
физическому окружению и дополнительным услугам оказания туристских
услуг 87
Заключение 97
Список использованных источников 101
Приложения 109
Одной из основополагающих предпосылок к формированию модели поведения потребителей в современных условиях является тот факт, что достаточно часто потребитель принимает решение о покупке не на основе функциональных возможностей туристской услуги, а на основе её символического содержания. Потребитель часто не осознаёт влияние культуры на своё поведение.
Наряду с другими факторами внешнего влияния на поведение потребителей, культура воздействует на все этапы процесса принятия решения потребителем через моду, традиции, ритуалы и определяет значимость товара. На этапах осознания потребности, поиска информации, оценки вариантов потребитель делает выбор, и его выбор зависит (определяется) от той культурной среды, к которой он принадлежит.
В 21 веке исследования воздействия культуры на поведение потребителя осложняются одним процессом: глобализацией и как следствие - смешиванием культур.
Поэтому появляется такой раздел исследований как кросс-культурные исследования. Несмотря на то, что культуры смешиваются, они остаются оригинальными.
Глобализация рынков увеличивает потоки товаров/услуг/идей через границы стран и культур. Глобальные коммуникации сокращают технологические барьеры между странами и культурами. Пересечение географических границ происходит с меньшими рисками, чем пересечение культурных границ. Причина - ценности культуры нации, также как и персональные ценности потребителя, - более инерционны и устойчивы к изменениям в сравнении с другими факторами, влияющими на поведение потребителя.
Именно поэтому важно выяснить, как культура определенной нации влияет на поведение её индивидуумов на различных рынках, в том числе на рынке туристских услуг.
Таким образом, целью данного исследования является оценка влияния кросс-культурных различий на поведение потребителей на рынке туристских услуг.
Цель исследования определяет следующие задачи:
- рассмотреть понятие культуры и кросс-культуры;
- дать сравнительную характеристику методам исследования кросс- культурных особенностей поведения потребителей ;
- выделить особенности рынка туристских услуг;
- разработать методический подход к исследаванию влияния кросс - культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг;
- проанализировать результаты исследования влияния кросс- культурных различий на поведение потребителей на рынке туристских услуг;
- разработать рекомендации операторам рынка туруслуг на основе полученных результатов исследования.
Объектом исследования являются - поведение потребителей на рынке туристских услуг.
Предметом исследования являются - кросс-культурные особенности поведения потребителей на рынке туристских услуг.
Основые результаты:
- разработан методический подход к исследованию влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг, включающий алкоритм исследования, инструментарий, алгоритм построения матрицу сопряжённости;
- выделены особенности поведения российских и китайских потребителей на рынке туруслуг и на их основе разработаных рекомендации операторам рынка в разрезе комплекса маркетинга 7p.
Теоретической и методологической основой в данной работе, послужили труды китайских, российских и других зарубежных ученых в области исследования.
Методология исследования. Для оценки влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг был разработан инструментарий (анкета), в основу которого легла модель Джона Мовена, включающая в себя три измерения: культурные ценности, материальная и институциональная/социальная среды. Каждое из измерений было адаптировано под особенности рынка туристских услуг. В первой части анкеты производилась оценка культурных факторов (культурные ценности, материальная среда, институциональная/социальная среда). Во второй части анкеты давалась оценка поведению потребителей на рынке туристских услуг в разрезе комплекса маркетинга 7р: продукт, цена, распределение, продвижение, дополнительные услуги, персонал, физическое окружение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Во введении указаны актуальность, цель и задачи работы, объект, предмет, методы исследования, основные результаты. В заключении обобщены выводы по работе. Список использованных источников включает в себя 110 наименований.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг. Среди поставленных задач работы было рассмотрение определения культуры и кросс-культуры с точки зрения различных научных направлений; изучение и проведение сравнительной характеристики методов исследования кросс-культурных особенностей поведения потребителей; разработка методического подхода к исследованию влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг; проведение опроса граждан России и Китая; анализ результатов исследования влияния кросс-культурных особенностей поведения потребителей на рынке туристских услуг.
Были рассмотрены различные подходы к определению понятия «культура» (антропологический, социологический и философский). Определено, что в рамках данной работы будем придерживаться определения культуры И. В. Алёшиной (культура — это набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям, как членам общества, общаться, интерпретировать и оценивать).
В практике кросс-культурных исследований на современном этапе доминирует эмпирический подход: большая часть теоретических выводов построена на материалах полевых исследований. Основной проблемой проведения кросс-культурных исследований является отсутствие универсальных методологических подходов к исследованию влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей различных стран. Существующие измерительные методики являются продуктом определённой культуры, отражающей специфику именно этой культуры, что усложняет ее адаптацию в контексте других культур.
Измерение влияния кросс-культурных особенностей на рынке туристских услуг, поможет потребителям не только понять ситуацию в
стране на сегодняшний день, но и иметь возможность улучшить качество обслуживания, и предотвратить некоторые проблемы коммуникации. Также это может привести к укреплению доверия между потребителем и экскурсоводом. И конечно же влияние кросс-культурных особенностей на рынке туристских услуг положительно скажется на развитии собственного национального рынка туризма.
Во второй главе работы был разработан методический подход и программа исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг, а также проанализированы полученные результаты. Для анализа влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг был выбран метод анкетного опроса. В опросе приняли участие 384 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающие в России и КНР.
Разработанный методический подход позволил выявить взаимосвязь между кросс-культурными особенностями и поведением потребителей на рынке туристских услуг, а также определить каким образом учитывать кросс- культурные различия между гражданами Российской Федерации и Китайской Народной Республики операторам рынка туристских услуг.
В рамках данной работы разработан инструментарий для анализа влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке туристских услуг и отражены особенности формирования модели культуры, с учётом специфики рынка. Были выявлены разрывы в моделях культуры России и Китая. Также был предложен методический подход для оценки воздействия модели культуры на поведение потребителей туристских услуг в разрезе комплекса маркетинга 7Р, на основе которого были построены матрицы сопряжённости, позволившие определить разрывы в поведении российских и китайских потребителей.
В рамках данного исследования использовались вторичные и первичные источники информации. Анализ вторичной информации способствовал разработке теоретической базы и определению методического подхода к исследованию, поскольку были проанализированы концепции проведения данных исследований различных учёных и методы исследования культуры с точки зрения различных гуманитарных наук. Сбор первичной информации проводился методом анкетного опроса. Данный метод позволил собрать необходимую информацию для достижения поставленной цели исследования.
Для составления анкеты была использована модель культуры Дж. Мовена, в которой измерение «культурные ценности» было представлено классификацией ценностей по А. Адлеру, а измерения «материальная среда» и «институциональная/социальная среда» были адаптированы под особенности рынка туристских услуг.
Анализ оценки ценностей представителей России и Китая не показал значительных различий.
На основе полученной в ходе исследования информации были выявлены следующие закономерности:
- такие ценности, как здоровье, ответственность, безопасность, доверие, дружелюбие, разум имеют одинаково важное значение как для российских, так и для китайских потребителей сферы туристских услуг;
- оценка уровня развития материальной и институциональной/ социальной среды китайскими респондентами выше оценки российских респондентов;
- значительное влияние на оценку всех элементов комплекса маркетинга 7р оказывают культурные ценности;
- влияние материальной среды больше относительно влияния институциональной среды на поведение российских потребителей сферы туристских услуг;
- влияние институциональной среды больше относительно влияния материальной среды на поведение китайских потребителей сферы туристских услуг.
Туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. В совокупности туристских услуг можно выделить посреднические, экскурсионные, коммунальные, переводческие, гостиничные, транспортные, бытовые и другие виды услуг. «Туристский продукт» используется в узком и широком значении. Туристский продукт в узком значении - это услуги любого субъекта туристской индустрии (например: номер в отеле, тур продукт тур оператора, услуги авиакомпании и т.д.).
При выборе туруслуг российскими потребителями наиболее важными факторами являются: возможность организации индивидуальных туров, возможность оформления загранпаспорта, различных виз, ассортимент туров. Для китайских потребителей важными факторами, влияющими на выбор турпродукта, являются: ассортимент туров, возможность предоставления турфирмой студенческих туров. Уровень цен и наличие скидок одинаково важны как для российских, так и для китайских потребителей. Особенности распределения туруслуг связаны с такими показателями как количество и репутация гостиниц, количество и репутация авиакомпаний. При продвижении туруслуг как для российских, так и для китайских потребителей важны положительные отзывы о турфирме, наличие сайта, благоприятный имидж и бренд.
Среди дополнительных услуг для российских респондентов наиболее важны предоставление дополнительных услуг по медицинскому страхованию и страхованию багажа. Для китайских потребителей трансфер, наличие различных способов оплаты (наличный/безналичный). Среди персонала для российских и китайских потребителей наиболее важны факторы являются: вежливое и доброжелательное обращение персонала, уровень компетентности персонала. Среди характеристик физического окружения для китайских потребителей важны атмосфера офиса турфирмы, для российских потребителей эти факторы не являются важными.
1. Абдуганиев, Ш.К.Факторы и формирование развития управления рынка туристических услуг в республике Таджикистан / Ш.К. Абдуганиев, А.А. Мирзоалиев // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2015. - № 2-6 (175).
- С. 154-158.
2. Агамирова, Е.В. Особенности функционирования рынка туристских и гостиничных услуг В современных условиях экономического развития России / Е.В. Агамирова // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 3 (64). - С. 171-183.
3. Алёшина, И.В. Поведение потребителей / И.В. Алёшина - М.:
Экономистъ, 2006. - 525с.
4. Алешина И.В. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации // Инновации. - 2010. - №7. - С. 30-35.
5. Алиева, Н.Н. К проблеме межкультурной коммуникации / Н.Н. Алиева // Теория и практика общественного развития. -2012. - № 11. - С. 131-133.
6. Артановский, С.Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С.126-128.
7. Архипов, А.Е. Логистическое управление как инструмент модернизации отечественного рынка услуг ( на примере туристской отрасли) / А.Е. Архипов, Л.Б. Нюренбергер // Наука и практика. - 2013. - № 3 (11). - С. 39-44.
8. Басов, А.В. Методы исследования рынка туристских услуг / А.В. Басов // http://klik.nadoest.com/4-metodi-issledovaniya-rinka-medicinskih- uslug/index.html
9. Белогорцев, В.Н. Феномен культуры в контексте теории деятельности / В.Н. Белогорцев // Вестник Волгоградского государственного университета.
- 2009. - №1. - С. 58-63.
10. Беспамятных, Н.Н. Белорусско-польско-литовское пограничье: проблемы методологии кросс-культурного анализа / Н.Н. Беспамятных // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. - 2006.
- № 6. - С. 18-24.
11. Берри, Дж. Кросс-культурная психология. / Дж. Берри, А.Х. Пуртинга, Сигалл М.Х., Дасен П.Р. // Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.
12. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С.Г. Божук. // - СПб.: Вектор, 2005. - 288 с.
13. Бродовская, Е.В. история Исследований когнитивных способностей в кросс-культурном аспекте. / Е.В. Бродовская // Вестник Кыргызско- Российского славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 1. - С. 89-92.
14. Баженова С.А. Развитие свободных экономических зон на мировом и отечественном рынках туристско-рекреационных услуг / С.А. Баженова, А.О. Мамедов // Труд и социальные отношения. -2012. -№ 7. -С. 81-86.
15. Ващенко, А.Ю. Туристско-рекреационный паспорт кузбасса как основа повышения конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг россии / А.Ю. Ващенко // Сервис plus. -2013. - № 2. - С. 38-41.
16. Важинский, Н. П. К вопросу об определении термина «Культура» / Н. П. Важинский // Аналитика культурологии. - 2010. - № 16. - C.13-20.
17. Вербицкий, А.А. Кросс-культурные контексты образования / Вербицкий А.А., Жукова Н.В., Жукова Н.Ю. // Вестник московского государственного лингвистического университета.Серия:Образование и педагогические науки - 2007 - С.73-90.
18. Воробьева, Н.В. Международная торговля туристскими услугами динамика и перспективы развития / Н.В. Воробьева, И.В. Козел // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития региона сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - № 2 (18). - С. 62-65.
19. Вольвач, Я.В. услуга связанная с туристской деятельностью, и туристская услуга / Я.В. Вольвач // Адвокат. - 2008. -№ 10. -С. 102-110.
20. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. // - М.: ДИС, 2003. - 496 с.
21. Гусева, Н.И. Теоретические иметодологические основы кросс- культурных исследований / Н.И. Гусева // Известия Байкальского государственного университета. - 2003. - №3-4. - С. 82-86.
22. Данилочкина, Ю.В. Правовые основы регламентации
предппринимательских отношений на Российском рынке туристских услуг / Ю.В. Данилочкина // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. - 2009. - № 3. - С. 51-56.
23. Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru. Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистической системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru.
24. Данько Т. Количественные методы анализа в маркетинге / Т. Данько [и др.]. // - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
25. Дерябин, А.В. Особенности ценообразования на услуги предприятий туриндустрии / А.В. Дерябин // В сборнике: Наука ЮУрГУ Материалы 67-й научной конференции. - 2015. - № 10(39). - С. 1645-1650.
26. Дэвид, Джери Социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джерри // Collins, Т. 1. - M.: Вече ACT, 2001. - 350 с.
27. Журавель-Мейзер, А.В. Туристская услуг / А.В. Журавель-Мейзер // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2009. - № 1. - С. 32-41.
28. Зиядин, С.Т. Российский туризм в поисках радости. Портрет туриста в рамках его предпочтений / С.Т. Зиядин // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 12. - С 19-30.
29. Иванова А.Н. Показатели уровня обслуживания населения туристскими услугами / А.Н. Иванова, Т.А. Шарафан // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - №12. - С. 205-208.
30. Иванова Ю.О. Характеристика потенциальных потребителей туристских услуг в сельских районах России / Ю.О. Иванова // В сборнике: Импортозамещение и новое производство сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». -2016. - № 19. - С. 5-9.
31. Иванова, А.Н. Показатели уровня обслуживания населения туристскими услугами / А.Н. Иванова, Т.А. Шарафан // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 12. - С. 205-208.
32. Итунина, А.Л Культура и культура речи: антропологически ориентированный подход / А.Л. Итунина // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. - 2014. - № 1 (8). - С. 96-101.
33. Измайлова, М.А. Кросс-культурный анализ транснациональных моделей корпораций. / М.А. Измайлова // В сборнике: Современные проблемы и вызовы региональной экономики сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - №10.
- С. 105-113.
34. Каган, М.С. Философия культуры. Становление и развитие. / М.С. Каган // Издательство “Лань”, - 1998. - 434 с.
35. Капустина, Л.М. Конкурентные позиции россии на мировом рынке туристских услуг / Л.М. Капустина, В.В. Вязовская // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 727-733.
36. Капустина, Л.М. Конкурентные позиции России на мировом рынке туристских услуг / Л.М. Капустина, В.В. Вязовская // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 727-733.
37. Карнаухов, В.А. «Культура» в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования / В.А. Карнаухов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.
- 2008. - Т. 15. - № 2. - С. 130-137.
38. Карпов В.В. Атуальные вопросы развития экономики / В.В. Карпов,
А.И. Ковалев / Материалы Международной научно-практической конференции / Редакторы: В.В. Карпов, А.И. Ковалев. - 2014. - № 9. - С.
13-17.
39. Квартальное, В.А. Туризм: Учебник. / В.А. Квартальное // М.: Финансы и статистика, - 2000. - №13.- С. 13-19.
40. Кизим, А.А. Эффективность маркетинговых возможностей в
контексте национальных культур / А.А. Кизим, В.В. Соболева. // Теория и практика общественного развития - 2013. - №8 - С. 181-186.
41. Коваленко, В.В. Теория туристской услуги (влияние свободного времени человека и его уровня жизни на потребность в туруслуге / В.В. Коваленко // Вестник Национальной академии туризма. - 2013. - № 1 (25). -С. 17-20.
42. Козлова, Т.Н.Новые возможности продвижения услуг ресторанов
«Евразия» на рынке туристских услуг (Санкт-петербург) / Козлова Т.Н. // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостериимства и туризма
Материалы V Международной студенческой Интернет-конференции. Под общей редакцией Е.Н. Артемовой, Н.В. Глебовой. -2017. -№2. - С. 229-233.
43. Коржова, Г.А. Определение факторов привлечения потребителей на рынке туристских услуг / Г.А. Коржова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2008. - № 10. - С. 60-65.
44. Коробков, Е.В. К вопросу об этнокультурной компетенции специалиста по туристским услугам / Е.В. Коробков // Казанская наука. - 2012. - № 4. - С. 310-312.
45. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер // - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
46. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь. / А.И. Кравченко // - М.: Академический проект, - 2000. - 265с.
47. Крылов А.А. Психология: Учебник. - М.: Проспект, 2005. - 752с.
48. Кузнецов, Л.А. Рынок туристские услуг крупного туристского центра: специфика развития в условиях современной сервисной экономики / Л.А. Кузнецов // Экономика и управление. - 2013. - № 10(96). - С. 111-114.
49. Кузнецова, Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов / Е.В. Кузнецова // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 49-55.
50. Кузнецова, С. Мир, где пересекаются культуры / С. Кузнецова // Управление персоналом. - 2008. - № 22. - C.437-445.
51. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.
52. Лебедева, Н.М. Влияние ценностей культуры на оценку ситуаций социального и эконо-мического поведения / Н.М. Лебедева // Альманах современной науки и образования. - 2010.- №10. - С. 104-106.
53. Легостаева, И.В. Диалектические подходы к пониманию лексемы«культура» / И.В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2-2. - С. 686-694.
54. Либанова, С.Э. Интерпретация иноязычного художественного произведения как средство формирования кросс-культурной компетенции при изучении иностранного языка / С.Э. Либанова // Наука, образование и культура. - 2016. -№4 (7). - С. 46-50.
55. Либанова, С.Э. Проблемы законотворчества и принципы права в культурном пространстве России / С.Э. Либанова // Юридическая техника. - 2016. - № 10. - С. 172-175.
56. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Н.К. Малхотра // - М.: ИД «Вильямс», 2002. - 960 с.
57. Мамаева, М.Д. Кросс-культурный менеджмент и его значение в
процессе ведения бизнеса / М.Д. Мамаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - -2016. - №4 (12). - С. 26-30.
58. Мамонтов, А.С. Кросс-культурный анализ в аспекте рекламоведения / А.С. Мамонтов // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 111-116
59. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С. Г. Божук, Л.Н. //
Ковалик. - СПб.: Питер, 2002. - С.78
60. Мацумато, Д. Психология и культура / Д. Мацумато //
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/
61. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПб.: Питер, 1-е издание, 2003. - 720 с.
62. Минченко, О. Культура. Типология определений. / О. Минченко // Режим доступа: http://www.countries.ru/library/thheory/definitions.htm
63. Муратова, А.Р. Проблемы кросс-культурной коммуникации в
управлении компанией с моногонациональным коллективом / А.Р. Муратова // Инновационные системы - 2014. - №2-5 - С.63-70.
64. Муратова, А.Р. Теоретические основы и категориальный аппарат
кросс-культурного менеджмента / А.Р. Муратова, Н.В. Зинченко, А.Ю. Пахомова // Экономика и предпринимательство - 2016. - №7. - С.153-157.
65. Надежда, В.К. Культура профессионального общения : анализ понятий / В.К. Надежда // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 9(89). - С.67-72.
66. Напалкова, А.А., Никулина Т.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие / А.А. Напалкова, Т.А. Никулина. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2013. - 316 с.
67. Новикова, Л.А. Формирование культуры личности / Л.А. Новикова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
- 2009. - С. 140-141.
68. Носкова, Е.В. Перспективы интеграционного взаимодействия
экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона на рынке медицинских услуг на основе кросс-культурного анализа / Е.В. Носкова, И.М. Романова // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2014. - № 11. - С. 313-321
(Биологические науки.)
69. Полищук, В.И Культурология: Учебное пособие./ В.И. Полищук //
- М.: Гардарика, -1999. - 446 с.
70. Попова. Т. Г. О понятии концептуальн»ой категории «Культура» / Т.Г. Попова, // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2004 . - Т. 10. - № 1-2. - С. 330-337.
71. Прокопеня, Г.В. Семантика понятия «Кросс-культурный подход» / Г.В. Прокопеня // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 63-70.
72. Пушкова, С.И. Московский рынок платных медицинских услуг в условиях перехода к одноканальному финансированию / С.И. Пушкова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2014. - Т. 58. - № 5. - С. 33-37.
73. Радугин, А.А. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор / А.А. Радугин // - М.: Центр, 2001. - 304 с.
74. Ред. А.П. Маркетинг - Большой толковый словарь. Коллектив авторов - членов Гильдии маркетологов. / А.П. Ред. // Панкрухин. М.: Омега- Л, 2009. - 261 с.
75. Ромах, О.В. Множественность понятия культура / О. В. Ромах // Аналитика культурологии. - 2013. - № 26. - С.40-44.
76. Романова, И.М. Исследование влияния кросс-культурных отличий на поведение потребителей на деловом рынке / И.М. Романова, Е.В. Носкова // Практический маркетинг. - 2015. - № 5 (219). - С. 7-12.
77. Романова, И.М. Исследование влияния кросс-культурных отличий на поведение потребителей наповедение потребителей / И.М. Романова, Е.В. Носкова // Практический маркетинг. - 2015. - № 5 (219). - С. 7-12.
78. Сангинов, Д.Ш. Правовая характеристика договора об оказании туристских услуг / Д.Ш. Сангинов // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - № 3-10 (188). - С. 70-74.
79. Сегалл, М. Human behavior in global perspective: Anintroduction to cross-cultural psychology. / М. Сегалл // 2nded. Boston, 1999. - 448 р.
80. Селюков, В.Е. О состоянии и перспективах развития событийного туризма в Хабаровском крае / В.Е. Селюков // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2016. - № 4-5. - С. 51-55.
81. Сигида, Е.А. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах / Е.А. Сигида, Н.Ю. Баклагина, И.Е. Лукьянова , З.А. Киреенкова // Сервис plus. - 2015. - Т. 9. -№2. - С. 64-72.
82. Смольянина, А.П. Культура как отрасль народного хозяйства: определение понятия / А.П. Смольянина // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2007. -№ 5. -С. 201-208.
83. Сулейманкадиева, А.Э. Учёт кросс-культурных особенностей в
моделях трансформационного менеджмента / А.Э.Сулейманкадиева, И.А. Смирнова // В сборнике: Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. - 2015. - № 2-4. - С. 262-265.
84. Таратухина, Ю.В. Кросс-культурная коммуникация и кросс- культурный менеджмент с точки зрения семиотического подхода. / Ю.В. Таратухина // В сборнике: Смысловое пространство текста Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Сер. «Лингвистические исследования» ответственный редактор Чаплыгина И.Д.. -2008. - С. 60-65.
85. Теплая, Н.А. Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры / Н.А. Теплая // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - С. 29-40.
86. Терешкович, П.В. Антропология // Новейший философский словарь: Энциклопедия / Составитель: Грицанов А.А. - Минск: В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
87. Трацевская, Л.Ф. Особенности конкуренции на региональном рынке туристских услуг / Л.Ф. Трацевская // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XXII (69) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. - 2017. - № 12. - С. 341-342.
88. Трацевская, Л.Ф. Особенности конкуренции на региональном рынке туристских услуг / Л.Ф. Трацевская // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XXII (69) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. - 2017. - № 12. - С. 341-342.
89. Торопова, А.В. Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры / А.В.Торопова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - № 3 (34). - С. 72-84.
90. Удалова, И.Б. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования. / И.Б. Удалова, К.В. Кириллова // - Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61-1). - С. 942-944.
91. Ултургашев, Г.Г. Основы научной культуры (понятие культуры) / Г.Г. Ултургашев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №5. - С. 28-31.
92. Фалькова, Е.Г Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях / Е.Г Фалькова // Методическое пособие. - 2007. - С. 332-342.
93. Федько, В.П. Основы маркетинга / В.П. Федько, Н.Г. Федько. // - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 480 с.
94. Хорошавцева, О. П. Характер взаимодействия культуры и коммуникации / О. П. Хорошавцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 117. - С. 351-355.
95. Шварц, Е.Ю. Этимология, семантика и современные определения слова «культура» / Е.Ю. Шварц // Бюллетень медицинских интернет- конференций. - 2014. - № 5. - С.453-462.
96. Юрьева, Т. В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий / Т. В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 104-107.
97. Яковлева, Л.А. Особенности маркетинга в сфере туризма / Л.А. Яковлева, Е.В. Зобова, Ю.Ю. Косенкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 12.- С. 145-150.
98. Яковлева, Л.А. Российский туризм в поисках радости. Портрет туриста в рамках его предпочтений / Л.А. Яковлева //Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 12. - С. 100-115.
99. Ячина, Н.П. Формирование интеракционной компетенции будущего специалиста как путь противостояния международному терроризму. / Н.П. Ячина , Т.З. Мухутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3 (116). - С.61-65.
100. Ячина, Н.П. Формирование интеракционной компетенции будущего специалиста как путь противостояния международному терроризму. / Н.П. Ячина , Т.З. Мухутдинова //Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3 (116). - С.61-65.
101. Berry, J. Cross-cultural psychology: Research and applications / J. Berry, Y. Poortinga // Cambridge, - 1992. - 178-182 c.
102. Hawkins, D.I. Consumer Behavior: Implications for Marketing Strategy / D.I. Hawkins, R.J. Best, K.A. Coney, // 6-th edition., - 1995. - № 15. - P. 38-40.
103. Hofstede, G. Cultural Dimensions / G. Hofstede // Режим доступа: https://www.geert-hofstede.com/national-culture.html
104. Hofstede, G. Culture’s consequences: International differences in work- related values / G. Hofstede // Beverly Hills, CA: Sage, - 1980. - № 2. - 475 р.
105. Mowen J.C. Consumer Behavior. 4-thed / J.C. Mowen // Macmillan Publishing Co., - 1995. - 862 p.
106. Rockeach M. The nature of human values / Rockeach M. // New York, - 1973. - № 131. - 132 p.
107.Schwartz, S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In: M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology / Schwartz, S.H. // Vol. 25. New York: Academic Press, - 1992. - Р.1-65.
108. Segall, M. Human behavior in global perspective: An introduction to cross-cultural psychology / M. Segall, P. Dasen, J. Berry, Y. Poortinga // rev. 2nd ed. Boston, - 1999. - № 36. - 448 р.
109. Shalom H. «Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values?» / H. Shalom // Journal of Social Issues 50, - 1994. - Р. 19-45.
110. Triandis H. The psychological measurement cultural syndromes / H. Triandis // American Psychologist, - 1996. - № 51. - P. 407-415.
111. Triandis, H.S. Individualism & Collectivism Text. / H.S. Triandis // Bulder; Oxford : Westview Press, - 1995. - 259 p.