ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 7
§ 1. Возбуждение уголовного дела и предмет расследования автотранспортных преступлений 7
§ 2. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений 13
§ 3. Следственные ситуации и программирование действий следователя на первоначальном этапе расследования 25
Глава 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 29
§ 1 Осмотр места происшествия по делам об автотранспортных преступлениях... 29
§ 2 Допрос свидетеля и потерпевших 34
§ 3 Розыск автотранспортного средства и водителя, скрывшегося с места происшествия 36
§ 4 Задержание и допрос подозреваемого 39
§ 5 Освидетельствование и назначение судебно-медицинской и автотехнической экспертизы 42
Глава 3. ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ПРОИСШЕСТВИЯ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что увеличение числа совершаемых дорожно-транспортных происшествий как в мире, так и в нашей стране требует более детального исследования криминалистической методики данных происшествий с учетом накопленного опыта и теоретических знаний в данной сфере. Все мировое сообщество воспринимает тему сокращения ДТП как национальную проблему. К сожалению, данная проблема весьма актуальна и для России.
По статистике последних десяти лет «на дороге ежедневно погибает более 100 человек и свыше 600 человек получают ранения. За год погибает более 30 тыс. человек, а 20 тыс. водителей погибают, получают ранения или оказываются на скамье подсудимых. Общий ущерб в год из-за ДТП превышает 300 млрд. руб. Ежегодный рост числа ДТП и ущерба составляет 3-5 %» . Тем не менее, такие факторы мегаполисов, как высокая плотность транспортного потока, перегрузка транспортной инфраструктуры, не позволяют говорить об успешном решении проблемы.
В частности, за 9 месяцев 2016 года в городе Заинске и Заинском районе совершено 55 дорожно-транспортных происшествия, при котором погибло 18 человек и 60 человек получил ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество происшествий повысилось на 10 ДТП (+60%), погибших на 14 человек (+10р), количество пострадавших на 6 человек (+49%). Тяжесть последствий составила 5.
90% всех автомобильных аварий совершены по вине водителей транспортных средств, 10% ДТП произошло по вине пешеходов. По вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, произошло 8 ДТП.
На автодорогах Набережные Челны-Заинск-Альметьевск обслуживаемых отдельным батальоном ДПС УГИБДД МВД по РТ произошло 17 ДТП, при котором погибло 6 и 17 получили ранение. За аналогичный период прошлого года количество повысилось на 9 ДТП (+59%), погибших на 5 человек (+75%), количество пострадавших на 5 человек (+37,5%).
На территории города Заинска и Заинского района, обслуживаемой ОГИБДД отделом МВД России по Заинскому району за 9 месяцев 2016 года ДТП произошло 38 ДТП, погибли 12 человек, 43 человека получили ранение. По сравнении с аналогичным периодом прошлого года число происшествий повысилось на два случая (+30%), погибших на 9 человек (+9р), количество раненных повысилось на 2 человека (+30%).
Именно эти факторы и обуславливают необходимость оперативного расследования дорожно-транспортных преступлений. К сожалению, механизм совершения данных преступлений не очевиден, что препятствует своевременному привлечению к ответственности виновных. Процесс расследования дорожно¬транспортных преступлений содержит большое количество нестандартных следственных ситуаций и нюансов, что нередко приводит в следственным ошибкам и неполному расследованию дел. Необходимо добавить, что законодательное регулирование также имеет пробелы и нуждается в совершенствовании.
Итак, актуальность дипломного исследования обусновлена необходимостью разработки методики расследования дорожно-транспортных преступлений, которая бы соответствовала современным течениям криминалистической науки и совершенствования законодательной базы.
Степень изученности темы. Частично ряд вопросов методики расследования дорожно-транспортных происшествий был рассмотрен в трудах таких ученых- криминалистов, как: А.Г. Алексеев, В.Д. Балакин, Р.С. Белкин, А.А. Бибиков, Б. Е. Боровский, Я.В. Васильев, Б.Я. Гаврилов, В.Н. Герасимов, В. К. Глистин, Е.П. Данилов, Э.Р. Домке, Л.Я. Драпкин, С.А. Евтюков, В.И. Жулев, Б.Л. Зотов, П.М.
Зуев, Л.А. Иванов, В.А. Иларионов, А.Д. Коленко, А.Г. Кольчурин, В.Н. Кутафин, В.А. Мызников, Г.М. Надгорный, В.А. Образцов, А. П. Онучин, Е.Р. Россинская, Ю.Б. Суворов, В.А. Федоров, А.Р. Шляхов, Н.П. Яблоков и др.
Объект исследования общественные отношения, которые непосредственно складываются в процессе деятельности субъектов, осуществляющих расследование по дорожно-транспортным происшествиям.
Предметом исследования выступают закономерности механизма совершения дорожно-транспортного происшествия.
Цель дипломного исследования заключается в изучении методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
- рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела и предмет расследования автотранспортных преступлений,
- дать криминалистическую характеристику автотранспортных преступлений,
- рассмотреть следственные ситуации и программирование действий следователя на первоначальном этапе расследования,
- изучить особенности осмотра места происшествия по делам об автотранспортных преступлениях,
- охарактеризовать допрос свидетеля и потерпевших,
- раскрыть специфику проведения розыска автотранспортного средства и водителя, скрывшегося с места происшествия ,
- изучить особенности задержания и допроса подозреваемого,
- рассмотреть освидетельствование и назначение судебно-медицинской и автотехнической экспертизы,
- предложить меры профилактики ДТП.
Методологическая основа исследования включает такие методы, как диалектический, исторический, статистический, наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др. Также,в процессе работы применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, логический, анкетирование и др.
По своей структуре работа включает введение, три главы основной части, заключение и список литературы.
Проблема сокращения негативных последствий автомобилизации не теряет своей актуальности и остроты для всех развитых стран, в том числе и для Российской Федерации. По данным опубликованным ГИБДД за январь и февраль 2016 года на территории Российской Федерации произошло 21725 дорожно¬транспортных происшествия в которых ранено 28400 граждан и погибло 2400 человек . Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей, не соответствующих требованиям безопасности движения.
Расследование уголовных дел по факту совершения дорожно-транспортного происшествия всегда отличается специфическими особенностями и неординарными следственными ситуациями, что часто служит причиной проведения процесса предварительного расследования с ошибками и ведет к некачественному и неполному исследованию обстоятельств дела.
Дорожная ситуация в процессе нарушения правил дорожного движения может мгновенно измениться, а следы окажутся утраченными, если следователь не предпримет необходимых мер по обнаружению и закреплению следов дорожно-транспортного происшествия.
Неотложные действия производятся только по возбужденным уголовным делам органами, осуществляющими предварительное расследование. Перечень и последовательность их производства определяется конкретной ситуационной обстановкой. Лишь в исключительных, случаях этот перечень может быть расширен за счет других действий. В структуре процесса расследования эти действия выполняются первыми, образуя его неотложный этап. Хотя их производством преследуется общая цель - собирание доказательств по делу для установления истины, однако «ближайшей и специфической задачей данных действий является установление и закрепление следов преступления, собирание исходных данных о расследуемом событии» .
К неотложным следственным действиям могут быть отнесены любые следственные действия независимо от того, какие задачи решаются их производством. В структуре процесса расследования они занимают место, очерченное рамками предварительного расследования до составления обвинительного заключения.
В числе первоначальных неотложных действий следственно- оперативной группы планируются и осуществляются:
- следственный осмотр места происшествия, поврежденного (уничтоженного) транспортного средства, трупов погибших и транспортных документов, имеющих отношение к происшествию;
- осмотр пострадавших,
- судебно-медицинское освидетельствование причастных к происшествию транспортных работников с целью выявления алкогольного (наркотического) опьянения, полученных травм и определение их физического и психофизиологического состояния после происшествия,
- допрос свидетелей-очевидцев, и прежде всего из числа пассажиров, убывающих с места происшествия,
- допрос потерпевших, способных по своему состоянию после происшествия давать показания;
- допрос членов экипажа о причине и обстоятельствах происшествия;
- ознакомление с записями радиообмена;
- изучение материалов служебного расследования;
- подготовка и назначение соответствующих технических, криминалистических, медицинских и других видов экспертиз;
- оперативно-розыскные мероприятия с целью проверки возникших подозрений в отношении конкретных лиц, а также выявления дополнительных свидетелей (в том числе очевидцев) из числа местных жителей и пассажиров.
Итак, как видно из данного перечня, данные неотложные действия включают как следственные, так и оперативные действия. Рассмотрим следственные действия. К неотложным следственным действиям по
60
расследованию дорожно- транспортных происшествий относится, прежде всего, осмотр мест происшествия.
При осмотре транспортного средства следует определить наличие или отсутствие видимых технических повреждений, а также факты замены деталей транспортного средства, имеющих следы дорожно-транспортного происшествия в виде полученных деформаций, потертостей, наслоений, отслоений частиц лакокрасочного покрытия, пыли и т.п. Осмотр транспортного средства, участвовавшего в дорожно- транспортном происшествии, можно описать следующим образом.
От тщательности и правильности проведения следственного осмотра в данном случае зависит результативность всего хода расследования, поскольку именно первичный осмотр места происшествия позволяет установить картину происшедшего.
Целесообразно, как и при осмотре места происшествия, применять видеосъемку. В процессе расследования дорожно-транспортного происшествия целесообразно давать письменные поручения о незамедлительном установлении факта осуществления видеосъемки места дорожно- транспортного происшествия средствами записи, находящимися рядом с местом происшествия.
На первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий неоценимы результаты судебных экспертиз неоценимы. Они позволяют установить технические вопросы происшедшего события, определить виновность или невиновность участников происшествия.
В большинстве случаев первоначальными судебными экспертизами являются:
- судебная дактилоскопическая (исследование следов пальцев рук, выявленных в транспортном средстве, водитель которого скрылся с места дорожно-транспортного происшествия);
- судебная трасологическая (исследование следов обуви скрывшегося водителя, в случае их обнаружения);
- судебная автотехническая (для определения исправности механизмов, узлов и агрегатов транспортного средства, если есть неисправность, то в чем она заключается, могла ли она повлиять на возникновение дорожно- транспортного происшествия);
- судебная биологическая экспертиза тканей, выделений человека, животных (исследование крови, волос, мышц, костей и других биологических материалов и выделений человека);
- судебно-медицинская экспертиза живого лица (трупа) (для установления причины тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего, причины наступления смерти и т.д.);
- судебная экспертиза материалов, веществ и изделий (исследование обнаруженных и изъятых следов краски, горюче-смазочных материалов и т.д.).
В целях совершенствования процессуального регулирования расследования дорожно-транспортных происшествий предлагаются следующие рекомендации:
- в УПК РФ необходимо учесть возможность производства судебных экспертиз, следственного эксперимента, всех видов следственного осмотра и других следственных действий, проведение которых непрямую не связано с применением мер процессуального принуждения, до возбуждения уголовного дела;
- предусмотреть в УПК РФ процедуру получения заключения и показаний специалиста, в том числе до возбуждения уголовного дела; в связи с необходимостью при проверке сообщения о преступлении производства исследований всех видов объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в ч. 1 ст. 144 УПК РФ слова «исследований документов, предметов, трупов» заменить словами «назначать исследования»; из ч. 3 ст. 144 УПК РФ исключить слова «документов, предметов, трупов»;
- в связи с отсутствием в УПК РФ требований по составлению постановления об отказе в возбуждении уголовного дела дополнить ст. 148 УПК РФ частью следующего содержания: «В постановлении указываются: 1) дата и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела; 4) результаты проверки заявления или сообщения о преступлении; 5) пункт, часть, статья настоящего Кодекса, на основании которых производится отказ в возбуждении уголовного дела».
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный портал: http: //www.pravo .gov.ru.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 04.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
6. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.
7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» // Собрании законодательства РФ. - 1995. - №50. -
Ст.4873.
8. Приказ МВД РФ от 04.05.2010 N 333 (ред. от 17.05.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2010 N 17532)// СПС
ГАРАНТ
9. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета от 7 июля 2009 г.
10. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // СПС «Гарант».
11. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 г. № 308 (ред. от 18.12.2015) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - №48.
Научная и специальная литература
1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова, Р.С. БелкищЮ.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - М.: НОРМА, 2014. - 712 с.
2. Артемьев В.А. и др. Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев В.А., Салил В.И., Шатохин В.Е. - Минск: Беларусь, 1989. - 219 с.
3. Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / В.Д. Балакин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: СибАДИ, 2010. - 136 с.
4. Батычко В.Т. Уголовное право. Общая и особенная части: курс лекций. - М.: Норма, 2015. - 712 с.
5. Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов/ МВД РФ ДОБДД, МВД РФ НИЦ БДД ; Ред. В. Д. Кондратьев. - М.. - 2014 Вып. 10. - 2016. - 153 с
6. Белкин Р.С. Криминалистика. Краткая энциклопедия. - М.: Норма, 1999. - 538 с.
7. Беляев В.Г. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 692 с.
8. Бохан А.П. Нарушающие правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии крайней необходимости //Актуальные проблемы уголовного права: сборник науч. стат. - Ростов н/Д, 2016. - С.140-148.
9. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2012. - 653 с.
10. Васильев А.Н. Предмет, система и теоретические основы криминалистики / А. Н. Васильев, Н. П. Яблоков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 143 с.
11. Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности: учебное пособие. — Калининград, 2011. - 174 с.
12. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, 2014. М.: Издательство «Весь Мир», 2014. 280 с.
13. Габдрахманов А.Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид.наук. - Казань, 2007. - 32 с.
14. Гавло В.К. Судебно-следственные ситуации: психолого¬
криминалистические аспекты: монография / В.К. Гавло, В.Е. Клочко, Д.В. Ким / под ред. проф. В. К. Гавло. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 226с.
15. Гольчевский В.Ф. Теоретические основы решения практических за- дач автотехнической экспертизы / В.Ф. Гольчевский, Ф.М. Власов, А.А. Несмеянов и др. Часть 2: Проведение судебных автотехнических экспертиз. - Иркутск:
ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2014. - 360 с.
16. Гольчевский В.Ф. Теоретические основы решения практических задач автотехнической экспертизы / В.Ф. Гольчевский, Ф.М. Власов, А.А. Несмеянов и др. Часть 1: Базовые основы теории автотехнических экспертиз. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2014. - 204 с.
17. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 572 с.
18. Криминалистика / Под ред. М.В. Салтевского. - М.: Приор, 2016. - 582с.
19. Криминалистика / Под ред. Р. С. Белкина. — М.: Норма, 1999. - 693 с.
20. Криминалистика. / Под ред. Н.П. Яблокова. — М.: Юридическая
литература, 1996. -Т.1. - 497 с.
21. Кузьменко Н.К. Систематизация неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлении. - М.: Юридическая литература, 1981. - 185 с.
22. Материаловедение: Лабораторный практикум / Сост. Н.Ю. Гольчев- ская. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2010. - 8 с.
23. Москвина Ю.В. О проблемах определения субъекта административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего // ЕврАзЮж. - 2011. - №9 (40). - С.19-26.
24. Никитас Д.А. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации (проблема и профилактика) // Российский следователь. - М.: Юрист, 2016, № 9.
25. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост.: Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. - 74 с.
26. Официальный сайт ГИБДД. [Электронная версия]. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/struct/reg/54/39547.
27. Панкова О.В. Практика применения КоАП РФ о правонарушениях в области дорожного движения: научно-практич. пособие / О. В. Панкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 493 с.
28. ПДД - правила дорожного движения Российской Федерации - 2013. URL: http://gai.ru/voditelskoe-udostoverenie/pddrf/
29. Перфильев И.А. Макроанализ по виду излома // Блог для техниче- ских экспертов. - URL: http://ndt-welding.com/makroanaliz-po-vidu-izloma.
30. Потапова А.Г. Освидетельствование в уголовном судопроизводстве России: процессуальный аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2016. - 29 с.
31. Решняк М.Г. Современные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Международного юридического института. - 2011. - № 1 (37). - С.32-35.
32. Россинская Е.Р. Криминалистика. - М.: Норма, 2013. - 549 с.
33. Россинский Б.В. Некоторые направления совершенствования надзорной деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №3. - С.11-17.
34. Соколов А.Б. Расследование дел о ДТП: действия следователя на первоначальном этапе // Уголовный процесс. - 2015. - № 9. - С. 54-63.
35. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2015. - 702 с.
36. Фокин С.А. Освидетельствование на состояние опьянения в механизме административно-правового регулирования. - СПб.: Питер, 2012. - 204 с.
37. Шапкин А.А. Криминалистическая характеристика дорожно- транспортных
преступлений // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -
№5(051). - С.238-247.
38. Экспертное исследование изломов разрушенных деталей, влияющих на безопасность движения автотранспортных средств: Методические реко-мендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 2001. - 17 с.
Материалы практики
1. Апелляционное определение мирового судьи судебного участка № Санкт- Петербурга по делу № 11-130/2015 // Архив мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга
2. Материалы из уголовного дела №432222 Следственного отделения отдела МВД России по Заинскому району в Республике Татарстан
3. Материалы из уголовного дела №432298 Следственного отделения отдела МВД России по Заинскому району в Республике Татарстан
4. Справка о транспортной дисциплине в Заинском районе и городе Заинске за 9 месяцев 2016 года, предоставленная ОГИБДД отдела МВД России по Заинскому району Республики Татарстан