Введение
1 Основы теории и методологии стратегического менеджмента………………………
1.1 Сущность и эволюция стратегического управления……………….
1.2 Стратегическое планирование – центральное звено стратегического управления……………………………………………………………………
1.3 Методический инструментарий разработки стратегии……………………………………………….
2 Анализ и оценка деятельности ООО «Торгсервис» за период 2009-2011 г.г.....................
2.1 Общая характеристика предприятия................................................
2.2 Динамика результативных показателей деятельности организации......
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов организации............................................
3 Разработка стратегии и тактики развития ООО «Торгсервис» до 2016 г..................................
3.1 Анализ и прогноз изменений бизнес среды организации деятельности предприятия
3.2 Позиционирование организации на региональном рынке бытовой техники
3.3 Анализ стратегических альтернатив развития организации с использованием моделей SPACE-анализ и И.Ансофф
3.4 Обоснование выбора оптимальной стратегии с использованием матрицы БКГ
3.5 Тактика реализации стратегии
3.6 Экономическая эффективность разработанного варианта стратегии
Заключение
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая бы позволила им поспевать за изменениями, происходящими в окружении. До недавнего времени фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время не снимается задача рационального использования потенциала к текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие и использование информационных сетей, делающих возможным ускоренное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряда других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое планирование внутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.
Стратегия развития организации определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линий поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.
Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период. Современное пред¬приятие — это организованная система или целенаправленная на производство товаров и услуг организация, которая является частью экономической системы. Общими элементами той и другой системы выступают люди, персонал работников, имеющих свои собственные экономические цели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных людей — его основных элементов и всего государства — целой системы, частью которой выступает данное предприятие. Кроме того, в ходе стратегического планирования следует все более полно представлять, что характер воздействия на организацию элементов зависит от того, как она воздействует на них, и точно так же влияние на нее систем более высокого порядка зависит от ее влияния на такие системы. Иными словами, в долгосрочном планировании деятельности пред-приятия необходимо выделять три независимых уровня ответственности за достижение соответствующих целей: организация, персонал и государство.
Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективно¬го планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.
В современных условиях выработка и реализация стратегических планов развития предприятия в частности и многопрофильного производственного комплекса в целом, является одним из приоритетных направлений управленческой деятельности.
Актуальность разработки стратегических планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью, в нашей стране. После долгого периода жёсткой, централизованной системы государственного планирования экономической деятельности предприятий, настало время (в конце 80-х – начале 90-х годов), когда отрицалось любое долгосрочное планирование хозяйственной деятельности. Но развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена. Причём следует иметь в виду, что в современном мире выработка и реализация стратегических планов ведётся с учётом внутренних и внешних факторов. Стратегические планы не являются незыблемой догмой, они должны постоянно корректироваться в соответствии с динамическим изменением ситуации и среды, в которой приходится действовать предприятию или организации. Это изменение, корректировка планов так же является одним из основных направлений работы менеджеров. Об актуальности разработки гибких стратегических планов говорит так же и то, что подобные разработки, в последние время, ведутся и на уровне
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью. Оценка конкурентоспособности пред-приятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной дипломной работы не вызывает сомнения.
Объектом исследования данного дипломного проекта являлось пред-приятие ОАО "Амурское предприятие торговой техники" (ОАО «АПТТ»), которое занимается оказанием услуг по продаже кондиционеров, оборудования объектов пищеблоков, прачечного оборудования, а также их монтаж и дальнейшее техническое обслуживание смонтированного оборудования.
Предметом исследования являлась коммерческая деятельность ОАО «АПТТ» и пути улучшения его конкурентоспособности.
Целью дипломного проекта являлась разработка мероприятий для улучшения конкурентоспособности предприятия путем совершенствования коммерческой деятельности ОАО "АПТТ". Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
• изучены теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия;
• изучена роль маркетинговых исследований при оценке конкурентоспособности предприятия;
• проанализирована коммерческую деятельность ОАО «АПТТ»;
• проанализирована конкурентная среда ОАО «АПТТ»;
• проведено маркетинговое исследование по изучению спроса на рынке кондиционеров;
• разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «АПТТ»;
• проведена оценка эффективности предложенных мероприятий.
С целью изучения спроса на рынке кондиционеров было проведено маркетинговое исследование. Основными задачами исследования являлись:
• оценка масштаба рынка кондиционеров;
• оценка потенциала рынка кондиционеров;
• оценка структуры предложения на рынке кондиционеров глазами потребителей;
• выявление атрибутов коммерческого предложения глазами потребителей (перечень важных для потребителя характеристик товарного предложения на рынке кондиционеров);
• оценка предпочтительного ценового диапазона для потребителей на кондиционеры;
• оценка имеющейся информации потребителей об ОАО «АПТТ».
По результатам проведения маркетингового исследования по изучению спроса на рынке кондиционеров в нашем городе были сделаны следующие выводы:
• в городе имеется реальный спрос на рынке кондиционеров;
• у ОАО «АПТТ» имеются конкуренты. У конкурентов имеется серьезное конкурентное преимущество - они знакомы потребителям города и имеют удобное расположение. Но у ОАО «АПТТ» тоже имеется конку-рентное преимущество - набор всех указанных потребителем атрибутов товарного предложения имеется только у ОАО «АПТТ»;
• предприятие ОАО «АПТТ» не знакомо потребителям нашего го-рода, что требует активного продвижения своих услуг на рынке города.