Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации (на примере разработки стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти)

Работа №110982

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы159
Год сдачи2019
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания 9
2. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования 12
3. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования 14
II. ПОТЕНЦИАЛ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ 24
1. Образ желаемого будущего городского округа Тольятти 24
2. Стратегический анализ социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды г.о. Тольятти 38
III. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 73
1. Сценарии развития г.о. Тольятти 73
2. Миссия, цели и стратегические задачи развития г.о. Тольятти 87
IV. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 152
Приложение 158

Впервые со времен распада СССР в управление государства возвращается планирование - стратегическое планирование. По-видимому, это обусловлено осознанием невозможности исключительно механизмами рыночной экономики регулировать текущую жизнь общества, прогнозировать его развитие на краткосрочную, но что ещё важнее - на долгосрочную перспективу.
Почти все города стали разрабатывать стратегии социально - экономического развития, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по этому развитию.
Практически все города сталкиваются с похожими проблемами, обусловленными общемировыми тенденциями, а именно с все большим разделением доходов и социальным неравенством. Спад экономики, обусловленный ее вхождением в семилетние кризисные циклы, негативно влияет на уровень занятости и оплаты труда. Это усиливает необходимость внедрения инноваций для повышения конкурентоспособности.
Стоит отметить, что с технологическим развитием, развитием ИКТ технологий, технологий распределенного реестра возникают потребности в новых знаниях, основанных на конвергенции нескольких направлений науки, новых квалификациях.
В этой действительности муниципальная политика должна сочетать поддержку инноваций с социально - культурным развитием. Для решения этих проблем необходимо эффективное сотрудничество не только между всеми ветвями власти, но и между муниципальным и частным секторами.
Города будут вынуждены проводить более сложную социально-экономическую политику, искать пути развития экономики города. Эти пути будут включать в себя и более радикальные, чем нам сегодня может казаться, в том числе изменение законодательства.
Сейчас уже достаточно большое количество городов России имеют или разрабатывают стратегии. Многие из них созданы с элементами стратегического планирования.
Однако, в большинстве случаев, эти стратегии не основаны на требованиях документов стратегического планирования, принятых на федеральном уровне. Именно поэтому они не обладают тем набором признаков, позволяющих говорить о них как о документах социально - экономического развития. Несмотря на то, что единая методическая база для разработки стратегий уже существует, каждый город разрабатывает стратегии в меру своего понимания или в меру профессионализма организаций, выигравших конкурс на разработку данной стратегии. Поэтому разработка стратегии социально - экономического развития городов подменяется частным видением развития только экономики города и общими формулировками, подменяющими конкретные требования. Такая подмена сродни фальсификации, искажающая саму идею стратегического планирования.
Актуальность диссертации заключается в том, что:
1) традиционное развитие городов исчерпало себя и не ведет к их развитию, необходимы новые модели управления городами;
2) именно в городах сосредоточены все необходимые для развития ресурсы: людские, промышленные, сырьевые;
3) пришло время, когда именно город через свои субъекты, ресурсы, технологии (социальные и промышленные) участвует в процессах развития общества, предлагает свои модели развития.
Цель диссертации - доказать, что существующая система документов стратегического планирования является необходимой и достаточной для разработки стратегии социально - экономического развития любого города с учетом его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1) сформировать целостную систему документов стратегического планирования;
2) разработать на основе документов стратегического планирования стратегию социально-экономического развития г.о. Тольятти.
Объектом исследования является город, как самоорганизующаяся социально - природная система, которая наравне с государством берёт на себя решение части проблем, которые встали перед человечеством в период времени, характеризующийся глобальными потрясениями в экономике, ухудшении экологии, снижении социально - культурного развития.
Предметом исследования является стратегическое планирование как особое направление практической деятельности, состоящее в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение целей основанных на документах стратегического планирования, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование и развитие городов в долгосрочной перспективе.
Новизна данной диссертации заключается:
• в формировании целостной системы нормативных правовых актов для разработки стратегий социально - экономического развития городов;
• в разработке стратегии социально - экономического развития города на основе нормативных правовых актов сквозь призму социо - культурного и экологического подходов.
Положения, выносимые на защиту:
1) обязательность разработки стратегии , как основного документа социально - экономического развития городов. Данное положение обосновывается тем, что в современных экономических условиях существующая система управления городами больше не ведет к их развитию. Необходима стратегия развития с четко определенными целями и задачами. Это будет способствовать пониманию необходимых действий для достижения поставленных целей, что послужит дальнейшему развитию;
2) стратегии социально - экономического развития должны базироваться на документах стратегического планирования, т.к. именно они определяют угрозы, методы преодоления угроз, цели, задачи и ожидаемые результаты развития государства.
Методологической основой диссертационного исследования является принцип системного анализа правового регулирования стратегического планирования в Российской Федерации. При изучении правовых норм диссертант стремился применить частные системно-структурные, социологические и статистические методы.
Нормативную базу составили документы стратегического планирования: международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Теоретической основой диссертации послужили труды Б.Н.Кузыка, Жихаревич Б.С., Гринчель Б.М., Костылевой Н.Е., Гусевой Т.В., Дайман С.Ю., Михайлиди Д.Э., Хачатурова А.Е., Кинга У., Клиланда Д.1
Эмпирической основой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики. На основе данных Федеральной службы государственной статистики проведен анализ социально-экономического развития города за последние пять лет. Анализ проведен в сферах: демография (численность населения, рождаемость, естественная убыль населения, миграция), занятость, заработная плата, жилищное строительство, образование (дошкольное, школьное, дополнительное), культура, физическая культура, медицина, охрана труда, общественная безопасность, предпринимательство, бюджет, муниципальный сектор экономики, коммунальный сектор, экология.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформированную систему документов стратегического планирования и разработанную на ее основе стратегию можно использовать как основу для разработки стратегий социально - экономического развития городов и регионов Российской Федерации.
Подготовленная автором, на основе данной работы, статья принята к публикации в журнале «Философия хозяйства» Московского Государственного Университета имени М.Ю. Ломоносова.
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав (семь параграфов), заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования представлена целостная система разработки стратегии социально - экономического развития, а именно:
1) сформирована и структурирована правовая основа для разработки стратегии социально - экономического развития;
2) разработана стратегия социально - экономического развития городского округа Тольятти с использованием документов стратегического планирования.
Кроме того, в результате исследования получена матрица для разработки стратегии социально - экономического развития, включающая в себя:
• сформированный на основе документов стратегического планирования образ желаемого будущего;
• комплексный анализ социально - экономической ситуации;
• перечень возможных сценариев развития;
• миссия и приоритетные направления развития;
• цели и задачи муниципальной политики в сферах: экология, общественная безопасность, демография, здравоохранение, образование, культура, продовольственная безопасность, промышленная политика, развитие реального сектора экономики, производительность труда и поддержка занятости, жилье и городская среда, безопасные и качественные автомобильные дороги, магистральная инфраструктура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, развитие финансовой системы, развитие международной и межагломерационной кооперации и экспорта, развитие науки и технологий, развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры, развитие цифровой экономики, информационная безопасность;
• система целевых показателей в количественном и качественном измерениях;
• объем и структуру ресурсного обеспечения, этапы и механизмы реализации, план по реализации Стратегии;
• систему контроля и мониторинга, систему оценки результативности и эффективности реализации Стратегии.
В результате проведенного исследования можно заключить, что существующая система документов стратегического планирования является необходимой и достаточной для разработки стратегии социально - экономического развития и ее необходимо использовать в качестве основы для разработки стратегий городов.


1. Конституция Российской Федерации. - Москва : Проспект, 2018.- 32с.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172 «О стратегическом планировании в Российской федерации» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.09.2018 г.).
4. Федеральный закон от 31 декабря 2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.07.2018 г.).
5. Федеральный закон от 30 октября 2017 года № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 22.12.2017 г.).
6. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 02.07.2018 г.).
7. Указ президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 «Основы государственной культурной политики» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.07.2018 г.).
8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
9. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»// [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 11.08.2018 г.).
10. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 11.08.2018 г.).
11. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.03.2018 г.).
12. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы;
13. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.07.2017 г.).
14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 год №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2018 г.).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 25.08.2018 г.).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ