Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа психолога по профилактике детско-родительских конфликтов

Работа №80648

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Детско-родительские конфликты как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2. Направления деятельности психолога по профилактике детско-
родительских конфликтов 16
Выводы по I главе 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ 23
2.1. Цель и задачи экспериментальной работы 23
2.2. Реализация программы по профилактике детско-родительских
конфликтов 27
Выводы по II главе 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 39
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 46
Выводы по III главе 53
Заключение 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ

Среди наиболее актуальных проблем семейного воспитания особое место занимают проблемы психического и личностного развития ребенка.
Проблема детско-родительских конфликтов является чрезвычайно важной для исследования особенностей становления личности младшего школьника, поскольку на формирование младшего школьника зачастую негативное влияние оказывают неразрешённые детско-родительские конфликты, которые, как правило, принимают деструктивный характер.
О значимости проблемы профилактики детско-родительских конфликтов свидетельствуют исследования многих отечественных и зарубежных ученых: В. Н. Мясищев, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Я. Анцупов, Н.С. Белоусова, М.В. Быкова, А.А. Рояк, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, Б. Н. Жизневский, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, О. Е. Смирнова, А. С. Спиваковская, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, А. А. Шаяхметова, Д.Б. Эльконин, А.И. Шипилови др.
Анализ исследований показал, что конфликт обычно носит характер неблагоприятных взаимоотношений между родителями и ребенком, а психолого-педагогическая работа, как правило, направлена на подавление данных конфликтов. Для сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников в образовательном учреждении целенаправленно должна быть организована работа педагога-психолога по профилактике детско-родительских отношений. Однако необходимо отметить, что далеко не у каждого педагога-психолога получается осуществлять целостную психолого-педагогическую помощь, обычно их деятельность сводится к определенным направлениям работы.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью профилактики детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника и недостаточным вниманием педагога-психолога к этой проблеме.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования, которая определяется на следующих уровнях:
- на социальном уровне - тенденциями в развитии системы начального общего образования, связанными с необходимостью взаимодействия участников педагогического процесса по профилактике детско-родительских конфликтов;
- на научном уровне - ориентацией рабочих программ педагога- психолога по профилактике конфликтных ситуаций внутри семьи;
- на практическом уровне - недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога-психолога с родителями младших школьников по профилактике конфликтны ситуаций.
Необходимость устранения указанных противоречий обусловливает проблему, какого содержание программы деятельности педагога- психолога с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители- дети».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности рабочей программы педагога- психолога по профилактике детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника.
Объект исследования: процесс профилактики детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по профилактике детско-родительских конфликтов.
Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что, внедрение рабочей программы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители-дети», позволит снизить уровень конфликтности в семье младшего школьника.
Для проверки сформулированной гипотезы и достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен «детско-родительские конфликты» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать основные направления деятельности
психолога по профилактике детско-родительских конфликтов.
3. Экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога по профилактике детско- родительских конфликтов с семьей младшего школьника.
В целях достижения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы нами будут использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы по проблеме исследования),методы эмпирического исследования (анкетирование, тестирование), педагогический эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, в которых рассматриваются:
- основы применение личностно-ориентированного подхода в профилактике детско-родительских конфликтов с учетом личностных характеристик семьи младшего школьника (О. С. Газман, В. В. Сериков,
Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинскийи др.);
- особенности внутрисемейных отношений (А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, А.Е. Личко, А.И.Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.);
- психолого-педагогические исследования в области детско- родительских конфликтов(Ю. Б. Гиппенрейтер, О. В. Переломова, Р. В. Бортов, М. В. Быкова, Л. Г. Матвеева, А. Я. Анцупов, И.А. Логинова, О.Е. Смирноваи др.).
Организация и основные этапы исследования.
На первом этапе проводилось изучение литературы по педагогике, психологии, философии, диссертационные работы по проблеме профилактики детско-родительских конфликтов. На основании проведенного анализа сформировалась проблема исследования, кроме того были сформулированы методологические положения: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, а также был проведен констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе проводилась теоретико-экспериментальная работа, в ходе которой проверялись и конкретизировались ключевые понятия. Уточнялись теоретические положения исследования и пункты гипотезы. В рамках формирующего этапа эксперимента проведена апробация программы по профилактике детско-родительских конфликтов в семьях младших школьников. Проводился итоговый эксперимент, в котором осуществлялась математическая и статистическая обработка результатов исследования.
На третьем этапе проводилось обобщение и систематизация полученных данных исследования, уточнялись теоретико-практические выводы, осуществлялась публикация материалов с изложением основных научных достижений исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость результатов выполненного исследования заключается в обосновании содержания и методологической основы программы профилактики детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогом-психологом, социальным работником с целью профилактики детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника.
Структура квалификационной работы соответствует логике исследования и включает введение, три главы, выводы по каждой главе, таблиц, рисунков, заключение, библиографический список, приложение.
База исследования: исследование проводилось на базе образовательной организации г.Еманжелинска. В эксперименте приняли участие 54 семьи с детьми младшего школьного возраста. Возраст детей 9-10 лет.
Апробация исследования
Основные результаты исследования обсуждались на следующих семинарах и конференциях:
1. V Международная научно-практическая очная конференция педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019, г.Челябинск
2. XVII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы», апрель 2019, г.Челябинск
3. V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», декабрь 2018, г.Челябинск
4. XLVI Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования», июнь 2018, г.Новосибирск (Научное издательство «СибАК»)
Публикации результатов исследования:
1. «Теоретические аспекты работы психолога по профилактике детско-родительских конфликтов»
2. «Анализ результатов изучения детско-родительских конфликтов», январь 2019, научно-практический электронный журнал «Аллея науки»
3. «Программа деятельности психолога по профилактике детско- родительских конфликтов»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено проблеме изучения содержания деятельности педагога-психолога по профилактике детско- родительских конфликтов.
В ходе исследования, решая первую задачу, мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который позволил нам определить конфликт как отрицательное психическое состояние двух и более людей, вызванное противоречивостью взглядов и интересов сторон конфликта. По степени остроты конфликты делятся на: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда; по проблемно-деятельностному признаку на: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие и др.; по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты; по характеру возникновения на: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены объективными обстоятельствами), субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены человеком, группой, организацией).
Нами было установлено, что для семейного конфликта нет зависимости от временных рамок, он существует вне зависимости от территориального, национального и государственного аспекта и проявляется на всех уровнях: социально-экономическом, политическом, культурно-нравственном. Кроме того, семейный конфликт зависит от государственной идеологии, устоявшихся принципов и стереотипов в обществе, зачастую для семейных конфликтов характерны неоднозначные и неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах, в которых члены семьи не всегда четко и правильно осознают ситуацию и самих себя в данной ситуации.
Решая вторую задачу исследования, мы полагаем, что к основным видам работы психолога с семьей по разрешению детско-родительских конфликтов можно отнести следующие направления: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, семейная психотерапия. Кроме того, для профилактики и решения конфликтных ситуаций психологами были разработаны следующие модели: педагогическая; психологическая; социальная; диагностическая; медицинская и учебная модели. Для профилактики конфликтов в системе «родители-дети» можно применять следующие формы: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции. К методам профилактики можно отнести: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Решая третью задачу, нами была разработана программа по профилактике детско-родительских конфликтов в семье младшего школьника. Данная программа направлена на создание условий для формирования гармоничных отношений в семье младшего школьника, с целью исключения деструктивного разрешения семейных конфликтов. Разработанный нами комплекс состоял из 10 занятий, которые были направлены на создание благоприятного климата с учетом индивидуальных особенностей каждого участника и мотивацией их на предстоящую совместную деятельность.
Для проверки достоверности проведённого нами исследования были представлены результаты математической обработки (критерий Манна- Уитни). Использование данного критерия позволило выявить достоверность различий между полученными показателями. Полученное эмпирическое значение эмп= 9,5,икр (0,05) = 11, а так как 1/кр>^эмп, то мы принимаем первую гипотезу, различия в уровнях выборок можно считать существенными.



1. Агеева, Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Агеева. - Ульяновск:УлГТУ, 2012. - 200 с.
2. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов [Текст] / В.И. Андреев. - Москва: Народное образование, 1995. - 128 с.
3. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А. И. Антонов, В. М. Медков. - Москва : Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. - 304 с.
4. Анцупов, А.Я.Конфликтология: учебник для вузов [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Санкт-Петербург :Питер, 2013. - 512 с.
5. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н.С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 103-107.
6. Бережная, М. Некоторые подходы и приемы семейной психотерапии [Электронный ресурс] / М. Бережная // Школьный психолог. - 2000.-№37. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003706
7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Василькова. -Москва : Академия , 2011. - 160 с.
8. Варга, А. Я. Введение в системную семейную
психотерапию[Текст] /А.Я.Варга. - Москва :Когито-Центр, 2009. - 182 с.
9. Голод, С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ [Текст] / С.И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. -2003. -Том VI. -№ 2. - С. 106-119.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Чувства и конфликты [Текст] /Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва :Логосвос, 2014. - 159 с.
11. Грудцына, Л.Ю. Семейное право России [Текст] / учебник для вузов / под общей редакцией д.ю.н., проф. Петрова С.М. - Москва : ЗАО Юстицинформ, 2006. - 520 с.
12. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии [Текст] / С. Б. Давлетчина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. - 100 с.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В.А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2009. - 23 с.
14. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 400 с.
15. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских
неврозов [Текст] / А.И. Захаров. Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 672 с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / Учебное пособие. - Москва : Гардарики, 2005. - 320 с.
17. Коджаспиров, А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских
конфликтов в современной семье [Электронный ресурс] /
А. Ю. Коджаспиров // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №1. URL:
http: //psyj ournals.ru/files/59124/psyedu_ru_2013_1_Kodj aspirov.pdf
18. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] / Я. Л. Коломинский, Б.Н. Жизневский // Вопр. психологии. - 1990. - 2. - C. 35 - 42.
19. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М.И. Лисина. - Москва : Воронеж, 2005. - 156 с.
20. Методика работы социального педагога [Текст] / под. ред.А. В. Кузнецовой. - Москва : Идея-пресс, 2013. - 96 с.
21. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные
психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.
22. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Н.Н. Посысоев. - Москва : Инфра-М, 2017. - 486 с.
23. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Под ред.
Э. Г. Эйдемиллера. - Санкт-Петербург : Речь. - 2010. - 425 с.
24. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.- Москва : Просвещение, 2010. - 111 с.
25. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / учебно-методическое пособие по курсу / под общей редакцией В.С. Торохтий. - Москва, 2005. - 398 с.
26. Романчук, В.Э. Программа «Гармония» по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/material.html?mid=72921
27. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А.А. Рояк. - Москва : Педагогика, 1988. - 120 с.
28. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 3-14.
29. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. - Москва : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 464 с.
30. Старченко, А.Ю. Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/trening-vzaimodeystviya-roditeley-i-detey-uchimsya-ponimat-drug-druga-1052565.html
31. Степанов, С.С. Стили родительского воспитания [Электронный ресурс] -
Режим доступа:http://psy.1september.ru/article.php?ID=200000507
32. Судакова, В. К. Педагогическое просвещение родителей и формирование нравственных установок в семье[Текст] / В.К. Судакова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. - № 12(47). - Новосибирск: СибАК, 2014.
33. Тест-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] -
Режим доступа:http://evolkov.net/conflict/tests/conflict.strategies.Thomas-Kilmann.test.html
34. Технология социальной профилактики. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/710812/psihologiya/tehnologiya_sotsialnoy_profilaktiki_de tey_podrostkov_gruppy_riska
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
37. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Б.И. Хасан. - Москва : Изд-во Юрайт, 2018. - 204 с.
38. Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий [Текст] /Б.Хеллингер. - Москва : Институт Психотерапии, 2012. - 400 с.
39. Целуйко, В.М. Психология современной семьи [Текст] / В. М. Целуйко. - Москва : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Шакирова, Д.М. Социальный конфликт и стратегии конфликтного поведения в современных школах: Автореф. дис. канд. соц.наук. - Саранск, 2018. - 30 с.
41. Шаяхметова, А.А. Некоторые приемы решения детско- родительских конфликтов [Текст] / А.А. Шаяхметова, Г.И. Сакенова // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 6-3 (15). - С. 134-137.
42. Шишковец, Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов [Текст] / Т. Шишковец. - Москва : МарТ, 2015. - 209 с.
43. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - Санкт-Петербург :Питер, 2015. - 656 с.
44. Ярахмедова, Г. Н. Особенности семейных конфликтов в молодой семье [Электронный ресурс] / Г.Н. Ярахмедова, А.М. Газиева. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»-2015. URL: https://www.scienceforum.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ