Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации 7
1.1 Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе 7
1.2 Виды, типы и формы контроля учебной деятельности в системе среднего
профессионального образования 16
1.3 Специфика применения тестовых заданий в процессе изучения
экономических дисциплин в ПОО 29
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Практика разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 43
2.1 Анализ применения тестовых заданий в процессе преподавания
дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 43
2.2 Рекомендации по разработке тестовых заданий по дисциплине
«Бухгалтерский учет и налогообложение» 45
2.3 План-конспект занятия с применением метода решения тестовых заданий
по теме «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)» 56
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации 7
1.1 Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе 7
1.2 Виды, типы и формы контроля учебной деятельности в системе среднего
профессионального образования 16
1.3 Специфика применения тестовых заданий в процессе изучения
экономических дисциплин в ПОО 29
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Практика разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 43
2.1 Анализ применения тестовых заданий в процессе преподавания
дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 43
2.2 Рекомендации по разработке тестовых заданий по дисциплине
«Бухгалтерский учет и налогообложение» 45
2.3 План-конспект занятия с применением метода решения тестовых заданий
по теме «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)» 56
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Актуальность исследования: согласно концепции государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одной из ключевых задач модернизации российского образования является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. В связи с этим актуальной будет проблема разработки научно-обоснованных методов контроля качества образования обучающихся. Получение качественной объективной оценки связано сегодня с развитием науки о тестах.
В последние годы в образовательных организациях России значительно вырос интерес к тестированию в качестве одной из наиболее перспективных способов контроля и оценки качества знаний обучающихся. Начиная с 1996 года, активно развивается централизованная система тестирования студентов. Так же, вступительные экзамены в высшие учебные заведения последнее время проводятся в форме тестовых заданий. В свою очередь, вопросы, касающиеся тестирования неимоверно разрабатываются и активно обсуждаются в научно-методической литературе. Различные центры тестирования ежегодно проводят всероссийские научно-методические конференции по вопросам оптимизации тестовых заданий. С каждым годом увеличивается число пособий, методик, адресованных педагогам и студентам и предназначенных для систематического контроля и самоконтроля знаний обучающихся.
Безусловно, положительные черты данной формы контроля знаний и умений известны как педагогам, так и обучающимся. Во-первых, тестовые задания обладают достаточно высокой объективностью. Все тестируемые располагаются в равных условиях и какие-либо отношения между отдельно взятым обучающимся и преподавателем (испытателем) не влияют на конечный результат. Во-вторых, присутствует возможность количественного анализа результатов. И в-третьих, небезызвестная технологичность тестовых заданий. Данная черта обусловлена использованием компьютерных средств, что приводит к расширению возможностей.
Тестирование, как и большинство технологий, основанных на достижениях науки, требует достаточно серьезной подготовки со стороны разработчиков. Прежде всего, необходимо теоретическое изучение и овладение четкими правилами. Тестовые задания, разработанные без учета специфики материала и не прошедшие этапа апробации, приведут к ошибочным результатам, а их использование послужит скорее шагом назад в области контроля знаний студентов.
Все вышеописанное обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования выпускной квалификационной работы: «Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования: процесс изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: разработка рекомендаций тестовых заданий по дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин;
2. Проанализировать специфику применения тестовых заданий в процессе обучения в ПОУ «Челябинский юридический колледж»;
3. Разработать тестовые задания по разделу II «Налоги и сборы, взимаемые с физических и юридических лиц» дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение».
4. Разработать план-конспект занятия с применением метода решения тестовых заданий по теме «Налог на доходы физических лиц».
Теоретико-методологической базой выступили фундаментальные и прикладные разработки зарубежных и отечественных исследователей в области педагогической диагностики, теории и практики создания тестов для системы образования, управления процессом усвоения знаний. Данные вопросы имели обширное распространение в работах Аванесова В.С., Беспалько В.П., Майорова А.Н, Талызиной Н.Ф., Челышковой М.Б., Перверзева В.Ю. и других специалистов в области тестирования.
Практическая значимость заключается в возможности применения, разработанных тестовых заданий в процессе преподавания экономических дисциплин, педагогами профессионального обучения .
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
- эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; комплексная диагностика с использованием анкетирования, тестирования; включенное наблюдение учебной деятельности студентов в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов творческой деятельности студентов; беседа; эксперимент; анализ, обобщение, систематизация, синтез результатов эксперимента; методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов).
База исследования: Профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж», адрес: 454112, г. Челябинск, проспект Победы, 290.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка литературы. Первая глава раскрывает теоретические основы проблемы разработки и применения тестовых заданий. Вторая глава включает анализ применения тестовых заданий в процессе обучения; разработку тестовых заданий на примере экономической дисциплины.
В последние годы в образовательных организациях России значительно вырос интерес к тестированию в качестве одной из наиболее перспективных способов контроля и оценки качества знаний обучающихся. Начиная с 1996 года, активно развивается централизованная система тестирования студентов. Так же, вступительные экзамены в высшие учебные заведения последнее время проводятся в форме тестовых заданий. В свою очередь, вопросы, касающиеся тестирования неимоверно разрабатываются и активно обсуждаются в научно-методической литературе. Различные центры тестирования ежегодно проводят всероссийские научно-методические конференции по вопросам оптимизации тестовых заданий. С каждым годом увеличивается число пособий, методик, адресованных педагогам и студентам и предназначенных для систематического контроля и самоконтроля знаний обучающихся.
Безусловно, положительные черты данной формы контроля знаний и умений известны как педагогам, так и обучающимся. Во-первых, тестовые задания обладают достаточно высокой объективностью. Все тестируемые располагаются в равных условиях и какие-либо отношения между отдельно взятым обучающимся и преподавателем (испытателем) не влияют на конечный результат. Во-вторых, присутствует возможность количественного анализа результатов. И в-третьих, небезызвестная технологичность тестовых заданий. Данная черта обусловлена использованием компьютерных средств, что приводит к расширению возможностей.
Тестирование, как и большинство технологий, основанных на достижениях науки, требует достаточно серьезной подготовки со стороны разработчиков. Прежде всего, необходимо теоретическое изучение и овладение четкими правилами. Тестовые задания, разработанные без учета специфики материала и не прошедшие этапа апробации, приведут к ошибочным результатам, а их использование послужит скорее шагом назад в области контроля знаний студентов.
Все вышеописанное обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования выпускной квалификационной работы: «Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования: процесс изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: разработка рекомендаций тестовых заданий по дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин;
2. Проанализировать специфику применения тестовых заданий в процессе обучения в ПОУ «Челябинский юридический колледж»;
3. Разработать тестовые задания по разделу II «Налоги и сборы, взимаемые с физических и юридических лиц» дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение».
4. Разработать план-конспект занятия с применением метода решения тестовых заданий по теме «Налог на доходы физических лиц».
Теоретико-методологической базой выступили фундаментальные и прикладные разработки зарубежных и отечественных исследователей в области педагогической диагностики, теории и практики создания тестов для системы образования, управления процессом усвоения знаний. Данные вопросы имели обширное распространение в работах Аванесова В.С., Беспалько В.П., Майорова А.Н, Талызиной Н.Ф., Челышковой М.Б., Перверзева В.Ю. и других специалистов в области тестирования.
Практическая значимость заключается в возможности применения, разработанных тестовых заданий в процессе преподавания экономических дисциплин, педагогами профессионального обучения .
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
- эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; комплексная диагностика с использованием анкетирования, тестирования; включенное наблюдение учебной деятельности студентов в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов творческой деятельности студентов; беседа; эксперимент; анализ, обобщение, систематизация, синтез результатов эксперимента; методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов).
База исследования: Профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж», адрес: 454112, г. Челябинск, проспект Победы, 290.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения и списка литературы. Первая глава раскрывает теоретические основы проблемы разработки и применения тестовых заданий. Вторая глава включает анализ применения тестовых заданий в процессе обучения; разработку тестовых заданий на примере экономической дисциплины.
Подводя итог проделанной работы, стоит отметить, что наиболее эффективным средством измерения, обеспечивающим объективность и сопоставимость оценок учеников в процессе контроля, являются педагогические тесты, использование которых способствует эффективной реализации всех функций контроля, а так же отвечает основным его принципам. При формулировании понятийного аппарата необходимо классифицировать виды тестов, чтобы привести вводимые определения в соответствие с различными видами тестов и целями их создания. Мы классифицировали тестовые задания исходя из принципа интерпретации результата на критериально-ориентированные и нормативно - ориентированные; по содержанию выделили традиционные и нетрадиционные тесты; по форме заданий разделили на тесты открытой формы и закрытой формы.
Мы выяснили, что педагогические тесты можно использовать для входного, текущего и итогового контроля при оценке результатов осуществленного учебного процесса, а профессионально разработанные тесты обеспечивают представление об истинных баллах обучающихся, определяемых с помощью специальных методов по наблюдаемым результатам выполнения теста. Так же, узнали, что процесс конструирования теста включает ряд этапов, выполнение которых обязательно, а исключение любого этапа ведет к неизбежной потере качества теста. Нам удалось раскрыть сущность требований, предъявляемых к разработке тестовых заданий, основными из которых явились надежность и валидность. Научно обоснованный отбор содержания является важнейшей предпосылкой достижения высокого качества педагогического теста. Процесс научного обоснования предполагает планирование содержания теста.
Во второй главе настоящего исследования был осуществлен анализ применения тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж», разработан тест по разделу II «Налоги и сборы, взимаемые с физических лиц», а также представлен план-конспект практического занятия по теме «Налоги на имущество физических лиц» с применением метода решения тестовых заданий.
Проанализировав содержание дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение», представленное в рабочей программе, план самостоятельной работы студентов по указанной дисциплине, а также оценочные средства контроля формируемых компетенций, мы пришли к выводу, что решение тестовых заданий, как метода обучения и контроля знаний применяется не в полной мере (только в процессе изучения первого раздела дисциплины), что, на наш взгляд, не может способствовать достижению целей и задач указанной дисциплины.
Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» нами были разработаны тестовые задания, при описании которых выделен верный ответ, представлена интерпретация верного ответа и источник информации.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, а задачи реализованы в полной мере
Мы выяснили, что педагогические тесты можно использовать для входного, текущего и итогового контроля при оценке результатов осуществленного учебного процесса, а профессионально разработанные тесты обеспечивают представление об истинных баллах обучающихся, определяемых с помощью специальных методов по наблюдаемым результатам выполнения теста. Так же, узнали, что процесс конструирования теста включает ряд этапов, выполнение которых обязательно, а исключение любого этапа ведет к неизбежной потере качества теста. Нам удалось раскрыть сущность требований, предъявляемых к разработке тестовых заданий, основными из которых явились надежность и валидность. Научно обоснованный отбор содержания является важнейшей предпосылкой достижения высокого качества педагогического теста. Процесс научного обоснования предполагает планирование содержания теста.
Во второй главе настоящего исследования был осуществлен анализ применения тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» в ПОУ «Челябинский юридический колледж», разработан тест по разделу II «Налоги и сборы, взимаемые с физических лиц», а также представлен план-конспект практического занятия по теме «Налоги на имущество физических лиц» с применением метода решения тестовых заданий.
Проанализировав содержание дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение», представленное в рабочей программе, план самостоятельной работы студентов по указанной дисциплине, а также оценочные средства контроля формируемых компетенций, мы пришли к выводу, что решение тестовых заданий, как метода обучения и контроля знаний применяется не в полной мере (только в процессе изучения первого раздела дисциплины), что, на наш взгляд, не может способствовать достижению целей и задач указанной дисциплины.
Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» нами были разработаны тестовые задания, при описании которых выделен верный ответ, представлена интерпретация верного ответа и источник информации.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, а задачи реализованы в полной мере
Подобные работы
- Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методики реализации практических задач в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛ1 НЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Методика контроля системы экономических знаний в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование и разработка оценочных средств самостоятельной работы студентов (на примере ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Формирование фонда оценочных средств по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Разработка оценочных средств для текущего контроля по экономическим дисциплинам в профессиональной образовательной организации (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025



