Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №80621

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 7
1.1. Психологическая характеристика детей 6-7летнего возраста.. ..7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению 10
Выводы по 1 главе 19
Глава II. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 20
2.1. Организация опытной работы 20
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего
опытного исследования 24
Глава III. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
3.1. Программа формирование готовности к школе 31
3.2 Анализ эффективности коррекционной работы 48
Заключение 56
Библиографический список 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

В наше время проблемы готовности детей к школе требует к себе особого внимания. Возраст, когда ребенок уже собирается в школу имеет массу изменений, не только внешние, но прежде всего внутренние, которые дают понять как родителям, так и психологу свою индивидуальность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой [ 6 ст 8].
Актуальность: успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку [10ст4 ]. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. 13 стр 90].
Школьное обучение - одна из самых важных ступеней в жизни каждого ребенка, в мир новых знаний, правил и обязанностей, сложных и разных отношений со взрослыми и сверстниками. У ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. [25 стр 70].
Вполне понятна озабоченность, которую проявляют взрослые при приближающемся поступлении в школу. Исследования нам показывают, что 40% детей которые поступают первый класс неготовыми к школьному обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие качества как : социальная, психологическая, эмоционально - волевая. [27 стр 7].
Благоприятное обучение ребенка в школе можно осуществить на основе определенного уровня готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую подготовку[21 стр12]. Для успешного обучения в школе необходим высокий уровень развития ребенка, и наличия у него характерных мотивов, умственной активности, любопытства и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных материалов.[40стр36].
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается большой интерес к проблеме перехода ребенка от дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятием готовности к школьному обучению [37стр41]. Самое важно, чтобы ребёнок поступает в школу физически готовый к ней. Психологическая готовность тоже не мало важна и определяется той системой требований, которая ребёнку предъявляет школа. Как показывают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), когда изменяется социальная позиция ребёнка в обществе, а также специфика учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [29стр32]. Содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и пополняется. Высокий уровень современной науки и техники, развитие нашего общества говорят о изменениях содержания и методов школьного обучения [44стр63].
Многие кто занимался проблемой говорят, что высокая степень психической готовности, обычно, дают успешную адаптацию ребенка к школе, но и не гарантируют, что в начальных классах у ребенка не возникнет проблем [52стр9]. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей, ребята начинают относиться к обучению безрассудно, у детей не развиваются такие качества личности, как упорство, дети теряют к школе интерес [3стр65].
Но возможен и иной. Ребенок обучается в несчастливых условиях и к моменту поступления в школу показывает низкие показатели психологической готовности. Но если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учебный процесс , приучается сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся трудности и восполняет недостатки своего дошкольного развития [34стр45].
В благоприятных условиях при систематическом подходе, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно вырасти в психическом развитии [41стр73].
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что под психологической готовностью к обучению в школе мы понимаем достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [46стр38].
Поскольку тема моего диплома затрагивает психологический точку зрения, психологической готовности детей к школе, следует выделить , что вопрос исследования развития психологической сферы в дошкольном возрасте и ее роли в психологической готовности детей к школе остаётся значимой для педагогической психологии [5 стр51].
Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к школе.
Предмет исследования: формирование психологической готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать особенность психологической готовности ребёнка к школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению;
2. Провести диагностику психологической готовности ребёнка к школьному обучению, проанализировать результаты.
3. Подобрать и реализовать коррекционно-развивающую программу.
4. Проанализировать эффективности коррекционной работы.
Гипотеза исследования: если своевременно провести диагностику и развитие психологической готовности детей к школе, это значительно повысит их уровень адаптации к школе и способность обучаться.
Методологическую платформу составили исследования работы отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали основные определения психологической готовности ребенка к школе (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Коневой О.Б.,).
База исследования: Муниципального бюджетного дошкольное учреждения «Детский сад №14 г.Чебаркуль.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Следовательно по результатам исследования, мы получили подтверждение нашей гипотезе. Ребёнок который поступает в школу должен быть готовым ней.
Зачастую ребенок, имеющий высокий уровень развитие, трудно адаптируется к школе, ребёнок при первой же неудаче отказывается ходить в школу. Программы подготовки ребенка к школе в детском учреждении направлены в основном на развитие умственной готовности.
Наверно каждый родитель хочет, чтобы у него ребенок был успешным, учился на отлично, с удовольствием ходил в школу и с радостью занимался. Но это возможно только при хорошей сформированности готовности ребенка к школе.
В результате проведенного нами исследования выяснилось, что результаты в группе которую мы исследовали можно сказать следующее, что группа готова к обучению в школе. По результатам диагностики Методика «Два дома», Последовательность событий (А.Н Барштейн ) Методика «Кактус» (Панфилова М.А).
Анализ полученных данных: дошкольники с высоким уровнем психологической готовности (42,8%), дошкольников с выше среднего (19%), дошкольники со средним уровнем подготовленности (38%), с уровнем ниже среднего (4,7%), и с низким уровнем психологической готовности (9,5%).
Родители и педагоги проинформированы о результатах, что были выявлены слабые уровни развития, на основе этого мы получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка, что бы родители дома работали над данной проблемой. Разработанные рекомендации помогут родителям помогут сформировать у детей, те недочёты которые есть у ребёнка, и подготовит его к поступлению в школу.



1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. [Текст] / М., 1972 - 48 с.
2. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. [Текст] / СПб, 2002.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [Текст] / Л., 2000.
4. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в
контексте проблемы адаптации «Начальная школа» [Текст] / 1999 № 1 61¬63 с.
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. [Текст] / 1983 - 180с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [Текст] / Л., 2000.
7. Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной серы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». [Текст] / 1972 г.
8. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. [Текст] / — 1969. — № 2. — С. 25-38.
9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. [Текст] / 1994 - 189 с.
10. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. [Текст] / М., 1998.
11. Битянова М.Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. [Текст] / М., 2005.
12. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст] / М., 1998.
13. Брунер Дж. Психология познания. [Текст] / М., 1997.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. [Текст] / Киев, 2001.
15. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., [Текст] / 1987 - 93с.
16. Валлон А. Психическое развитие ребенка[Текст] / А. Валлон. — СПб.: Питер, 2001.208 с.
17. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» [Текст] / М. 1994 - 189 с.
18 . Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» [Текст] / 1970 - 289 с.
19. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.
20. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс» [Текст] /, 2002. - 1008 с.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., [Текст] / 1991.
22. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2004.-144с.
23. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. [Текст] / 1995 - 289 с.
24. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., [Текст] / 1999, С. 78-86.
25. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому
психологу. [Текст] / Издательство «Питер», 2007 г.
26. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Психологическое образование. - М., [Текст] / 2008
27. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., [Текст] / 1994, С. 160-163.
28. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. [Текст] / 1987 - 235 с.
29. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., [Текст] / 2001.
30. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. [Текст] / 1994 - 189 с.
31. Дьяченко О.М. Дети в школу собирайтесь. Пособие для педагогов
и родителей. М., [Текст] / 2008
32. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие / М.В. Ермолаева. — М.: МПСИ, МОДЭК, [Текст] / 2002. — 167с.
33. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. [Текст] / 1992 - 16с.
34.Захарова О.Л. Социально - психологическая адаптация первокласснико - Курган, [Текст] / 2005. - 42 с.
35.Загвоздкин В.К. Готовность к школе. Методическое пособие для родителей. [Текст] / СПб., 2011
36. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. [Текст] / 980 - с. 250-257
37. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., [Текст] / 2003.
38. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
39. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, [Текст] / 1998 - 136 с.
40. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., [Текст] / 1991 - 145 с.
41. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
42. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., [Текст] / 1976 - 190 с.
43. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., [Текст] / 1998 -
488
44. Мухина В. С. «Детская психология», М. [Текст] / 1985 - 315 с.
45. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. [Текст] / 1994 - 189 с.
46. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М., [Текст] / 2002 г. - с. 132.
47.Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. [Текст] / 1999 - 261 с.
48.Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
49 . «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего
возраста» под ред. Д. П. Эльконина, А. Л. Вангера, М. [Текст] / 1988 - 189 с.
50. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. - М.: Издательство «Учитель», 2006.
51. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. [Текст] / 1978 - 291 с.
52. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. [Текст] / 1978 - 291 с.
53. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под
редакцией И. В. Дубровиной, М. [Текст] / 1998 - 225 с.
54. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. [Текст] / 1999 -
кн. 1, 205 с.
55. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. [Текст] / 1999 - кн. 1, 214 с.
56. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании[Текст] /. М., 2008
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., [Текст] / 1946.
58. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.
[Текст] / 1999 (с 31 - 65).
59. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения
и коррекционные программы», М. [Текст] / 1993 - 215 с.
60. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь»,
«Школьный психолог», [Текст] / 1999, № 23 - с 51 - 63.
61. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. - М.: Эксмо, 2007.-160с.
62. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. - М.: Эксмо, 2007. - 72с.
63. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. - М.: Эксмо, 2007. - 64с.
64. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе - беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. [Текст] / 2006. - № 4. - С. 65 - 69.
66. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
67. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А.,
Виноградова А. М., [Текст] / М. 1999 - 178 с.
68. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.
В., Зацепин В. В., М., [Текст] / 1999 253 с.
79. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Т омск, [Т екст]/1992-94с.
70. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., [Текст] / 1978 - 301 с.
71. Эльконин Д. Б. Венгер Л. А. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». М. [Текст] / 1988


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ