ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности межличностных отношений младших подростков
1.3 Модель формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Этапы, методы, методики исследования стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
стратегий межличностных отношений младших подростков в
условиях образовательной организации
Глава 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Программа формирования конструктивных стратегий
межличностных отношений младших подростков
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента
3.3 Технологическая карта внедрения результатов исследования формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблема формирования конструктивных стратегий межличностных отношений является одной из важнейших проблем общества. Особенно актуальна эта проблема в подростковом возрасте, так как подростковый возраст - это возраст, когда закладывается основа межличностных отношений, определяющая на всем жизненном пути поведение человека во всех его отношениях с окружающими людьми, содержанием которого выступает общение, являющееся средством обмена информацией и оказывающее большое влияние на развитие личности подростков. В результате этого происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества, подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. По этой причине так важно развитие межличностных отношений, нахождение близких друзей, на которых можно положиться в любой ситуации и которые всегда смогут понять. Помимо этого, в данном возрасте активизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, развивающиеся в процессе общения подростка с людьми. Тем самым, ведущим видом деятельности подростка является общение, которое играет существенную роль в становлении и развитии самосознания, когда правильный образ «я» формируется у подростка лишь при условии, когда окружающие его люди в этом искренне проявляют заинтересованность, когда он принят другими и имеет позитивные оценки.
В современном обществе происходит увеличение таких негативных социальных явлений, как преступность, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение молодежи, а подростки, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений, обладают такими схожими особенностями, как трудности в общении со сверстниками, неуживчивость, вспыльчивость, грубость, замкнутость, их отличает жадность и зазнайство, навязчивость и неряшливость. Для младшего подростка наиболее актуальным приходится групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников, так как степень «включенности» в группу определяется стилем межличностного взаимодействия и направленностью личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В связи с вышеизложенным возрастная задача развития межличностного взаимодействия на основе конструктивных стратегий становится для младшего подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку период подросткового возраста является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Проблема формирования стратегий межличностных отношений младших подростков является многоаспектной, она достаточно успешно изучалась и изучается в психолого-педагогической науке. Эта проблема нашла свое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, к отечественным авторам, которые разрабатывали проблему межличностных отношений, можно отнести Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Г.Г. Голубева, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна и т.д. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, Г. Хаймана, Г. Келли и др.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность практического аспекта, в частности, отсутствие целенаправленной работы по развитию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в образовательных организациях, обусловили выбор темы исследования: «Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать модель формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации.
Объект исследования - межличностные отношения младших подростков.
Предмет исследования - формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков 12-13 лет в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования: формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков будет успешным на основе разработанной нами программы, включающей комплекс психотехнических игр и упражнений, направленных на развитие у младших подростков коммуникативных навыков общения в коллективе, повышение их уровня общительности, а также предполагающей развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений младших подростков.
3. Теоретически обосновать модель формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков.
4. Описать этапы, методы и методики исследования стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации.
6. Разработать и реализовать программу формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, опрос (опросник «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, «Социометрия» Дж.Л. Морено), тестирование (тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К.Н. Томаса).
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Экспериментальная база исследования - МБОУ «СОШ №115 г. Челябинска», учащиеся 7 класса в количестве 18 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
1) выступления на ежегодной 55-й научно-практической конференции по итогам научной и инновационной деятельности научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ. Секция: Актуальные проблемы психологии формирования и развития личности (6 февраля 2019 г., г. Челябинск). Тема: «Исследование стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации»;
2) участия в международной научно-методической заочной конференции «Проблемы управления качеством образования. Поколение будущего». Тема: «Исследование межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации» (29-31 июля, г. Санкт- Петербург);
3) публикации научной статьи:
Арапова, О. В. Исследование межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации [Текст] / О. В. Арапова / Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». - Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацразвитие», 2019. - С. 151¬156.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников (90 источников) и приложения. Основной текст изложен на 80 страницах.
Проблема исследования стратегий межличностных отношений является одной из важнейших проблем общества, широко обсуждаемой в научной литературе и практике. Как уже указывалось во введении выпускной квалификационной работы, данная проблема отражена в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, Я.Л. Морено, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна и др., уделяющие внимание подростковому возрасту, как возрасту, когда закладывается основа межличностных отношений, определяющая на всем жизненном пути поведение человека во всех его отношениях с окружающими людьми, содержанием которого выступает общение, являющееся средством обмена информацией и оказывающее большое влияние на развитие личности подростков. В результате этого происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества, подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. По этой причине так важно развитие межличностных отношений, нахождение близких друзей, на которых можно положиться в любой ситуации и которые всегда смогут понять.
Рассматриваемая проблема исследования остается по-прежнему актуальной ввиду недостаточной разработанности ее практического аспекта, в частности, отсутствия целенаправленной работы по развитию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в образовательных организациях.
В связи с этим нами были поставлены задачи, одной из которых является определение понятия «межличностные отношения». Проанализировав научную литературу, нами определено понятие «межличностные отношения» как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Для решения следующей задачи мы рассмотрели возрастные особенности межличностных отношений младших подростков, к которым относятся: стремление младшего подростка утвердиться в позиции взрослого, чувствовать себя уверенным, повышенная активность, действенность, преобладание доминирования направленности личности на себя или на других. Межличностные отношения младших подростков имеют следующую специфику: реакция эмансипации; реакция группирования со сверстниками; реакция увлечения (хобби); возникновение чувства взрослости; развитие самосознания; превращение общения со сверстниками в ведущий вид деятельности; потребностью в аффиляции и автономии в группе; расширение социальных контактов; критическое отношение к дружбе; повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.
Не менее важной задачей была разработка дерева целей и модели по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации. В дереве целей была определена генеральная цель - теоретически обосновать и апробировать модель формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации. Модель - это иерархия целей, необходимая для достижения главного результата - повышения уровня сформированности конструктивных стратегий у младших подростков, и, состоящая из шести блоков: целевой, теоретический, диагностический, формирующий, аналитический, результативный.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №115 г. Челябинска». В данном исследовании принимали участие учащиеся 7 класса в составе 18 человек.
Исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап. В работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические - анализ литературы по проблеме исследования,
синтез, сравнение, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, опрос, тестирование. Методики исследования: опросник «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского; «Социометрия» Я. Морено, тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К.Н. Томаса.
3. Метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
На основании констатирующего эксперимента было выявлено, что младшие подростки характеризовались общительностью, у них отмечалось желание взаимодействовать со сверстниками, у большинства из них отмечался статус «предпочитаемые», что свидетельствовало о благоприятных взаимоотношениях со сверстниками. Вместе с тем следует отметить, что среди младших подростков преобладали необщительные и замкнутые, а также пренебрегаемые и отвергнутые. В связи с этим посчитали важным проведение формирующей работы с младшими подростками с низким социометрическим статусом и не умеющих взаимодействовать со сверстниками. Для этого нами была разработана программа по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков.
Программа по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков имела следующую цель: формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков; задачи: развитие у младших подростков коммуникативных навыков общения в коллективе; повышение уровня общительности у младших подростков в коллективе; развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Для проверки эффективности программы по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков были повторно проведены все три методики.
В ходе проведения повторного исследования по методике «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского можно сделать вывод о том, что в данном классе после проведения программы формирования конструктивных 70
стратегий межличностных отношений большинство младших подростков, имевшие уровень общительности - любопытство, разговорчивость сократилось на 17 % в пользу человек «рубаха-парень» (33 %, 6 человек) и нормальная коммуникабельность (33 %, 6 человек). Младшие подростки охотно слушали собеседников, были терпеливыми в общении с другими, отстаивали свою точку зрения без вспыльчивости, принимали участие во всех дискуссиях. Категория «замкнутость, неразговорчивость» осталась на прежнем уровне - 6 % (1 человек).
В ходе проведения методики «Социометрия» Дж. Морено были получены следующие результаты: статус «звезды» до и после формирующего эксперимента остался на прежнем уровне - 11 %, что составляет 2 человека. Младшие подростки данной группы имеют наибольшее число положительных выборов по всем категориям вопросов, а именно, учеба, досуг. Ребята продолжали прислушиваться к мнениям «звезд», в возникающих ситуациях принимали их сторону, считая их ответственными и надежными.
На 11 % (на 2 человека) повысился такой статус, как «предпочитаемые». Данная категория младших подростков получила достаточное количество положительных выборов (более 4-х) по категории «досуг». Статус «отвергнутые» сократился 11 % в пользу «непринятые» (17%, 3 человека) и «принятые» (38%, 7 человек). Младшие подростки категории «отвергнутые» получили наименьшее число положительных выборов. В их ответах прослеживались симпатии и антипатии к своим сверстникам, но их имена отсутствовали в ответах всех опрашиваемых.
Последняя методика - «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К.Н. Томаса показала, что после формирующего эксперимента стратегии поведения в конфликтных отношениях стали примерно одинаковыми, когда как на констатирующем этапе преобладали такие стратегии, как соперничество и приспособление. Произошло повышение по тактике сотрудничество на 3 человека (22 %). Сократилось число младших подростков в категории соперничество на 11 % и приспособление на 16 %.
С целью проверки гипотезы исследования была проведена математическая обработка результатов по Т - критерию Вилкоксона. Значения, полученные в результате проведения методик на этапе констатирующего эксперимента и результаты на этапе формирующего эксперимента, изменились сдвигом в типичном направлении в область значимых значений. Таким образом, основная гипотеза исследования: предполагаем, что формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков будет успешным на основе разработанной нами программы, включающей комплекс психотехнических игр и упражнений, направленных на развитие у младших подростков коммуникативных навыков общения в коллективе, повышение их уровня общительности, а также предполагающей развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации, доказана.
Из результатов полученных данных можно сделать вывод, что разработанная программа формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков, является эффективной.
Также нами была разработана технологическая карта внедрения результатов исследования формирования конструктивных стратегий межличностных отношений, составлены практические рекомендации для повышения эффективности межличностных отношений младших подростков, повышения статуса в группе, развития коммуникативных навыков и качеств, установления тесных дружеских связей и дальнейшего сплочения коллектива младших подростков, развития навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования. На основании вышеизложенного можно констатировать, что поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Важно отметить, что проведенное магистерское исследование не исчерпывает возможностей выбранного подхода к формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков. В дальнейшем планируем провести работу в таком направлении, как обоснование и реализация психолого-педагогических условий формирования конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков.
1. Адриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Адриенко. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 264 с.
2. Алонцева, А. И. Формирование конструктивных стратегий
совладающего поведения обусловливающих самоосуществление
выпускников средней школы [Текст] / дис. ... канд. псих. наук. - Кемерово,
2013.- 254 с.
3. Альбуханова-Славская, К. А. Детство. Юность. Молодость [Текст] / К. А. Альбуханова-Славская. - Москва : МПСИ, 2010. - 224 с.
4. Аминов, У. К. Влияние стиля педагогического общения на
межличностные отношения подростков [Электронный ресурс] / У. К. Аминов, Д. К. Аминова // Современные проблемы психолого¬педагогического образования. - 2016. - С.155-162. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27347089 (дата обращения: 13.01.18).
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 288 с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект-Пресс, 2010. - 376 с.
7. Аникеев, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеев. - Москва : Просвещение, 2013. - 319 с.
8. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Текст] / И. С. Арон // Конфликтология. - 2013. - № 2. - С. 168-175.
9. Баранова, О. Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности [Текст] / О. Г. Баранова // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 566-569.
10. Барышникова, Е. В. Методика преподавания психологии [Текст] / Е. В. Барышникова. - Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 172 с.
11. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком [Текст] /
А. А. Бодалев. - Санкт-Петербург : ЛГУ, 2008. - 241 с.
12. Варшавская, Н. Е. Роль семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников [Текст] / Н. Е. Варшавская // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 4. - С. 231-233.
13. Варфоломеева, Е. П. Особенности возникновения конфликтов в
межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения [Электронный ресурс] / Е. П. Варфоломеева // Российский научный журнал. - 2014. - №5. - С. 195-199. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22705239_(дата обращения: 13.01.18).
14. Варфоломеева, Е. П. Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Е. П. Варфоломеева // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 31-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23088570(дата обращения: 15.01.18).
15. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] / Б. С. Волков. - Москва : Педагогическое общество России, 2011. - 160 с.
16. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста [Текст] / Б. С. Волков. - Москва : КноРус, 2016. - 266 с.
17. Герцог, Г. А. Основы научного исследования: методология, методика, практика [Текст] / учеб. пособие / Г. А. Герцог. - Челябинск : Изд- во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2013. - 270 с.
18. Голованова, Е. Г. Некоторые особенности гармонизации межличностных отношений у часто болеющих детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. Г. Голованова, В. А. Озерова // Актуальные проблемы общества, науки, образования: современное состояние и перспективы развития. - М. : Берлин: Директ-Медиа. - 2014. - С. 91-96. URL:https://books.google.ш_(дата обращения: 15.01.18).
19. Голубев, Г. Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе [Текст] / Г. Г. Голубев. - Москва : Высшая школа, 2013. - 128 с.
20. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум [Текст] / учеб. пособие для бакалавров / Д. С. Горбатов. - Москва : Юрайт, 2013. - 307 с.
21. Гребенникова, Е. В. Уровень одиночества и межличностные отношения подростков [Текст] / Е. В. Гребенникова // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. - 2013. - С. 134-136.
22. Гревцов, А. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание [Текст] / А. Гревцов. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 416 с.
23. Дереча, И. И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи [Текст] / И. И. Дереча // В мире научных открытий. - 2015. - № 5.2. - С. 707-719.
24. Долгова, В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] / монография / В. И. Долгова. - Москва : КДУ, 2009. - 228 с.
25. Долгова, В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностного взаимодействия младших подростков: программа и результаты [Электронный ресурс] / В. И. Долгова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. -2017. - № 2. - С. 90-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29344113 (дата обращения: 16.01.18).
26. Долгова, В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков [Текст] / В. И. Долгова. - Челябинск : АТОСКО, 2010. - 112 с.
27. Долгова, В. И. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков [Текст] / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец. - Челябинск : АТОСКО, 2010. - 111 с.
28. Долгова, В. И. Регламент аттестационных материалов [Текст] /
В. И. Долгова, Л. В. Иванова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск : Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2015. - 132 с.
29. Долгова, В. И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева. - Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2010. - 183 с.
30. Долгова, В. И. Исследование эмоционального состояния старших подростков [Текст] / В. И. Долгова, Н. Г. Кормушина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 132-136.
31. Долгова, В. И. Агрессивное поведение подростков [Текст] / В. И. Долгова, А. А. Нуртдинова, Н. А. Белозерцева // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 16-20.
32. Долгова, В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у младших подростков [Электронный ресурс] /
B. И. Долгова, Е. В. Попова, А. В. Молоканов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95525.htm.
33. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2007. - 156 с.
34. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / учебное пособие для вузов / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер,
2014. -318 с.
35. Дубровская, А. И. Межличностные отношения подростков в зависимости от типа семьи [Электронный ресурс] / А. И. Дубровская // В. С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика. -2015. -
C. 51-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24722352 (дата обращения:
15.01.18).
36. Жагарина, М. А. Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. Выступление педагогапсихолога на совещании учебный год 2009-2010 год [Электронный ресурс] / М. А. Жагарина. URL: http://festival.1september.ru/articles/569664(дата обращения 12.09.2019).
37. Журавлев, А. Л. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие /
А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - Москва : ФОРУМ, 2013. - 146 с.
38. Захарова, Т. В. Исследование развития коммуникативной
компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, Т. А. Колесникова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 51-59. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1696 (дата
обращения: 13.01.18).
39. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено [Текст] / Р. А. Золотовицкий // Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. - № 2. - С. 107-121.
40. Ильин, Е. И. Психология неформального общения [Текст] / Е. И. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 384 с.
41. Иовина, А. Ф. Гармонизация межличностных отношений в младшем подростковом возрасте по средствам совместной игровой деятельности [Электронный ресурс] / А. Ф. Иовина // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013. - № 1. - С. 237-240. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21559483 (дата обращения: 16.01.18).
42. Казанская, В. Г. Психологические особенности кризисов подростка [Текст] : учебное пособие / В. Г. Казанская. - Москва : Форум, 2014. - 200 с.
43. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 2013. - 240 с.
44. Ковалев, А. Г. Психологические особенности человека [Текст] / А. Г. Ковалев. - Москва : ЛГУ, 2012. - 304 с.
45. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] /
Г.М. Коджаспирова. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2005. - 176 с.
46. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск : БГУ, 2013. - 284 с.
47. Котина, Н. Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределенной учебной деятельности [Текст] / Н. Н. Котина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 171-176.
48. Кравченко, Ю. Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования [Текст] / Ю.Е. Кравченко. - Москва : Форум, 2015. - 544 с.
49. Кречмер, Э. Строение тела и характер: Психология
индивидуальных различий [Текст] / Э. Кречмер. - Москва : Книга по
требованию, 2012. - 168 с.
50. Луева, М. В. Возрастные особенности и стратегии поведения младшего подростка в условиях образовательного процесса [Текст] / М. В. Луева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 1. - С. 88-91.
51. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы [Текст] / И. Г. Малкина- Пых. - Москва : Эксмо, 2014. - 480 с.
52. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / С. В. Молчанов. - Москва : Юрайт, 2017. - 352 с.
53. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Дж. Морено. - Москва : Иностранная литература, 2014. - 285 с.
54. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик,
В.А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
55. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избран [Текст] /
В. Н. Мясищев, А. А. Бодалева. - Москва : Изд-во Моск. Психолого¬
социального ин-та; Воронеж : Модек, 2003. - 363 с.
56. Нападий, С. В. Педагогическая модель восхождения подростка младшего возраста к бескорыстному риску во внеучебной деятельности [Текст] / С. В. Нападий, М. Н. Невзоров, Е. П. Серова // Высшее образование сегодня. -2015. - № 12. - С. 59-62.
57. Николаева, И. А. Взаимосвязь когнитивного развития и ценностных отношений к себе и другим у младших подростков [Текст] / И. А. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 153-159.
58. Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми [Текст] / Н. Н. Обозов. - Москва : Ид. Персонал, 2008. - 228 с.
59. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. - Киев : Наука, 2009. - 191 с.
60. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст] / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2011. - 448 с.
61. Панов, В. И. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей [Текст] / В. И. Панов, Т. В. Хромова // Педагогика : научно¬теоретический журнал. - 2015. - № 1. - С. 40-47.
62. Парфенов, О. А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков [Электронный ресурс] / О. А. Парфенов // Научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - С.76¬80. URL: https://e-koncept.ru/2015/95167.htm (дата обращения: 26.01.18).
63. Патрикеева, Э. Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков [Текст] / Э. Г. Патрикеева, Э. Г. Ивонтьева // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 694-697.
64. Петренко, М. В. Психология и педагогика [Текст] / М. В. Петренко. - Москва : Быстров, 2009. - 107 с.
65. Подопригор, С. Я. Краткий психологический словарь [Текст] / С.Я. Подопригор, А.С. Подопригор. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 317 с.
66. Попова, Н. В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии [Текст] / Н. В. Попова. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
67. Психолог [Электронный ресурс] / URL:
http://www.vashpsixolog.ru (дата обращения 18.01.2018).
68. Психология [Электронный ресурс] / URL:
https://медпортал.com/vozrastnaya-psihologiya_783/psihologiya-podrostka-39416.html (дата обращения 09.01.2018).
69. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 816 с.
70. Реан, А. А. Психология от рождения до смерти [Текст] / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак; Москва : Олма-Пресс, 2004. - 411 с.
71. Редько, А. М. Развитие творческих способностей детей младшего
подросткового возраста в процессе функционирования детского хорового театра [Электронный ресурс] / А. М. Редько // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. №4 (26). - С. 142-146. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-podrostkovogo-vozrasta-v-protsesse-funktsionirovaniya-detskogo-horovogo-teatra (дата обращения: 13.01.18).
72. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / практическое пособие / Е. И. Рогов. - Москва : Юрайт, 2012. - 412 с.
73. Ромек, В. Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях [Текст] / В. Г. Ромек. - Моква : Владос, 2013. - 113 с.
74. Руденко, А. М. Конфликтология [Текст] / А. М. Руденко,
С. И. Самыгин. - Москва : Феникс, 2013. - 320 с.
75. Савина, Н. Г. Психолого-педагогические рекомендации по формированию конфликтоустойчивости подростков средствами социально-психологического тренинга [Электронный ресурс] / Н. Г. Савина // Культура и образование: от теории к практике. - Киров : Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятский
koncept.ru/2015/95167.htm (дата обращения: 13.01.18).
76. Салиханова, И. Р. Особенности межличностных отношений детей младшего подросткового возраста [Электронный ресурс] / И. Р. Салиханова, Г. Р. Шафикова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - №4. - С. 108-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27487536 (дата обращения: 17.01.18).
77. Саратова, Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. М. Саратова // Молодой ученый. - 2011. - №11. - Т.2. - С. 102-104.
78. Сафин, А. А. Профилактика агрессивного поведения младших подростков [Электронный ресурс] / А. А. Сафин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 121-125. URL: http://e- koncept.ru/2015/95068.htm(дата обращения 11.09.2019).
79. Сафонова, Д. А. Межличностные отношения в среде подростков [Текст] / Д. А. Сафонова // Образование и воспитание. - 2015. - № 5. - С. 41¬43.
80. Сиражетдинова, З. Д. Коррекция агрессивности младших
подростков в ситуации межличностного конфликта [Электронный ресурс] / З. Д. Сиражетдинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 161-165. URL: http://e-
koncept.ru/2015/75033.htm (дата обращения 11.09.2019).
81. Скутина, Т. В. Связь межличностной толерантности с аспектами самоотношения в подростковом возрасте [Текст] / Т. В. Скутина, Д. И. Величева // Психология обучения. - 2014. - № 12. - С. 52-66.
82. Соловьева, А. В. Психологическая защита в подростковом
возрасте. Сущность, содержание, причины [Текст] / А. В. Соловьева. -
Москва : Академия, 2013. - 270 с.
83. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 544 с.
84. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста [Текст] / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва : Юрайт, 2017. - 406 с.
85. Чубукина, Е. Л. Кризисы роста. Решение психологических проблем [Текст] / Е. Л. Чубукина. - Москва : Амфора, 2014. - 60 с.
86. Чуднявцев, С. Е. Как преодолеть школьные кризисы, или Психология современного школьника [Текст] / С. Е. Чуднявцев. - Москва : Феникс, 2016. - 176 с.
87. Шерхунаева, И. И. Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири [Текст] / И. И. Шерхунаева, О. С. Михайлова // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 55. - С. 97-106.
88. Шипилов, А. И. Конфликтология [Текст] / А. И. Шипилов. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 528 с.
89. Юркшат, К. Ф. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / К. Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 163-168.
90. Яценко, Е. И. Особенности подготовки будущих психологов к работе с агрессивными подростками младшего возраста [Текст] / Е. И. Яценко // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. - С. 178-183.