ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с географической картой при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Значение использования географической карты в процессе
обучения младших школьников 7
1.2. Сущность картографических умений младших школьников 17
1.3. Педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 39
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умения работать с географической картой 39
2.2. Проектирование процесса формирования у младших школьников умения работать с географической картой
на уроках по предмету «Окружающий мир» 49
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 73
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с географической картой при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Значение использования географической карты в процессе
обучения младших школьников 7
1.2. Сущность картографических умений младших школьников 17
1.3. Педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 39
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умения работать с географической картой 39
2.2. Проектирование процесса формирования у младших школьников умения работать с географической картой
на уроках по предмету «Окружающий мир» 49
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 73
Географическую карту в современном мире можно встретить не только на школьной доске или в учебной аудитории университета, но и в газетах, журналах, научных статьях, увидеть по телевидению, например, в передаче о путешествиях или в документальном фильме о войне. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как уметь читать.
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе - основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географической карты, информации, сконцентрированной на ней - одна из главных возможностей данной дисциплины. Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники в процессе обучения.
При изучении «Окружающего мира» географические карты выступают в двух качествах: как объект изучения и как средство обучения. Учителю необходимо формировать у младших школьников отношение к карте как к компактному и необходимому средству ориентирования в современном потоке информации, что невозможно без выработки у учащихся картографических умений. Работа с географической картой является одной из самых сложных разновидностей практической деятельности младших школьников, так как требует сформированности абстрактных представлений и умения мысленно переводить трёхмерное изображение на плоскость и обратно.
На важную роль географической карты в изучении начального естествознания обращали внимание многие педагоги и методисты. Среди них Н.Н. Баранский, В.П. Буданов, И.И. Заславский, А.М. Куприн и др.
Методика формирования у младших школьников умения работать с географической картой подробно рассмотрена в работах А.М. Берлянта, Г.Ю. Грюнберга, В.Н. Зубовича, К.А. Салищева.
Несмотря на значительный интерес учёных и педагогов к исследуемой нами проблеме в практике современной начальной школы, на уроках «Окружающего мира» младшие школьники мало работают с различными видами карт. Так, например, в большинстве вариативных программ по предмету «Окружающий мир» специальному изучению топографического плана и географической карты отводится лишь 1-2 урока. Поэтому младшие школьники испытывают трудности при работе с географической картой на последующих уроках. Детям младшего школьного возраста бывает сложно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте ещё и потому, что у них слабо развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве. Кроме того, сами учителя нередко допускают ошибки при работе с картой, особенно при комментировании показа географических объектов.
Это определило выбор темы выпускного квалифицированного исследования: «Формирование у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс работы с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: педагогические условия эффективного
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование у младших
школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- развивать картографическую грамотность учащихся;
- предлагать проблемные задачи, требующие использования карты как средства обучения;
- при организации работы младших школьников с картой использовать занимательные методические приёмы и творческие задания, учитывающие возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть значение использования географической карты в процессе обучения младших школьников.
2. Раскрыть сущность картографических умений младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Практически реализовать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической и методической литературы, анализ педагогического опыта, тестирование; анкетирование, картографический диктант, диагностическая практическая работа.
База исследования: 2 «А» класс МБОУ «Шараповская СОШ
Новооскольского района Белгородской области».
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.
Во введении определены актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты значение использования географической карты в процессе обучения детей младшего школьного возраста и основные теоретические аспекты формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход диагностирующего эксперимента по определению уровня сформированности у младших школьников умения работать с географической картой; представлено содержание эксперимента по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся основные выводы по результатам выпускного квалификационного исследования.
Библиографический список: содержит 61 источник.
В приложении помещены таблицы, отражающие ход и результаты исследования, диагностические материалы, конспекты фрагментов уроков по предмету «Окружающий мир».
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе - основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географической карты, информации, сконцентрированной на ней - одна из главных возможностей данной дисциплины. Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники в процессе обучения.
При изучении «Окружающего мира» географические карты выступают в двух качествах: как объект изучения и как средство обучения. Учителю необходимо формировать у младших школьников отношение к карте как к компактному и необходимому средству ориентирования в современном потоке информации, что невозможно без выработки у учащихся картографических умений. Работа с географической картой является одной из самых сложных разновидностей практической деятельности младших школьников, так как требует сформированности абстрактных представлений и умения мысленно переводить трёхмерное изображение на плоскость и обратно.
На важную роль географической карты в изучении начального естествознания обращали внимание многие педагоги и методисты. Среди них Н.Н. Баранский, В.П. Буданов, И.И. Заславский, А.М. Куприн и др.
Методика формирования у младших школьников умения работать с географической картой подробно рассмотрена в работах А.М. Берлянта, Г.Ю. Грюнберга, В.Н. Зубовича, К.А. Салищева.
Несмотря на значительный интерес учёных и педагогов к исследуемой нами проблеме в практике современной начальной школы, на уроках «Окружающего мира» младшие школьники мало работают с различными видами карт. Так, например, в большинстве вариативных программ по предмету «Окружающий мир» специальному изучению топографического плана и географической карты отводится лишь 1-2 урока. Поэтому младшие школьники испытывают трудности при работе с географической картой на последующих уроках. Детям младшего школьного возраста бывает сложно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте ещё и потому, что у них слабо развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве. Кроме того, сами учителя нередко допускают ошибки при работе с картой, особенно при комментировании показа географических объектов.
Это определило выбор темы выпускного квалифицированного исследования: «Формирование у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс работы с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: педагогические условия эффективного
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование у младших
школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- развивать картографическую грамотность учащихся;
- предлагать проблемные задачи, требующие использования карты как средства обучения;
- при организации работы младших школьников с картой использовать занимательные методические приёмы и творческие задания, учитывающие возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть значение использования географической карты в процессе обучения младших школьников.
2. Раскрыть сущность картографических умений младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Практически реализовать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической и методической литературы, анализ педагогического опыта, тестирование; анкетирование, картографический диктант, диагностическая практическая работа.
База исследования: 2 «А» класс МБОУ «Шараповская СОШ
Новооскольского района Белгородской области».
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.
Во введении определены актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты значение использования географической карты в процессе обучения детей младшего школьного возраста и основные теоретические аспекты формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход диагностирующего эксперимента по определению уровня сформированности у младших школьников умения работать с географической картой; представлено содержание эксперимента по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся основные выводы по результатам выпускного квалификационного исследования.
Библиографический список: содержит 61 источник.
В приложении помещены таблицы, отражающие ход и результаты исследования, диагностические материалы, конспекты фрагментов уроков по предмету «Окружающий мир».
Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества, поэтому формирование у младших школьников умения работать с картой является актуальной проблемой современного обучения. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники.
Картографический метод исследования - эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики развития. При работе с картой осуществляется анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти, поэтому для младших школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Знание «картографического языка» позволяет младшему школьнику осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
Констатирующий эксперимент выявил, что у большинства младших школьников (60 %) умение работать с картой сформировано на среднем уровне и у 40% - на низком. У большинства учащихся средний уровень знания условных обозначений географических объектов и владения географическим языком. Младшие школьники недостаточно ориентируются по карте и топографическому плану: затрудняются в показе и нахождении объектов, измерении расстояний, прокладывании маршрутов. Поэтому можно рекомендовать учителю чаще использовать на уроках практические задания на ориентирование по географической карте и плану с использованием масштаба.
В целом констатирующий эксперимент показал, что работу с картой в начальной школе нельзя оставлять без внимания. Учителям необходимо избегать формализма при формировании у младших школьников начальных географических представлений и умения работать с картой, совершенствовать методические приёмы, обеспечивающие яркость и конкретность географических представлений, чёткость и определенность географических понятий, возбуждающих познавательный интерес к географической карте как к важному информационному источнику. Карта имеет достаточно широкие функциональные возможности, которые необходимо использовать. Реализация познавательных возможностей карты позволяет проводить пространственно-временные исследования природы и общества; реализация оперативных возможностей карты - решать практические задачи урока; конструктивных - разрабатывать и
осуществлять проекты; прогностических - делать прогноз изменений состояния объектов во времени.
В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как объект изучения, как средство наглядности, как источник знаний и как результат исследования.
В ходе теоретического и экспериментального исследования мы убедились, что процесс формирования у младших школьников умения работать с картой при изучении предмета «Окружающий мир», представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, позволяет сочетать индивидуальную и коллективную формы работы на уроке, обеспечивает развитие личности младшего школьника.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная работа учителя с картографическим материалом на уроках «Окружающего мира», использование практических работ, проблемных заданий и приёмов занимательности способствуют эффективному формированию у младших школьников умения работать с картой. Экспериментальное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование картографических умений у младших школьников будет эффективным, если систематически использовать карту как средство обучения и целенаправленно развивать картографическую грамотность младших школьников. При этом важно, чтобы учитель и учащиеся в ходе выполнения проблемных заданий урока, были равноправными субъектами учебной деятельности.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приёмов работы младших школьников с картографическими пособиями на уроках «Окружающего мира».
Картографический метод исследования - эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики развития. При работе с картой осуществляется анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти, поэтому для младших школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Знание «картографического языка» позволяет младшему школьнику осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
Констатирующий эксперимент выявил, что у большинства младших школьников (60 %) умение работать с картой сформировано на среднем уровне и у 40% - на низком. У большинства учащихся средний уровень знания условных обозначений географических объектов и владения географическим языком. Младшие школьники недостаточно ориентируются по карте и топографическому плану: затрудняются в показе и нахождении объектов, измерении расстояний, прокладывании маршрутов. Поэтому можно рекомендовать учителю чаще использовать на уроках практические задания на ориентирование по географической карте и плану с использованием масштаба.
В целом констатирующий эксперимент показал, что работу с картой в начальной школе нельзя оставлять без внимания. Учителям необходимо избегать формализма при формировании у младших школьников начальных географических представлений и умения работать с картой, совершенствовать методические приёмы, обеспечивающие яркость и конкретность географических представлений, чёткость и определенность географических понятий, возбуждающих познавательный интерес к географической карте как к важному информационному источнику. Карта имеет достаточно широкие функциональные возможности, которые необходимо использовать. Реализация познавательных возможностей карты позволяет проводить пространственно-временные исследования природы и общества; реализация оперативных возможностей карты - решать практические задачи урока; конструктивных - разрабатывать и
осуществлять проекты; прогностических - делать прогноз изменений состояния объектов во времени.
В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как объект изучения, как средство наглядности, как источник знаний и как результат исследования.
В ходе теоретического и экспериментального исследования мы убедились, что процесс формирования у младших школьников умения работать с картой при изучении предмета «Окружающий мир», представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, позволяет сочетать индивидуальную и коллективную формы работы на уроке, обеспечивает развитие личности младшего школьника.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная работа учителя с картографическим материалом на уроках «Окружающего мира», использование практических работ, проблемных заданий и приёмов занимательности способствуют эффективному формированию у младших школьников умения работать с картой. Экспериментальное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование картографических умений у младших школьников будет эффективным, если систематически использовать карту как средство обучения и целенаправленно развивать картографическую грамотность младших школьников. При этом важно, чтобы учитель и учащиеся в ходе выполнения проблемных заданий урока, были равноправными субъектами учебной деятельности.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приёмов работы младших школьников с картографическими пособиями на уроках «Окружающего мира».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальных классов по предмету «Окружающий мир» в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование географических понятий у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



