Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №80614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с географической картой при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Значение использования географической карты в процессе
обучения младших школьников 7
1.2. Сущность картографических умений младших школьников 17
1.3. Педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» 39
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умения работать с географической картой 39
2.2. Проектирование процесса формирования у младших школьников умения работать с географической картой
на уроках по предмету «Окружающий мир» 49
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 73


Географическую карту в современном мире можно встретить не только на школьной доске или в учебной аудитории университета, но и в газетах, журналах, научных статьях, увидеть по телевидению, например, в передаче о путешествиях или в документальном фильме о войне. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как уметь читать.
Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе - основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географической карты, информации, сконцентрированной на ней - одна из главных возможностей данной дисциплины. Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники в процессе обучения.
При изучении «Окружающего мира» географические карты выступают в двух качествах: как объект изучения и как средство обучения. Учителю необходимо формировать у младших школьников отношение к карте как к компактному и необходимому средству ориентирования в современном потоке информации, что невозможно без выработки у учащихся картографических умений. Работа с географической картой является одной из самых сложных разновидностей практической деятельности младших школьников, так как требует сформированности абстрактных представлений и умения мысленно переводить трёхмерное изображение на плоскость и обратно.
На важную роль географической карты в изучении начального естествознания обращали внимание многие педагоги и методисты. Среди них Н.Н. Баранский, В.П. Буданов, И.И. Заславский, А.М. Куприн и др.
Методика формирования у младших школьников умения работать с географической картой подробно рассмотрена в работах А.М. Берлянта, Г.Ю. Грюнберга, В.Н. Зубовича, К.А. Салищева.
Несмотря на значительный интерес учёных и педагогов к исследуемой нами проблеме в практике современной начальной школы, на уроках «Окружающего мира» младшие школьники мало работают с различными видами карт. Так, например, в большинстве вариативных программ по предмету «Окружающий мир» специальному изучению топографического плана и географической карты отводится лишь 1-2 урока. Поэтому младшие школьники испытывают трудности при работе с географической картой на последующих уроках. Детям младшего школьного возраста бывает сложно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте ещё и потому, что у них слабо развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве. Кроме того, сами учителя нередко допускают ошибки при работе с картой, особенно при комментировании показа географических объектов.
Это определило выбор темы выпускного квалифицированного исследования: «Формирование у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс работы с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: педагогические условия эффективного
формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование у младших
школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- развивать картографическую грамотность учащихся;
- предлагать проблемные задачи, требующие использования карты как средства обучения;
- при организации работы младших школьников с картой использовать занимательные методические приёмы и творческие задания, учитывающие возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть значение использования географической карты в процессе обучения младших школьников.
2. Раскрыть сущность картографических умений младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Практически реализовать педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической и методической литературы, анализ педагогического опыта, тестирование; анкетирование, картографический диктант, диагностическая практическая работа.
База исследования: 2 «А» класс МБОУ «Шараповская СОШ
Новооскольского района Белгородской области».
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.
Во введении определены актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты значение использования географической карты в процессе обучения детей младшего школьного возраста и основные теоретические аспекты формирования у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход диагностирующего эксперимента по определению уровня сформированности у младших школьников умения работать с географической картой; представлено содержание эксперимента по формированию у младших школьников умения работать с географической картой на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся основные выводы по результатам выпускного квалификационного исследования.
Библиографический список: содержит 61 источник.
В приложении помещены таблицы, отражающие ход и результаты исследования, диагностические материалы, конспекты фрагментов уроков по предмету «Окружающий мир».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества, поэтому формирование у младших школьников умения работать с картой является актуальной проблемой современного обучения. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники.
Картографический метод исследования - эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики развития. При работе с картой осуществляется анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти, поэтому для младших школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Знание «картографического языка» позволяет младшему школьнику осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
Констатирующий эксперимент выявил, что у большинства младших школьников (60 %) умение работать с картой сформировано на среднем уровне и у 40% - на низком. У большинства учащихся средний уровень знания условных обозначений географических объектов и владения географическим языком. Младшие школьники недостаточно ориентируются по карте и топографическому плану: затрудняются в показе и нахождении объектов, измерении расстояний, прокладывании маршрутов. Поэтому можно рекомендовать учителю чаще использовать на уроках практические задания на ориентирование по географической карте и плану с использованием масштаба.
В целом констатирующий эксперимент показал, что работу с картой в начальной школе нельзя оставлять без внимания. Учителям необходимо избегать формализма при формировании у младших школьников начальных географических представлений и умения работать с картой, совершенствовать методические приёмы, обеспечивающие яркость и конкретность географических представлений, чёткость и определенность географических понятий, возбуждающих познавательный интерес к географической карте как к важному информационному источнику. Карта имеет достаточно широкие функциональные возможности, которые необходимо использовать. Реализация познавательных возможностей карты позволяет проводить пространственно-временные исследования природы и общества; реализация оперативных возможностей карты - решать практические задачи урока; конструктивных - разрабатывать и
осуществлять проекты; прогностических - делать прогноз изменений состояния объектов во времени.
В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как объект изучения, как средство наглядности, как источник знаний и как результат исследования.
В ходе теоретического и экспериментального исследования мы убедились, что процесс формирования у младших школьников умения работать с картой при изучении предмета «Окружающий мир», представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, позволяет сочетать индивидуальную и коллективную формы работы на уроке, обеспечивает развитие личности младшего школьника.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная работа учителя с картографическим материалом на уроках «Окружающего мира», использование практических работ, проблемных заданий и приёмов занимательности способствуют эффективному формированию у младших школьников умения работать с картой. Экспериментальное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование картографических умений у младших школьников будет эффективным, если систематически использовать карту как средство обучения и целенаправленно развивать картографическую грамотность младших школьников. При этом важно, чтобы учитель и учащиеся в ходе выполнения проблемных заданий урока, были равноправными субъектами учебной деятельности.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых методов и приёмов работы младших школьников с картографическими пособиями на уроках «Окружающего мира».



1. Аквилева Г.Н. Методика формирования умения читать карту / Г.Н. Аквилева // Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 28-30
2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, - 2001. - 96 с.
3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
4. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии/ Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий и др. - М.: Просвещение, 2009.
- 159 с.
5. Бахарева А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе / А.С. Бахарева. - Шадринск: Изд-во Шадринского пед-та, 2001. - 114 с.
6. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии : книга для учителя / А.М. Берлянт. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
7. Берлянт А.М. Карта рассказывает: пособие для учителей / А.М. Берлянт. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
8. Берлянт А.М. Картографический метод исследования/ А.М. Берлянт. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 262 с.
9. Берлянт А.М. Картография/ А. М. Берлянт. - М.: Прогресс, 2001. - 265 с.
10. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация/ А.М. Берлянт.
- М.: Мысль, 2000. - 240 с.
11. Берлянт А.М. Практикум по картографии и картографическому
черчению: общегеографические и тематические карты и атласы.
Генерализация. Использование карт / А.М. Берлянт, Т.Г. Сваткова. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 125 с.
12. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузов / А.М. Берлянт. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 336 с.
13. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии / В.А. Блаженов. - М.: Дрофа, 2006. - 61с.
14. Брызгалов А.А. Взгляд на задачи преподавания географии вообще и на пропедевтический курс в особенности / А.А. Брызгалов. - М.: Просвещение, 2001. - 187 с.
15. Буданов В.П. Карта в преподавании географии / В.П. Буданов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 156 с.
16. Виноградова Н.И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 115-116. - URL: https: // moluch.ru / conf / ped / archive/101/5154/ (дата обращения: 16.03.2018).
17. Востокова А.В. Оформление карт / А.В. Востокова. - М.: Изд-во МГУ,
2005. - 200 с.
18. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии: метод. пособ. для учителя / Н.Л. Галеева, Н.Л. Мельничук. - М.: «5 за знания», 2016. - 136 с.
19. Гараевская Л.С. Картография / Л.С. Гараевская. - М.: Дрофа, 2008. - 411 с.
20. Голов В.П. Средства географии и условия их эффективного использования: учебное пособие для вузов / В.П. Голов. - М.: Просвещение,
1999. - 234 с.
21. Гордеева Л.В. Обучение приемам чтения географической карты как
один из эффективных методов развития творческого потенциала учащихся // Хостинг для документов [Офиц. сайт]. URL: https://doc4web.ru/
geografiya/obuchenie-priemam-chteniya-geograficheskoy-karti.html (дата
обращения: 10.03.2018 г.).
22. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов/ И.В. Душина. - М.: ООО Изд-во «Астрель», 2004, - 218 с.
23. Егоров Н.И. План и карта: Пособие для учителей / Н.И. Егоров. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
24. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании предмета «Окружающий мир» / Р.А. Заездный - М.: Прогресс , 2006. - 195 с.
25. Заруцкая И.П. Организация работы младших школьников с контурной картой / И.П. Заруцкая, Т.Г. Сваткова. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 208 с.
26. Заславский И.И. Карта на уроках географии / И.И. Заславский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 234 с.
27. Зубович В.Н. Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира в начальной школе / В.Н. Зубович // Начальное образование. - 2009. - №1. - С. 37
28. Ипполитова Н. Анализ понятия педагогические условия: сущность и классификация/ Н. Ипполитова, Н. Стерхова //General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14
29. Картография: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / под. ред. Г.Ю. Грюнберга. - М.: Просвещение, 1997. - 368 с.
30. Колосова Н.Н. Картография с основами топографии: учебное пособие для вузов / Н.Н. Колосова, Е.А. Чурилова, Н.А. Кузьмина. - М.: Дрофа,
2006. - 272 с.
31. Комиссарова Т.С. Картография с основами топографии / Т.С. Комиссарова. - М.: Дрофа, 2006. - 272 с.
32. Комков А.М. Картография в среде географических наук / А.М. Комков.
- М.: Мысль, 2000. - 240 с.
33. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира /А.П. Кузнецов.
- М.: Дрофа, - 2008. - 195 с.
34. Куприн А.М. Занимательная картография для младших школьников / А.М. Куприн. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
35. Куприн А.М. Слово о карте /А.М. Куприн. - М.: Недра, 2007. - 31 с.
36. Курошев Г.Д. Геодезия и топография: учебник для вузов / Г.Д. Курошев, Л.Е. Смирнов. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
37. Леонтьев Н.Ф. Тематическая картография / Н.Ф. Леонтьев. - М.: Наука,
1997. - 104 с.
38. Лютый А.А. Язык карты / А.А. Лютый. - М.: Дрофа, - 1998. - 292 с.
39. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2000. - 284 с.
40. Манина Е.Е.Работа с картой на уроках окружающего мира // Урок. РФ [Офиц. сайт]. URL: https: // урокрф /library / rabota_s_kartoj_na_urokah_ 203637. html (дата обращения 03.04.2018 г.).
41. Методика работы с географической картой // Копилка уроков [Офиц. сайт]. URL: https: //kopilkaurokov. ru/geografiya/prochee/printsip_naghliadnosti_v _obrazovami_mietodika_raboty_s_ghieoghrafichieskoi_kart(датаобращения: 10.09.2017 г.).
42. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360с.
43. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
44. Поспелов Е.М. Географические названия мира / Е.М. Поспелов.- М.: Русские словари, 1998. - 372 с.
45. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий / Е.М. Поспелов. - М.: Профиздат, 2007. - 384 с.
46. Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической картой // Копилка уроков [Офиц. сайт].URL:https// kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/printsip_naghliadnosti_v_obrazovanii_miet odika_ raboty _ s_ ghieoghrafichieskoi _kart (дата обращения: 10.09.2017 г.).
47. Работа с картой на уроках географии // Урок. РФ [Офиц. сайт]. URL: https://урок.рф/ library / rabota_s_kartoj_na_urokah_geografii_203637.html (дата обращения: 10.09.2017 г.).
48. Салищев К.А. Картоведение / К.А. Салищев. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 400 с.
49. Салищев К.А. Картография / К.А. Салищев. - М.: Высшая школа, 2009. - 272 с.
50. Самойлов И.И. Учебно-наглядные пособия по географии: пособие для учителей / И.И. Самойлов. - М.:Просвещение, 2007. - 223с.
51. Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика / С.Н. Сербенюк. - М.: Дрофа, - 2008. - 159 с.
52. Селедцова М.В. Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира// Изд. дом «Фёдоров» [Офиц. сайт]. URL: https://idfedorov.ru/exp/article=2035 (дата обращения: 12.03.2018 г.).
53. Смирнов Л.Е. Экология и картография / Л.Е. Смирнов. - СПб.: Изд-во
С.- Петербург.ун -та, 2007. - 152 с.
54. Тикунов В.С. Моделирование в картографии / В.С. Тикунов. - М.: Изд- во МГУ, 2010. - 405 с.
55. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения А.Ю. Трифанов // География. - 2007. - № 14. - С. 13-16
56. Фазылгалиева Н.Е. Пути формирования информационной грамотности обучающихся» // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https: //infourok.ru / (дата обращения: 02.06.2017г.).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53с.
58. Шмойлова И.С. Формирование информационной грамотности младших школьников // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru /sites/default/files/2017/10/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
59. Южанинов В.С. Картография с основами топографии / В.С. Южанинов. - М.: Высшая школа, 2001. - 302 с.
60. Юнина Е.А. Современные образовательные технологии: учебно - методическое пособие / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92 с.
61. Энциклопедический словарь / авт. сост. А.М. Прохоров и др.; председ. научн. ред. совета А.М. Прохоров. - М.: Изд-во «Новая энциклопедия»,
2000. - 1778 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ