Введение 3
1 ГЛАВА. Теоретические основы использования методов оценивания знаний обучающихся профессиональных образовательных организаций 7
1.1 Классификация методов оценивания знаний обучающихся 7
1.2 Особенности дисциплин профессионального цикла в СПО 15
1.3 Технологии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
профессионального цикла 19
Выводы по 1 главе 30
2 ГЛАВА. Опытно-практическая работа по использованию методов оценивания знаний обучающихся 32
2.1 Характеристика базы исследования 32
2.2 Разработка методов оценивания знаний обучающихся по
дисциплине 35
2.3 Методические рекомендации обучающимся для использования методов оценивания знаний 45
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы
Контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. При проведении проверки и оценки учебной деятельности обучающихся осуществляется «обратная связь», которая очень важна для нас.
Проведение лекционных, семинарных, лабораторных заданий является основой деятельности преподавателей и студентов. Меняется образовательная зона, требования общества и образования. А формы проведения учебных занятий и оценивание знаний остаются прежними, такими, какими они были, когда трудоустройство было гарантированным, а учебные заведения не были поставлены в серьезные рамки конкурентной борьбы и высоких требований со стороны Министерства образования.
Абсолютная количественная шкала не всегда отражает качественные изменения учащихся в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. Исходя из этого, в процесс обучения была введена новая система оценки и контроля знаний - система-рейтинг контроля. Эта система давно применяется в европейских странах, в нашей стране эта система, в порядке эксперимента, стала применятся значительно недавно, только в ряде средних специальных и высших учебных заведениях, а также в некоторых средних школах. За внедрение рейтинговой системы в процесс обучения выступили: Байрашев К.А., Гусева А.Ф., Русских Г.А., Касимов А.В. Против внедрений этой системы, а также проблемами и недостатками занимались многие педагоги и академики: Афанасьев В.П., Беспалько В.П., Левин В.И.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих иностранных студентов.
В настоящее время государство уделяет все больше внимания развитию науки и образования: внедряют новые технологии, устанавливает государственные стандарты и контролирует их соблюдение. Но недочеты в регламентации системы образования еще существуют. Чаще всего эти проблемы связаны с невысоким уровнем вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Исследователи все чаще склоняются к выводу, что качество и результат обучения студентов зависят от того, в какие виды деятельности и каким образом студент был включен в университете, насколько заинтересованно он учился, как относился к учебе и сколько времени уделял разным видам университетской деятельности в процессе обучения [1].
Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс, являются оценка и контроль.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
• учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
• диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
• определение итоговых результатов обучения на разном уровне;
Также выпускник должен обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить: ответственность, способность принимать решения, управлять своей эффективностью. А этого можно добиться при помощи рейтинговой системы оценки качества знаний студентов.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Цель исследования: Подробно изучить и выявить наиболее эффективные формы, методы, средства, и технологии контроля знаний учащихся на современном этапе и разработать методические рекомендации по их применению.
Объект исследования: Процесс оценивания знаний обучающихся на теоретических занятиях по дисциплине профессионального цикла.
Предмет исследования: Использование рейтинговой системы оценивания в процессе обучения студентов на занятиях.
Исходя из поставленной цели, следует определить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Также нами выдвинута гипотеза исследования: Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.
База исследования: Разработка системы проводилась на примере уроков в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Методы исследования: Изучение литературы по проблеме, изучение учебного плана, опрос педагогов и студентов, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем теоретические основы использования методов оценивания знаний обучающихся профессиональных образовательных организаций, во второй главе мы провели анализ эффективности методов оценивания знаний, также был проведен эксперимент по применению балльно-рейтинговой системы оценивания в среднем профессиональном учебном учреждении.; выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Данная работа посвящена системе оценки знаний студентов и оценке использования рейтинговой системы. Перед ее выполнением была поставлена цель: изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Выявить плюсы и минусы ее использования для учащихся и преподавателей. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение рейтинговой системы оценки знаний учащихся эффективно воздействует на процесс обучения.
Первая глава работы посвящена методам оценки знаний, умений навыков. В ней описывается традиционные и современные методы оценки знаний, умений и навыков. В результате анализа различной литературы по теме удалось показать, что пятибалльная система являет не эффективной системой обучения среди всех методов контроля в современной системе образования, так как общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности усвоения знаний, не предполагая оценки учеником собственных действий, затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной, часто имеет травмирующий характер.
Во второй главе как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки бала рассмотрена балльно-рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащихся в баллах и выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования.
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов;
Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая система направлена на разграничение уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся, которая действительно является эффективной, достаточной понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учащихся и может развиваться с течением времени.
1. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]/ Л. Г Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Высш. шк., 2013.- 58с.
2. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М, «Просвещение», 2015. - 90с.
3. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест - М Народное образование, 2018. Школьные технологии, 2018. - 135с.
4. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания как интегративная модель оценки параметров образования/ Педагогический вестник. - 2004. - № 23 - 24. - с. 36 - 40.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология - М. Народное образование, 2015 - 240 с.
6. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система - плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Дошкольное воспитание - 2015 - № 11 - с 46 - 48.
7. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний/ Тезисы международной научно-практической конференции/ Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. - М, 2018 - С. 63-78.
8. Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование - 2018.- №4. - с. 119- 121.
9. Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на их персональных маршрутах в пространстве дидактических событий/ В.А. Семенов // Школьные технологии - 2016. - №6. - с. 64 - 83.
10. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания) - М. МПА, 2017. -150 с.
11. Соколов В,Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и в методику эвристической деятельности. - М. Аспект Пресс, 2015. -320 с.
12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе - М. Чистые пруды, 2018. - 257 с.
13. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. - 2001 - №4
14. Ефремова Н. Ф. Мониторинг учебных достижений как объект стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - N 3. - С. 12-19.
1 15. Общие основы педагогики [Текст] :
Учебник. / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ВГИПК РО, 2014
16. Зачесова Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся // Школьные технологии. - 2007. - N 2. - С. 167-172.
17. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учеб. для студ. ссузов [Текст] / Л.А. Радченко. - 10-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352с.
18. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов .- М. : Издатель Рассказов, 2012 .- 300 с.
19. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич // Современное слово .- 2008 .- №7 .- 126 с.
20. nauchforum.ru/- Архив статей: Педагогика.
21. festival.1september/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 - 2006 учебного года.
22. https://articlekz.com/- Научные статьи по педагогике, воспитанию
и образованию.