Поддержание прокурором государственного обвинения в суде первой инстанции
|
Введение 3
Глава 1. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве России и
зарубежных стран 8
1.1. История возникновения и особенности развития прокуратуры
России 8
1.2. Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях
уголовного судопроизводства 12
1.3. Особенности процессуального статуса прокурора по
законодательству зарубежных стран (на примере Франции и ФРГ) 25
Глава 2. Участие прокурора в суде первой инстанции при
рассмотрении уголовных дел 28
2.1. Участие прокурора в предварительном слушании 28
2.2. Участие прокурора в подготовительной части судебного заседания ...
33
2.3. Участие прокурора в судебном следствии 37
2.4. Участие прокурора в судебных прениях. Обвинительная речь, ее
содержание, значение 42
2.5. Отказ государственного обвинителя от обвинения 48
Глава 3. Особенности участия прокурора при принятии судебного
решения в особом порядке, а также при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей 55
3.1. Полномочия прокурора при принятии судебного решения в особом
порядке в случае согласия обвиняемого с предъявленным обвинением и заключения досудебного соглашения о сотрудничестве 55
3.2. Прокурор в суде с участием присяжных заседателей 73
Заключение 82
Список литературы
Глава 1. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве России и
зарубежных стран 8
1.1. История возникновения и особенности развития прокуратуры
России 8
1.2. Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях
уголовного судопроизводства 12
1.3. Особенности процессуального статуса прокурора по
законодательству зарубежных стран (на примере Франции и ФРГ) 25
Глава 2. Участие прокурора в суде первой инстанции при
рассмотрении уголовных дел 28
2.1. Участие прокурора в предварительном слушании 28
2.2. Участие прокурора в подготовительной части судебного заседания ...
33
2.3. Участие прокурора в судебном следствии 37
2.4. Участие прокурора в судебных прениях. Обвинительная речь, ее
содержание, значение 42
2.5. Отказ государственного обвинителя от обвинения 48
Глава 3. Особенности участия прокурора при принятии судебного
решения в особом порядке, а также при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей 55
3.1. Полномочия прокурора при принятии судебного решения в особом
порядке в случае согласия обвиняемого с предъявленным обвинением и заключения досудебного соглашения о сотрудничестве 55
3.2. Прокурор в суде с участием присяжных заседателей 73
Заключение 82
Список литературы
Проведенная в России судебно-правовая реформа была направлена на совершенствование деятельности не только судов, но также и других профессиональных участников судебного производства, осуществляющих функции обвинения и защиты, - прокуратуры и адвокатуры. Последнее десятилетие отмечено коренными изменениями уголовно-процессуального законодательства, многообразием и разнообразием уголовно-процессуальных правоотношений, предопределившими достаточно широкий спектр проблем, возникающих в практической деятельности, особенно в связи с применением новелл УПК РФ.
Без правильного понимания этих изменений, их причин и следствий нельзя освоить приемы, методы, а также технологию участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Действовавший до 1992 г. Закон СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» характеризовал это направление деятельности прокуроров как надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, т.е. в процессе судебного разбирательства. Такая позиция законодателя вызывала несогласие со стороны многих специалистов в области уголовного процесса и прокурорского надзора. С началом судебно-правовой реформы данное положение Закона вошло в явное противоречие с новыми правовыми идеями, с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства, прежде всего с приданием Конституцией РФ судам статуса самостоятельной независимой ветви государственной власти.
Осуществляя правосудие - важнейшую государственную деятельность по разрешению правовых конфликтов - судебная власть становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина. Это коренным образом отличает суд от государственных органов, поднадзорных прокуратуре. Положение судебной власти как самостоятельной, независимой, высшей в иерархии юридических органов исключает какой-либо надзор за деятельностью суда в процессе разбирательства им дела.
Действующий уголовно-процессуальный закон закрепляет в качестве приоритетной функции прокурора уголовное преследование, хотя и оставляет за ним функцию надзора, но уже только за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ в систему регулирования уголовно-процессуальных отношений были привнесены существенные новеллы, которые значительно пересмотрели положения, регулирующие правовой статус участников уголовного судопроизводства, а именно прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания. Изменение полномочий прокурора оказались настолько значительными, что отдельными юристами было высказано мнение об утрате им ключевых позиций в отношении органов
3
предварительного следствия.
Прокурор, тем самым, выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Происшедшее изменение взаимоотношений суда и прокуратуры ни в коем случае не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве - важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, как они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
Новеллы уголовно-процессуального законодательства 2007 года свидетельствуют о том, что законодатель изменил полномочия прокурора (в сторону их сокращения по отношению к следствию) и расширил в связи с этим полномочия руководителя следственного органа. Изменения процессуального статуса прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства повлекли, в свою очередь, изменение статуса государственного обвинителя в судебных стадиях. Поддержание государственного обвинения в суде становится приоритетным направлением деятельности прокурора. В связи с этим представляется актуальным провести исследование уголовно-процессуального положения прокурора, в частности, в суде первой инстанции.
Объектом дипломной работы является правовой статус прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции. Предметом - уголовно-процессуальные нормы, регулирующие такой статус.
Цель дипломного исследования - провести комплексный анализ проблем, связанных с новеллами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части изменения процессуального статуса прокурора.
Проблемам правоприменительной деятельности различных органов юстиции Российского государства по осуществлению уголовного преследования значительное внимание уделяли в своих трудах А.А. Квачевский, П.И. Люблинский, А.Ф. Кони и др. В советский период проблемы процессуального положения прокурора и осуществления им уголовного преследования исследовались такими учеными, как В.И. Басков, Ц.М. Каз, П.И. Кудрявцев, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин. На современном этапе большое значение имеют работы А.Д. Бойкова, Ю.В. Кореневского, Ф.Н. Багаутдинова и др.
В ходе написания дипломной работы были изучены
правоприменительная практика Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Республики Татарстан, а также статистические материалы прокуратуры Вахитовского района города Казани.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается процессуальный статус прокурора в уголовном судопроизводстве России и зарубежных стран. Анализируется история возникновения и развития прокуратуры в России, особенности процессуального статуса прокурора во Франции и ФРГ.
Во второй главе анализируется участие прокурора на различных этапах рассмотрения уголовных дел судом первой инстанции .
В третьей главе рассматриваются особенности участия прокурора при принятии судебного решения в особом порядке в случае согласия обвиняемого с предъявленным обвинением, заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.
При написании настоящей работы были проанализированы материалы опубликованной и местной судебной практики (архив Вахитовского районного суда г. Казани за 2013-2016 гг.).
Без правильного понимания этих изменений, их причин и следствий нельзя освоить приемы, методы, а также технологию участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Действовавший до 1992 г. Закон СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» характеризовал это направление деятельности прокуроров как надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, т.е. в процессе судебного разбирательства. Такая позиция законодателя вызывала несогласие со стороны многих специалистов в области уголовного процесса и прокурорского надзора. С началом судебно-правовой реформы данное положение Закона вошло в явное противоречие с новыми правовыми идеями, с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства, прежде всего с приданием Конституцией РФ судам статуса самостоятельной независимой ветви государственной власти.
Осуществляя правосудие - важнейшую государственную деятельность по разрешению правовых конфликтов - судебная власть становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина. Это коренным образом отличает суд от государственных органов, поднадзорных прокуратуре. Положение судебной власти как самостоятельной, независимой, высшей в иерархии юридических органов исключает какой-либо надзор за деятельностью суда в процессе разбирательства им дела.
Действующий уголовно-процессуальный закон закрепляет в качестве приоритетной функции прокурора уголовное преследование, хотя и оставляет за ним функцию надзора, но уже только за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ в систему регулирования уголовно-процессуальных отношений были привнесены существенные новеллы, которые значительно пересмотрели положения, регулирующие правовой статус участников уголовного судопроизводства, а именно прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания. Изменение полномочий прокурора оказались настолько значительными, что отдельными юристами было высказано мнение об утрате им ключевых позиций в отношении органов
3
предварительного следствия.
Прокурор, тем самым, выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Происшедшее изменение взаимоотношений суда и прокуратуры ни в коем случае не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве - важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, как они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
Новеллы уголовно-процессуального законодательства 2007 года свидетельствуют о том, что законодатель изменил полномочия прокурора (в сторону их сокращения по отношению к следствию) и расширил в связи с этим полномочия руководителя следственного органа. Изменения процессуального статуса прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства повлекли, в свою очередь, изменение статуса государственного обвинителя в судебных стадиях. Поддержание государственного обвинения в суде становится приоритетным направлением деятельности прокурора. В связи с этим представляется актуальным провести исследование уголовно-процессуального положения прокурора, в частности, в суде первой инстанции.
Объектом дипломной работы является правовой статус прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции. Предметом - уголовно-процессуальные нормы, регулирующие такой статус.
Цель дипломного исследования - провести комплексный анализ проблем, связанных с новеллами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части изменения процессуального статуса прокурора.
Проблемам правоприменительной деятельности различных органов юстиции Российского государства по осуществлению уголовного преследования значительное внимание уделяли в своих трудах А.А. Квачевский, П.И. Люблинский, А.Ф. Кони и др. В советский период проблемы процессуального положения прокурора и осуществления им уголовного преследования исследовались такими учеными, как В.И. Басков, Ц.М. Каз, П.И. Кудрявцев, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин. На современном этапе большое значение имеют работы А.Д. Бойкова, Ю.В. Кореневского, Ф.Н. Багаутдинова и др.
В ходе написания дипломной работы были изучены
правоприменительная практика Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Республики Татарстан, а также статистические материалы прокуратуры Вахитовского района города Казани.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается процессуальный статус прокурора в уголовном судопроизводстве России и зарубежных стран. Анализируется история возникновения и развития прокуратуры в России, особенности процессуального статуса прокурора во Франции и ФРГ.
Во второй главе анализируется участие прокурора на различных этапах рассмотрения уголовных дел судом первой инстанции .
В третьей главе рассматриваются особенности участия прокурора при принятии судебного решения в особом порядке в случае согласия обвиняемого с предъявленным обвинением, заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.
При написании настоящей работы были проанализированы материалы опубликованной и местной судебной практики (архив Вахитовского районного суда г. Казани за 2013-2016 гг.).
Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет в качестве приоритетной функции прокурора уголовное преследование. Прокурор, таким образом, выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.
Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, и при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело. Он не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты.
Поддержание прокурором обвинения - это доказывание суду обоснованности обвинения подсудимого, участие в судебном следствии и проверке всех проходящих перед судом доказательств, анализ всех данных дела под углом зрения обвинения и требование применения меры наказания к виновному.
Задачей предварительного слушания является контроль над законностью и обоснованностью обвинения, с целью решения вопроса о возможности рассмотрения этого обвинения судом. Говоря о том, что прокурор поддерживает здесь государственное обвинение, имеется в виду, что он обосновывает в суде сформированный уже им вывод о том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления может быть рассмотрен судом с постановлением обвинительного приговора.
Подготовительная часть судебного заседания заключается в выполнении судом и сторонами определенных процессуальных действий, цель которых - обеспечить полное и правильное выяснение обстоятельств дела в следующей части судебного разбирательства - на судебном следствии.
Судебное следствие - часть судебного разбирательства, в ходе которой проводится исследование судом с участием сторон всех доказательств, необходимых для обоснования приговора. Оно является важнейшей и основной частью судебного заседания. Именно на судебном следствии сосредоточены основные усилия суда и сторон в установлении истины Успех судебного следствия по делу в целом и судебного разбирательства в определенной мере зависит от правильности предложенного прокурором порядка исследования доказательств.
Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Помимо обвинительной речи прокурор в судебных прениях может произнести речь с выводом об оправдании подсудимого в случае, когда он отказался от обвинения.
В связи с тем, что суд лишен возможности исследовать собранные по делу доказательства в ходе рассмотрения уголовного дела в особом порядке, роль прокурора должна существенно усиливаться.
Под досудебным соглашением о сотрудничестве понимается соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. Прокурор наделен ведущей ролью в процедуре заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. По окончании предварительного следствия, прокурор проверяет, соблюдены ли обвиняемым условия и выполнены ли им обязательства, предусмотренные соглашением.
Функции прокурора в суде с участием присяжных заседателей аналогичны его функциям в обычном суде, но в ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.
Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности повлиять на отбор присяжных.
Рассмотрение уголовного дела судом присяжных накладывает на государственного обвинителя большую ответственность и ряд дополнительных обязанностей. Государственный обвинитель должен не только блестяще знать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, идеально знать материалы дела, свободно в них ориентироваться, но и уметь использовать в ходе судебного следствия тактические приемы и методы, разработанные криминалистикой, уметь тактически и психологически грамотно вести допросы, задавать допрашиваемым только такие вопросы, ответы на которые будут способствовать убеждению присяжных заседателей в правильности обвинения; уметь предвидеть при постановке вопросов возможные ответы допрашиваемых и их влияние на формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей о фактических обстоятельствах дела и виновности подсудимых.
Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, и при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело. Он не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты.
Поддержание прокурором обвинения - это доказывание суду обоснованности обвинения подсудимого, участие в судебном следствии и проверке всех проходящих перед судом доказательств, анализ всех данных дела под углом зрения обвинения и требование применения меры наказания к виновному.
Задачей предварительного слушания является контроль над законностью и обоснованностью обвинения, с целью решения вопроса о возможности рассмотрения этого обвинения судом. Говоря о том, что прокурор поддерживает здесь государственное обвинение, имеется в виду, что он обосновывает в суде сформированный уже им вывод о том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления может быть рассмотрен судом с постановлением обвинительного приговора.
Подготовительная часть судебного заседания заключается в выполнении судом и сторонами определенных процессуальных действий, цель которых - обеспечить полное и правильное выяснение обстоятельств дела в следующей части судебного разбирательства - на судебном следствии.
Судебное следствие - часть судебного разбирательства, в ходе которой проводится исследование судом с участием сторон всех доказательств, необходимых для обоснования приговора. Оно является важнейшей и основной частью судебного заседания. Именно на судебном следствии сосредоточены основные усилия суда и сторон в установлении истины Успех судебного следствия по делу в целом и судебного разбирательства в определенной мере зависит от правильности предложенного прокурором порядка исследования доказательств.
Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Помимо обвинительной речи прокурор в судебных прениях может произнести речь с выводом об оправдании подсудимого в случае, когда он отказался от обвинения.
В связи с тем, что суд лишен возможности исследовать собранные по делу доказательства в ходе рассмотрения уголовного дела в особом порядке, роль прокурора должна существенно усиливаться.
Под досудебным соглашением о сотрудничестве понимается соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. Прокурор наделен ведущей ролью в процедуре заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. По окончании предварительного следствия, прокурор проверяет, соблюдены ли обвиняемым условия и выполнены ли им обязательства, предусмотренные соглашением.
Функции прокурора в суде с участием присяжных заседателей аналогичны его функциям в обычном суде, но в ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.
Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности повлиять на отбор присяжных.
Рассмотрение уголовного дела судом присяжных накладывает на государственного обвинителя большую ответственность и ряд дополнительных обязанностей. Государственный обвинитель должен не только блестяще знать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, идеально знать материалы дела, свободно в них ориентироваться, но и уметь использовать в ходе судебного следствия тактические приемы и методы, разработанные криминалистикой, уметь тактически и психологически грамотно вести допросы, задавать допрашиваемым только такие вопросы, ответы на которые будут способствовать убеждению присяжных заседателей в правильности обвинения; уметь предвидеть при постановке вопросов возможные ответы допрашиваемых и их влияние на формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей о фактических обстоятельствах дела и виновности подсудимых.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Участие прокурора в уголовном судебном производстве
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Поддержание прокурором государственного обвинения в
суде первой инстанции
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 920 р. Год сдачи: 2016 - Прокурор как субъект доказывания в российском уголовном процессе (12.00.09.)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Участие государственного обвинителя в предварительном слушании
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Полномочия прокурора: современное состояние, проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Прокурор как сторона обвинения в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Участие прокурора в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



