Введение…………………………………………………………………………………7
1 Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия…………………………………………………………10
1.1 Понятие и сущность стратегического управления…………………………...10
1.2 Стратегическое планирование как процесс…………………………………..15
1.3 Методы и модели стратегического планирования…………………………...19
1.3.1 STEP-анализ………………………………………………………………20
1.3.2 Модель пяти сил (по Портеру)…………………………………………..21
1.3.3 SWOT-анализ……………………………………………………………..21
1.3.4 Матрица «Дженерал электрик» - «Мак Кинзи»………………………..25
1.3.5 SPACE – методика…………………………………………………….....28
1.3.6 Матрица И. Ансоффа«продукт=>рынок»…..……………………….....29
1.3.7 «Анализ поля сил» Курта Левина…………………………………….....31
1.3.8 Конкурентные преимущества предприятия и ключевые факторы успеха (КФУ)……………………………………………………………..32
1.4 Базовые стратегии функционирования предприятия…………………….....35
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………....38
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….....38
2.2 Изучение внутренней среды предприятия…………………………………....40
2.2.1 Организационная структура……………………………………………..40
2.2.2 Производство……………………………………………………………..43
2.2.3 Маркетинг…………………………………………………………………46
2.2.4 Кадровый потенциал……………………………………………………...46
2.2.5 Финансовый анализ………………………………………………………50
3 Разработка стратегии развития предприятия……………………………………..60
3.1 Анализ стратегических факторов внешней среды……………………………60
3.1.1 STEP-анализ……………………………………………………………….60
3.1.2 Анализ отрасли……………………………………………………………64
3.1.3 Анализ конкурентов……………………………………………………...71
3.1.4 Анализ потребителей…………………………………………………….79
3.2 Определение стратегической позиции предприятия………………………...88
3.2.1 SPACE-метод……………………………………………………………..88
3.2.2 Модель McKinsey ………………………………………………………..89
3.2.3 Метод К. Левина………………………………………………………….91
3.2.4 SWOT-анализ……………………………………………………………..93
3.3 Миссия и цели ОАО «АСЗ»……………………………………………………96
3.4 Стратегические альтернативы…………………………………………………98
3.5 Выбор стратегии и ее реализация…………………………………………….101
3.6 Риски реализации стратегии………………………………………………….106
Заключение…………………………………………………………………………....109
Список использованных источников……………………………………………..…111
Актуальность проблемы разработки стратегии предприятия вытекает из задач, стоящих перед российскими предприятиями на современном этапе развития экономики.
Функционирование предприятия в условиях непредсказуемости, характерной для сегодняшнего периода и быстро меняющейся конъюнктуры рынка прежде всего зависит от наличия на предприятии такого организационного начала, которое могло бы смягчить воздействие окружающей среды. Важно также, чтобы внутренние возможности предприятия были бы адекватны требованиям рыночной среды, что может быть достигнуто с помощью стратегического планирования.
Значению стратегического планирования в экономике, его сущности и роли уделяли внимание в своих работах многие зарубежные авторы У.Кинг, Д.Клиланд, Дж.Глин, И.Ансофф, а также отечественные экономисты А.Д.Вачугов, В.Р.Веснин, В.П.Грузинов, Э.А.Уткин, А.И.Ильин, В.А.Винокуров, Т.П.Любанова, В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова. Анализ их работ показывает, что применение стратегического планирования позволяет разработать специфические стратегии различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия с помощью применения моделей и методов стратегического планирования.
Резкий переход к децентрализации российской экономики и отказ от государственного планирования привели к значительному сворачиванию планирования на российских предприятиях, в то время как опыт многих промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесточайшей конкуренцией именно стратегическое планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важным условием выживания и эффективности функционирования.
Судостроение - одна из ключевых отраслей промышленности Российской Федерации (РФ), которые способны обеспечить вывод экономики страны из кризисного состояния. Аккумулируя в своей продукции результаты деятельности большого числа различных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электротехники и др.), судостроение способно не только обеспечить загрузку производств этих отраслей и увеличить число рабочих мест, но и создать предпосылки для повышения технического уровня их продукции, ее конкурентоспособность. Исторически хозяйственный комплекс юга Дальнего Востока формировался на оборонно-стратегических принципах, что обусловило создание здесь судостроительного предприятия, выпускающего продукцию военно-промышленного назначения. В настоящее время рыночные преобразования и прекращение государственного финансирования заставляют выявлять резервы эффективности и диверсификации производства, осваивать современные методы маркетинга и менеджмента с целью нахождения предприятием своей ниши на рынке гражданской продукции или услуг.
Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость определили тему дипломного проекта: «Разработка стратегических направлений развития ОАО «АСЗ»».
Цель дипломного проекта – определить перспективное направление для финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также набор правил и средств для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности, обоснованные результатами применения моделей и методов стратегического анализа и планирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать источники, посвященные теме стратегического планирования.
2. Выявить организационно-методические условия эффективности деятельности предприятий.
3. Проанализировать проблемы функционирования предприятий судостроительной отрасли в условиях рынка.
4. Проанализировать существующие рынки, выявить платежеспособных потребителей, определить перспективные виды продукции, которые можно производить на мощностях судостроительных предприятий.
5. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «АСЗ», выявить его сильные и слабые стороны, определить конкурентные преимущества.
6. Определить стратегические альтернативы, и выбрать стратегию, при которой эффективность деятельности предприятия будет обеспечена.
7. Учесть потенциальные риски.
Предметом дипломного проекта являются стратегические направления деятельности предприятий судостроительной отрасли на современном этапе развития.
Объектом – финансово-хозяйственная деятельность ОАО «АСЗ» г.Комсомольска-на-Амуре и условия эффективности его функционирования.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретические (изучение экономической и специальной литературы, статей, тезисов, докладов), эмпирические (беседы, анкетирование), программные средства информационных технологий (обработка графических изображений), статистические методы (статистико-математические, использование результатов, их анализ и теоретическое обобщение), методы стратегического анализа.
Значимость исследования заключается в том, что в условиях быстроизменяющейся среды ОАО «АСЗ» необходимо разрабатывать планы и моделировать свою деятельность с учетом внешней и внутренней среды, рассматривая предприятие как «открытую систему». В условиях изменчивой среды добиваться поставленных целей организации позволяет верно сформулированная стратегия, т.е. упорядоченная система приоритетных направлений и форм использования ресурсно-результативного потенциала предприятия, необходимого для формирования стратегических преимуществ и достижения стратегических целей. Проведение исследования позволит в дальнейшем обосновать перспективный проект, составить бизнес-план и искать под него инвестиционные ресурсы.
В дипломном проекте были освещены теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии в современных условиях, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «АСЗ», с помощью моделей и методов стратегического анализа были генерированы стратегические направления развития организации, выбрана наиболее привлекательная стратегия, предложены механизмы ее реализации, указаны возможные риски осуществления стратегии.
В первой части дипломного проекта рассмотрены теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия и сделаны выводы, что в условиях изменчивой, динамичной среды именно стратегическое планирование производственно-хозяйственной деятельности является важным условием выживания и эффективности функционирования. Достигать поставленных целей предприятиям мешает отсутствие разработанной стратегии, т.е. упорядоченной системы приоритетных направлений и форм использования ресурсно-результативного потенциала предприятия, необходимых для формирования стратегических преимуществ и достижения стратегических целей. Под стратегическим планированием следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий предприятия на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
Большинство предприятий начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы и приемы в своей деятельности, которые помогают руководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Во второй части дипломного проекта был проведен комплексный анализ внутренней среды ОАО «АСЗ». Являясь крупнейшим судостроительным заводом в Дальневосточном регионе России, «Амурский судостроительный завод» специализировался на военном кораблестроении. В условиях отсутствия государственного финансирования предприятию необходимо специализироваться на выпуске перспективных видов гражданской продукции, для определения стратегических направлений были выявлены его сильные и слабые стороны, потенциал и тенденции развития. В результате анализа финансовой деятельности было выяснено, что предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Ситуация в соотношении собственных и заемных средств еще в 2000 году была стабильной, но уже в 2001-2002 годах увеличилась финансовая зависимость от кредиторов (заемные средства стали составлять 91 %).Основная деятельность, ради осуществления которой было создано ОАО «АСЗ», была убыточной. Но все же предприятие обладает сильным потенциалом: имеет высококвалифицированные кадры, опыт строительства уникальной и высококачественной продукции, развивает маркетинговую ориентацию деятельности.
В проектной части был проведен анализ состояния отрасли судостроения в стране и в мире, оценена позиция ОАО «АСЗ» в сравнении с конкурентами, выявлены потенциальные платежеспособные потребители, предложены перспективные направления в области гражданского судостроения, с помощью методов и моделей стратегического анализа, что позволило определить стратегические направления развития предприятия.
Из ряда альтернативных стратегий выбрана базовая стратегия фокусирования на дифференциации продукции, в результате реализации которой предложено предприятию, специализирующемуся на строительстве средне- и малотоннажных судов, освоить производство крупнотоннажных судов, предложены механизмы реализации стратегии, показан эффект, выявлены риски.
Именно стратегический план придает предприятию определенность и в тоже время индивидуальность, а стратегическое планирование обеспечивает постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
1 Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Е & М, 1996.
2 Акофф Р. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 1985.
3 Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.
4 Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.
5 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 416с.
6 Бездумный М., Булатова М.И. др. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1993. - 268 с.
7 Берзынь Н.Э., Калинин В.П. Экономика машиностроительного производства: Учебник. - М.: Высшая школа, 1988.
8 Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 1999.
9 Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. - 415 с.
10 Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1988. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
11 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
12 Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999.
13 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
14 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
15 Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования - М.: издательство Финпресс, 1998., 192 стр.
16 Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
17 Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - 235 с.
18 Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. Предисловие Кочеткова Г.Б. - М.: Прогресс, 1993.
19 Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. - М.: Экономика, 1997.
20 Ковалевский А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и производственных подразделениях. - М.: Экономика, 1985
21 Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999.
22 Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. - СПб: Наука, 1996. - 589 с.
23 Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 272 с.
24 Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 375 с.
25 Маркетинг / Под.ред.проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. - 176 с.
26 Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 288с.
27 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. -286 с.
28 Портер М. Международная конкуренция. - М.: Межд. отн., 1993. - 896с.
29 Рапопорт В. Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. -М.: Экономика, 1988.
30 Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Тандем, 1998.
31 Теория и практика антикризисного управления. - М.: Об-ние «ЮНИТИ», «Закон и право», 1996. - 469 с.
32 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1998, 576 стр.
33 Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: АКАЛИС, 1996.
34 Файоль, Т. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
35 Финансы предприятия / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
36 Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 1997.
37 Экономическая стратегия фирмы. - СПб: Спец. лит., 1995. - 414 с.
38 Журнал «Дальневосточный капитал» - 2002 - №1-12.
39 Журнал «Дальневосточный федеральный округ» - 2002 -№1-6.
40 Журнал «Судостроение»-2002-№1-6.
41 Журнал «Морской вестник» - 2002 - №1, №4.
42 WWW: sakhalinenergy.com
43 WWW: Sakhalin-1.ru