Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №80558

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Понятие общеучебных универсальных действий 8
1.2. Роль математики в формировании общеучебных универсальных
действий у младших школьников 13
1.3. Задачи как средство формирования общеучебных
универсальных действий у младших школьников 20
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 36
2.1. Анализ учебников для младших школьников по математике 36
2.2. Выявление уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников при решении задач и
результаты опытно-поисковой работы 43
2.3. Рекомендации для учителя по совершенствованию формирования общеучебных универсальных действий у младших
школьников на уроках математики при обучении решению задач 53
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ


Современное общество предъявляет определённые требования к качеству образовательной системы, которая обеспечивает все отрасли народного хозяйства страны высокопрофессиональными специалистами. Для этого создаются все условия, чтобы эта система постоянно совершенствовалась, определяются цели образования, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Новые образовательные стандарты, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяют цели образования как познавательное, личностное и общекультурное развитие обучающихся, которое обеспечивает такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» [41]. Решение проблем, связанных со школьным обучением математике, приобретает в настоящее время государственное значение, так как общество нуждается в людях, обладающих не только глубокими знаниями, но и способностью самостоятельно и творчески решать существующие задачи и проблемы.
Математика является основным звеном образовательной системы, проникает во все области деятельности человека, влияет на темпы роста научно-технического прогресса страны, поэтому проблемам обучения математике в школах уделяется большое внимание, ими интересуются не только педагоги и ученики, но и широкий круг общественности. Стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
Современное общество в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации предъявляет определенные требования и к математическому образованию обучающихся [20].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) представлены содержательные характеристики дисциплин, изучаемых в начальной школе, в том числе и математики, в содержание которой входит работа с текстовыми задачами [41].
В работах многих педагогов и психологов (Н.Ф. Талызина [36], Л.М. Фридман [43; 44], Д.Б. Эльконин [53] и др.) отмечается, что обучение математике - это прежде всего обучение умению решать задачи, которое способствует углублению и расширению математических знаний, развивает смекалку, формирует элементы исследовательских навыков обучающихся.
В работах Н.Б. Истоминой [15], Л.Г. Петерсон [28; 29] и др.
отмечается, что обучение решению задач в начальной школе требует развития самостоятельности у детей. Каждый ученик должен уметь кратко записывать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы, чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и в её решении, проверить правильность решения.
А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, писал: «Актуально сознаётся только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта» [23]. Следовательно, чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо представить её в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Для этого используют одно из составляющих общеучебных универсальных действий - модели, которые отображают структуру задачи и достаточно просты для восприятия младшими школьниками. Это является одной из составляющих общеучебных действий.
Математическое образование младших школьников непосредственно связано с формированием умений решать текстовые задачи, поэтому необходимо уделять большое внимание формированию этих умений у обучающихся. Математику любят в основном учащиеся, которые умеют решать задачи. Опыт работы многих учителей начальных классов показывает, что учащиеся испытывают затруднения при работе над текстовой задачей. В начальном звене должен закладываться фундамент для дальнейшего развития и становления математически образованной личности на основе умения решать задачи. Нас заинтересовал вопрос: какие факторы следует учитывать при формировании у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач? В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Формирование у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач на уроках математики».
Цель работы - на основе выявленных теоретических аспектов проблемы формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач определить в процессе опытно-поисковой работы уровень сформированности указанных действий и составить рекомендации по совершенствованию процесса их формирования.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предметом исследования являются процесс формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач на уроках математики.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- на основе анализа литературы охарактеризовать общеучебные универсальные действия;
- изучить роль математики в формировании общеучебных универсальных действий у младших школьников;
- рассмотреть текстовые задачи как средство формирования общеучебных универсальных действий в процессе обучения математике;
- в ходе опытно-поисковой работы выявить уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных действий и составить рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников.
Методологической основой исследования явились работы М.А. Бантовой, А.В. Белошистой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Моро, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования - анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, диагностика, синтез результатов исследования, контент - анализ источников.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 147 г. Челябинска. В диагностике приняли участие 25 детей 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы проходила на молодежных научных конференциях:
- XXI международной молодёжной научной конференции «Россия
сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых»
(Челябинск, 14 апреля 2016 г.);
- Региональной молодежной научной конференции «Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре» (Саранск, 20 мая 2016 г.).
На Конкурсе научных работ студенческой и учащейся молодежи в области управления, экономики, социальной и политической сферы по направлению «Социальная сфера» (Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «академии труда и социальных отношений», Челябинск, 1 апреля 2016 г.) наша работа заняла второе место.
Нами были опубликованы тезисы докладов:
1. Зуева, А.В. Формирование у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач на уроках математики / А.В. Зуева // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых: материалы XXI международной молодёжной научной конференции. - Челябинск, 2016 (в ред.).
2. Зуева, А.В. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач / А.В. Зуева // Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре материалы региональной молодежной научной конференции. - Саранск, 2016 (в ред.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя исследование по проблеме формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач на уроках математики можно сделать выводы.
Одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. По Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Основой развития у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий в начальной школе является предмет «Математика». Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания, развивается логическая память.
Различные виды общеучебных умений и навыков не существуют обособленно друг от друга и уровень развития общеучебных умений и навыков зависит от особенностей организации процесса обучения и от уровня развития познавательных способностей младших школьников. Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Состояние математического развития обучающихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи. Текстовые задачи - мощное средство развития обучающихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей, т.е. задача - это основное средство оттачивания мысли каждого школьника.
Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одну из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать. В процессе решения математической задачи необходимы обобщённые умения разных видов, например, умения выделять опорные слова, выполнять краткую запись задачи, поиск плана решения, моделирование ситуации и т.д.
В психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно раскрыт процесс решения задач.
Формированию у младших школьников умения решать задачи способствуют следующие методы: наглядные (демонстрация, наблюдение), словесные (рассказ, беседа, объяснение), метод упражнений, методы анализа, синтеза;
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета.
На уроках математики в начальной школе необходимо использовать схемы, чертежи, занимательные задачи и задачи развивающего характера, которые повышают интерес у обучающихся, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление.
Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены.



1. Аргинская И.И. Математика. Метод. пособие к уч. 1-го кл. нач. шк. / И.И. Аргинская. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2010. - 233 с.
2. Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи / А.К. Артемов // Начальная школа. - 1992. - № 2. - С. 30-35.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 148 с.
4. Атаханов Р. Уровни развития математического мышления / Р. Атаханов. - Душанбе: Изд-во Таджикского госуниверситета, 1993. - 175 с.
5. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова. - М.: Просвещение, 2009. - 84 с.
6. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А.В. Белошистая // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 68-72.
7. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др. - М.: 5 за знания, 2008. - 352 с.
8. Воронина Л.В. Развитие младших школьников в процессеформирования у них математической культуры. / Л.В. Воронина // Начальная школа плюс До и после. - 2014. - № 1. - С. 51-57.
9. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б.В. Гнеденко. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
10. Горсейко Б.А. Познакомьтесь с математическим моделированием / Б.А. Горсейко. - М.: Знание, 1991. - 160 с.
11. Демидова Т.Е. Математика: учебник. 1-4 класс в 3-х частях / Т. Е. Демидова, А.П. Тонких. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.
12. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т. Е. Демидова, А.П. Тонких. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
13. Егорина В.С. Формирование универсальных логических действиймладших школьников и повышение эффективности образования /В.С. Егорина // Начальная школа плюс До и после. - 2013. - № 10. - С. 5 - 13
14. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей / В.В. Зайцев. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 72 с.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
16. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 1 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
17. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 2 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
18. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 3 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
19. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 4 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
20. Концепция развития математического образования в РФ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/(дата обращения: 10.03.16).
21. Кузнецова Л.Ю. Целенаправленная работа с текстовой задачей / Л.Ю. Кузнецова // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 24.
22. Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи / Л.Ш. Левенберг. - М.: Просвещение, 1978. - 126 с.
23. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (мл. шк. возраст) / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. -300 с.
24. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2003. -215 с.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2011.- 736 с.
26. Останина Е.Е Обучение младших школьников решению нестандартных задач // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 8.
27. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. -528 с.
28. Петерсон Л.Г. - Математика: учебник. Зкласс / Л.Г. Петерсон. - М.: Баласс, 2013г. -114 с.
29. Петерсон Л.Г. - Математика: учебник. 4 класс в 3-х частях / Л.Г. Петерсон. - М.: Баласс, 2013.
30. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 121-122.
31. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1; Сост.: Т.В. Игнатьева, А.А. Вохмянина. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2002. -320 с.
32. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 62-67.
33. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики / Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1988. -с. 320.
34. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов высших пед.заведений / Л.П. Стойлова. - М.: Академия, 2002. - 424 с.
35. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 6-е / В.А.
Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1988. - С.115-146.
36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
37. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126.
38. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. - 240 с.
39. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А.Лысенко, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова.
- Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
40. Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Просвещение, 1977.
- 128 с.
41. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgos- kurgan.narod.ru/norm_federal.htm/ (дата обращения: 15.02.16).
42. Фомин Д.С. Моделирование как важное средство обучения решения задач / Д.С. Фомин // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. 33.
43. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.М. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
44. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
45. Царева С.Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 102-107.
46. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
47. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
48. Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
49. Чекин А.Л. Математика. 4 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
50. Чижевская И.Н. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики. / И.Н. Чижевская, Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и после. - 2013. - № 10. - С. 53-55.
51. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах / И.В. Шадрина. - М.: Школьная пресса, 2003. - 144 с.
52. Шикова Р.Н. Работа над текстовыми задачами / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 22-27.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Академия, 1995. - 281 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ