ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Понятие общеучебных универсальных действий 8
1.2. Роль математики в формировании общеучебных универсальных
действий у младших школьников 13
1.3. Задачи как средство формирования общеучебных
универсальных действий у младших школьников 20
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 36
2.1. Анализ учебников для младших школьников по математике 36
2.2. Выявление уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников при решении задач и
результаты опытно-поисковой работы 43
2.3. Рекомендации для учителя по совершенствованию формирования общеучебных универсальных действий у младших
школьников на уроках математики при обучении решению задач 53
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество предъявляет определённые требования к качеству образовательной системы, которая обеспечивает все отрасли народного хозяйства страны высокопрофессиональными специалистами. Для этого создаются все условия, чтобы эта система постоянно совершенствовалась, определяются цели образования, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Новые образовательные стандарты, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяют цели образования как познавательное, личностное и общекультурное развитие обучающихся, которое обеспечивает такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» [41]. Решение проблем, связанных со школьным обучением математике, приобретает в настоящее время государственное значение, так как общество нуждается в людях, обладающих не только глубокими знаниями, но и способностью самостоятельно и творчески решать существующие задачи и проблемы.
Математика является основным звеном образовательной системы, проникает во все области деятельности человека, влияет на темпы роста научно-технического прогресса страны, поэтому проблемам обучения математике в школах уделяется большое внимание, ими интересуются не только педагоги и ученики, но и широкий круг общественности. Стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
Современное общество в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации предъявляет определенные требования и к математическому образованию обучающихся [20].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) представлены содержательные характеристики дисциплин, изучаемых в начальной школе, в том числе и математики, в содержание которой входит работа с текстовыми задачами [41].
В работах многих педагогов и психологов (Н.Ф. Талызина [36], Л.М. Фридман [43; 44], Д.Б. Эльконин [53] и др.) отмечается, что обучение математике - это прежде всего обучение умению решать задачи, которое способствует углублению и расширению математических знаний, развивает смекалку, формирует элементы исследовательских навыков обучающихся.
В работах Н.Б. Истоминой [15], Л.Г. Петерсон [28; 29] и др.
отмечается, что обучение решению задач в начальной школе требует развития самостоятельности у детей. Каждый ученик должен уметь кратко записывать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы, чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и в её решении, проверить правильность решения.
А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, писал: «Актуально сознаётся только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта» [23]. Следовательно, чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо представить её в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Для этого используют одно из составляющих общеучебных универсальных действий - модели, которые отображают структуру задачи и достаточно просты для восприятия младшими школьниками. Это является одной из составляющих общеучебных действий.
Математическое образование младших школьников непосредственно связано с формированием умений решать текстовые задачи, поэтому необходимо уделять большое внимание формированию этих умений у обучающихся. Математику любят в основном учащиеся, которые умеют решать задачи. Опыт работы многих учителей начальных классов показывает, что учащиеся испытывают затруднения при работе над текстовой задачей. В начальном звене должен закладываться фундамент для дальнейшего развития и становления математически образованной личности на основе умения решать задачи. Нас заинтересовал вопрос: какие факторы следует учитывать при формировании у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач? В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Формирование у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач на уроках математики».
Цель работы - на основе выявленных теоретических аспектов проблемы формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач определить в процессе опытно-поисковой работы уровень сформированности указанных действий и составить рекомендации по совершенствованию процесса их формирования.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предметом исследования являются процесс формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач на уроках математики.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- на основе анализа литературы охарактеризовать общеучебные универсальные действия;
- изучить роль математики в формировании общеучебных универсальных действий у младших школьников;
- рассмотреть текстовые задачи как средство формирования общеучебных универсальных действий в процессе обучения математике;
- в ходе опытно-поисковой работы выявить уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных действий и составить рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников.
Методологической основой исследования явились работы М.А. Бантовой, А.В. Белошистой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Моро, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования - анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, диагностика, синтез результатов исследования, контент - анализ источников.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 147 г. Челябинска. В диагностике приняли участие 25 детей 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы проходила на молодежных научных конференциях:
- XXI международной молодёжной научной конференции «Россия
сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых»
(Челябинск, 14 апреля 2016 г.);
- Региональной молодежной научной конференции «Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре» (Саранск, 20 мая 2016 г.).
На Конкурсе научных работ студенческой и учащейся молодежи в области управления, экономики, социальной и политической сферы по направлению «Социальная сфера» (Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «академии труда и социальных отношений», Челябинск, 1 апреля 2016 г.) наша работа заняла второе место.
Нами были опубликованы тезисы докладов:
1. Зуева, А.В. Формирование у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач на уроках математики / А.В. Зуева // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых: материалы XXI международной молодёжной научной конференции. - Челябинск, 2016 (в ред.).
2. Зуева, А.В. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников общеучебных универсальных действий при обучении решению задач / А.В. Зуева // Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре материалы региональной молодежной научной конференции. - Саранск, 2016 (в ред.).
Проведя исследование по проблеме формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников при обучении решению задач на уроках математики можно сделать выводы.
Одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. По Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Основой развития у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий в начальной школе является предмет «Математика». Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания, развивается логическая память.
Различные виды общеучебных умений и навыков не существуют обособленно друг от друга и уровень развития общеучебных умений и навыков зависит от особенностей организации процесса обучения и от уровня развития познавательных способностей младших школьников. Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Состояние математического развития обучающихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи. Текстовые задачи - мощное средство развития обучающихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей, т.е. задача - это основное средство оттачивания мысли каждого школьника.
Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одну из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать. В процессе решения математической задачи необходимы обобщённые умения разных видов, например, умения выделять опорные слова, выполнять краткую запись задачи, поиск плана решения, моделирование ситуации и т.д.
В психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно раскрыт процесс решения задач.
Формированию у младших школьников умения решать задачи способствуют следующие методы: наглядные (демонстрация, наблюдение), словесные (рассказ, беседа, объяснение), метод упражнений, методы анализа, синтеза;
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета.
На уроках математики в начальной школе необходимо использовать схемы, чертежи, занимательные задачи и задачи развивающего характера, которые повышают интерес у обучающихся, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление.
Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены.
1. Аргинская И.И. Математика. Метод. пособие к уч. 1-го кл. нач. шк. / И.И. Аргинская. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2010. - 233 с.
2. Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи / А.К. Артемов // Начальная школа. - 1992. - № 2. - С. 30-35.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 148 с.
4. Атаханов Р. Уровни развития математического мышления / Р. Атаханов. - Душанбе: Изд-во Таджикского госуниверситета, 1993. - 175 с.
5. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова. - М.: Просвещение, 2009. - 84 с.
6. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А.В. Белошистая // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 68-72.
7. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др. - М.: 5 за знания, 2008. - 352 с.
8. Воронина Л.В. Развитие младших школьников в процессеформирования у них математической культуры. / Л.В. Воронина // Начальная школа плюс До и после. - 2014. - № 1. - С. 51-57.
9. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б.В. Гнеденко. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
10. Горсейко Б.А. Познакомьтесь с математическим моделированием / Б.А. Горсейко. - М.: Знание, 1991. - 160 с.
11. Демидова Т.Е. Математика: учебник. 1-4 класс в 3-х частях / Т. Е. Демидова, А.П. Тонких. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.
12. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т. Е. Демидова, А.П. Тонких. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
13. Егорина В.С. Формирование универсальных логических действиймладших школьников и повышение эффективности образования /В.С. Егорина // Начальная школа плюс До и после. - 2013. - № 10. - С. 5 - 13
14. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей / В.В. Зайцев. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 72 с.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
16. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 1 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
17. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 2 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
18. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 3 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
19. Истомина Н.Б. Математика: учебник. 4 класс в 2-х частях / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI века, 2013.
20. Концепция развития математического образования в РФ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/(дата обращения: 10.03.16).
21. Кузнецова Л.Ю. Целенаправленная работа с текстовой задачей / Л.Ю. Кузнецова // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 24.
22. Левенберг Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи / Л.Ш. Левенберг. - М.: Просвещение, 1978. - 126 с.
23. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (мл. шк. возраст) / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. -300 с.
24. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2003. -215 с.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2011.- 736 с.
26. Останина Е.Е Обучение младших школьников решению нестандартных задач // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 8.
27. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. -528 с.
28. Петерсон Л.Г. - Математика: учебник. Зкласс / Л.Г. Петерсон. - М.: Баласс, 2013г. -114 с.
29. Петерсон Л.Г. - Математика: учебник. 4 класс в 3-х частях / Л.Г. Петерсон. - М.: Баласс, 2013.
30. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 121-122.
31. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1; Сост.: Т.В. Игнатьева, А.А. Вохмянина. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2002. -320 с.
32. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 62-67.
33. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики / Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1988. -с. 320.
34. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов высших пед.заведений / Л.П. Стойлова. - М.: Академия, 2002. - 424 с.
35. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 6-е / В.А.
Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1988. - С.115-146.
36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
37. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126.
38. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. - 240 с.
39. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А.Лысенко, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова.
- Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
40. Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Просвещение, 1977.
- 128 с.
41. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgos- kurgan.narod.ru/norm_federal.htm/ (дата обращения: 15.02.16).
42. Фомин Д.С. Моделирование как важное средство обучения решения задач / Д.С. Фомин // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. 33.
43. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.М. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
44. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
45. Царева С.Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 102-107.
46. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
47. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
48. Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
49. Чекин А.Л. Математика. 4 класс: учебник в 2-х частях / под ред. Р.Г. Чураковой. - 6-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
50. Чижевская И.Н. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики. / И.Н. Чижевская, Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и после. - 2013. - № 10. - С. 53-55.
51. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах / И.В. Шадрина. - М.: Школьная пресса, 2003. - 144 с.
52. Шикова Р.Н. Работа над текстовыми задачами / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 22-27.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Академия, 1995. - 281 с.