Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователя
|
Введение 3
1. Общетеоретические и исторические аспекты прокурорского надзора в
досудебном производстве по уголовному делу 7
1.1. Роль и функции прокурора в досудебном производстве по уголовным
делам 7
1.2. История возникновения и развития надзорных полномочий
прокурора в досудебном производстве по уголовному делу в россии 19
2. Основные направления прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью следователя 28
2.1. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью следователя в
стадии возбуждения уголовного дела 28
2.2. Надзор прокурора за соблюдением подследственности и законности
при производстве следователем следственных действий 31
2.3. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью привлечения
лица в качестве обвиняемого 40
2.4. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью применения
следователем мер процессуального принуждения 44
2.5. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью
приостановления и прекращения следователем уголовного дела 50
2.6. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему от следователя с обвинительным заключением или постановлением о
применении принудительных мер медицинского характера 59
2.7. Особенности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью руководителя следственного органа 69
Заключение 76
Список использованной литературы
1. Общетеоретические и исторические аспекты прокурорского надзора в
досудебном производстве по уголовному делу 7
1.1. Роль и функции прокурора в досудебном производстве по уголовным
делам 7
1.2. История возникновения и развития надзорных полномочий
прокурора в досудебном производстве по уголовному делу в россии 19
2. Основные направления прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью следователя 28
2.1. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью следователя в
стадии возбуждения уголовного дела 28
2.2. Надзор прокурора за соблюдением подследственности и законности
при производстве следователем следственных действий 31
2.3. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью привлечения
лица в качестве обвиняемого 40
2.4. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью применения
следователем мер процессуального принуждения 44
2.5. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью
приостановления и прекращения следователем уголовного дела 50
2.6. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему от следователя с обвинительным заключением или постановлением о
применении принудительных мер медицинского характера 59
2.7. Особенности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью руководителя следственного органа 69
Заключение 76
Список использованной литературы
Выступая на Всероссийском совещании прокуроров еще 11 января 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Работа прокуратуры - это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России» .
Прокуратура является сегодня важнейшим конституционным правозащитным и правоохранительным институтом в России. Выполняя это предназначение и осуществляя от имени государства надзор за исполнением законов на всей территории нашей страны, прокуратура принимает меры, направленные на обеспечение единого понимания законности, устранение ее нарушений, изобличение и привлечение виновных к ответственности, скорейшее восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 закрепляя положение о том, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура в том числе осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.
Внимание к этому направлению надзорной деятельности прокуратуры предопределено, прежде всего, необходимостью и особой значимостью обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса, режима законности в процессе расследования преступлений, и как следствие этого внушительным объемом работы органов прокуратуры в этом направлении. Надзор за исполнением законов органами предварительного следствия в деятельности прокуратуры занимает одно из ведущих мест, являясь надежной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.
Последние изменения, внесенные в УПК РФ затронули и процессуальное положение прокурора, его полномочия. Поэтому тема настоящего исследования сегодня привлекает к себе все больше внимания и требует глубокого и всестороннего анализа.
Обозначенная нами актуальность работы совершенно очевидно влечет за собой необходимость определить цель исследования следующим образом - выявление закономерностей в институте прокурорского надзора за органами предварительного следствия.
В соответствии с целью перед исследованием данной тематики, были поставлены следующие основные задачи:
1. исследовать общетеоретические и исторические аспекты надзора прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, а именно: обозначить роль и определить функции прокурора в данных стадиях, осветить генезис и эволюцию полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;
2. изучить специфику основных направлений прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя на досудебных стадиях производства по уголовному делу: а именно: в стадии возбуждения уголовного дела, а также на отдельных, ключевых этапах предварительного расследования, проводимого следователем. Кроме того, представляется важным обратить внимание и на взаимоотношения прокурора при осуществлении им надзора в уголовном судопроизводстве на его взаимоотношения с руководителем следственного органа.
Объект настоящего исследования - общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, и регулируемые комплексом правовых норм уголовно-процессуального права и прокурорского надзора.
Как гласит п.41 ст.5 УПК РФ следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Предметом настоящего исследования являются нормы УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих в том числе организацию прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, а также опубликованная и неопубликованная практика прокурорского надзора в этой сфере.
В ходе выполнения настоящей выпускной квалификационной работы были задействованы следующие методы познания действительности: сравнительный; формально-логический; анализ; синтез. Использованы в работе и специальные юридические методы: компаративный, формально¬
юридический, которые позволили наиболее полно раскрыть и проанализировать все аспекты избранной темы.
Структура выпускной квалификационной работы полностью соответствует ее названию, целям, содержанию. Чтобы достичь поставленных целей исследования, структура выпускной квалификационной работы представлена в виде двух глав, включающих в себя девять параграфов и выглядит следующим образом.
В первой главе выпускной квалификационной работы отражены общие положения прокурорского надзора. В ней рассмотрены роль и функции прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, история возникновения и развития органов прокуратуры .
Вторая глава непосредственно направлена на анализ основных направлений прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя. В данной главе внимание обращено на отдельные аспекты уголовно-процессуальной деятельности следователя: возбуждение уголовного дела, определение подследственности, производство следственных действий, применение мер уголовно-процессуального принуждения, привлечение в качестве обвиняемого, приостановление и прекращение производства по уголовному делу, окончание предварительного следствия по уголовному делу с обвинительным заключением или постановлением о применении принудительных мер медицинского характера, а также на особенности взаимоотношений прокурора при осуществлении надзора с руководителем следственного органа.
Несмотря на то, что данная тематика хорошо исследована в юридической литературе, на наш взгляд, она наиболее четко рассмотрена в трудах следующих авторов: О.С. Капинус, О.Я. Баева, Ю.П. Синельщикова, Л.М. Володиной, И.И. Шичанина, В.С. Зеленецкого, С.П. Щербы, Н.В. Булановой, Г.Н. Королева, В.Н. Исаенко, Д.И. Ережипалиева. С помощью исследований данных авторов нам удалось, как представляется, наиболее полно раскрыть сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, а также выявить актуальные проблемы в прокурорском надзоре в досудебном производстве.
При раскрытии исследуемых вопросов использовано действующее законодательство Российской Федерации: Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, были использованы действующие приказы Генерального прокурора РФ, в т.ч. приказ от 28 декабря 2016 г. №826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
Прокуратура является сегодня важнейшим конституционным правозащитным и правоохранительным институтом в России. Выполняя это предназначение и осуществляя от имени государства надзор за исполнением законов на всей территории нашей страны, прокуратура принимает меры, направленные на обеспечение единого понимания законности, устранение ее нарушений, изобличение и привлечение виновных к ответственности, скорейшее восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 закрепляя положение о том, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура в том числе осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.
Внимание к этому направлению надзорной деятельности прокуратуры предопределено, прежде всего, необходимостью и особой значимостью обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса, режима законности в процессе расследования преступлений, и как следствие этого внушительным объемом работы органов прокуратуры в этом направлении. Надзор за исполнением законов органами предварительного следствия в деятельности прокуратуры занимает одно из ведущих мест, являясь надежной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.
Последние изменения, внесенные в УПК РФ затронули и процессуальное положение прокурора, его полномочия. Поэтому тема настоящего исследования сегодня привлекает к себе все больше внимания и требует глубокого и всестороннего анализа.
Обозначенная нами актуальность работы совершенно очевидно влечет за собой необходимость определить цель исследования следующим образом - выявление закономерностей в институте прокурорского надзора за органами предварительного следствия.
В соответствии с целью перед исследованием данной тематики, были поставлены следующие основные задачи:
1. исследовать общетеоретические и исторические аспекты надзора прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, а именно: обозначить роль и определить функции прокурора в данных стадиях, осветить генезис и эволюцию полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;
2. изучить специфику основных направлений прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя на досудебных стадиях производства по уголовному делу: а именно: в стадии возбуждения уголовного дела, а также на отдельных, ключевых этапах предварительного расследования, проводимого следователем. Кроме того, представляется важным обратить внимание и на взаимоотношения прокурора при осуществлении им надзора в уголовном судопроизводстве на его взаимоотношения с руководителем следственного органа.
Объект настоящего исследования - общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, и регулируемые комплексом правовых норм уголовно-процессуального права и прокурорского надзора.
Как гласит п.41 ст.5 УПК РФ следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Предметом настоящего исследования являются нормы УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих в том числе организацию прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, а также опубликованная и неопубликованная практика прокурорского надзора в этой сфере.
В ходе выполнения настоящей выпускной квалификационной работы были задействованы следующие методы познания действительности: сравнительный; формально-логический; анализ; синтез. Использованы в работе и специальные юридические методы: компаративный, формально¬
юридический, которые позволили наиболее полно раскрыть и проанализировать все аспекты избранной темы.
Структура выпускной квалификационной работы полностью соответствует ее названию, целям, содержанию. Чтобы достичь поставленных целей исследования, структура выпускной квалификационной работы представлена в виде двух глав, включающих в себя девять параграфов и выглядит следующим образом.
В первой главе выпускной квалификационной работы отражены общие положения прокурорского надзора. В ней рассмотрены роль и функции прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, история возникновения и развития органов прокуратуры .
Вторая глава непосредственно направлена на анализ основных направлений прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя. В данной главе внимание обращено на отдельные аспекты уголовно-процессуальной деятельности следователя: возбуждение уголовного дела, определение подследственности, производство следственных действий, применение мер уголовно-процессуального принуждения, привлечение в качестве обвиняемого, приостановление и прекращение производства по уголовному делу, окончание предварительного следствия по уголовному делу с обвинительным заключением или постановлением о применении принудительных мер медицинского характера, а также на особенности взаимоотношений прокурора при осуществлении надзора с руководителем следственного органа.
Несмотря на то, что данная тематика хорошо исследована в юридической литературе, на наш взгляд, она наиболее четко рассмотрена в трудах следующих авторов: О.С. Капинус, О.Я. Баева, Ю.П. Синельщикова, Л.М. Володиной, И.И. Шичанина, В.С. Зеленецкого, С.П. Щербы, Н.В. Булановой, Г.Н. Королева, В.Н. Исаенко, Д.И. Ережипалиева. С помощью исследований данных авторов нам удалось, как представляется, наиболее полно раскрыть сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, а также выявить актуальные проблемы в прокурорском надзоре в досудебном производстве.
При раскрытии исследуемых вопросов использовано действующее законодательство Российской Федерации: Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, были использованы действующие приказы Генерального прокурора РФ, в т.ч. приказ от 28 декабря 2016 г. №826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
Постоянно происходящие в России демократические преобразования,
курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности и правопорядка в стране. Как уже было выяснено, прокурорский надзор за предварительным расследованием занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, т.к. именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются
гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека.
На основе этого на прокурора возлагается обязанность следить за тем,
чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов
предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений –
немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных
прав и свобод граждан, предупреждению нарушений законов. Касаясь предмета
прокурорского надзора на данной стадии, куда отнесены надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения
заявлений и сообщений о преступлениях, порядка предварительного расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие, стоит отметить, что роль прокурора велика.
Прокурор, осуществляя надзор, за органами предварительного следствия
выступает гарантом обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, преследует цель – неотвратимость ответственности
за совершенное преступление, защита лиц, общества и государства от преступных посягательств.
Помимо предмета данная отрасль прокурорского надзора отличается и
своеобразностью объекта. Как мы выяснили, поднадзорными объектами являются все те органы, к компетенции которых отнесено проведение предварительного следствия, и которые для этого наделены специальными полномочиями. Для реализации стоящих перед прокурором целей он наделен рядом полномочий предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Хотя в77
связи с последними изменениями, внесенными в УПК РФ, прокурор и потерял
былую власть, но все равно в его руках сосредоточен мощный властнораспорядительный круг полномочий подкрепленных имеющимися у него актами прокурорского реагирования, которые не могут быть проигнорированы органами предварительного следствия.
Особое значение для эффективности прокурорского надзора имеет его
организация, для того, чтобы ни одно нарушение не было оставлено без внимания. Как и в любой другой отрасли прокурорского надзора, организация прокурорского надзора за предварительным расследованием имеет поэтапную структуру, каждый элемент которой не должен быть обделен вниманием. Т.е. прокурор, осуществляя возложенные на него функции, должен проконтролировать
действия органов предварительного следствия, а также принимаемые ими решения на всех этапах движения уголовного дела, и в случае обнаружения
нарушений немедленно отреагировать.
курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности и правопорядка в стране. Как уже было выяснено, прокурорский надзор за предварительным расследованием занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, т.к. именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются
гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека.
На основе этого на прокурора возлагается обязанность следить за тем,
чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов
предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений –
немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных
прав и свобод граждан, предупреждению нарушений законов. Касаясь предмета
прокурорского надзора на данной стадии, куда отнесены надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения
заявлений и сообщений о преступлениях, порядка предварительного расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие, стоит отметить, что роль прокурора велика.
Прокурор, осуществляя надзор, за органами предварительного следствия
выступает гарантом обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, преследует цель – неотвратимость ответственности
за совершенное преступление, защита лиц, общества и государства от преступных посягательств.
Помимо предмета данная отрасль прокурорского надзора отличается и
своеобразностью объекта. Как мы выяснили, поднадзорными объектами являются все те органы, к компетенции которых отнесено проведение предварительного следствия, и которые для этого наделены специальными полномочиями. Для реализации стоящих перед прокурором целей он наделен рядом полномочий предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Хотя в77
связи с последними изменениями, внесенными в УПК РФ, прокурор и потерял
былую власть, но все равно в его руках сосредоточен мощный властнораспорядительный круг полномочий подкрепленных имеющимися у него актами прокурорского реагирования, которые не могут быть проигнорированы органами предварительного следствия.
Особое значение для эффективности прокурорского надзора имеет его
организация, для того, чтобы ни одно нарушение не было оставлено без внимания. Как и в любой другой отрасли прокурорского надзора, организация прокурорского надзора за предварительным расследованием имеет поэтапную структуру, каждый элемент которой не должен быть обделен вниманием. Т.е. прокурор, осуществляя возложенные на него функции, должен проконтролировать
действия органов предварительного следствия, а также принимаемые ими решения на всех этапах движения уголовного дела, и в случае обнаружения
нарушений немедленно отреагировать.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия и дознания
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в прокуратуре районного звена (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Прокурорский надзор за органами дознания и предварительного следствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение права на защиту средствами прокурорского надзора (Московский государственный юридический университет)
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Прокурорский надзор за исполнением органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019



