Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения электронных учебных пособий в деятельности профессиональной образовательной организации 6
1.1. Электронное учебное пособие как инновационный цифровой
образовательный ресурс 6
1.2. Характеристика современных цифровых образовательных
ресурсов 11
1.3. Применение электронных учебных пособий
в профессиональной образовательной организации 20
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно-практическая работа по применению электронного учебного пособия в процессе подготовки будущих техников-технологов 33
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы 33
2.2. Создание и апробация электронного учебного пособия по
профессиональному модулю «ПМ 01. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции» 51
2.3. Методические рекомендации педагогам профессионального
обучения по применению электронных учебных пособий в процессе обучения 59
Выводы по главе 2 69
Заключение 71
Список литературы
За последнее десятилетие влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс значительно усилилось. Передовые информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, имеют большой образовательный потенциал, который переводит образовательный процесс на совершенно новый уровень.
Использование ЭВМ в учебном процессе, способствуют созданию информационной обстановки, стимулирующей интерес студента. ЭВМ выступаем посредником между педагогом и студентом. Компьютер делает процесс обучения более ярким и наглядным, даёт возможность обучатся в индивидуальном для каждого студента темпе, а также освободить педагога от рутинных занятий, к примеру, записи на доске, повторение элементарных умений и навыков и т.д. Применять ЭВМ можно в различных режимах, а именно: в обучающем режиме; в режиме графической иллюстрации изучаемого материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала; в режиме самообучения.
Наибольшего эффекта, можно достичь, совмещая использование компьютерных технологий и интерактивное обучение. При интерактивной технологии (от англ. interation - взаимодействие) обучение построено на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Актуальность. XXI век определил необходимость поиска возможных вариантов применения электронных учебных пособий, включаемых в работу профессиональной организации.
Анализ научной литературы (О.Г. Алексеев, И.Ф. Володость, А.А. Бабаев, В.П. Беспалько, М.В. Булгаков, К.М. Левитан, А.Е. Пушкин, С.С. Фокин и др.) показал, что использование электронных учебных изданий в подготовке специалистов позволяет повысить качество образовательного процесса, производительность труда преподавателя, развить информационную культуру студентов, повысить уровень креативности их мышления.
Для нашего исследования определенный интерес представляют работы А.И. Ашмакова, И.А. Башмакова, В.П. Беспалько, М.В. Булгакова, В.М. Гасова и др., в которых отражаются вопросы, касающиеся дидактической организации электронных учебников на основе модульного подхода.
Цель исследования - разработать и апробировать электронное учебное пособие по дисциплине «Технология продуктов питания» и методические рекомендации по их применению для подготовки будущих техников- технологов.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих техников-технологов.
Предмет исследования - применение электронных учебных пособий в процессе профессиональной подготовки будущих техников-технологов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме разработки и применения электронных учебных пособий в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций .
2. Разработать и апробировать электронное учебное пособие по дисциплине «Технология продуктов питания».
3. Эмпирическим путем проверить влияние применения электронного учебного пособия по дисциплине «Технология продуктов питания» на развитие профессионального интереса будущих техников-технологов.
4. Разработать методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия по дисциплине «Технология продуктов питания».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; анализ научно-методической литературы по теме исследования; обобщение наблюдение за процессом преподавания специальных дисциплин.
Практическая значимость: разработанное электронное учебное пособие по дисциплине «Технология продуктов питания» может быть использован в работе преподавателей СПО и мастеров производственного обучения при подготовке будущих техников-технологов.
Методологические основы: проблеме применения электронных учебных пособий в деятельности профессиональных образовательных организаций посвящены работы О.Г. Алексеев, И.Ф. Володость, А.А. Бабаев, В.П. Беспалько, М.В. Булгаков, К.М. Левитан, А.Е. Пушкин, С.С. Фокин и др.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Внедрение в сферу электронных образовательных ресурсов, необходимый, прогрессивный и немаловажный шаг в развитии и усовершенствовании нынешней системы образования.
Учебный процесс с использованием ПК посредством, которого реализуется электронные образовательные ресурсы, являет собой имитацию учебно-исследовательской деятельности, при которой на ПК перекладывается та или иная часть функций преподавателя: выдача учебной информации, указаний, заданий, контроль знаний и умений и др. Общение ПК с обучаемым происходит путём диалога, содержание которого заложено в цифровых образовательных ресурсов. Управление познавательной деятельностью студента в целом возлагается на электронные образовательные ресурсы, хотя в отдельных случаях, в соответствии с рекомендациями психологов может быть предоставлена возможность выбора пути обучения.
На основе анализа нормативной, технической, специализированной, организационной литературы по теме исследования были выявлены особенности, которые необходимо учитывать для создания электронных образовательных ресурсов, способствующих формированию профессионального интереса у студентов профессиональных образовательных организаций.
Мы в своем исследовании под электронным учебным пособием понимаем программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел.
Делая выводы о применении электронных учебных пособий в образовательном процессе, следует отметить следующее:
- электронное пособие должно полностью соответствовать учебной программе;
- электронное пособие, используемое наряду с традиционными учебниками, повысит эффективность образовательного процесса;
- для оптимизации учебного процесса немаловажным фактором будет являться открытость учебника, то есть возможность вносить новый материал, что возможно при активном использовании электронного учебного пособия.
Применение электронных учебных пособий оправдано, ведь они позволяют активизировать деятельность студентов, повысить профессиональный уровень педагога, дают возможность повысить качество образования, разнообразить общение всех участников образовательного процесса. Что в свою очередь способствует формированию профессионального интереса у студентов. Но сначала необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности студентов с различным уровнем развития.
Для достижения таких условий нужно сделать акцент на методических рекомендациях по использованию электронного учебного пособия.
Электронное учебное пособие рассчитано на 4 часа практических занятий.
1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении.
3. В рамках комбинированного занятия с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала.
4. Некоторые занятия можно посвятить самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своего конспекта.
При разработке электронных учебных пособий должно учитываться следующее:
•Текст не должен быть более 5-10 страниц, они должны быть представлены аудитории с помощью технических средств;
•Характер должен обеспечивать воспроизведение реального;
•Содержать ограничения, касающиеся технологии, регламента процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей - ведущих, системы оценивания;
•правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями студентов.
Следует так же помнить, что:
1. Электронное учебное пособие используется не изолированно, а в совокупности со всеми другими видами работы студентов, поэтому необходимо учитывать их влияние на них;
2. В электронных учебных пособий необходима предметная и социальная компетентность студентов, поэтому следует начинать подготовку с анализа конкретных производственных ситуаций;
3. Структурные компоненты должны сочетаться таким образом, чтобы поставленные цели достигались с наибольшим эффектом;
Преподаватель должен присутствовать на всех этапах занятия. Степень участия преподавателя на разных этапах может быть различной и зависит от поставленных задач.
Созданный нами электронный учебный ресурс потенциально может облегчить освоение обучающимися коммуникационных технологий, а также позволяет более наглядно и доступно донести до студента нужный материал. Что в свою очередь положительно сказывается на проявление интереса к данному занятию и способствует формированию профессионального интереса.
1. Андрюшина, Т.В. Электронные учебные пособия по графическим дисциплинам в образовательном процессе кафедры / Т.В. Андрюшина // в сборнике: Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 6-9.
2. Башкарева, А.А. Объектно-ориентированный подход к
электронному учебному пособию по биологии / А.А. Башкарёва // В сборнике: инновации в естественнонаучном образовании VII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция.
Ответственный редактор: Т.В. Голикова. - 2014. - С. 163-166.
3. Бородатова Н.Ю. Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". [Электронный ресурс1,-ййр://1езйуа1.1зер1ешЬег.ги/агйс1ез/636109/
4. Босова Л.Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к
учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс// Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс],-
http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso project-4.pdf
5. Брыкова О. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. [Электронный ресурс],- http://ru.scribd.com/doc/84445908
6. Буянова, Т.В. Электронные учебные пособия как средства активизации занимающихся в процессе физического воспитания / Т.В. Буянова, Т.П. Высоцкая, Н.Е. Копылова // в сборнике: Наука и образование материалы VI Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». - 2016. - С. 59-62.
7. Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые образовательные ресурсы // [Электронный ресурс],-http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i- tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html
8. Галеева А.Г. Стандарты разработки цифровых образовательных ресурсов // Всероссийская научно-практическая конференция. [Электронный ресурс],-
http: //ntfmfkonf. ucoz. ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tek hnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/standarty_razrabot ki_cifrovykh_obrazovatelnykh_resursov/26-1 -0-201
9. Григорьев С.Г., В.В Гриншкун Педагогические аспекты
формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов // Энциклопедия знаний. [Электронный ресурс],-
http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
10. Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования // Время Технологий. [Электронный ресурс],-http://aleksandr.hoy.blog.tut.by/2011/11/25/sovremennyie-informatsionno- kommunikatsionnyie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-avtor-lyubov-vladimirovna- desyatova
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс],-http://www.school-collection.edu.ru/about/
12. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника // Академия XXI. [Электронный ресурс],- http: //www. academiaxxi. ru/Meth_Papers/AO_recom_t. htm
13. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе / М.А. Ильина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2012. - № 3 (18). - С. 102-103.
14. Исупова Л.В. Эффективное использование информационно- коммуникационных технологий, включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс // Педагогическая планета. [Электронный ресурс],http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
15. Качаева, Г.И. Электронные учебные пособия в системе образования / Г.И. Качаева // в сборнике: Дагестан - IT - 2015 Сборник материалов I - Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией М.А. Сурхаева. - 2015. - С. 85-88.
16. Ковалев А.Г. интерес с позиции психологии [Электронный ресурс],- http://www.solideducator.ru/refeds-25-6.html
17. Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования
цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум. [Электронный ресурс],-
http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
18. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. М., 2011. 245 с.
19. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Н. А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
20. Мукавозов, А.В. Интерактивные электронные учебные пособия, как базис успешности педагогической деятельности / А.В. Мукавозов // В сборнике: Технологический форсайт: проектирование, внедрение, контроль, анализ сборник научных трудов по материалам Всероссийской школы- конференции. - 2016. - С. 94-101.
21. Мухамедшин, О.Ф. Электронные учебные пособия в образовательных учреждениях / О.Ф. Мухамедшин, К.М. Малышева // в сборнике: Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе Материалы научно-практической конференции. - 2014. - С. 88-94.
22. Овчинникова Е.Н. Некоторые требования к электронным учебным пособиям / Е.Н. Овчинникова // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2014. - Т. 2. - С. 190-191.
23. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 2014. 234 с.
24. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 2000. 215 с.
25. Смолкин, А.М. Методы активного обучения. М., 2013. 198 с.
26. Стефановская, Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2013. 430 с.
27. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 2013. 280 с.
28. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва - Новосибирск, 2012. 456 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии /под ред. Е.В. Шороховой. - М: Педагогика, 2011. - 423с.
30. Сатыбалдина, К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 2015. 132 с.
31. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 2012. 342 с.
32. Петровский, А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2011. 394 с.
33. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, органихзация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 2013. - 192 с.
34. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учебн. прособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с.
35. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т. С. М. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с
36. Панфилова А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса/ Панфилова А.П. Долматов А.В.—М.: Издательство Юрайт, 2014.
37. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 2012. 342 с.
38. Петровский, А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2011. 394 с
39. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учебн. прособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина,
М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с
40. Пономарев Е.С. Электронные учебные пособия: понятие, виды, современные требования / Е.С. Пономарев // В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее Материалы IX Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет; Редакторы: Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. - 2017. - С. 33-37.
41. Потемкин А.Д. профессиональный интерес как педагогическая проблема [Электронный ресурс], -https://elibrary.ru/item.asp?id=9320651.html
42. Психологические проблемы профессионального обучения: /Сб. статей/. /Под. Ред. В.С. Филатова, В.Д. Шадрикова. - Ярославль, 2012.- 267 с.
43. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 2013. 280 с.
44. Сысуева, М.В. Электронные учебные пособия в современном
образовательном процессе / М.В. Сысуева // в сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: педагогика и психология сборник статей
международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 53-55.
45. Усенков Д.Ю. ЦОРы // Вопросы информатизации образования.
[Электронный ресурс],-
http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article key=214