Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН РФ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Работа №80518

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие вопросы усыновления по законодательству РФ 7
1.1. История усыновления в отечественном праве 7
1.2. Понятие и условия усыновления 13
1.3. Порядок и правовые последствия усыновления 22
2. Правовое регулирования усыновления, осложненным иностранным
элементом 30
2.1. Международные договоры РФ по вопросам усыновленияОшибка! Закладка не
2.2. Законодательство РФ о порядке усыновления иностранными
гражданами 49
3. Отмена усыновления 53
3.1. Правовые основания и порядок отмены усыновления 53
3.2. Усыновление как способ суд защиты прав ребенка 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы диссертационного исследования подтверждается следующими ключевыми аспектами. Исследование проблем, связанных с процедурой усыновления: унификация процедуры принятия российских
детей в иностранные семьи, взаимность признания заключений об усыновлении, контроль за соблюдением определенных норм обеспечивает основу создания действенного механизма полного соблюдения интересов ребенка, нуждающегося в семье.
Так, в соответствии с данными Министерства образования и науки Российской Федерации, в банке данных имеются анкеты более ста тысячи детей-сирот.
Каждый год в России сиротами становятся около 70 тысяч детей.
Немалое количество усыновлений из общего объема занимает усыновление иностранными гражданами российских детей.
До издания и вступления в законную силу ФЗ от 28 декабря 2012г. No 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» Соединенные Штаты Америки лидировали по количеству усыновленных российских детей. К примеру, за 2012 год американские граждане усыновили 748 тыс. российских детей.
Предпосылкой к изданию ФЗ No272 от 28.02.2012г. явилось неоднократное жесточайшее обращение и насилие со стороны американцев к усыновленным российским детям.Однако после принятие выше указанного закона прекратило действие Соглашение между Российской Федерацией и США об усыновлении от 13 июля 2011г.
Второе место занимает Испания, где за последние 7 лет ежегодно усыновляется 1 тысяча детей.«09» июля 2014г. в Мадриде между Российской Федерацией и Королевством Испания был подписано соглашение о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, ратифицирован Федеральным законом № 28-ФЗ от 08.03.2015г. Данное соглашение было принято с целью налаживания сотрудничества между Испанией и Россией, обеспечения должного оформления и порядка процедуры усыновления, предоставление законных прав и гарантий ребенку, определение полномочный органов по усыновлению, осуществление контроля и защиты детей- граждан РФ за рубежом, а также обмен данными.
Также был подписано соглашение между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления
(удочерения) детей и соглашение между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления
(удочерения) детей, с Францией и Италией соответственно.
Соглашение с Французской Республикой об усыновлении предполагает усыновление российских детей французскими семьями с помощью специализированных аккредитованных учреждений. Регламентирован также порядок отчетности усыновителей перед российскими компетентными органами. Статья 6 настоящего Соглашения устанавливает, что условия, при которых ребенок может быть усыновлен, а также лица или органы, согласие которых требуется для усыновления, определяются законодательством государства происхождения ребенка. При передаче ребенка в другую семью усыновление не может состояться до тех пор, пока полномочный орган государства происхождения не будет всесторонне ознакомлен с данными о новых кандидатах в усыновители и не даст свое согласие на новое усыновление.
Согласно ст. 17 принимающая страна обязуется защищать права и интересов усыновленных детей обеспечивается принимающей страной.
Выше описанные Соглашения направлены, главным образом, на урегулирование вопроса усыновления Российской Федерации с другими государствами
Заключение двусторонних международных соглашений в этой сфере "представляет собой не политизированный, а формальный, то есть упорядоченно юридический, способ решения проблемы по усыновлению российских детей иностранными гражданами".
Поэтому немало важно обеспечить эффективность механизма правового регулирования института усыновления, что становиться возможным лишь при создании действенного законодательства, а также определение полномочных учреждений за рубежом.
В Обзоре судебной практике за 2015г. от 27.04.2016г. указывается, что тенденция к снижению количества дел по вопросам усыновления детей иностранными гражданами сохранилась. Однако количество дел данной категории остается довольно высоким.
Согласно статистике приведенной в практике наибольшее количество дел было рассмотрено Санкт-Петербургским городским судом (71 дело), Кемеровским областным судом (70 дел), Приморским краевым судом (59 дел), Пермским краевым судом (40 дел), Ленинградским областным судом (30 дел), Челябинским областным судом (29 дел).
В 2015 году, как и в предыдущие два года, не изменилось процентное соотношение стран по усыновлению иностранных детей, а именно: Италия, Испания и Франция входят в тройку стран, которые чаще других усыновляют российских детей, 57%, 17,5% и 5,9%, соответственно.
Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, складывающиеся в рамках семейных правоотношений, осложненных иностранным элементом.
Предметом диссертационного исследования является усыновление, его понятие, порядок и правовое регулирование.
Цель исследования заключается в разрешении проблем по
усыновлению детей- граждан РФ иностранными гражданами.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать общие вопросы усыновления по законодательству РФ;
- провести анализ вопроса правового регулирования усыновления, осложненного иностранным элементом;
- рассмотреть вопрос отмены усыновления.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания, в частности сравнительно-правовой, социологический, исторический и другие.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После всестороннего исследования института усыновления, в заключении хотелось бы отметить, что не всегда можно поставить знак равенства между отношениями искусственно созданными и отношениями, возникшие естественным происхождением в силу рождения. Для меня напрашивается вопрос: Можно ли говорить, что усыновление есть приоритетная и основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как это указано это в п.1 ст. 124 СК РФ? И возможно ли преодолеть препятствия в устранение проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами?
Усыновление не может по своей сути стать массовым явлением, в силу социальных, морально-этических и нравственных составляющих.
На законодательном уровне Российской Федерации установлена приоритетность семейного воспитания.
Законодатель может необоснованно подталкивать к принятию решений об усыновлении, пренебрегая другими формами устройства детей-сирот.
Вместе с тем в большинстве случаев иные формы семейного устройства могут лучше соответствовать закреплению отношений между детьми, нуждающимися в семейном устройстве, и лицами, желающими принять их в семью. Во-первых, речь идет о детях в возрасте, как правило, старше трех лет. Во-вторых, иные, нежели усыновление, формы позволят избежать вопросов имущественного характера между детьми и лицами, принявшими детей в семью. В-третьих, нередки случаи, когда после долгого пребывания в приемной семье, будет принято обоюдное решение об усыновлении. Безусловно, что такое решение будет более обдуманным, взвешенным, согласованным, и будет отвечать интересам как ребенка, так и усыновителя. Кроме того, намного проще усыновить ребенка, который уже живет в семье усыновителя.
Полнота понимания проблем, возникающих в связи с проведением усыновления, невозможна без изучения вопросов о тайне усыновления.
Процесс воспитания ребенка и его адаптация в семье и в новой жизни проходят, как правило, более спокойно, если ребенок не знает, что не является законно рожденным. С целью не причинения ребенку моральной травмы и, учитывая интересы усыновителей, законодатель вводит институт тайны усыновления, а также принимает меры по его обеспечению.
Однако в последнее время вопрос о тайне усыновления не является столь однозначным. Во-первых, соблюдение тайны усыновления противоречит, закрепленному в Конституции праву ребенка знать свое происхождение и своих родителей. Во-вторых, иногда незнание правды о своем биологическом происхождении может иметь трагические последствия, связанные с генетическими заболеваниями и различными медицинскими вмешательствами. В-третьих, не представляется возможным требовать соблюдения тайны усыновления от неопределенного круга лиц.
Что касается преодоления проблемы усыновления детей за рубежом, которое в последствие превращается в насилие, то тут, по- моему мнению, нужно бороться не со следствием, а с причинами такими жестокого обращения. По представленным сведениям Национального Совета США по усыновлению, в большинстве случаях убийств усыновленных российских детей виновата коррупция. У усыновителей отсутствовало элементарное официальное разрешение на усыновление. Также этому способствовало широкое распространение сведений о российских детях - сиротах в сети Интернет. Для решения этих и многих вопросов необходимо принимать меры по их разрешению. Для начала, я считаю, необходимо ужесточить уголовную ответственность за распространение сведений в Информационно-телекоммуникационной сети. Во-вторых, ввести на международном уровне орган по рассмотрению дел об усыновлении, связанных с жестоким обращением, повлекших к тяжелым увечьям или даже к гибели ребенка. В - 60
третьих, утвердить приоритет усыновления внутри страны над иностранным не только юридически, но и «де факто». Чтобы иностранное усыновление стало вынужденной и исключительной мерой. В-четвертых, как отметил В.В. Путин «заключать юридически обязывающие межгосударственные соглашения».
Таким образом, Российская Федерация нуждается в усовершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам усыновления. Заключение же Российской Федерацией взаимных международных договоров позволит более конкретизировано подходить к решению проблемы на международном уровне.



1. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления" [рус., англ.] (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов. - М.: БЕК, 1997. С. 712 - 720.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. 1993. - выпуск XLVI.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. - выпуск XLVI, 199
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Содружество. Информационный вестник Совета глав
государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(41). С. 82 - 130.
5. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве: принята 12 апреля 1930 г. URL: http: //www.conventions .ru/view_base. php?id=860.
6. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся
защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях" (Принята 03.12.1986 Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября - 19 декабря 1986 года. Генеральная Ассамблея. Официальные
отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53).- Организация Объединенных Наций. С. 328 - 330.
7. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388. Права и свободы личности. Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". Вып. 11.- М., 1995. С. 191 - 194.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 201. - N 9. - Ст. 851
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.12.2014) Российская газета.- 2002. - N 220.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Парламентская газета. - 2000. - N 151-152.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. - 1996. - N 17.
12. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. - 2012. - N 302.
13. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об актах гражданского состояния" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. - 1997. - N 224.
14. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. - 2001. - N 78.
15. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. - 2001. - N 78.
16. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" // Российская газета. - 2012. - N 302.
17. Постановление Правительства Российской Федерации "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" N 123 от 10 марта 2005 г. // СПС "КонсультантПлюс".
18. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" N 275 от 29 марта 2000 г. // СПС "КонсультантПлюс".
19. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 36. - Ст. 4577
20. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.02.2014) "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // Российская газета. - 2000. - N 72.
21. Постановление СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. "О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей" // СП РСФСР. 1943. N 3.
22. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. "Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве" // СУ РСФСР. 1926. N 13. Ст. 101.
23. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних. Приложение к Приказу Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 марта 1991 г. N 85/51 // Вестник образования. 1991. N 9.
24. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818.
25. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 (в ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397. (Утратил силу)
Специальная литература
26. Lex Russica. 2006. N 2. С. 413 - 415.
27. Анненков К.Н. Система русского гражданского права. Т. 6: Право наследования. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902. С. 96.
28. Беседкина Н.И. Правовое регулирование порядка усыновления ребенка // Новый юридический журнал. 2013. N 1. С. 121 - 128.
29. Гармаш А., Суслова И., Лазарева Н. Правовые основы усыновления и удочерения // ЭЖ-Юрист. 2012. N 11. С. 15.
30. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России // История государства и права. 2001. N 1. С. 39.
31. Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.
32. Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс. 2011.
33. Гюрджан О.М. Правовая природа усыновления // Lex russica. 2013. N 9. С. 993 - 997.
34. Ефимов В.В. История римского права. СПб.: Тип. и лит. А. Пожаровой,
1891 // СПС "Гарант".
35. Каковы последствия отмены усыновления? // "Электронный журнал "Азбука права". 2015.
36. Кустова В.В. Усыновление по законодательству первых лет советской власти // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 12.
37. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 65.
38. Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 93 - 103.
39. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и экспертов по вопросу реализации в субъектах Российской Федерации мер, направленных на профилактику социального сиротства. 19 - 20 сентября 2013 года. М., 2013
40. Миронов М.А., Червинская А.В. Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 6 - 9.
41. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 636 с.
42. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "Об актах гражданского состояния" / О.Г. Алексеева, В.В. Андропов, А.А. Бухарбаева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 654 с.
43. Приказ Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от
25.12.1995 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью" (вместе с "Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.1996 N 1045) //
Российские вести. - 1996. - N 77;
44. Садеева Г.М. История становления и развития законодательного регулирования института усыновления в России // История государства и права. 2014. N 11. С. 59 - 63.
45. Садеева Г.М. История становления и развития законодательного регулирования института усыновления в России // История государства и права. 2014. N 11. С. 59 - 63.
46. Свод законов Российской империи. Т. 10. Часть первая... С. 16.
47. Шершеневич Р.Ф. Учебник истории русского гражданского права (по изд. 1907). М.: Спарк, 1995. С. 336.
Материалы практики
48. Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2008 N 80-Г08-13 «В случае усыновления гражданином Российской Федерации ребенка - гражданина Российской Федерации, оставшегося без попечения родителей и являющегося его родственником, постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - N 3
49. Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1055 - О-П // ВКС РФ. N 3. 2009
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета. - 2005. - N 260.
51. Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета - федеральный выпуск. N 4058. 2006. 3 мая.
52. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета. - 2006. - N 92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ