Введение 3
1. Теоретические и правовые основы формирования государственного
долга Российской Федерации и управление им 7
1.1. Государственный долг Российской Федерации, механизм его
формирования и виды 7
1.2. Необходимость управления государственным долгом, его
содержание, цели и принципы 16
2. Анализ состояния государственного долга Российской Федерации 26
2.1. Оценка долговой устойчивости Российской Федерации 26
2.2. Анализ динамики и инструментной структуры государственного
внутреннего и внешнего долга РФ 32
3. Управление государственным долгом РФ: современная оценка и
перспективы совершенствования 42
3.1. Современная система управления государственным долгом РФ,
оценка её функционирования 42
3.2. Перспективы реализации долговой политики РФ и основные
направления совершенствования системы управления государственным долгом 49
Заключение 57
Список использованных источников
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развитие международного сотрудничества государств. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Финансово-правовое регулирование государственного долга на протяжении многих лет является актуальной проблемой функционирования финансовой системы государства.
В современных условиях государственный долг является органической составляющей финансовых систем подавляющего большинства стран мира, поэтому особое значение приобретают приоритеты и направления долговой политики, в рамках которой осуществляется формирование и обслуживание государственного долга, его правовое регулирование. Привлечение государственных заимствований может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, привлечение дополнительных средств влияет на экономический рост и экономическую активность в стране, стимулируя потребление или инвестиции в производство, а с другой - оказывает негативное влияние, поскольку расходы на его обслуживание депрессивно сказываются на экономическом положении страны из-за того, что происходит отток ресурсов. Учитывая функциональную двойственность сущности
государственного долга, следует оценивать его значение для государства объективно.
В связи с этим любое государство с целью уменьшения объемов и негативных последствий долговой нагрузки в стране и оптимизации использования привлеченных средств должно, учитывая показатели и тенденции долговых обязательств государства, проводить рациональную долговую политику, закрепленную в финансовом законодательстве и трансформирующем его.
Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблемам исследования государственного долга России посвящено множество работ ученых различных научных школ. Общие основы
разрабатываются в трудах Л. Абалкина, А. Анчишкина, А. Вавилова, Ю. Вавилова, Е. Гайдара, С. Глазьева, Ю.Данилова, А. Илларионова, Д. Львова, В. Панскова, В. Перламутрова, Ю.Петрова, А. Смирнова, Г. Трофимова и др. В работах А. Саркисянца содержится комплексный анализ системы международных долгов. Б. Хейфец предлагает стратегию управления внешним долгом, дает обобщающую характеристику долговому кризису. В публикациях Б. Златкис рассмотрены практические аспекты управления государственной задолженностью.
Однако, несмотря на наличие значительного числа публикаций зарубежных авторов, на возросшее количество монографий и статей российских ученых, проблема государственного долга и его регулирования до сих пор остается 4 недостаточно разработанной. В экономической литературе до настоящего времени неоднозначно трактуется экономическое содержание категории «государственный долг»; преобладает преимущественно финансово-технический, а не политико-экономический анализ проблем государственной задолженности; недостаточно освещены вопросы внутреннего государственного долга и его влияния на экономику и решение социальных проблем.
Объект исследования - государственный долг.
Предметом исследования выступают внутренний и внешний государственный долг Российской Федерации.
Целью работы является исследование теории и практики формирования государственного долга, а также системы управления им.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание понятия “государственный долг” и изучить механизм формирования государственного долга РФ;
2) обосновать необходимость управления государственным долгом, раскрыть его содержание, определить цели и принципы;
3) оценить долговую устойчивость Российской Федерации;
4) провести анализ динамики и инструментной структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
5) рассмотреть современную систему управления государственным долгом Российской Федерации и дать оценку её функционирования;
6) определить перспективы реализации долговой политики Российской Федерации и основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Методология работы основана на принципах диалектического подхода, общих методах научного познания: эмпирического (сравнение, сбор и изучение данных) и статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации.
В качестве теоретической базы исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного долга и
5
управления им, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы формирования государственного долга, заключения Счетной палаты Российской Федерации об исполнении федерального бюджета, нормативные правовые документы Министерства финансов Российской Федерации, учебно-методическая литература, материалы научных конференций, научные публикации, материалы, размещенные в Интернете.
Информационной базой исследования являются официальные документы Министерства финансов Российской Федерации, характеризующие результаты долговой деятельности Российской Федерации.
В настоящее время в условиях функционирования рыночной экономики финансовая система - это, с одной стороны, индикатор состояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы. Финансовый климат государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный долг РФ является результатом осуществления государственных внутренних и внешних заимствований РФ, а также предоставление государственных гарантий РФ.
В соответствии со статьей 103 БК РФ под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
В настоящее время рост государственной задолженности рассматривается как условие экономического развития. С помощью государственного долга обеспечивается способность государства решать поставленные социально-экономические задачи, с его помощью осуществляется государственное регулирование экономики. Причем, государственный долг может иметь как положительное значение для страны, так и отрицательное.
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
К основным целям управления государственным долгом относятся:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение стоимости обслуживания государственного долга России;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и сама система непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления им являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
В ходе анализа состояния государственного долга Российской Федерации можно заметить, что особое положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный долг. На 1 января 2017 г. государственный внутренний долг составил 8003,5 млрд. рублей, то есть внутренний государственный долг увеличился с 2008 г. в 6 раз. Превалирование внутренней составляющей государственного долга связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2008 года по 2017 год увеличился c 44,9 млрд. долл. США до 51,2 млрд. долл. США. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте. Тем не менее именно проблема внешнего долга имеет ключевое значение с точки зрения долговой устойчивости национальной экономики. В отличие от внутреннего долга высокий объем внешней задолженности способен привести к финансовому давлению из -за рубежа, к критическим угрозам для национальной экономической безопасности.
В настоящее время на практике используются различные индикаторы долговой устойчивости (долговые показатели).
Минфин России для оценки долговой устойчивости использует такие показатели, как: отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета, отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, отношение 57 государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг.
Таким образом, проанализировав долговые показатели Российской Федерации за 2013-2016 гг., стоит отметить, что все без исключения общепринятые показатели долговой устойчивости Российской Федерации находились в пределах безопасных зон.
Проанализировав данные об инструментной структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации можно сказать, что наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. Так, по отношению к общему внутреннему государственному долгу, доля государственных ценных бумаг на 1 января 2017 года составляет более 75% . Несмотря на значительный рост объема внутреннего долга за последние десять лет, в 2008 году государственные ценные бумаги занимали более 95 % в общем объеме внутреннего государственного долга.
Наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2017 года составляли облигации федеральных займов и государственные сберегательные облигации.
Говоря, о государственном внешнем долге, стоит отметить, что на начало 2017 года государственный внешний долг Российской Федерации составил 51, 2 млрд. долл. США. Рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.
Исходя из анализа инструментной структуры государственного внешнего долга можно сделать вывод, что в структуре внешнего государственного долга Российской Федерации наибольший удельный вес занимает задолженность по внешним облигационным займам - более 73 % на 1 января 2017 года. Затем следуют - государственные гарантии РФ, которые на начало 2017 года составили более 22 % в общем объеме внешнего государственного долга Российской 58
Федерации. Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями.
Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.
В настоящее время функции органов и ветвей государственной власти в области управления государственным долгом Российской Федерации четко определены. Управление государственным внутренним и внешним долгом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк Российской Федерации, Внешэкономбанк. Непосредственно большинство функций по управлению государственным долгом возложено на Министерство финансов РФ.
В 2013 - 2016 гг. долговая политика была ориентирована на решение, в числе других, таких ключевых задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на федеральный бюджет и экономику в целом, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей и индикаторов, установленных в рассматриваемой области государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
В заключение следует отметить, что в целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики, но эффективность применения этого инструмента во многом зависит от наличия стройной системы долгового управления.
Дальнейшее совершенствование управления государственным долгом РФ, по нашему мнению, должно происходить в следующих направлениях:
- разработка и принятие отдельного федерального закона, регламентирующего различные аспекты управления государственным долгом (в настоящее время в Бюджетном кодексе РФ прописаны лишь общие вопросы, касающиеся основ формирования долга и управления им);
- внесение изменений в существующие нормативные правовые акты, позволяющие осуществлять активное управление государственным долгом в оперативном режиме (операции на рынке с государственными долговыми обязательствами, долговые свопы, обмен долговых обязательств и др.);
- переход от традиционной модели управления государственным долгом РФ к альтернативной модели, т.е. создание в перспективе, по примеру зарубежных стран, специализированного долгового агентства, на которое будут возложены все функции долгового управления.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.07.1998 г. N 145-ФЗ (в ред. От 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. О федеральном бюджете на 2016 год [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (в ред. От 22.11.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ // Справочно-правовая система
«Консультант плюс».
5. О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.05.1995 N 73- ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
6. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
7. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012 г.-72 с.
8. Ашмарина Е.М. Финансовое право: учебник для бакалавров / Е.М. Ашмарин - М.: Юрайт, 2017 г.-302 с.
9. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности: учебное пособие / Л.С. Брагинская - М.: Университетская книга, 2007 г.- 7-8 с.
10. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учебное пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и дополн. / Ю.Я. Вавилов - М.: Перспектива, 2015 г.-256 с.
11. Гладковская Е.Н. Финансы: учебное пособие / Е.Н. Гладковская - СПб.: ПИТЕР, 2012 г.-104 с.
12. Григорьянц А.Г. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах / А.Г. Григорьянц. - М.: Лаборатория книги, 2011 г.-52 с.
13. Грязнова. А.Г. Финансы: учебник. 2-е изд. / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова- М.: Финансы и статистика, 2012 г.-306 с.
14. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: учебник / Л.М. Куликов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011 г.-20 с.
15. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева изд. 3-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2012 г.-393 с.
16. Новиков И.В. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др. - М: ТетраСистемс, 2010 г.-45с.
17. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Покрытан - М., Юнити, 2010 г.-117 с.
18. Родионова В.Г., Роузман Э.А. Макроэкономика: учебное пособие / В. Г. Родионова, Э.А. Роузман -М.: МГТУ им. Баумана, 2011.-169с.
19. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский, О.В. Врублевской О.В.- М.: Юрайт, 2008 г. - 25 с.
20. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов, Г.Н. Чубаков и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2009 г.-319 с.
21. Покрытан П. Государственное банкротство: аспекты теории и практики // Экономист. 2013. № 12.
22. Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. - 2016. - № 7(8).
23. Хейфец Б.А. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса // Вопросы экономики. -2012.
24. Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. - 2015. - № 1.
25. Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика// Проблемы современной экономики. 2012.
26. Красавина Л.Н. Долговая политика: мировой опыт и российская практика // Деньги и кредит. № 8. 2011
27. Кульков В. Долговая безопасность экономики России: параметры и противоречия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 12.
28. Никитина А.В., Сурнина Н.А. Актуальные проблемы внешней задолженности РФ и пути их преодоления// ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО . 2014. №1.
29. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Долг с разбивкой по видам ценных бумаг - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017 - Режим доступа: http://minfin.ru
30. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Структура долга - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017- Режим доступа: http://minfin.ru
31. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017- Режим доступа: https:ZZwww.minfin.ru
32. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год - Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2017 - Режим доступа: http:ZZwww.ach.gov.ru
33. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект
федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" - Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2017 - Режим доступа: http:ZZwww.ach.gov.ruZ
34. Федеральное казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный бюджет - Официальный сайт Казначейства России, 2017-Режим доступа: http:ZZ http:ZZwww.roskazna.ruZ
35. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Серия докладов об экономических исследованиях - Официальный сайт Центрального банка РФ, 2017-Режим доступа: https:ZZwww.cbr.ruZ
36. Внешэкономбанк [Электронный ресурс]: Управление государственным внешним долгом - Официальный сайт Внешэкономбанка, 2017-Режим доступа: http:ZZwww.veb.ruZ
37. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]: http:ZZwww.rg.ruZ2009Z05Z19Zstrategia-dok.html.
38. Государственный долг: сущность, последствия и возможность
погашения. [Электронный ресурс]: https:ZZcyberleninka.ru
39. Оценка устойчивости государственных финансов. [Электронный ресурс]: https: ZZcyberleninka. ru
40. Совокупный государственный долг и его регулирование. [Электронный ресурс]: http:ZZinstitutiones.com
41. Система управления государственным долгом. [Электронный ресурс]: http: ZZworks. doklad.ruZ