Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ

Работа №123823

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1 Понятие и сущность государственного долга 7
1.2 Основные причины и последствия образования государственного долга для экономической стабильности 10
1.3 Методы и инструменты оптимизации государственного долга 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТЕЙ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ 20
2.1 Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации 20
2.2 Оценка внешнего государственного долга Российской Федерации 35
3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 54
3.1 Мировой опыт управления и оптимизации государственного долга 54
3.2 Направления оптимизации государственного долга в Российской Федерации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

На сегодняшний день рыночный механизм хозяйствования подразумевает использование не только рыночных инструментов, но и элементов государственного регулирования. Необходимость государственного вмешательства была в очередной раз доказана во время мирового финансового кризиса 2014 года. При этом важно уделить внимание вопросу об источниках финансирования деятельности государства для успешного выполнения его функций, их объемах и структуре.
Наряду с основными видами финансовых поступлений (налоговыми и неналоговыми доходами), существуют также источники финансирования дефицита бюджета, выраженные в государственном и муниципальном долге.
Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Как известно, для финансового обеспечения государственных нужд соответствующими органами государственной власти используются такие финансовые ресурсы как налоги и другие обязательные платежи. Однако в условиях вероятного ухудшения финансово-экономической стабильности имеет место снижение поступлений в бюджеты бюджетной системы из названных источников. Возможна и иная ситуация, при которой, несмотря на стабильные поступления в бюджет, расходы государства увеличиваются. Управление государственным долгом - одна из фундаментальных основ экономической безопасности страны.
На сегодняшний день наличие государственного долга характерно для большинства развитых и развивающихся стран и является нормальной мировой практикой. Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним займам. Отметим, что в последние годы из-за угрозы долгового кризиса отношение к проблеме государственного долга претерпело существенные изменения. Однако эффективное управление государственным долгом, являющееся неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства, может стать мощным фактором экономического роста и уровня деловой активности страны.
Проблему управления государственным долгом рассматривали многие зарубежные и отечественные ученые-финансисты, такие как: Дж. Кейнс, А. Лернер, К. Маркс, Л. Мауер, Ф. Модильяни, Д. Рикардо, А. Смит, П. Харрод, A. И. Барановский, О.Д. Василик, Т.П. Вахненко, Г.В. Кучер, В.В. Лисовенко, B. Е. Новицкий, Л.А. Омельянович, В.М. Федосов, А.А. Чухно. Однако, существует необходимость дальнейшего исследования данной проблематики, поскольку формирование основной части государственного долга происходит в условиях постоянной трансформации экономики страны.
Всем этим подтверждается актуальность темы исследования.
Цель исследования - исследование сущности, причин образования, последствий и путей оптимизации государственного долга России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить последующие задачи:
• охарактеризовать понятие государственного долга и его сущность;
• изучить основные причины и последствия образования государственного долга;
• описать методы и инструменты оптимизации государственного долга;
• проанализировать состояние внутреннего долга Российской Федерации;
• оценить внешний государственный долг Российской Федерации на современном этапе;
• исследовать мировой опыт управления и оптимизации государственного долга в экономически развитых и развивающихся странах
• предложить направления оптимизации государственного долга в Российской Федерации.
Объект исследования - понятие «государственный долг».
Предмет исследования - причины, последствия и способы оптимизации государственного долга в России.
Теоретической и методологической базой дипломной работы являются исследования зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблеме.
Информационной основой послужили нормы законодательства, данные официальной статистики.
В работе использовались такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический, сравнение, табличный, графический методы и др.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.
Внешний долг Российской Федерации 2010 года по 2016 год увеличился на 289,2 млрд. долларов. В последние годы его увеличение обусловлено повышением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте и заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг. При этом, под конец 2016 г. внешний долг России сократился на $7,3 млрд (- 1,4%) до $516,1 млрд, сообщал Банк России. Нынешний показатель стал минимальным с первого квартала 2011 г., когда долг составлял $508,361 млрд. Уменьшение долга произошло за счет сокращения внешних обязательств российских банков (на $4,4 млрд) и обязательств прочих отраслей (на $5,5 млрд).
В 2013-2016 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2013 году относительно 2012 г. составил 18,79 0%, в 2014г. - 14,95%, в 2015 г. - 26,54 %, в 2016 г. - 0,92 %.
Практика управления государственным долгом должна постоянно приводится в соответствие с возникающими проблемами и реалиями экономики, а также в связи с изменением стратегии развития государства.
Применение того или иного метода управления государственным долгом Правительство должно обосновывать финансовой целесообразностью конкретного решения и тем социально-экономическим эффектом, которое данное решение в конечном счете принесет.
Исходя из опыта зарубежных кризисных процессов, эффективное развитие экономики в целом, а также ее главных участников (государства, банков), определяется взвешенным решением о совместном управлении государственным долгом. Идеи совместного управления суверенными активами перспективны в настоящее время. В частности, целесообразно было бы использовать управление государственным долгом и суверенными активами из единого центра - Росфинагентства. Такой подход обеспечивал бы маневренность и оперативность при выработке, принятии и реализации управленческих решений; эффективность использования финансовых, кадровых, информационно-аналитических и технологических ресурсов.
Можно выделить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации:
• списание на государственный долг текущего бюджетного недофинансирования за последние шесть лет в виде задолженностей предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, Центральному банку Российской Федерации и др.;
• ускоренный рост государственного внутреннего долга - следствие дефицитного бюджета;
• невозможность проведения перспективного анализа состояния государственного долга по причине отсутствия как средне - так и долгосрочного планирования объема и состава государственного долга, графиков его погашения;
• сведение управления долгом к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа.
Политика управления долгом должна быть направлена на:
• поддержку уровня долговой нагрузки, т.е. отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП не должно составлять более 15-20%;
• снижение затрат на обслуживание госдолга путем его пролонгации, т.е. доля в общем объеме затрат федерального бюджета не должна составлять более 10%;
• соблюдение индикаторов и показателей, установленных государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»;
• развитие внутреннего рынка капиталов.
Планы по погашению внешнего госдолга на 2017 год:
• 69,574 млрд. долларов в счет основного долга;
• 17,55 млрд. долларов в качестве процентной ставки.
Итак, по нашему мнению, для повышения эффективности управления долговой политикой необходимо следующее:
• достичь упорядоченности полного и прозрачного учета государственного долга по всем операциям с долгом и видам обязательств;
• создать общую базу данных и общую систему управления госдолгом, реальную системы оценки и предупреждения рисков, систему управления и мониторинга корпоративной и частной задолженностью;
• разработать действующую систему ответственности за отсутствие эффективности принимаемых решений при управлении госдолгом и принятии решений о займах;
• выделить лимиты полномочий и ответственность Банка России, Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти и других банков-агентов эмитента долговых обязательств государства.


1. Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс»
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс»
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. 1): Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс»
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2016 г. // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс»
5. Аверина П.Р. Государственный долг Российской Федерации // Международная экономика. - 2017. - №2. - С. 14-16.
6. Акопов А.Р. Роль государственного долга в экономике России // Финансы. - 2016. - №11. - С. 26-32.
7. Барулин С.В. Финансы. - М.: КНОРУС, 2013. - 451 с.
8. Бржеский Государственные долги России. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 430 с.
9. Булатова А.С. Экономика: Учебник. - М.: Экономистъ, 2013. - 425 с.
10. Бурменко Т.Д. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2013. - 520 с.
11. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг. - М.: Перспектива, 2016. - 101 с.
12. Варунина Е.И. Внешний государственный долг Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. - 2016. - №11. - С. 41-44.
13. Гайдаржи С.И. // Долговая политика: мировой опыт и российская практика. - М.: Финансовый университет, 2013 - 159 с.
14. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М .: ЧеРо, 2013. - 274 с.
15. Глухов В. Финансовые отношения в государственном управлении долгом // Проблемы теории и практики управления. - 2014 - № 11. - С. 32-36.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ