Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (РИТМИКА И ТАНЕЦ)

Работа №80504

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Краткая характеристика возрастных особенностей 10
1.2. Психофизическая характеристика 12
1.3. Познавательное развитие 17
1.4. Характеристика индивидуально-типологических различий 19
ГЛАВА 2. РИТМИКА И ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 24
2.1. Специфика содержания программного курса ритмики и танца 24
2.2. Особенности обучения и методика преподавания ритмики и танца в
начальной школе 28
2.3. Развитие творческих способностей 37
2.4. Роль педагога в учебно-воспитательном процессе 42
2.5. Связь ритмики с общеобразовательными предметами 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а развитие гармонически разносторонней личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, а так же подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества.
В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего, каждое из этих качеств способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
На образовательные области «Искусство» и «Физическая культура», непосредственно направленные на физическое, эмоционально-нравственное, художественно-эстетическое развитие ребёнка, в настоящее время в учебном плане начальной школы отводится в среднем 16,5% учебного времени. Традиционно в образовательную область «Искусство» входят музыка и изобразительное искусство, в последнее время к ним добавилась мировая художественная культура, популярный и широко распространённый вид искусства - хореография (ритмика и танец) в учебном плане отсутствует.
Мы считаем, что такое искусство, как хореография, может сыграть не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство, развивая не только эмоциональную сферу, но и совершенствуя человека физически.
Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времён года, ритм работы и музыки. Нетрудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчинённое определённому ритму, - это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше мы работаем физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии мы имеем возможность научить детей понимать сигналы их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но вернет человеку его собственный инструмент - его тело.
Потребность в движении присуща людям, и чем человек моложе, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. С годами двигательная активность ребёнка снижается, так как на её удовлетворение остаётся всё меньше и меньше времени. У детей, поступающих в школу, появляются новые заботы: учебный труд в школе и дома, чтение художественной литературы и т.д. Теряются природная лёгкость, грация и выразительность движений. Стесняясь своей неловкости, растущий человек становится в движении «косноязычным».
Неправильная организация в этот период режима дня и недостаточное внимание к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а двигательная «косноязычность» развивает различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть занятия ритмикой и танцем.
Ритмика и танец - средство эстетического воспитания, их специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, ритмика и танец дают возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения ритмики и танца, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Программно-методическое обеспечение преподавания ритмики и танца для детей младших классов общеобразовательной школы недостаточно разработано. Содержание курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой (1997 г.) построено в основном на бальной хореографии, не используются возможности народного и классического танцев; в учебном пособии с программой, примерами упражнений и тематическим планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М. (1972 г.) упор сделан на музыкально-ритмическом развитии детей, а физическому развитию учащихся особого внимания не уделяется: нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т.д.
Значительно шире представлены программы и различные методические разработки Министерства культуры по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, кружков, весь этот материал можно использовать на занятиях в общеобразовательной школе лишь фрагментарно.
Таким образом, выявляется противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса ритмики и танца, как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребёнка и отсутствием программно-методического обеспечения предмета ритмики и танца для общеобразовательной школы, доступных для изучения любому ребёнку, независимо от его природных дарований и возраста. Данное противоречие поднимает актуальность значимости проблемы, обоснования занятий ритмики и танца в общеобразовательной школе и определения условий и способов использования их как фактора гармоничного развития личности на примере младших школьников.
Это определило формулировку темы исследования: специфика работы педагога хореографа с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе. (Ритмика и танец).
Объект: Работа педагога хореографа с детьми младшего школьного возраста.
Предмет: Процесс создания педагогических условий способствующих гармоничному развитию детей младшего школьного возраста на занятиях ритмики и танца.
Цель: Выявление специфики работы педагога хореографа по гармоничному развитию младших школьников средствами ритмики и танца.
Гипотеза: ритмика и танец может и должна изучаться в общеобразовательной школе, так как расширяют возможности гармонического развития личности, при условии, что:
- в содержании программы будут определены минимальный и оптимальный объём содержания учебного материала в соответствии с возрастными психологическими и физическими особенностями детей, доступное для освоения любому ребёнку, независимо от его хореографических способностей;
- включенные в программу упражнения создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития учащихся;
- содержание программы, включающее игровые элементы, поможет эмоционально-образному восприятию учебного материала;
- освоение учебного материала, включённого в программу, не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
• изучить и проанализировать методический материал и
литературу по вопросам ритмики и танца;
• рассмотреть особенности развития младших школьников;
• выявить роль и место ритмики и танца в системе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;
• определить содержание, структуру и методику проведения занятий ритмикой и танцем в общеобразовательной школе;
• разработать программу дополнительного образования по ритмике и танцу для общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по ритмике и танцу; метод моделирования и проектирования; анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, самооценки, тестирования, анкетирования, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую и теоретическую основу работы составили: теории развития личности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Н.И.Тарасов, Р.В. Захаров и др.).
Квалификационная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является гармоничное развитие школьника. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Занятия ритмикой и танцем:
- оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека;
- способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус, воспитывает возвышенные чувства;
- содержат огромный воспитательный и обучающий потенциал, занятия хореографией являются острой необходимостью, что обусловлено стоящими перед школой задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности, гармоничного развития личности учащихся.
Конечно, ритмика и танец не может стать панацеей от всех бед, но всё же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого, что в целом развивает общую культуру учащихся и оказывает большое влияние на гармоничное развитие личности школьника.
Использование ритмики и танца, как предмета общеобразовательной области искусства в учебном плане школы и разработка программы по этому предмету, включающем минимальный и оптимальный объем изучаемого материала в процессе обучения, диктуется необходимостью, обусловленной существующим положением со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед школой задачами нравственного, физического, художественно- эстетического и эмоционального развития личности.
Занятия ритмикой и танцем должны вызывать интерес и эмоциональный подъем, т.к. предлагаемый в программе материал не требует наличия у учащихся специальных хореографических способностей. Проведение таких занятий окажет положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие и на духовное и нравственное воспитание детей.
Таким образом, предмет ритмика и танец гармонично вливается в учебный план образовательной программы школы.
В работе предложен вариант Программы дополнительного образования детей «Ритмика» для детей 7-11 лет, 4 года обучения (для общеобразовательной школы).


1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Асафьев Б. О балете. - М.: Музыка, М., 1974.
3. Базарова Н. Классический танец. — Л. : Искусство, 1 975 .
4. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: «Воронеж» 1996г.
5. Богданова О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: «Просвещение» 1980г.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. 2-е издание. - М.: «Просвещение» 1983г.
8. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1980.
9. Васильева Т.К. Секрет танца. - ТОО «Диамент» ООО «Золтой век» 1997г.
10. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М.:
Искусство. 1963.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М., 2000г.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
14. Давыдов В.В. Мир детства: младший школьник. - М.:«Педагогика» 1981г.
15. Данилова О.Н. Музыкальный мир личности. - М., 1993г.
16. Детская энциклопедия. Танцы от А до Я. Аргументы и факты. 1996г.
17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.,
1997г.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1993г.
19. Дубровина И.В. Психология. - М., 1998г.
20. Ефименко Н. Театр физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Минск: Пресс 1999г.
21. Жданов Л. Вступление в балет. - М.: Издательство «Планета» 1986г.
22. Захаров Р. Сочинение танца. - М., 1989г.
23. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. - М.: «Владос» 2009г.
24. Кордин А.С. Народное художественное творчество. - М.: «Музыка» 1990г.
25. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. - Л., 1981г.
26. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. - М., 1988г.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: «Академия» 2010г.
28. Никитин В.Ю. «Модерн, джаз, танец. Начало обучения».
Методическое пособие. - М., 1998г
29. Никитин В.Ю. «Модерн, джаз, танец. Конец обучения».
Методическое пособие. - М., 2004г.
30. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальные движения. - М.: «Просвещение» 1972г.
31. Руководство по растяжке связок и мышц. - М., 2012г.
32. Смирнов. В.М. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: «Владос» 2002г.
33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М-Л.: АПН, 1947г.
34. Ткаченко Т.С. Народный танец. Часть 1. Часть 2. - М., 1973г.
35. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: 1989г.
36. Череховская Р. Танцевать могут все. - Минск: «Народная асвета»,
1973г.
37. Яворский Б.Л Избранные труды.- М.: Со. Композитор, т. 2., ч. 1, 1987г.
38. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: «Просвещение» 1974г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ