Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у обучающихся
1.1. Уточнение понятия «профессиональная компетенция» и особенности ее формирования в образовательных организациях среднего профессионального образовании 5
1.2. Кейсовая технология как метод обучения: история развития, классификация
1.3. Разработка педагогических условий, способствующих развитию профессиональных компетенций в процессе профессионального образования студентов 18
Выводы по I главе 24
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций у
обучающихся ГБПОУ «Челябинский государственный техникум
промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» 25
2.1 Цели и задачи опытно-практической работы 25
2.2 Кейс-метод по теме «Товароведная характеристика кофе» 28
2.3 Апробация кейс-метода в процессе изучения темы «Товароведная характеристика кофе» 29
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложения 40
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших ребят потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом. Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Исходя из выше сказанного тема данного исследования: «Кейс-метод как средство формирование профессиональных компетенций у обучающихся».
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их сотрудников изучалось влияние содержания обучения на развитие интереса к учению и учебно-познавательных мотивов. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и многие другие ученые исследовали влияние личностных особенностей учителя на мотивацию к учению учащихся. Х.Й. Лийметс, И.С. Якиманская и другие рассматривали особенности формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы учащихся в процессе урока. В зарубежной психологии различные аспекты влияния мотивации на характер усвоения обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда, X. Хекхаузена и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке. В XX веке изучением проблемы формирования и развития учебной мотивации занимались следующие ученые: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.
Цель работы - определение условий и принципов применения кейс- метода, как средства формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Объект работы - формирование профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Предмет работы - кейс-метод, как средства формирования профессиональной компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Задачи работы:
1) Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) Доказать педагогическую эффективность использования кейс-метода, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации;
3) Экспериментально проверить эффективность использования кецс- методп, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Методы работы:
1) Анализ научной и научно-методической литературы.
2) Контрольное тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в адаптации кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций в профессиональной образовательной организации
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего», студенты группы 306 - 20 человек.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Для России кейс технологии или кейс методы обучения - сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс - технологии - один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.
Средством для достижения поставленных целей является кейс, как пакет документов для работы учащихся.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно - методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс - технологий.
Применение кейс - технологий в обучении позволяет создать благоприятную среду для отработки практических умений, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Таким образом, цели и задачи, намеченные в данной работе были достигнуты, путем синтеза, классификации и анализа методической литературы
1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций: 2-е изд., перераб. и доп.: [Текст] / Е.И. Бондарчук, Л.И Бондарчук. - К.: МАУП, 2007. - 168 с.
2. Бэкон Фрэнсис. О достоинстве и преумножении наук. Соч.: В 2 т. [Текст] - М.: Мысль, 1977. Т. 1. - 552 с.
3. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов: [Текст] / Под ред. Е.С. Полат - М.: ИОСО РАО, 2002.- 218 с.
4. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» - Киров, - 2007. - №4. - С. 54 - 58.
5. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru(дата обращения: 20. 05. 2014)
6. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2013. - № 10.
7. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс] / Е. Г. Завгородняя. - Режим доступа:http://festival.1september.ru(дата обращения: 22. 05. 2014)
8. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. - 2002. - № 10. - С. 74 - 82.
9. Казюлина, О. В. Использование кейс - метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс] / О. В. Казюлина. - Режим доступа: http: //www.uchportal .ru(дата обращения: 22. 05. 2014)
10. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей - предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. - 2013. - № 3. - С. 67 - 74.
11. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. - 15 с.
12. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // - М., Ладога - 100, - 2001. - 67 с.
13. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // - М.: Народное образование,- 1998. С. 17 - 24
14. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // - Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 - 93.
15. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально¬ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/ lections.
16. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций: Монография.: [Текст] / В.П. Казимиренко. - Киев: МЗУУП, 1993. - 384 с.
17. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе: [Текст] / Т. Котарбинский. - М.: Экономика, 1975. - 271 с.
18. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа: [Текст] / С.А. Кузьмин. - М.: Наука,1996. - 191 с.
19. Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для тьюторов: [Текст] / С.К. Бережная, Е.В. Васина, С.А. Иванов [и др.]; под общ. ред. Е.И. Казаковой, Т.Ю. Аветовой. - С.: Изд. «Логос», 2006. - 120 с.
20. Павельева Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. - 2008. - № 3. - С. 33-42.
21. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 176 с.
22. Панкрухин А.П. Маркетинг. Большой толковый словарь: [Текст] / А.П. Панкрухин.- М.: Омега-Л, 2010.-264 с.
23. Пугачёв В.П. Политология: справочник студента:[Текст]. - М.: ООО
«Издательство АСТ»; Филологическое общество «Слово», 2001. - 576 с.
24. «Пчела» : Древнерусский перевод. Том I . [Текст].— М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008. — 888 с. — (Памятники славяно-русской письменности. Новая серия).
25. Разумовский О.С. Вариационные принципы как способ выражения связи состояний [Текст] // Современный детерминизм и наука. Общие проблемы детерминизма. - М.: Наука, 1975. - Т. 1. - С. 293-319.
26. Реан А.А. Психология и педагогика: [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, Розум СИ. -СПб.: Питер, 2004. - 432 с.
27. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода: [Текст] / Ю.П. Сурмин, А.И. Сидоренко - Киев, 2002.-289 с.
28. Таранов П.С. Многоликая философия: [Текст] / П.С. Таранов - Донецк: Сталкер, 1998. - Т. 1. - 464 с.
29. Тимошенко И.И., Соснин А.С. Менеджер организации: Учеб. пособие: [Текст] / И.И. Тимошенко, А.С. Соснин- К.: Изд-во Европ. ин-та финансов, информ. систем, менеджм. и бизнеса. - 350 с.
30. Философский энциклопедический словарь: [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: «ИнфраМ», 2003. - 840 с.
31. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: [Текст] /
П.Г. Щедровицкий- М.: Педагогика, 2003. - 154 с.