Кейс-метод как средство формирование профессиональных компетенций у обучающихся
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у обучающихся
1.1. Уточнение понятия «профессиональная компетенция» и особенности ее формирования в образовательных организациях среднего профессионального образовании 5
1.2. Кейсовая технология как метод обучения: история развития, классификация
1.3. Разработка педагогических условий, способствующих развитию профессиональных компетенций в процессе профессионального образования студентов 18
Выводы по I главе 24
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций у
обучающихся ГБПОУ «Челябинский государственный техникум
промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» 25
2.1 Цели и задачи опытно-практической работы 25
2.2 Кейс-метод по теме «Товароведная характеристика кофе» 28
2.3 Апробация кейс-метода в процессе изучения темы «Товароведная характеристика кофе» 29
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложения 40
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у обучающихся
1.1. Уточнение понятия «профессиональная компетенция» и особенности ее формирования в образовательных организациях среднего профессионального образовании 5
1.2. Кейсовая технология как метод обучения: история развития, классификация
1.3. Разработка педагогических условий, способствующих развитию профессиональных компетенций в процессе профессионального образования студентов 18
Выводы по I главе 24
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций у
обучающихся ГБПОУ «Челябинский государственный техникум
промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» 25
2.1 Цели и задачи опытно-практической работы 25
2.2 Кейс-метод по теме «Товароведная характеристика кофе» 28
2.3 Апробация кейс-метода в процессе изучения темы «Товароведная характеристика кофе» 29
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложения 40
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших ребят потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом. Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Исходя из выше сказанного тема данного исследования: «Кейс-метод как средство формирование профессиональных компетенций у обучающихся».
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их сотрудников изучалось влияние содержания обучения на развитие интереса к учению и учебно-познавательных мотивов. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и многие другие ученые исследовали влияние личностных особенностей учителя на мотивацию к учению учащихся. Х.Й. Лийметс, И.С. Якиманская и другие рассматривали особенности формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы учащихся в процессе урока. В зарубежной психологии различные аспекты влияния мотивации на характер усвоения обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда, X. Хекхаузена и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке. В XX веке изучением проблемы формирования и развития учебной мотивации занимались следующие ученые: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.
Цель работы - определение условий и принципов применения кейс- метода, как средства формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Объект работы - формирование профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Предмет работы - кейс-метод, как средства формирования профессиональной компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Задачи работы:
1) Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) Доказать педагогическую эффективность использования кейс-метода, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации;
3) Экспериментально проверить эффективность использования кецс- методп, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Методы работы:
1) Анализ научной и научно-методической литературы.
2) Контрольное тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в адаптации кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций в профессиональной образовательной организации
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего», студенты группы 306 - 20 человек.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом. Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Исходя из выше сказанного тема данного исследования: «Кейс-метод как средство формирование профессиональных компетенций у обучающихся».
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их сотрудников изучалось влияние содержания обучения на развитие интереса к учению и учебно-познавательных мотивов. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и многие другие ученые исследовали влияние личностных особенностей учителя на мотивацию к учению учащихся. Х.Й. Лийметс, И.С. Якиманская и другие рассматривали особенности формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы учащихся в процессе урока. В зарубежной психологии различные аспекты влияния мотивации на характер усвоения обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда, X. Хекхаузена и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке. В XX веке изучением проблемы формирования и развития учебной мотивации занимались следующие ученые: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.
Цель работы - определение условий и принципов применения кейс- метода, как средства формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Объект работы - формирование профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Предмет работы - кейс-метод, как средства формирования профессиональной компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Задачи работы:
1) Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) Доказать педагогическую эффективность использования кейс-метода, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации;
3) Экспериментально проверить эффективность использования кецс- методп, как средства формирования профессиональных компетентности обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Методы работы:
1) Анализ научной и научно-методической литературы.
2) Контрольное тестирование.
3) Педагогический эксперимент.
4) Методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в адаптации кейс-метода как средства формирования профессиональных компетенций в профессиональной образовательной организации
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего», студенты группы 306 - 20 человек.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Для России кейс технологии или кейс методы обучения - сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс - технологии - один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.
Средством для достижения поставленных целей является кейс, как пакет документов для работы учащихся.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно - методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс - технологий.
Применение кейс - технологий в обучении позволяет создать благоприятную среду для отработки практических умений, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Таким образом, цели и задачи, намеченные в данной работе были достигнуты, путем синтеза, классификации и анализа методической литературы
В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс - технологии - один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.
Средством для достижения поставленных целей является кейс, как пакет документов для работы учащихся.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно - методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс - технологий.
Применение кейс - технологий в обучении позволяет создать благоприятную среду для отработки практических умений, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Таким образом, цели и задачи, намеченные в данной работе были достигнуты, путем синтеза, классификации и анализа методической литературы
Подобные работы
- Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование кейс-метода на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



