Управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
1.1. Проблема управления профессиональным
самоопределением в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности процесса профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 16
1.3. Модель управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 22
Глава 2. Организация исследования управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
2.1. Этапы, методы, методики исследования
профессионального самоопределения у студентов педагогического
колледжа 34
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
3.1. Программа управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 47
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 52
3.3. Технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации педагогам по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
Заключение 73
Библиографический список 75
Приложения 85
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
1.1. Проблема управления профессиональным
самоопределением в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности процесса профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 16
1.3. Модель управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 22
Глава 2. Организация исследования управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
2.1. Этапы, методы, методики исследования
профессионального самоопределения у студентов педагогического
колледжа 34
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
3.1. Программа управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 47
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа 52
3.3. Технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации педагогам по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
Заключение 73
Библиографический список 75
Приложения 85
В современном мире образование важно рассматривать как социокультурный, общественно-значимый процесс. В нем происходит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей. Все это будет способствовать становлению системы жизненных ценностей и ориентиров молодежи, будут определяться профессиональные перспективы развития.
В современных условиях образования одной из важнейших задач является создание оптимальных условий для профессионального самоопределения личности, развития самореализации, как в жизненной, так и в профессиональной сфере.
Также интерес к данной проблеме профессионального самоопределения обусловлен практическим запросом, который сформирован условиями экономических преобразований в нашей стране.
Е.А. Климов в своих работах пишет, что одним из факторов самоопределения личности является профессиональное самоопределение, которое в психолого-педагогической литературе встречается как процесс становления определенного отношения к профессионально-трудовой среде.
Проблема профессионального самоопределения исследовалась и освещена в трудах таких авторов как Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, И.Б. Котова, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова, Л.Б. Шнейдер, и др. Также проблему профессионального выбора, которая в свою очередь формируется в процессе профессионального самоопределения изучали следующие авторы Е.М. Борисова, Е.С. Засыпкина, С.А. Сидоренко и др. Управление процессом самоопределения личности было затронуто в работах Л.П. Бурцевой, А.Н. Чистяковой.
Социокультурная и экономическая значимость обусловили выбор темы «Управление процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа».
Цель работы - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Объект исследования - профессиональное самоопределение у студентов педагогического колледжа.
Предмет - управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования:
1) Процесс профессионального самоопределения у студентов в образовательных условиях педагогического колледжа характеризуется гетерохронностью и низкой динамикой основных компонентов и требует создания программы его управления.
2) Управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа будет эффективным, если будет реализована совокупность психолого-педагогических условий:
- диагностирование и учет компонентов и факторов профессионального самоопределения у студентов;
- формирование модели управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа, характеризующейся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков;
- создание и реализация опытно-экспериментальной программы по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
3. Разработать модель управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
4. Выбрать методики исследования и провести констатирующий эксперимент.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать программу управления процессом
профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
7. Провести работу по формированию и проанализировать результаты.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации и технологическую карту внедрения результатов опытно-экспериментального исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: метод классификации и систематизации, метод
обобщения, метод моделирования.
Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий),
тестирование, психодиагностические методики «Опрос на устойчивость и продуманность профотбора», «Изучения факторов привлекательности профессии» В.Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана, «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» (Л.Н. Кабардова).
Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента (для связанных выборок). Для обработки данных был использован пакет программы «Statistic 6.0.».
База и организация исследования:
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВПО ЧПК № 2. К проведению эмпирической работы привлекались студенты ЧПК № 2, 1и 3 курсов, общий объем выборки составил 50 человек, девушки в возрасте от 16 до 20 лет.
Теоретико-методологическая значимость исследования заключается в разработке модели управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Практическая значимость данной работы выражена во внедрении программы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа в образовательный и воспитательный процесс образовательной организации, на основании полученных результатов были разработаны технологическая карта внедрения результатов исследования и рекомендации для педагогов по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (три главы), заключение, библиографический список: 83 источника, 4 приложения, полный объем диссертации составляет 140 страниц.
В современных условиях образования одной из важнейших задач является создание оптимальных условий для профессионального самоопределения личности, развития самореализации, как в жизненной, так и в профессиональной сфере.
Также интерес к данной проблеме профессионального самоопределения обусловлен практическим запросом, который сформирован условиями экономических преобразований в нашей стране.
Е.А. Климов в своих работах пишет, что одним из факторов самоопределения личности является профессиональное самоопределение, которое в психолого-педагогической литературе встречается как процесс становления определенного отношения к профессионально-трудовой среде.
Проблема профессионального самоопределения исследовалась и освещена в трудах таких авторов как Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, И.Б. Котова, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова, Л.Б. Шнейдер, и др. Также проблему профессионального выбора, которая в свою очередь формируется в процессе профессионального самоопределения изучали следующие авторы Е.М. Борисова, Е.С. Засыпкина, С.А. Сидоренко и др. Управление процессом самоопределения личности было затронуто в работах Л.П. Бурцевой, А.Н. Чистяковой.
Социокультурная и экономическая значимость обусловили выбор темы «Управление процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа».
Цель работы - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Объект исследования - профессиональное самоопределение у студентов педагогического колледжа.
Предмет - управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования:
1) Процесс профессионального самоопределения у студентов в образовательных условиях педагогического колледжа характеризуется гетерохронностью и низкой динамикой основных компонентов и требует создания программы его управления.
2) Управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа будет эффективным, если будет реализована совокупность психолого-педагогических условий:
- диагностирование и учет компонентов и факторов профессионального самоопределения у студентов;
- формирование модели управления процессом профессионального
самоопределения у студентов педагогического колледжа, характеризующейся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков;
- создание и реализация опытно-экспериментальной программы по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
3. Разработать модель управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
4. Выбрать методики исследования и провести констатирующий эксперимент.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать программу управления процессом
профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
7. Провести работу по формированию и проанализировать результаты.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации и технологическую карту внедрения результатов опытно-экспериментального исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: метод классификации и систематизации, метод
обобщения, метод моделирования.
Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий),
тестирование, психодиагностические методики «Опрос на устойчивость и продуманность профотбора», «Изучения факторов привлекательности профессии» В.Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана, «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» (Л.Н. Кабардова).
Методы обработки данных, математико-статистического анализа: методы описательной статистики; t-критерий Стьюдента (для связанных выборок). Для обработки данных был использован пакет программы «Statistic 6.0.».
База и организация исследования:
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВПО ЧПК № 2. К проведению эмпирической работы привлекались студенты ЧПК № 2, 1и 3 курсов, общий объем выборки составил 50 человек, девушки в возрасте от 16 до 20 лет.
Теоретико-методологическая значимость исследования заключается в разработке модели управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Практическая значимость данной работы выражена во внедрении программы управления процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа в образовательный и воспитательный процесс образовательной организации, на основании полученных результатов были разработаны технологическая карта внедрения результатов исследования и рекомендации для педагогов по управлению процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (три главы), заключение, библиографический список: 83 источника, 4 приложения, полный объем диссертации составляет 140 страниц.
В первой главе мы рассмотрели понятие профессионального самоопределения, особенности процесса профессионального самоопределения в юности, построили дерево целей и модель управления процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.
Во второй главе нами были выделены этапы работы: поисково-подготовительный и исследовательский и рассмотрен ход работы в каждом этапе, были рассмотрены методы, с помощью которых проходило исследование: тестирование - это исследовательский метод, который
позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков и способностей, а также их соответствие определенным в обществе нормам, путем анализа выполненных испытуемым заданий; опросник - методика, материал которых представлен в виде вопросов, на которые испытуемому следует ответить, или утверждения с которыми он должен согласиться или не согласиться.
Также были выбраны методики для диагностики уровня профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа: тестирование по методикам «Изучения факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реана, «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Тест опрос на устойчивость и продуманность профотбора».
Нами была составлена характеристика уровней профессионального самоопределения. Диагностика исследования уровня профессионального самоопределения студентов педагогического коллежа была проведена на базе ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №2». В диагностике принимали участие студенты 2х групп, по одной группе с первого и третьего курсов.
В третьей главе нами была разработана программа управления процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. В основу построения содержания психолого-педагогической коррекционной программы легли положения теории Н.С. Пряжникова и Г.В. Резапкиной. Также в третьей граве нами был проведен контрольный этап эксперимента и математическая и статистическая обработка полученных данных. Нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам по управлению процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа и технологическая карта внедрения результатов опытно-экспериментального исследования.
Во второй главе нами были выделены этапы работы: поисково-подготовительный и исследовательский и рассмотрен ход работы в каждом этапе, были рассмотрены методы, с помощью которых проходило исследование: тестирование - это исследовательский метод, который
позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков и способностей, а также их соответствие определенным в обществе нормам, путем анализа выполненных испытуемым заданий; опросник - методика, материал которых представлен в виде вопросов, на которые испытуемому следует ответить, или утверждения с которыми он должен согласиться или не согласиться.
Также были выбраны методики для диагностики уровня профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа: тестирование по методикам «Изучения факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реана, «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Тест опрос на устойчивость и продуманность профотбора».
Нами была составлена характеристика уровней профессионального самоопределения. Диагностика исследования уровня профессионального самоопределения студентов педагогического коллежа была проведена на базе ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №2». В диагностике принимали участие студенты 2х групп, по одной группе с первого и третьего курсов.
В третьей главе нами была разработана программа управления процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. В основу построения содержания психолого-педагогической коррекционной программы легли положения теории Н.С. Пряжникова и Г.В. Резапкиной. Также в третьей граве нами был проведен контрольный этап эксперимента и математическая и статистическая обработка полученных данных. Нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам по управлению процессом профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа и технологическая карта внедрения результатов опытно-экспериментального исследования.
Подобные работы
- Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЯХ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Управление профессиональным становлением молодого специалиста в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Мотивация студентов к профессиональной деятельности
(на примере педагогического колледжа)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развивающие мероприятия педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



